Гора родила мышь? К вопросу о «расшифровке» «Черного квадрата»
ARTinvestment.RU   16 ноября 2015

Зачем нужно менять отношение к культурным достижениям собственной страны

Новость, почти затмившая войну в Сирии, эвакуацию туристов из Египта, допинговый скандал и прочие мелочи вроде повышения тарифов на грузоперевозки, оказалась связана с картиной Малевича «Чёрный квадрат». Наконец-то были проведены полноценные исследования этого полотна, которые наконец-то раскрыли тайну его появления. Сто лет разнообразные ученые, от искусствоведов до теологов, ломали себе головы над тем, откуда он взялся да что обозначает. И вот свершилось! «Чёрный квадрат» Малевича не переломная веха в развитии живописи, не точка и начало всего, не антихристово отродье, не отражение ужаса надвигающегося красного Октября, а всего лишь шутка юмора. Жалкий плагиат на весёлую шуточку хорошего французского художника Альфонса Алле.

И началось, как пожар в степи, понеслась эта новость по средствам массовой информации, с громкими разоблачительными заголовками:

gazeta.ru: «…искания русских авангардистов… как отклик на французские штучки»;

НТВ: «Черный квадрат» может быть не чем иным, как ответом Малевича на полотно французского писателя Альфонса Алле “Битва негров в темной пещере глубокой ночью”»;

«Комсомольская правда»: «Третьяковка разгадала тайну “Черного квадрата” Малевича»;

«Ведомости»: «После детальных исследований уже с применением современной аппаратуры под черной краской были обнаружены два изображения и надпись. Одно слово из которой… так и не расшифровано. Два других — это “битва” и “негров”».

Lifenews: «Учёные прочитали на полотне фразу “Битва негров в тёмной пещере”. Вероятно, это отсылка к другому эксцентричному деятелю искусств — французу Альфонсу Алле».

Следом за СМИ отреагировали социальные сети — мол, «Наконец-то…», да «Слава Богу…» и «Сколько можно было терпеть эту гадость…» Такое чувство, что все только и ждали, когда наконец сгинет морок авангардизма и его флагман «Чёрный квадрат». Ведь есть же хорошая живопись, где всё мазочек к мазочку, красочка к красочке, где глаз радуется на синее небо и зелёную травку. Где колосятся колосья, а румяные карапузы с крылышками пускают любовные стрелы. И не нужно нам этих кубистическо-супрематических уродств, от них только беспокойство да брожение умов в неокрепших душах подрастающего поколения. Сам Патриарх в заботе о нас, словно предчувствуя нынешнее разоблачение магии «Чёрного квадрата», не так давно говорил о своем отношении к нему: «…этот черный и страшный квадрат — подлинное отражение того, что в душе этого Малевича было. И он [квадрат] отражает не только самого Малевича, он отражает дух эпохи. А для того, чтобы понять, что с нами происходит, вы возьмите Владимирскую икону Божьей матери и “Черный квадрат” Малевича, и вам никаких больше писаний не нужно, никаких монографий, никаких доказательств. Вы видите, что с человечеством произошло».

Ну что, читатель, выбросить и забыть? Вроде всё ясно, не было и нет никакой загадки. Так?

Так да не так.

Да, действительно, Малевич не был первым, кто изобразил квадрат. Первым это сделал Роберт Фладд ещё в 1617 году, он написал картину с названием «Великая тьма». Знал ли о ней Малевич? Некоторые считают — да. Мол, Малевич был мистик и следовательно не мог не знать труды другого мистика и астролога, коим был Фладд. Убедительно? Не очень, и к тому же, если корни отсюда, из мистики, то почему мир не вздрогнул от мистического квадрата Фладда, а дождался мистического квадрата Малевича, который никаким мистиком себя к тому же не считал?

Кто следующий? А следующим изобразившим «чёрный квадрат» был Гюстав Доре. В 1854 году, в своей книге «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси», он проиллюстрировал им первую страницу и сделал к ней подпись: «Происхождение российской истории теряется во мраке веков». Здорово, да? Второе появление Чёрного Квадрата, и оно уже было привязано к России.

На этом заканчивается серьезный подход к квадратам и начинается юмористический. Следующим автором в списке истори, идёт Пол Билход, со своей картиной «Ночная драка негров в подвале», созданной в 1882 году, а следом — Альфонс Алле с «Битвой негров в пещере темной ночью», написанной через одиннадцать лет, в 1893 году. У него, правда, не квадрат, а прямоугольник, и он на «Чёрном прямоугольнике» не остановился, а создал целую серию разных цветов. Например, он создал «Голубой прямоугольник» с названием «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» в 1893-м, а в следующем, 1894-м — «Красный прямоугольник» с названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Забавно, но и только. Кто знал и помнил об этих картинах и об этих авторах?

Почему история не среагировала на эти квадраты и прямоугольники? Почему триумфально вошёл в неё именно «Квадрат» Малевича?

Ответа нет, загадка осталась. Исчезнет она после того, как дотошные исследователи «расшифруют» надпись на первом «Чёрном квадрате»? Перестанет он быть одной из самых известных картин в мире, с которым может поспорить только «Джоконда» Леонардо Да Винчи? Нет, не перестанет, за это можно не беспокоиться. А что действительно расстраивает, так это наше отношение, к своим собственным достижениям. Нет у нас в России другой культурной страницы, которую так знает и ценит весь остальной мир. Казалось бы, радоваться нужно да пользоваться этим, хоть в духовном, хоть в материальном смысле. Пример? Пожалуйста. Кто был в Австрии, тот видел царящий там культ Моцарта и Климта. Буквально шагу нельзя ступить без того, чтобы глаз не споткнулся об их изображение на конфетах, тарелках, плакатах и прочих сувенирных и бытовых поверхностях. Плохо? Нет, хорошо: хочешь не хочешь, а кусочек «Моцарта» увезешь и будешь считать его лучшим композитором, а Климта — лучшим художником. Плохой пример? Нам теперь Европа не указ? Нам теперь мракобесие подавай?

Сегодня возмущаемся и улюлюкаем, завтра топчем (хотя это уже сегодня), послезавтра всё начинаем с нуля. Может, в этом и есть наша суть, наша национальная идея? Мы, как чёрная дыра, не помним и не хотим помнить своего прошлого. Может быть, «Чёрный Квадрат», как раз лучше всего отражает это? Как зеркало которое, увы, не кривое? А нам страшно смотреть в него потому, что это правда?


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20151116_blacksquare.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20151116_blacksquare.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх