- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Гора родила мышь? К вопросу о «расшифровке» «Черного квадрата»
ARTinvestment.RU 16 ноября 2015
Зачем нужно менять отношение к культурным достижениям собственной страны
Новость, почти затмившая войну в Сирии, эвакуацию туристов из Египта, допинговый скандал и прочие мелочи вроде повышения тарифов на грузоперевозки, оказалась связана с картиной Малевича «Чёрный квадрат». Наконец-то были проведены полноценные исследования этого полотна, которые наконец-то раскрыли тайну его появления. Сто лет разнообразные ученые, от искусствоведов до теологов, ломали себе головы над тем, откуда он взялся да что обозначает. И вот свершилось! «Чёрный квадрат» Малевича не переломная веха в развитии живописи, не точка и начало всего, не антихристово отродье, не отражение ужаса надвигающегося красного Октября, а всего лишь шутка юмора. Жалкий плагиат на весёлую шуточку хорошего французского художника Альфонса Алле.
И началось, как пожар в степи, понеслась эта новость по средствам массовой информации, с громкими разоблачительными заголовками:
gazeta.ru: «…искания русских авангардистов… как отклик на французские штучки»;
НТВ: «Черный квадрат» может быть не чем иным, как ответом Малевича на полотно французского писателя Альфонса Алле “Битва негров в темной пещере глубокой ночью”»;
«Комсомольская правда»: «Третьяковка разгадала тайну “Черного квадрата” Малевича»;
«Ведомости»: «После детальных исследований уже с применением современной аппаратуры под черной краской были обнаружены два изображения и надпись. Одно слово из которой… так и не расшифровано. Два других — это “битва” и “негров”».
Lifenews: «Учёные прочитали на полотне фразу “Битва негров в тёмной пещере”. Вероятно, это отсылка к другому эксцентричному деятелю искусств — французу Альфонсу Алле».
Следом за СМИ отреагировали социальные сети — мол, «Наконец-то…», да «Слава Богу…» и «Сколько можно было терпеть эту гадость…» Такое чувство, что все только и ждали, когда наконец сгинет морок авангардизма и его флагман «Чёрный квадрат». Ведь есть же хорошая живопись, где всё мазочек к мазочку, красочка к красочке, где глаз радуется на синее небо и зелёную травку. Где колосятся колосья, а румяные карапузы с крылышками пускают любовные стрелы. И не нужно нам этих кубистическо-супрематических уродств, от них только беспокойство да брожение умов в неокрепших душах подрастающего поколения. Сам Патриарх в заботе о нас, словно предчувствуя нынешнее разоблачение магии «Чёрного квадрата», не так давно говорил о своем отношении к нему: «…этот черный и страшный квадрат — подлинное отражение того, что в душе этого Малевича было. И он [квадрат] отражает не только самого Малевича, он отражает дух эпохи. А для того, чтобы понять, что с нами происходит, вы возьмите Владимирскую икону Божьей матери и “Черный квадрат” Малевича, и вам никаких больше писаний не нужно, никаких монографий, никаких доказательств. Вы видите, что с человечеством произошло».
Ну что, читатель, выбросить и забыть? Вроде всё ясно, не было и нет никакой загадки. Так?
Так да не так.
Да, действительно, Малевич не был первым, кто изобразил квадрат. Первым это сделал Роберт Фладд ещё в 1617 году, он написал картину с названием «Великая тьма». Знал ли о ней Малевич? Некоторые считают — да. Мол, Малевич был мистик и следовательно не мог не знать труды другого мистика и астролога, коим был Фладд. Убедительно? Не очень, и к тому же, если корни отсюда, из мистики, то почему мир не вздрогнул от мистического квадрата Фладда, а дождался мистического квадрата Малевича, который никаким мистиком себя к тому же не считал?
Кто следующий? А следующим изобразившим «чёрный квадрат» был Гюстав Доре. В 1854 году, в своей книге «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси», он проиллюстрировал им первую страницу и сделал к ней подпись: «Происхождение российской истории теряется во мраке веков». Здорово, да? Второе появление Чёрного Квадрата, и оно уже было привязано к России.
На этом заканчивается серьезный подход к квадратам и начинается юмористический. Следующим автором в списке истори, идёт Пол Билход, со своей картиной «Ночная драка негров в подвале», созданной в 1882 году, а следом — Альфонс Алле с «Битвой негров в пещере темной ночью», написанной через одиннадцать лет, в 1893 году. У него, правда, не квадрат, а прямоугольник, и он на «Чёрном прямоугольнике» не остановился, а создал целую серию разных цветов. Например, он создал «Голубой прямоугольник» с названием «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» в 1893-м, а в следующем, 1894-м — «Красный прямоугольник» с названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Забавно, но и только. Кто знал и помнил об этих картинах и об этих авторах?
Почему история не среагировала на эти квадраты и прямоугольники? Почему триумфально вошёл в неё именно «Квадрат» Малевича?
Ответа нет, загадка осталась. Исчезнет она после того, как дотошные исследователи «расшифруют» надпись на первом «Чёрном квадрате»? Перестанет он быть одной из самых известных картин в мире, с которым может поспорить только «Джоконда» Леонардо Да Винчи? Нет, не перестанет, за это можно не беспокоиться. А что действительно расстраивает, так это наше отношение, к своим собственным достижениям. Нет у нас в России другой культурной страницы, которую так знает и ценит весь остальной мир. Казалось бы, радоваться нужно да пользоваться этим, хоть в духовном, хоть в материальном смысле. Пример? Пожалуйста. Кто был в Австрии, тот видел царящий там культ Моцарта и Климта. Буквально шагу нельзя ступить без того, чтобы глаз не споткнулся об их изображение на конфетах, тарелках, плакатах и прочих сувенирных и бытовых поверхностях. Плохо? Нет, хорошо: хочешь не хочешь, а кусочек «Моцарта» увезешь и будешь считать его лучшим композитором, а Климта — лучшим художником. Плохой пример? Нам теперь Европа не указ? Нам теперь мракобесие подавай?
Сегодня возмущаемся и улюлюкаем, завтра топчем (хотя это уже сегодня), послезавтра всё начинаем с нуля. Может, в этом и есть наша суть, наша национальная идея? Мы, как чёрная дыра, не помним и не хотим помнить своего прошлого. Может быть, «Чёрный Квадрат», как раз лучше всего отражает это? Как зеркало которое, увы, не кривое? А нам страшно смотреть в него потому, что это правда?
https://artinvestment.ru/invest/events/20151116_blacksquare.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20151116_blacksquare.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"