Выставка FIAC 2011: современное искусство в Париже
Обзор и фоторепортаж
В Париже с 20 по 23 октября прошла ежегодная выставка-продажа FIAC 2011, в которой участвовали как молодые, так и опытные галереи современного и актуального искусства. Новые участники мирового масштаба перевели FIAC на более высокий уровень. Итоги превзошли все ожидания по количеству проданных работ и скорости реализации сделок.
Удалось ли наконец FIAC (Foire internationale d’art contemporain) победить свою лондонскую соперницу Frieze? Этот вопрос не давал покоя уже с самого первого дня ярмарки современного искусства в Париже. Frieze закончилась, а продавцы всё гнули свою линию и неизменно продолжали опровергать мнение о сложной экономической обстановке, предлагая работы по ценам, превышающим прошлогодние. Результатом их стараний стал разрушенный миф о том, что FIAC — это ярмарка, где продажи осуществляются до миллиона. Но конечно, кроме продавцов, «постарались» и Жан Дюбюффе (около 1 000 000 евро), Александр Колдер (1 300 000 евро), Аниш Капур (1 400 000 евро), Жоан Миро (1 500 000 евро), Эрнст Людвиг Кирхнер (3 840 747 евро), Жан-Мишель Баския (5 000 000 евро).
В первые же часы после открытия началась охота на объекты современного искусства; продавцы были явно удивлены. Арт-специалисты и владельцы галерей, впрочем, наверное, как и сами коллекционеры, не рассчитывали на подобный ажиотаж. Однако, по заявлению основателя знаменитой The Pace Gallery Арне Глимчера, «атмосфера больше напоминала Art Basel, чем FIAC. Продажи начались у нас сразу же после открытия, это было потрясающе. Я не ожидал такого стремительного спроса, особенно в подобной экономической ситуации. Но я думаю, что мы привезли хороших художников».
И действительно, количество интересных, высококлассных работ приятно удивило.
В этом году у FIAC осталась одна площадка вместо двух, как было в предыдущие годы. В знаменитом каре Лувра, где ранее под тентом во время ярмарки располагались молодые галереи, сейчас ведутся реставрационные работы. Поэтому администрации Гран-Пале пришлось в ускоренном режиме подготавливать дополнительные экспозиционные площади, размер которых оказался на 1000 квадратных метров меньше, чем на предыдущей площадке. И все равно под великолепным стеклянным куполом удалось поместить 168 участников, что на 26 меньше, чем в прошлом году. Как сообщила художественный директор FIAC Дженнифер Флэй, в связи с изменениями организации пространства конкуренция при отборе была жесточайшая. Размер стендов уменьшился, а цена за квадратный метр увеличилась с 385 до 465 евро. Учитывая испытанные неудобства, министерство культуры пообещало к следующей ярмарке открыть Парадную гостиную, что добавит 1200 квадратных метров выставочного пространства.
Под центральным сводом на площади 13 500 квадратных метров, казалось, расположись все сильные мира сего. В центре — лондонская White Cube и многонациональная Gagosian Gallery; The Pace Gallery, которая вернулась на FIAC после почти 30-летнего отсутствия, соседствовала с парижскими галереями 1900–2000 и Daniel Templon. Последняя заинтриговала посетителей марионеткой из натуральных, крашеных в красный цвет губок, держащей подобие шара из жемчуга, и брошенным к ее ногам золотым кольцом размером с автомобильную шину.
Georges-Philippe & Nathalie Vallois покорили всех посетителей своим чучелом осла, сидящим на огромной куче книг, работы Пилар Албаррасин (Pilar Albarracín) и предлагаемым за 60 000 евро. Некоторые не могли удержаться и пролистывали книги из кучи, желая тем самым, видимо, приобщиться к процессу самообразования.
Традиционных фаворитов и на этот раз ждал успех. В White Cube продали витрину Дэмиена Херста (Damien Hirst) с рыбами Where Will it End? (1993) за 2,8 миллиона долларов. А у Гагосяна двойной шкафчик с лекарствами оказался более доступным по цене —1,75 миллиона долларов. Там же был представлен «Мушкетер» Пикассо за 6–8 миллионов долларов.
Почти идентичные работы Аниша Капура фигурировали в разных цветах в четырёх галереях. Казалось, что продавцы договорились при выборе цвета. Так, в Kamel Mennour бордового Капура предлагали за 550 000 фунтов стерлингов, а зелёного в Continua за 650 000 евро. Однако ни та, ни другая работа не нашли своего хозяина.
Стенд Эммануэля Перротэна Galerie Perrotin пестрел красными точками с самого открытия; причиной этого, несомненно, было изобилие достойных экспонатов. Огромная новая работа на четырех панно Такаши Мураками (Takashi Murakami) была продана еще до открытия примерно за 2-3 миллиона евро некоему европейскому музею, который предпочел остаться неизвестным. В центре стенда возвышалась объемная пятиметровая брюссельская башня работы Вима Делвуа (Wim Delvoye), вырезанная лазером из нержавеющей стали. Правда, продать удалось лишь ее уменьшенную копию. Также интерес вызвала их восемнадцатиметровая «сестра», не представленная на FIAC по понятным причинам.
Противоположный стенд привлек внимание своими менее масштабными, но крайне необычными скульптурами. Hauser&Wirth привезли скульптуру свитера, огромные бусы, женскую фигурку со ступней во рту и керамическую собаку, испражняющуюся в шланг.
Даже по этим нескольким примерам видно, что течение contemporary art было представлено широко и в полном своем изобилии. А что же modern art? Удалось ли ему составить достойную компанию великим именам актуального искусства?
Ответ мы нашли на стенде парижской галереи Applicat-Prazan, занявшей позицию рядом с Natalie Seroussi. Основоположник ар-брют Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet) расположился там рядом с «магическим реалистом» Сержем Шаршуном (Serge Charchoune) и представителем Парижской школы Сержем Поляковым (Serge Poliakoff); абстрактный экспрессионизм (action painting) был широко представлен работами Ганса Гартунга (Hans Hartung), Николя де Сталя (Nicolas de Staël) и «творца цвето-света» Андре Ланского (André Lanskoy).
Нельзя не упомянуть и о дизайне стендов. Одни галереи воссоздавали планировку своих обычных помещений, другие выстраивали причудливые лабиринты, третьи предпочли открытое пространство; подобранная со вкусом мебель и живые цветы на столах представителей галерей, несомненно, оживляли и без того нескучную обстановку.
Два стенда приковывали внимание публики прежде всего своим оформлением. Деревянный домик-избушка Марка Диона (Mark Dion) с головой оленя над входом, занимающий основную часть пространства у парижской галеристки Фабьен Леклерк (Fabienne Leclerc). Работа под названием The Dark Museum представляла собой деревянный дом, в котором были организованы витрины с экспонатами. Его собрали непосредственно в Гран-Пале и назначили цену в 330 000 евро, однако коллекционеры предпочли ограничиться любопытством. Тем не менее владелица галереи не казалась расстроенной: «Мы — галерея, и наша роль — рисковать».
Швейцарская галерея GMURZYNSKA, напротив, предпочла изысканный дизайн Карла Лагерфельда, который предложил отделать просторный стенд светло-серыми, будто покрытыми инеем, досками. Этот необычный и стильный дизайнерский ход стал отличной декорацией для эклектичной и богатой на имена экспозиции — Павел Филонов, Казимир Малевич, Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Ив Кляйн (Yves Klein), Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat), Жоан Миро (Joan Miró), граффитист Бэнкси (Banksy) и др.
Галерее Van de Weghe удалось создать прекрасную сбалансированную экспозицию музейного уровня. Помимо прочего, они представили две работы Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) 1981 и 1986 годов рядом с Роем Лихтенштейном (Roy Lichtenstein) 1973 года, Александром Колдером (Alexander Calder) и политически направленной работой Ричарда Принса (Richard Prince) 1990 года.
На втором этаже, открытом специально для FIAC, нашлось место и молодым галереям — Maccarone из Нью-Йорка, Mark Foxx из Лос-Анджелеса и Vermelho из Сан-Паулу, которые участвовали в парижской ярмарке впервые. Свои работы представляли 10 галерей из сектора Lafayette и 4 галереи, номинированные на премию Марселя Дюшана. Несмотря на то, что мы увидели много галерей с других континентов, FIAC остается более национально и европейски направленной, нежели ее интернациональные коллеги: 33 процента галерей из Франции и 67 процентов — из Европы.
FIAC активно расширяет поле своей деятельности, в том числе и за пределами Гран-Пале: насыщает программу перформансами, видео-артом и фильмами, показывает скульптуры на открытых площадках. Таким образом галереи, не присутствующие на главной площадке, получают возможность показать себя в рамках международного мероприятия.
Сад Тюильри, к примеру, в этом году отмечает пятилетний юбилей участия в ярмарке. Здесь, в парке, перепланированном при Людовике XIV, органично смотрелись множество скульптур современных художников. «Сумма гипотез» Венсана Може (Vincent Mauger) в виде взорванной звезды из дерева и металла (эстимейт 35000 евро) с комфортом расположилась на лужайке на фоне южного крыла Лувра. Идею своеобразного «взрыва» поддержал и вьетнамец Дан Во (Danh Vo), раскидавший по саду куски воспроизведенной в точности статуи Свободы. Рено Огюст-Дормёй (Renaud Auguste-Dormeuil) во время своего перформанса расставил на земле 750 свечей — они воспроизводили конфигурацию небесных тел через 100 лет, а Навид Нуур (Navid Nuur) бросил у одного из прудов огромную бетонную комету, которая не оставила равнодушными любопытных фотографов, туристов и парижан.
Cоперничество между лондонской Frieze и парижской арт-ярмаркой было налицо. Несомненно, в этом году FIAC сильно выиграла благодаря участию лондонских и нью-йоркских звезд арт-рынка. Как сказал Арне Глимчер: «FIAC стоит на уровень выше, чем Frieze. Возможно, я не должен этого говорить, но это так. Frieze должна напрячься и стать более избирательной».
Репортаж предоставлен галереей «Сова-Арт» (Санкт-Петербург, www.sova-art.com) специально для AI
От редакции: AI благодарит галерею «Сова-Арт» (Санкт-Петербург) за предоставленные материалы.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20111102_fiac_2011_obzor.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20111102_fiac_2011_obzor.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.