Ярмарка TEFAF в Маастрихте
ARTinvestment.RU   30 марта 2011

Мэтью Стивенсон, управляющий директор Christie’s Россия, рассказывает о только что завершившейся TEFAF

В расписании международных художественных ярмарок не многие могут похвастаться таким разнообразием высококачественных работ в целом ряде категорий, как маастрихсткая TEFAF (в этом году она прошла с 18 по 27 марта). Именно здесь шансы найти поистине выдающиеся работы беспрецедентно высоки. Об ее привлекательности для состоятельных коллекционеров можно судить хотя бы по тому факту, что уже в день открытия в аэропорту Маастрихта заканчиваются посадочные места, отведенные частным самолетам.

Как и на открытии Венецианской биеннале, в первые дни на TEFAF в любой момент можно лицом к лицу столкнуться со всеми, кто имеет хоть какой-то вес в мире арт-рынка: коллекционерами-миллиардерами, директорами музеев, кураторами, арт-дилерами, реставраторами, сотрудниками аукционных домов. Человеку неподготовленному ярмарка может показаться необъятной, и ему понадобится как минимум два дня, чтобы понять что к чему. Как-никак здесь представлено около 260 галерей, а количество произведений искусства достигает 30 тысяч. Чтобы не запутаться, существует деление на секции (антиквариат, живопись, современное искусство, работы на бумаге и так далее).

Работы Старых Мастеров, полотна импрессионистов, предметы антиквариата, ювелирные украшения и произведения декоративно-прикладного искусства выставляются лидирующими в своей области арт-дилерами, которые тщательно отбираются после длительного ожидания. Все работы заранее скрупулезно проверяются, что позволяет покупателям быть уверенными в их подлинности и качестве.

Для тех, кто пристально следит за происходящим на арт-рынке, не составит труда узнать среди фаворитов выставки работы, относительно недавно ушедшие с молотка в ходе того или иного аукциона. Как уже было отмечено некоторыми наблюдателями, воспевшими прозорливость и чувство вкуса дилеров, которые приобрели эти произведения, на ярмарке они предстают вниманию зрителей в несколько другой обстановке и иногда в несколько усовершенствованном виде.

Список экспонатов, представленных на ярмарке галереей Otto Neumann, выгодно отличался от других выдающимися творениями Старых Мастеров. Среди фаворитов стенда особняком стоял «Поясной портрет подбоченившегося мужчины» работы Рембрандта, написанный в 1658 году. Еще в 2009 году он был продан на торгах Christie’s за 33,2 миллиона долларов, а теперь на ценнике стояла сумма в 47 миллионов долларов. Работу бережно отреставрировали, и глядеть на нее — это было настоящее удовольствие. В дополнение к притягивающему взоры посетителей Рембрандту Otto Neumann выставляла автопортрет Антониса ван Дейка (купленный в 2009 году на Sotheby’s за 8 329 250 фунтов), «Портрет Сигизмунда Балдингера» кисти Георга Пенца (был приобретен на Christie’s за 8,5 миллиона долларов, на ярмарке же за него хотели выручить не меньше 12 миллионов долларов), а также безупречное «Архитектурное каприччио с автопортретом художника в костюме венецианского дворянина», являющееся одной из редких работ Бернардо Беллотто, на которых он запечатлел самого себя (в последний раз эта картина появлялась на аукционе в 1989 году: ее продавали вместе с коллекцией Уолтера Перси Крайслера младшего).

Но, несмотря на разнообразие, найти на выставке что-то редкое и необычное было довольно сложно, так как подобные работы разлетались в первые же часы как горячие пирожки. Что касается Старых Мастеров, то на стенде Senger Bamberg Kunsthandel весьма недолго можно было полюбоваться прекрасной работой Лукаса Кранаха Старшего «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», написанной около 1540 года и являющейся действительно редчайшей находкой. Ранее она пребывала в коллекции герцога Саксен-Веймар-Эйзенаха, а ее появление на рынке — это настоящая неожиданность. Один из проницательных дилеров, ранее не замеченный в числе покупателей галереи, купил ее в первый же день по цене, которую нельзя назвать необоснованной.

Говоря о предметах декоративно-прикладного искусства, к бесспорным редкостям следует отнести пару выдающихся комодов, инкрустированных черепаховым панцирем и выставляемых на стенде антикварной галереи Kugel. В каталоге указано, что они были изготовлены для того, чтобы украсить интерьеры Палаццо де Порто в итальянской Виченце около 1660–1680 годов неизвестным мастером. Принимая во внимание их размеры (305 x 294 x 76 см), можно сказать, что эти комоды производили ошеломляющее впечатление. Ранее они находились в нью-йоркском собрании Ставроса Ниархоса.

Переходя к секции искусства импрессионизма, в первую очередь следует отметить работы, выставляемые галереей Dickinson. Первым взгляд останавливал великолепный Ренуар, но, если присмотреться внимательнее, можно было заметить не менее выдающийся «Натюрморт с керамикой» Гогена, который в свое время (в июне 1926 года) был куплен Ральфом Харманом Бутом для своего собрания за 1 500 долларов. В 1920-х годах Бут собрал прекрасную коллекцию работ импрессионистов и Старых Мастеров, которая была представлена на торгах Christie’s полотном Сезанна «Дома в зелени», а также работой Моне под названием «Ваза с хризантемами» в 2006 и 2010 годах соответственно.

Стендом, превращенным в настоящую инсталляцию, которая по своему художественному решению уже достойна занимать место в музеях современного искусства, особенно отличилась галерея Landau Fine Art. Ее пространство целиком было отведено работам выдающегося художника и скульптора Жоана Миро, созданным им на протяжении всей своей продолжительной карьеры. Его скульптура «Лунная птица» из древесины оливкового дерева (проданная за сумму около 5 миллионов долларов) по праву считается одной из лучших скульптур ХХ века.

TEFAF не рассматривает ценителей современного искусства в качестве своей первоочередной целевой аудитории, поэтому страсти здесь царят не такие неистовые, как, например, на Art Basel или Frieze. Но, тем не менее, что-то найти можно. На стенде Marlborough притягивали внимание работы Клайва Хэда (род. 1965) — фотореалистичные изображения узнаваемых сюжетов лондонской жизни, выполненные как маслом, так и гуашью. На всех висели наклейки «продано». Также нельзя было пройти мимо творения Майкла Джу «Усовершенствованная вешалка (лось 18)» — вмонтированной в стену скульптуры из оленьих рогов, которые распилили на части и соединили проволокой на некотором расстоянии друг от друга.

Еще одной сильной стороной TEFAF являются дизайнерские объекты и предметы мебели.

Галерея Arc en Seine предложила посетителям взглянуть на ширму работы Эйлин Грэй (1878–1976), состоящую из простых квадратных модулей, покрытых белым лаком, которые можно менять местами, создавая различные формы и меняя степень пропускания солнечных лучей. Эта работа предвосхитила собой разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, выставляемых на парижских торгах Christie’s из замка в Гурдоне (Франция), стартующих на этой неделе.

Любителям ювелирных украшений также было на что посмотреть на TEFAF. В целом международный ювелирный рынок — как розничный, так и аукционный — сейчас на подъеме. В подтверждение этого факта на стенде Hancocks представили очаровательную и очень редкую бриллиантовую брошь от Van Cleef and Arpels 1951 года в форме балерины, украшенную сапфиром.

Для любого коллекционера, как опытного, так и начинающего, посещение TEFAF — это святая обязанность, дающая возможность получить подробное представление о ситуации на арт-рынке. Сегодня покупатели все еще довольно выборочно относятся к приобретениям, но, как и на любом аукционе, где решающими факторами являются редкость, качество и провенанс, коллекционеры всегда готовы покупать лучшее. И TEFAF — это то место, где пополнить свое собрание можно и не расставаясь с многомиллионной суммой.

Источник: московский офис Christie’s


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20110330_christies.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20110330_christies.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх