Световым инсталляциям и видео отказали в праве называться искусством
Согласно постановлению Европейской комиссии, творения пионера минимализма Дэна Флавина следует отныне считать «осветительными приборами»
Световые инсталляции Дэна Флавина (Dan Flavin) и видеоработы Билла Виолы (Bill Viola) не могут называться произведениями искусства. К такому, мягко говоря, интересному выводу пришла Европейская комиссия, отменившая принятое в 2008 постановление британского налогового суда. Теперь британские галереи и аукционные дома, ввозящие подобного рода произведения в Евросоюз, будут вынуждены платить НДС в полном объеме (до 20 процентов) плюс таможенные пошлины. Решение распространяется на всю территорию ЕС.
Началось все в 2006, когда галерея Haunch of Venison решила перевезти из Соединенных Штатов в Англию шесть разобранных видеоинсталляций Виолы и световую скульптуру Флавина. НДС на импорт этих работ, задекларированных как «скульптуры», должен был составлять всего 5 процентов. Однако на таможне заявили, что ввозимые предметы искусством не являются, и заставили галерею выплатить полную сумму — 36 тысяч фунтов. В 2008 Haunch of Venison обратилась в суд и выиграла, однако тот раунд борьбы оказался, к сожалению, не последним...
Согласно постановлению Еврокомиссии, творение пионера минимализма Флавина «обладает характеристиками осветительного прибора», и поэтому его следует классифицировать как «настенный светильник». Что касается Виолы, то его работа не может называться скульптурой, так как, по мнению комиссии, «произведением искусства» являются не сами входящие в инсталляцию предметы, а результат их функционирования (световой эффект).
Решение комиссии тем более шокирует, что Флавин и Виола — всемирно известные мастера, чьи имена упоминаются во всех учебниках по истории послевоенного искусства. Виола так вообще стал первым художником, при жизни удостоившимся крупной выставки в Национальной галерее. В следующем году видеоалтари Виолы будут демонстрироваться в Соборе Святого Павла; «благодаря» новому постановлению стоимость организации выставки может заметно возрасти. Не говоря уж о том, что пострадают все те, кто ввозит с целью продажи видео и световые работы.
Самым известным историческим примером подобного разбирательства является, наверное, суд «Брынкуши против Соединенных Штатов» (1928). Тогда знаменитому модернисту удалось доказать, что его абстрактная «Птица в пространстве» — это скульптура, а не просто кусок металла, который «даже на птицу не похож».
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20101224__light_installation.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20101224__light_installation.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.