Юрий Тюхтин, СОВКОМ: Стараемся привлекать «вкусные» вещи
На вопросы участников форума ARTinvestment.RU отвечает директор аукционного дома «СОВКОМ» Юрий Михайлович Тюхтин
К октябрьскому Антикварному салону аукционный дом «СОВКОМ» приурочил аукцион «Триумф соцреализма», который вызвал живой интерес и прошел на удивление успешно, несмотря на кризисно-осеннее настроение рынка. За подготовкой к аукциону и его итогами следили многие участники форума ARTinvestment.RU. На накопившиеся вопросы любезно согласился ответить директор аукционного дома «СОВКОМ» Юрий Михайлович Тюхтин.
ARTinvestment.RU: Очевидцы, присутствовавшие на Антикварном салоне, рассказывают, что экспозиция «СОВКОМА» имела большой успех плюс хорошие продажи. Это заметно контрастировало с продажами большинства участников. Давно ли так? И чем объяснить столь высокий интерес публики к соцреализму?
Юрий Тюхтин: В экспозиции все предметы были музейного качества, на рынке в таком количестве, как у нас в аукционе, думаю, присутствовали вообще впервые. Поэтому понятна реакция профессиональных коллекционеров, их по определению не могли не купить, стоял только вопрос цены. В данном случае классические вещи соцреализма 1950–60-х годов были проданы, потому что на них обратили внимание «тяжелые» покупатели. На салоне они бы их даже не заметили. Люди пришли потратить деньги. Что-то купить не смогли. Поэтому и приобрели другие предметы.
AI: Как Вы оцениваете структуру покупателей «СОВКОМа»? Кто они в первую очередь: коллекционеры или инвесторы? Кого больше?
Ю. Т.: По структуре покупателей у нас есть и коллекционеры, и коллекционеры-инвесторы. Сейчас, в кризис, инвесторов на этом рынке не будет, будут люди, которые захотят разместить часть средств в произведения искусства в нашей стране. В отличие от Запада их количество ничтожно.
AI: При работе с западными аукционами покупатели отмечают высокую сложность процедуры возврата работ, подлинность которых вызвала обоснованные сомнения у российских экспертов. Работу вернуть можно, но сложно и с потерями. Как этот вопрос урегулируется в «СОВКОМе»? Что должен сделать покупатель, чтобы купленную им работу приняли назад?
Ю. Т.: Не хочу комментировать работу западных аукционных домов. Чтобы покупатель смог вернуть работу, приобретенную у нас, у него должны быть веские основания. Могу вас заверить, что за 5 лет работы у нас нет ни одного неурегулированного конфликтного случая. Можете этот вопрос обнародовать на вашем форуме. Мне будет интересно пообщаться лично, если у кого-то есть какие-либо претензии по возврату работ в аукционный дом «СОВКОМ».
AI: Каков ваш прогноз относительно степени влияния финансового кризиса на российский рынок искусства? Какие направления станут наиболее уязвимыми? И какой совет можно дать покупателям и инвесторам?
Ю. Т.: Влияние финансового кризиса, особенно начиная со следующего года, будет весьма значительным. Работы второго и третьего круга, думаю, продать будет очень сложно. Вещи первых имен и музейного качества будут востребованы, но количество сделок значительно сократится. Покупателям и инвесторам советую пока копить наличные средства.
AI: Как Вы оцениваете динамику роста цен на произведения соцреализма сопоставимого класса за последние два года? Каковы Ваши прогнозы на дальнейшую динамику цен?
Ю. Т.: На лучшие произведения соцреализма цены росли на 100–200 процентов в год, что и подтвердил аукцион «Триумф соцреализма». Все топ-лоты 4-5 лет назад мелькали на арт-рынке и стоили в 5–10 раз дешевле. Я рад, что мне удалось отследить сделки, в некоторых из них я не участвовал, но знал, кто приобрел работы. От предложения продать их по новому уровню цен почти никто не отказался.
AI: Кто на сегодняшний день является крупнейшими коллекционерами соцреализма?
Ю. Т.: Этой информацией, извините, не делюсь даже со своими сотрудниками. Всех крупных клиентов веду лично.
AI: Покупают ли соцреализм институциональные инвесторы и банки (российские или западные)?
Ю. Т.: За последние четыре года в корпоративные коллекции нами было продано около 1 000 работ. Надеюсь, что текущие заказы в будущем году сохранятся.
AI: Предстоящая продажа лота «Бегущие девушки» вызвала острую дискуссию на форуме. В частности, разделились мнения участников по атрибуции, и чувствовалась нехватка информации по этой работе. Сейчас, после состоявшейся феноменальной продажи, как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?
Ю. Т.: За работы Дейнеки торговались четыре крупнейших коллекционера. Естественно, приняв такое решение, они изучали работы лично, при этом присутствовали и эксперты, и арт-дилеры со стажем. Поскольку большую часть времени дорогие работы находятся в депозитарии, заказы на такие просмотры поступали заранее, в течение последнего месяца. К сожалению, ваших экспертов, которые присваивают индикаторы инвестиционного риска (работе «Бегущие девушки» экспертный совет сайта ARTinvestment.RU присвоил красный индикатор. — Ред.), мы вживую не видели. Видимо, их профессиональный уровень позволяет им делать выводы по фотографиям. На все дорогие топ-лоты по данному аукциону мы заключаем договоры купли-продажи, с соответствующими финансовыми гарантиями. Поэтому наша позиция публична, прозрачна и застрахована для покупателей — наверное, поэтому у нас и покупают больше.
AI: Сколько участников билось за лоты на аукционе «Триумф соцреализма»?
Ю. Т.: Зарегистрировалось 52 участника, торговалось 46.
AI: Практикуются ли у Вас гарантированные продажи картин на аукционах?
Ю. Т.: Мы не даем гарантий продажи комитентам, при этом, если вещь для нас интересна, предлагаем заранее цену, по которой можем выкупить ее, если она не будет продана на аукционе.
AI: Как Вы относитесь к тому, чтобы эксперты по живописи несли юридическую и материальную ответственность за экспертные заключения?
Ю. Т.: Положительно. Однако в России в ближайшие 10 лет это нереально.
AI: Если у Вас в планах создание филиала аукционного дома «СОВКОМ» в другом регионе (например, в городе Сочи)?
Ю. Т.: В ближайшие два года — нет. В ближайшие пять — да. Скорее всего, филиал будет открыт в Санкт-Петербурге, но, возможно, это будет и международный проект. Такие предложения к нам поступают.
AI: В чем заключается главный критерий отбора живописи на топовые аукционы?
Ю. Т.: Главный критерий — уверенность, что мы сможем продать эту вещь по стартовой цене. Стараемся привлекать коммерчески правильные вещи — «вкусные».
AI: Какие интересные тематические аукционы «СОВКОМ» ожидают нас в конце 2008 года и в 2009 году?
Ю. Т.: Тематические аукционы обязательно будут; если увидим, что весной продажи не падают, по осени сделаем проект «От Ильича до Ильича», что-то типа «Триумфа соцреализма», но с другим набором имен.
AI: Кто является экспертами аукционного дома «СОВКОМ», и чем они руководствуются, принимая картины на аукцион?
Ю. Т.: В нашем каталоге все эксперты перечислены. Обычно смотрим, что приняли и прислали за неделю, и коллегиально отфильтровываем материал.
AI: Есть мнение, что сет ДПИ (фарфор) прошел вяло. С чем это связано? Завышенные цены? Общее отсутствие интереса? Будет ли продолжаться практика сетов ДПИ на аукционах «СОВКОМ»?
Ю. Т.: По фарфору согласен. Думаю, что старты были высоковаты. Пять предметов удалось продать в ходе послеаукционных продаж, по более низким ценам. Естественно, по ДПИ будем работать.
И напоследок: всех приглашаем на ближайшие прямые продажи 6 ноября. Владельцы «хотят ликвидировать» частную коллекцию. Многие старты будут довольно низкими.
Интервью организовал Константин Бабулин
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20081030_yuri_tyuhtin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20081030_yuri_tyuhtin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.