- Анатолий Калашников Юдифь 2000г. Холст масло 50х40
- Кирилл Бородин Серия Антистресс
- Оценка (2 картины)
- Скульптура Андрея Антонова Сидящая 1999г. Бронза
- Поединщикова Катерина Серия картин «Цветок беладонны»
- Валерий Дьяченко уральский андеграунд
- Выставка в Саратовском музее Сергея Федотова
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки
- Дмитрий Сеник
- Юлия Селиверстова - «Гармония»
Художник недели: Николай Силис
ARTinvestment.RU 07 марта 2023
История жизни и творчества Николая Андреевича Силиса (1928–2018), скульптора, участника знаменитого творческого коллектива ЛеСС (Лемпорт — Сидур — Силис)
Изящные стилизованные формы, текучие линии, тенденция к знаковой образности — эти черты авторской манеры Николая Силиса выделяют его работы среди произведений коллег. Женские образы Силиса, не утратившие своей эстетической привлекательности и для современного зрителя, в условиях жестко регламентируемой художественной жизни 1950–70-х годов были глотком свежего воздуха.
Скульптор, монументалист, график, один из ярких представителей советского неофициального искусства второй половины ХХ века Николай (при рождении Руфим) Силис родился в 1928 году в Москве. После ареста и расстрела отца по сфабрикованному делу латышских стрелков в 1941 году, мать Силиса с двумя сыновьями переехала в Ленинград. Годы блокады братья провели в деревне в Калининской (ныне Тверской) области, у родных. В 1953 году Николай Силис окончил МГХПУ им. Строганова. Во время учебы он познакомился с Вадимом Сидуром (1924–1986) и Владимиром Лемпортом (1922–2001), недавними фронтовиками. Всем троим было суждено стать ключевыми фигурами советской художественной жизни 1950–70-х годов и внести значительный вклад в обновление пластического языка отечественной скульптуры, находящегося тогда в жестких идеологических рамках. Разделяя эстетические воззрения на искусство, они объединились в творческую группу, название которой было сформировано из первых букв фамилий авторов — ЛеСС, просуществовавшую с 1954 по 1968 год (рис. 1). Участники молодого коллектива получали государственные заказы на оформление общественных заведений и создание монументов, а параллельно занимались «подпольными» художественными экспериментами, что шло вразрез с официальными установками художественных институций.
После того как объединение из-за творческих разногласий авторов распалось, тандем Силиса и Лемпорта продолжал существовать вплоть до кончины последнего в 2001 году (рис. 2). Силис вспоминал: «Все стали взрослыми, и индивидуальность каждого не совпадала с индивидуальностью другого. Кроме того, рано или поздно в любой группе обязательно образуется лидер... Я не мог быть лидером по возрасту, а Сидур и Лемпорт были в этой борьбе на равных. В итоге создалась ситуация, когда мы вынуждены были расстаться» (tg-m.ru). Вместе с Лемпортом Силис активно работал на поприще монументально-декоративного искусства, оформив множество зданий социально-культурного назначения, интерьеров, парков; всего было осуществлено около 50 проектов (рис. 3).
Однако истинный талант скульптора раскрылся именно в камерной пластике, где он имел возможность самостоятельно выбирать круг тем и сюжетов и стилистику для их воплощения. Узнаваемая творческая манера мастера выкристаллизовалась уже в конце 1950-х — начале 1960-х годов (рис. 4). Среди отличительных черт его пластического мышления можно выделить изящную стилизацию форм, отказ от лишних деталей, плавность и текучесть линий, формирующих выразительный силуэт, стремление к воплощению знакового образа. «Мои скульптуры можно смотреть “с закрытыми глазами”. На ощупь. Их может видеть слепой от рождения человек. Своими скульптурами я обращаюсь к подсознанию человека, к той реликтовой основе восприятия, которая и является основным дирижёром всего поведения человека», — писал Силис (nsilis.ru).
Произведения скульптора демонстрируют удивительное владение материалом, в особенности бронзой, которая в авторской трактовке производит впечатление пластилина, а гладкая отполированная поверхность работ создает оптические эффекты игры света. Активное использование пустот в качестве выразительного элемента во многих композициях сближает пластическое видение Силиса с творческим методом таких модернистских скульпторов, как А. Архипенко, Г. Мур, Ж. Липшиц (рис. 5).
Женские образы составляют существенную часть наследия Силиса, определяя художественное своеобразие его работ. Воплощенные в различных техниках — бронзе, керамике, дереве, шамоте, графике, — они стали визитной карточкой мастера, вдохновлявшегося пластической выразительностью женского тела. Силисовские героини — это многочисленные лежащие обнаженные модели, вариация поз которых поражает зрителя (рис. 6–7). Намеренная редукция изобразительных средств не мешает автору раскрыть их чувственность и создать привлекательные женские образы, пусть и лишенные индивидуального начала.
Скульптор был увлечен исследованием тела в движении, в корпусе его произведений преобладают динамичные композиции, а среди наиболее распространенных сюжетов закономерно выделяются темы спорта и циркового искусства рис. 8–9). Так, частыми персонажами его работ становились циркачки и гимнастки — трактованные предельно обобщенно в пластически выразительных позах, они предстают перед зрителем свободными, раскованными и верными своей природе.
Другой важный образ силисовского художественного мира — это Дон Кихот, любимый литературный герой автора. «Не будь Дон-Кихотов, человечество погрязло бы в бесчувственном эгоизме, мрачном стяжательстве и равнодушии», — был уверен мастер (nsilis.ru). Впервые скульптор воплотил его образ в бронзе еще в 1970-е годы, а затем сервантесовский персонаж вдохновил его и на создание графической серии (рис. 10). В интерпретации Силиса Дон Кихот являет собой неисправимого романтика, преодолевающего любые тяготы и невзгоды на своем пути. Автор адаптировал героя к реалиям настоящего дня, сделав более понятным своим современникам (рис. 11).
Творчество Николая Андреевича Силиса, несомненно, обогатило отечественное искусство второй половины ХХ, а его произведения продолжают привлекать современного зрителя самобытным авторским видением и образно-пластической выразительностью.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20230307_silis_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20230307_silis_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 30.03.2023 Китайский музей купил работу Beeple Сумма сделки составила $9 млн
- 29.03.2023 Цюрихский музей приобрел две похожие работы, приписываемые Тициану и Пуссену Их подлинность планируют установить к 2024 году с привлечением ИИ-технологий
- 28.03.2023 Эрмитаж вошел в десятку самых посещаемых музеев мира В этом году это единственный российский музей в топе рейтинга
- 24.03.2023 Русский музей запустил виртуальный тур по юбилейной выставке Врубеля В онлайн-экспозицию вошло около 200 работ художника
- 23.03.2023 В США хотят приравнять NFT к физическим предметам коллекционирования… … и обложить налогом в 28 %
- 30.03.2023 Новый ценовой рекорд установлен на произведения африканской модернистки Картина Ирмы Штерн продана за $1,2 млн
- 28.03.2023 На парижских торгах продают портрет кисти Ренуара Эстимейт картины, принадлежавшей Амбруазу Воллару, составляет €450–650 тысяч
- 24.03.2023 «Большая волна» Хокусая установила новый рекорд на Christie’s Лот ушел с молотка за $2,8 млн
- 24.03.2023 Итоги AI аукциона № 472 Общая выручка составила 8,5 млн рублей
- 20.03.2023 Вклад индустрии культуры и искусства в экономику США составил более $1 трлн Об этом говорит новый отчет, в котором собраны данные за 2020—2021 годы
- 07.03.2023 Художник недели: Николай Силис История жизни и творчества Николая Андреевича Силиса (1928–2018), скульптора, участника знаменитого творческого коллектива ЛеСС (Лемпорт — Сидур — Силис)
- 07.03.2023 Открыт 156-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Станислава Кириллова, Игоря Кислицына, Алексея Ланцева, Бориса Марковникова, Андрея Марца, Анри Матисса, Наты Новы, Бориса Чёрствого
- 28.02.2023 Открыт 155-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Владимира Акулинина, Даниила Архипенко, Дмитрия Воронина, Ильи Комова, Александра Лозового, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Юрия Петроченкова, Александра Пучко, Леонида Ракова, Светланы Семёновой, Льва Табенкина
- 27.02.2023 Мировой рынок русского искусства и арт-рынок России. Главные итоги 2022 года Оборот внутреннего рынка снизился незначительно; покупательская активность выросла. На торгах продолжают появляться выдающиеся работы, и спрос на них остается стабильно высоким. Несмотря на отмену международных русских торгов, русское искусство продолжает появляться на мировом рынке
- 20.02.2023 Открыт 154-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Павла Антипова, Андрея Асерьянца, Сергея Борисова, Марии Васильевой, Анастасии Вахненко, Марины Венедиктовой, Дмитрия Врубеля, Галины Дулькиной, Александра Жатова, Наталии Жерновской, Мелика Казаряна, Александра Кацалапа, Сергея Кривцова
- 29.03.2023 Готовится к открытию четвертый выпуск Art Russia Ярмарка современного искусства пройдет в Гостином дворе с 30 марта по 2 апреля
- 27.03.2023 В Новой Третьяковке открывается выставка «Увидеть неизвестное» В экспозицию включат работы, ранее не демонстрировавшиеся широкой публике
- 27.03.2023 В Новом Манеже проходит выставка «17/37. Советская скульптура. Взлет» Экспозиция состоит из сотни редких и широко известных работ
- 20.03.2023 В Музее русского импрессионизма готовят выставку «Выбор Добычиной» Она будет посвящена одной из первых российских галеристок
- 17.03.2023 В Русском музее показывают коллекцию Наталии Опалевой В экспозицию вошли две сотни работ художников второй половины ХХ века
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Анатолий Калашников Юдифь 2000г. Холст масло 50х40
- Кирилл Бородин Серия Антистресс
- Оценка (2 картины)
- Скульптура Андрея Антонова Сидящая 1999г. Бронза
- Поединщикова Катерина Серия картин «Цветок беладонны»
- Валерий Дьяченко уральский андеграунд
- Выставка в Саратовском музее Сергея Федотова
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки
- Дмитрий Сеник
- Юлия Селиверстова - «Гармония»