Художник недели: Александр Серебряков
ARTinvestment.RU 31 мая 2021
История, финансовые и маркетинговые показатели «портретиста интерьеров» Александра Борисовича Серебрякова
Годы жизни: 1907–1995
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика, сценография, дизайн
Жизнь и творчество
Александр Борисович Серебряков (1907–1995), сын художницы Зинаиды Серебряковой, вошел в историю европейского искусства как «портретист интерьеров», в произведениях которого мирискусническая эстетика получила свое органичное развитие за пределами России.
В творчестве Александра Серебрякова ярко проявились мировоззренческие установки знаменитой художественной династии Бенуа — Лансере — Серебряковых. С детства находясь в среде мирискусников, он через всю жизнь пронес особое понимание классики как некого универсального языка, дающего неограниченную свободу в постижении предметных форм окружающего мира и служащего отправной точкой для реализации художественной воли.
Детство Александра Серебрякова (он был вторым сыном в семье) прошло между родовой усадьбой Нескучное (под Харьковом) и Петербургом. Не получив систематического художественного образования, он имел, однако, уникальную возможность с раннего возраста развивать навыки рисования, наблюдая за работой матери и других членов семьи. В 1925 году он последовал за Зинаидой Серебряковой в Париж, навсегда покинув Россию. Именно во Франции Александру Серебрякову будет суждено сформироваться как самобытному художнику и стать частью европейской художественной богемы.
Чтобы понять своеобразие творчества Серебрякова, важно хорошо понимать художественный контекст Франции межвоенной эпохи, который характеризовался в первую очередь расцветом сюрреализма. В этот период часть французских мастеров под влиянием идей Фрейда активно пыталась средствами живописи передать образы бессознательного. Другие художники, на тот момент уже признанные корифеи искусства Пикассо, Матисс, Дерен, мастера Парижской школы, успешно продолжали работать в полистилистике модернизма. Однако все это словно прошло мимо Серебрякова, который остался, как, собственно, и все его семейство, равнодушным к модным веяниям времени.
Поначалу художник был вынужден работать одновременно в нескольких направлениях — оформлять балетные постановки (помогая дяде А. Бенуа и его сыну Н. Бенуа), заниматься иллюстрацией книжных изданий и журнальной графикой, разрабатывать шрифты. Параллельно в 1920–30-е годы он занимался натурным исследованием видов французской столицы и в технике гуаши запечатлел парижские центральные площади, бульвары, парки. Выраженное линеарное начало, ясность форм, сдержанная мягкая цветовая гамма, внимание к фактуре изображаемых объектов — все это отмечается уже в его ранних работах. В этот период он также много путешествует с матерью и сестрой по другим странам (Франция, Бельгия, Голландия, Германия, Италия) и создает натурные городские и пейзажные виды европейских городов, уделяя при этом большое внимание архитектурному облику и природным достопримечательностям.
В 1940-е годы начался новый этап в творчестве Серебрякова. По-настоящему талант художника раскрылся, когда судьба свела его с крупнейшим меценатом и магнатом Шарлем де Бестеги, который заказал ему альбом акварелей с интерьерами своего замка де Груссе под Парижем. Именно эти произведения прославили художника, зарекомендовав его как «портретиста интерьеров». Будучи знатоком исторических стилей, он детально передавал элементы архитектурного убранства, а также мельчайшие подробности обстановки — узоры на тканях и коврах, орнамент на посуде, корешки книг. Его акварели отличает декоративность цветового решения, передача «характера», атмосферы того или иного помещения в зависимости от стиля, в котором выполнены интерьеры. На этих работах запечатлена роскошь той жизни, следы которой с упадком аристократии как класса постепенно исчезали из европейской жизни. Сентиментальное любование стариной, перешедшее ему, по всей видимости, по наследству от дяди, также нашло здесь свое яркое проявление. Филигранно и красочно выписанные интерьерные виды мгновенно привлекли внимание других состоятельных европейцев: «Прославленного “портретиста интерьеров” все больше приглашают и другие знатные особы — журналист и бизнесмен Рональд Три и его жена Мариетта Пибоди во дворец Дичли близ Оксфорда в Англии (1948), чилиец Артуро Лопес Вильшо в особняк в Нёйи-сюр-Сен под Парижем (1951), барон Эли Робер Ротшильд в отель Массеран близ площади Инвалидов в Париже (1976)», — пишет исследователь творчества Серебрякова П. Павлинов.
В результате Серебряков превратился в модного и востребованного художника, регулярно вращающегося в кругах европейской элиты. Он неоднократно создавал акварельные альбомы костюмированных балов, проходивших в интерьерах дворцов и роскошных особняков: циклы «Бал века» в венецианском палаццо Лабиа по заказу де Бестеги (1951), «Восточный бал» во дворце Отель Ламбер в Париже по заказу владельца, барона де Реде (1969). Серебряков также примерил на себя амплуа дизайнера, работая над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, исполнял декоративные панно-обманки с изображением книжных шкафов и коллекций фарфора.
Никогда не забывая о своих корнях, в 1945 году Серебряков выступил одним из учредителей «Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом», создал его эмблему, а в 1986 году даже стал его председателем. Большинство работ художника находится в частных коллекциях европейских стран, и его творчество мало знакомо отечественному зрителю. Его первая и пока единственная персональная выставка в России была организована московской галереей «Наши художники» совместно с Фондом Зинаиды Серебряковой в 2019 году.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Серебрякова входят как графические работы, так и живописные произведения, проданные в трех столицах мирового арт-рынка в 2008–2012 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2011 году аукционным домом Sotheby's в Нью-Йорке: графика «Банкетный зал герцога и герцогини Виндзор, бульвар Сюше, 24, Париж» (1946) ушла с торгов за $43 750. Второй текущий результат был показан в 2008 году на торгах MacDougall's в Лондоне: за графику «Интерьер мастерской Сергея Иванова в Париже» (1944) заплатили $55 512. Ныне действующий рекорд был установлен в 2012 году парижским Christie’s: живописный «Набор из шести панелей с оптической иллюзией» купили за $60 175 при эстимейте $10 330–15 496.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 166 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 157 работ, живопись — 7 работ, тиражная продукция — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $11,6 тыс., медианная стоимость — $7,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,44 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 124 к 42 (75 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1989–1999 | 16 | 15 | 94 | 1 |
2000–2008 | 36 | 26 | 72 | 10 |
2009–2014 | 35 | 27 | 77 | 8 |
2015–2021 | 79 | 56 | 71 | 23 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Франция | 96 | 79 | 82 | 17 |
Великобритания | 32 | 27 | 84 | 5 |
РФ | 16 | 2 | 13 | 14 |
США | 15 | 13 | 87 | 2 |
Бельгия | 2 | 1 | 50 | 1 |
Монако | 2 | 2 | 100 | 0 |
Швеция | 2 | 0 | 0 | 2 |
Швейцария | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи работ на аукционных торгах
№ п/п | Название (год создания) | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Вид столовой в квартире Александра Попова | 2009 | 29 640 | 2015 | 18 272 | 1 | Christie's, Лондон | –11 368 | –38,4 |
2 | Интерьер мастерской Сергея Иванова в Париже | 2008 | 55 512 | 2012 | 10 737 | 4 | Macdougall's, Лондон | –44 775 | –20,2 |
3 | Интерьер квартиры Александра Попова в Париже | 2009 | 39 520 | 2015 | 42 165 | 6 | Christie's, Лондон | 2 645 | 1,1 |
4 | Париж, улица Юрсен | 2015 | 6 568 | 2016 | 6 806 | 1 | Ader, Париж | 238 | 3,6 |
5 | Комната с желтым балдахином, отель Родоканаки | 2012 | 11 389 | 2015 | 13 352 | 3 | Christie's, Лондон | 1 963 | 5,7 |
6 | Интерьер роскошной гостиной | 2003 | 16 691 | 2013 | 28 378 | 10 | Sotheby's, Лондон | 11 687 | 7,0 |
7 | Мастерская Бориса Кохно и Кристиана Берарда | 2009 | 26 528 | 2015 | 40 760 | 6 | Christie's, Лондон | 14 232 | 8,9 |
8 | Комната, отель Родоканаки | 2012 | 12 203 | 2015 | 21 083 | 3 | Christie's, Лондон | 8 880 | 24,3 |
9 | Крыши - вид улицы Казимира Делавинь | 2009 | 3 061 | 2015 | 9 839 | 6 | Christie's, Лондон | 6 778 | 36,9 |
10 | Пьерфё-дю-Вар | 2015 | 2 053 | 2016 | 3 900 | 1 | AI Аукцион, Москва | 1 847 | 90,0 |
11 | Ротонда в замке Груссе | 2005 | 2 883 | 2015 | 39 354 | 10 | Christie's, Лондон | 36 471 | 126,5 |
Работы Александра Серебрякова на публичном рынке имеют 11 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 22,3 %. Медианный CAGR составляет 7,0 %. Корреляции между датами покупки или сроками владения не выявлено: одинаково успешными оказались и продажи «год через год», и долгосрочные стратегии. Более того, есть подозрение, что четыре работы, приобретенные в 2009 году и поставленные вместе на торги Christie’s в 2015-м, показали бы себя лучше, будучи распроданными хотя-бы года за два — а так имеем одну неуспешную продажу при трех удачных. Стоимость всех проданных работ художника составляет 154 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в полтора раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 130 %) зафиксировано в 54 % сделок.
Творчество Александра Серебрякова — художника, сценографа, дизайнера, с одинаковым успехом работавшего и с полиграфией, и с интерьерами — но при этом не представленное ни одной крупной галереей, вызывает одну неочевидную аналогию. В Японии живет акварелистка по имени Нацко Секи. У нее тоже нет галереи, зато есть свое агентство. Оно продает не искусство Секи, а время самой художницы — дорого, и очень крупным брендам. Так на свет появилась сувенирная книга о Лондоне Louis Vuitton Travel Book, представившая десятки городских пейзажей, так Скандинавские авиалинии получили собственный визуальный ряд, а лондонское метро — свою неподражаемую карту. Многие банки выстроились в очередь, чтобы их клиенты получили эксклюзивные рисунки Нацко Секи — которые нельзя купить в свободной продаже. Ее работы не встретишь на аукционных торгах, но топ-коллекционер Франсуа Пино заказал ей украсить дом своими панно — как когда-то Сергей Щукин пригласил Анри Матисса создать «Музыку» и «Танец».
Почему эта аналогия приходит в голову в связи с карьерой Александра Серебрякова? Потому что позиция креативного директора оформилась в зарплатных ведомостях лишь недавно — а он им, по сути, работал всю свою жизнь. И если бы сегодня нужно было создавать Travel Book для Louis Vuitton, оформлять Версальский дворец или создавать образ новой Олимпиады, эти работы были бы поручены Серебрякову. Причем вне зависимости от национального состава экспертного жюри.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210531_serebryakov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210531_serebryakov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн