Художник недели: Александр Серебряков
История, финансовые и маркетинговые показатели «портретиста интерьеров» Александра Борисовича Серебрякова
Годы жизни: 1907–1995
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика, сценография, дизайн
Жизнь и творчество
Александр Борисович Серебряков (1907–1995), сын художницы Зинаиды Серебряковой, вошел в историю европейского искусства как «портретист интерьеров», в произведениях которого мирискусническая эстетика получила свое органичное развитие за пределами России.
В творчестве Александра Серебрякова ярко проявились мировоззренческие установки знаменитой художественной династии Бенуа — Лансере — Серебряковых. С детства находясь в среде мирискусников, он через всю жизнь пронес особое понимание классики как некого универсального языка, дающего неограниченную свободу в постижении предметных форм окружающего мира и служащего отправной точкой для реализации художественной воли.
Детство Александра Серебрякова (он был вторым сыном в семье) прошло между родовой усадьбой Нескучное (под Харьковом) и Петербургом. Не получив систематического художественного образования, он имел, однако, уникальную возможность с раннего возраста развивать навыки рисования, наблюдая за работой матери и других членов семьи. В 1925 году он последовал за Зинаидой Серебряковой в Париж, навсегда покинув Россию. Именно во Франции Александру Серебрякову будет суждено сформироваться как самобытному художнику и стать частью европейской художественной богемы.
Чтобы понять своеобразие творчества Серебрякова, важно хорошо понимать художественный контекст Франции межвоенной эпохи, который характеризовался в первую очередь расцветом сюрреализма. В этот период часть французских мастеров под влиянием идей Фрейда активно пыталась средствами живописи передать образы бессознательного. Другие художники, на тот момент уже признанные корифеи искусства Пикассо, Матисс, Дерен, мастера Парижской школы, успешно продолжали работать в полистилистике модернизма. Однако все это словно прошло мимо Серебрякова, который остался, как, собственно, и все его семейство, равнодушным к модным веяниям времени.
Поначалу художник был вынужден работать одновременно в нескольких направлениях — оформлять балетные постановки (помогая дяде А. Бенуа и его сыну Н. Бенуа), заниматься иллюстрацией книжных изданий и журнальной графикой, разрабатывать шрифты. Параллельно в 1920–30-е годы он занимался натурным исследованием видов французской столицы и в технике гуаши запечатлел парижские центральные площади, бульвары, парки. Выраженное линеарное начало, ясность форм, сдержанная мягкая цветовая гамма, внимание к фактуре изображаемых объектов — все это отмечается уже в его ранних работах. В этот период он также много путешествует с матерью и сестрой по другим странам (Франция, Бельгия, Голландия, Германия, Италия) и создает натурные городские и пейзажные виды европейских городов, уделяя при этом большое внимание архитектурному облику и природным достопримечательностям.
В 1940-е годы начался новый этап в творчестве Серебрякова. По-настоящему талант художника раскрылся, когда судьба свела его с крупнейшим меценатом и магнатом Шарлем де Бестеги, который заказал ему альбом акварелей с интерьерами своего замка де Груссе под Парижем. Именно эти произведения прославили художника, зарекомендовав его как «портретиста интерьеров». Будучи знатоком исторических стилей, он детально передавал элементы архитектурного убранства, а также мельчайшие подробности обстановки — узоры на тканях и коврах, орнамент на посуде, корешки книг. Его акварели отличает декоративность цветового решения, передача «характера», атмосферы того или иного помещения в зависимости от стиля, в котором выполнены интерьеры. На этих работах запечатлена роскошь той жизни, следы которой с упадком аристократии как класса постепенно исчезали из европейской жизни. Сентиментальное любование стариной, перешедшее ему, по всей видимости, по наследству от дяди, также нашло здесь свое яркое проявление. Филигранно и красочно выписанные интерьерные виды мгновенно привлекли внимание других состоятельных европейцев: «Прославленного “портретиста интерьеров” все больше приглашают и другие знатные особы — журналист и бизнесмен Рональд Три и его жена Мариетта Пибоди во дворец Дичли близ Оксфорда в Англии (1948), чилиец Артуро Лопес Вильшо в особняк в Нёйи-сюр-Сен под Парижем (1951), барон Эли Робер Ротшильд в отель Массеран близ площади Инвалидов в Париже (1976)», — пишет исследователь творчества Серебрякова П. Павлинов.
В результате Серебряков превратился в модного и востребованного художника, регулярно вращающегося в кругах европейской элиты. Он неоднократно создавал акварельные альбомы костюмированных балов, проходивших в интерьерах дворцов и роскошных особняков: циклы «Бал века» в венецианском палаццо Лабиа по заказу де Бестеги (1951), «Восточный бал» во дворце Отель Ламбер в Париже по заказу владельца, барона де Реде (1969). Серебряков также примерил на себя амплуа дизайнера, работая над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, исполнял декоративные панно-обманки с изображением книжных шкафов и коллекций фарфора.
Никогда не забывая о своих корнях, в 1945 году Серебряков выступил одним из учредителей «Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом», создал его эмблему, а в 1986 году даже стал его председателем. Большинство работ художника находится в частных коллекциях европейских стран, и его творчество мало знакомо отечественному зрителю. Его первая и пока единственная персональная выставка в России была организована московской галереей «Наши художники» совместно с Фондом Зинаиды Серебряковой в 2019 году.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Александра Серебрякова входят как графические работы, так и живописные произведения, проданные в трех столицах мирового арт-рынка в 2008–2012 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2011 году аукционным домом Sotheby's в Нью-Йорке: графика «Банкетный зал герцога и герцогини Виндзор, бульвар Сюше, 24, Париж» (1946) ушла с торгов за $43 750. Второй текущий результат был показан в 2008 году на торгах MacDougall's в Лондоне: за графику «Интерьер мастерской Сергея Иванова в Париже» (1944) заплатили $55 512. Ныне действующий рекорд был установлен в 2012 году парижским Christie’s: живописный «Набор из шести панелей с оптической иллюзией» купили за $60 175 при эстимейте $10 330–15 496.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 166 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 157 работ, живопись — 7 работ, тиражная продукция — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $11,6 тыс., медианная стоимость — $7,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,44 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 124 к 42 (75 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1989–1999 | 16 | 15 | 94 | 1 |
2000–2008 | 36 | 26 | 72 | 10 |
2009–2014 | 35 | 27 | 77 | 8 |
2015–2021 | 79 | 56 | 71 | 23 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Франция | 96 | 79 | 82 | 17 |
Великобритания | 32 | 27 | 84 | 5 |
РФ | 16 | 2 | 13 | 14 |
США | 15 | 13 | 87 | 2 |
Бельгия | 2 | 1 | 50 | 1 |
Монако | 2 | 2 | 100 | 0 |
Швеция | 2 | 0 | 0 | 2 |
Швейцария | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи работ на аукционных торгах
№ п/п | Название (год создания) | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Вид столовой в квартире Александра Попова | 2009 | 29 640 | 2015 | 18 272 | 1 | Christie's, Лондон | –11 368 | –38,4 |
2 | Интерьер мастерской Сергея Иванова в Париже | 2008 | 55 512 | 2012 | 10 737 | 4 | Macdougall's, Лондон | –44 775 | –20,2 |
3 | Интерьер квартиры Александра Попова в Париже | 2009 | 39 520 | 2015 | 42 165 | 6 | Christie's, Лондон | 2 645 | 1,1 |
4 | Париж, улица Юрсен | 2015 | 6 568 | 2016 | 6 806 | 1 | Ader, Париж | 238 | 3,6 |
5 | Комната с желтым балдахином, отель Родоканаки | 2012 | 11 389 | 2015 | 13 352 | 3 | Christie's, Лондон | 1 963 | 5,7 |
6 | Интерьер роскошной гостиной | 2003 | 16 691 | 2013 | 28 378 | 10 | Sotheby's, Лондон | 11 687 | 7,0 |
7 | Мастерская Бориса Кохно и Кристиана Берарда | 2009 | 26 528 | 2015 | 40 760 | 6 | Christie's, Лондон | 14 232 | 8,9 |
8 | Комната, отель Родоканаки | 2012 | 12 203 | 2015 | 21 083 | 3 | Christie's, Лондон | 8 880 | 24,3 |
9 | Крыши - вид улицы Казимира Делавинь | 2009 | 3 061 | 2015 | 9 839 | 6 | Christie's, Лондон | 6 778 | 36,9 |
10 | Пьерфё-дю-Вар | 2015 | 2 053 | 2016 | 3 900 | 1 | AI Аукцион, Москва | 1 847 | 90,0 |
11 | Ротонда в замке Груссе | 2005 | 2 883 | 2015 | 39 354 | 10 | Christie's, Лондон | 36 471 | 126,5 |
Работы Александра Серебрякова на публичном рынке имеют 11 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 22,3 %. Медианный CAGR составляет 7,0 %. Корреляции между датами покупки или сроками владения не выявлено: одинаково успешными оказались и продажи «год через год», и долгосрочные стратегии. Более того, есть подозрение, что четыре работы, приобретенные в 2009 году и поставленные вместе на торги Christie’s в 2015-м, показали бы себя лучше, будучи распроданными хотя-бы года за два — а так имеем одну неуспешную продажу при трех удачных. Стоимость всех проданных работ художника составляет 154 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в полтора раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 130 %) зафиксировано в 54 % сделок.
Творчество Александра Серебрякова — художника, сценографа, дизайнера, с одинаковым успехом работавшего и с полиграфией, и с интерьерами — но при этом не представленное ни одной крупной галереей, вызывает одну неочевидную аналогию. В Японии живет акварелистка по имени Нацко Секи. У нее тоже нет галереи, зато есть свое агентство. Оно продает не искусство Секи, а время самой художницы — дорого, и очень крупным брендам. Так на свет появилась сувенирная книга о Лондоне Louis Vuitton Travel Book, представившая десятки городских пейзажей, так Скандинавские авиалинии получили собственный визуальный ряд, а лондонское метро — свою неподражаемую карту. Многие банки выстроились в очередь, чтобы их клиенты получили эксклюзивные рисунки Нацко Секи — которые нельзя купить в свободной продаже. Ее работы не встретишь на аукционных торгах, но топ-коллекционер Франсуа Пино заказал ей украсить дом своими панно — как когда-то Сергей Щукин пригласил Анри Матисса создать «Музыку» и «Танец».
Почему эта аналогия приходит в голову в связи с карьерой Александра Серебрякова? Потому что позиция креативного директора оформилась в зарплатных ведомостях лишь недавно — а он им, по сути, работал всю свою жизнь. И если бы сегодня нужно было создавать Travel Book для Louis Vuitton, оформлять Версальский дворец или создавать образ новой Олимпиады, эти работы были бы поручены Серебрякову. Причем вне зависимости от национального состава экспертного жюри.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210531_serebryakov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210531_serebryakov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.