Выставка
«Фантасмагории Виктора Крапошина»

9 — 30 сентября

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Художник недели: Арсений Мещерский
ARTinvestment.RU   24 мая 2021

История, финансовые и маркетинговые показатели одного из лучших русских пейзажистов XIX века Арсения Ивановича Мещерского

Годы жизни: 1834–1902

Направление: академизм, романтизм, реализм

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Арсений Иванович Мещерский занимает достойное место среди классиков отечественной пейзажной живописи. В отличие от работ многих более известных в наши дни современников, его творчество в не локально и входит в общеевропейский контекст XIX века, продолжая и развивая традиции Дюссельдорфской школы живописи и эстетики известного швейцарского пейзажиста Александра Калама. Несмотря на то, что факты его творческой биографии достаточно известны, о ранних годах жизни художника исследователям его творчества остается только догадываться, не известна даже точная дата рождения Мещерского.

Не пускаясь в рассуждения о вероятности его происхождения из известной аристократической семьи (что объясняло бы наличие покровителей, обеспечивающих молодому художнику условия для учебы), можно утверждать лишь, что Арсений Иванович Мещерский родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии в 1834 году. Вероятно, первые уроки рисования будущий художник получил в очень раннем возрасте: известно, что к 16 годам гимназист Мещерский обладал уверенными навыками рисовальщика и с большим уважением относился к трудам немецкого педагога, директора Нюрнбергской академии Иоганна Прейслера. Таким образом, к моменту, когда в 1854 году Арсений Мещерский был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, он уже имел развитые навыки и в живописи, и в графике. Косвенно это подтверждает тот факт, что в 1855 году, всего через год обучения, он не только участвовал в своей первой академической выставке, но и получил вторую серебряную медаль за показанные там работы «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». Кроме того, начиная с первых же лет обучения в Академии Мещерский занялся преподавательской деятельностью. Одним из самых успешных его учеников того времени стал мастер реалистической исторической живописи Вячеслав Шварц.

В 1857 году, на очередной выставке Академии в Петербурге, его пейзаж «Утро в окрестностях Фридрихсгама» был отмечен большой серебряной медалью. Вскоре стало ясно, что Академия не многое может дать уже почти сложившемуся и очень талантливому студенту. Поэтому в том же 1857 году Мещерский принял решение оставить обучение в Императорской Академии художеств и, поддержанный неизвестным сегодняшним исследователям покровителем, уехал в Швейцарию, где начал брать уроки в студии Александра Калама, выдающегося представителя Дюссельдорфской школы, оказавшего значительное влияние на развитие европейского пейзажа XIX–XX века. Именно Калама с полным правом можно назвать первым и главным учителем Арсения Мещерского. От него он взял любовь к эпичным горным пейзажам, ему обязан фотографически точной проработкой малейших деталей картин и мастерским использованием цвета и света для придания глубины видам природы.

Первые успехи Мещерского после смены страны и места обучения не заставили себя ждать: в 1858 году он подал заявку в Академию художеств на соискание малой золотой медали (за пейзаж «Вид Савойя»), а годом позже его «Швейцарский вид (Льды на Ландеке)» был удостоен большой золотой медали. Вместе с золотой медалью Мещерский получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу на четыре года. Пользуясь этим правом, художник вновь отправился в Швейцарию, но на этот раз время от времени выезжал из Женевы в Одессу, Константинополь, путешествовал по городам Италии. За время своего первого крупного турне по городам Российской империи и Европы, художник не только создал целую серию видовых работ, вдохновленных культурой и природой разных стран, но и ближе познакомился с творчеством художников итальянского Ренессанса и Северного Возрождения, обогатив свой художественный опыт новыми сюжетами и приемами.

В 1864 году Мещерский вернулся в Россию и выбрал местом своего постоянного проживания Петербург. Однако путешествовать не перестал. Главными источниками его вдохновения отныне стали горы Кавказа, Крыма, дикая природа Финляндии. С середины 1860-х годов зимние и горные пейзажи наряду с изображениями бескрайних полей становятся постоянными сюжетами его работ. В 1867 году 33-летний художник был приглашен сопровождать великого князя Алексея Александровича (сына Александра II) в кругосветном путешествии, результатом чего стало появление целой серии видов экзотических для русского глаза мест и удивительной точности морских пейзажей.

В 1870-е авторский стиль Мещерского формируется окончательно, от мастерских академических работ он переходит к менее натурному романтическому пейзажу (хотя по-прежнему считает себя «рисовальщиком природы» и «портретистом деревьев»). Слава его достигает таких высот, что он много работает на заказ, зачастую заменяя пленэрные зарисовки работой в студии. В 1876 году за композицию «Вид у истоков Риона» Мещерский получает звание профессора, а также становится председателем правления Общества выставок художественных произведений при Императорской Академии художеств. В эти годы мастерство художника по сочинению потрясающих своей композиционной выразительностью романтических пейзажей достигает высшей точки. В 1877 году критика так отзывалась о его работах: «Пейзажи… г. Мещерского… считаем мы лучшими из выставленных… Высокопоэтичным вышел эффект зимнего пейзажа “На Рионе”… — всё приятно нежит глаз в этом произведении, что называется, искусно выдержанном». Временами техническое совершенство его работ вызывало и противоположные реакции: «Манера (Мещерского) принадлежит к числу самых отборных, самых изящных, но манера от начала до конца. И вы, глядя на эти атласные облака и ледники, на ловко, бравурно, без всякого колебания брошенные камни и скалы, сжимаетесь от холода и говорите про себя “ну слишком много умения иногда хуже, чем как если бы его совсем не было: вот г. Мещерский так основательно переработал природу по своему вкусу, что из-за его вкуса не видно в его пейзажах ни единой живой травинки”».

В 1879 году, по свидетельству современников, Мещерского сразила сильнейшая пневмония — художник находился на грани жизни и смерти несколько недель, а затем много лет страдал от приступов удушья и общей слабости организма. Слабое здоровье побудило его проводить больше времени дома и в средней полосе России. Кругосветные путешествия отныне сменились зимами, проведенными на берегах Крыма и юга Италии. Новые жизненные обстоятельства художник воспринял как стимул обратиться к тихим красотам окружающих его мест. Академическая эпичность и романтическая экспрессивность его работ сменилась почти камерной выразительностью реалистично изображенных мест.

В 1883 году в одном из залов Петербурга открылась совместная выставка Мещерского и портретиста И. К. Макарова. Новые в творчестве художника работы склонили критиков сменить тон: «Маститый профессор Академии художеств, пейзажист А. И. Мещерский открывает сегодня, 6-го марта… выставку своих картин — замечательных как по жизненности, так и по артистической технике. Имя художника, пользующегося европейской известностью, настолько знакомо, что всякие комментарии к нему излишни. Почтенный профессор поместил на выставку до 20-ти картин и свыше 15-ти этюдов, писанных с натуры, или, лучше сказать, 15 портретов данных местностей… Виды средней полосы России поражают своим великолепием…». В 1880-е Арсений Мещерский дважды участвовал в выставках передвижников с работами «Февральское утро» (1884) и «Утро в Малороссии» (1885). В 1886 году «за особые труды на художественном поприще» Мещерский был награжден орденом Анны третьей степени.

Смена образа жизни позволила художнику более серьезно заняться преподавательской деятельностью, принимать активное участие в работе различных творческих и благотворительных организаций. В 1890-м он стал одним из учредителей и председателем Петербургского общества художников, с 1892 — действительным членом Общества русских акварелистов, принимал деятельное участие в работе Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующих призрения. В 1898–1899 годах Арсений Мещерский совершил свое последнее большое турне, посетив Турцию, Афон, острова Греции, Италию и Швейцарию и привезя оттуда множество натурных зарисовок. Результатом поездки стало ухудшение здоровья, и 13 ноября 1902 года Мещерский скончался от астмы в Петербурге.

Известно, что художник не снижал своей активности даже в период обострения болезни и работал до самых последних дней. Работы последних месяцев его жизни были показаны на традиционной Весенней выставке 1903 года в залах Академии художеств. Несмотря на незаконченность некоторых работ, все пейзажи были удостоены самой высокой оценки. Произведения художника часто показываются в составе групповых экспозиций в современной России, однако персональной выставки в крупном музее у Арсения Мещерского до сих пор не было. Работы находятся в постоянных экспозициях Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи, большого количество региональных музеев, а также в многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Арсения Мещерского входят живописные морские пейзажи, проданные за пределами РФ в 2008 и 2011 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2011 году аукционным домом Hagelstam & Co в Хельсинки: картина «Спокойное море, вид с Крымского полуострова» ушла с торгов за $127 494. Второй и первый текущий результаты был показаны в 2008 году на торгах Stockholms Auktionsverk в столице Швеции: за живопись «Шторм, надвигающийся на балтийское побережье» заплатили $182 380. Ныне действующий рекорд был установлен спустя несколько минут: работу «Парусная лодка у берега» купили за $215 540 при эстимейте $50 026–57 842.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 99 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 85 работ, графика — 14 работ. Средняя стоимость проданных работ — $37,2 тыс., медианная стоимость — $17,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,97 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 53 к 46 (54 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1990–1999 17 9 53 8
2000–2008 29 20 69 9
2009–2014 33 13 39 20
2015–2021 20 11 55 9

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
РФ 32 9 28 23
Великобритания 17 12 71 5
США 10 7 70 3
Швеция 10 7 70 3
Австрия 9 5 56 4
Финляндия 8 4 50 4
Германия 5 3 60 2
Дания 4 3 75 1
Украина 2 1 50 1
Греция 1 1 100 0
Канада 1 1 100 0

Таблица 3. Повторные продажи работ на аукционных торгах

№ п/п Название (год создания) Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Корабль в бушующем море 2010 40 712 2011 22 275 1 Uppsala Auktionskammare, Уппсала –18 437 –45,3
2 Ship at Sea 2014 41 064 2015 37 672 1 Auctionata, Берлин –3 392 –8,3
3 Спокойное лесное озеро 1998 20 005 2003 49 092 5 Sotheby's, Лондон 29 087 29,1
4 Летний пейзаж с рекой 2010 10 725 2011 17 771 1 Русские сезоны, Санкт-Петербург 7 046 65,7

Работы Арсения Мещерского на публичном рынке имеют 4 повторные продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 10,3 %. Медианный CAGR на одну десятую выше и составляет 10,4 %: такое случается, когда количество данных с отрицательными и положительными показателями равное (в данном случае — по две работы), но успешные продажи в своей сумме «перевешивают». Стоимость всех проданных работ художника составляет 182 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались почти в два раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 166 %) зафиксировано в 55 % сделок.

Цифры полностью раскрывают рынок Мещерского: крепкий художник, не избалованный аукционами, со «сбитыми» средними ценами (медианная стоимость почти равна средней) и своими покупателями — которые четко отмечают появление лучших работ живописца на публичных торгах (продажи выше эстимейта), а к средним по качеству относятся снисходительно (почти равный баланс проданных и не проданных работ). Цифры не способны показать еще одну важную характеристику художника: Арсений Мещерский является художником в большей степени «дилерским», что характерно для бóльшей части отечественного арт-рынка. Соответственно, приобретать и продавать его нужно с оглядкой на рынок частных сделок — порой цены там выше, а выбор коллекционеров шире.

Русскому живописцу-маринисту очень сложно: мастер любого художественного уровня по мнению нетребовательных коллекционеров всегда будет «вторым после Айвазовского», сколь бы изобретательным и новаторским ни было его творчество. Коллекционеры — знатоки искусства, в свою очередь, увидят в Мещерском соединение русской реалистической живописи и европейской школы пейзажа. Шутка ли: сегодня на московских аукционах работы русского художника, ученика условных швейцарцев Урса Фишера или Уго Родниноне, оторвали бы с руками. А сто пятьдесят лет назад вернувшийся после обучения в студии Александра Калама Мещерский должен был доказывать состоятельность Балтийским взморьем и Северным Кавказом. Вернуть бы тот утерянный патриотизм — таланты всегда найдутся.

Источники: mesherskiy.ru, kulturologia.ru, Пономарева Т.Д. Арсений Мещерский. М.: Белый город, 2007. (Мастера живописи)



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 30.08.2021 Персона недели: Катя Филиппова Катя Филиппова — модельер, декоратор, мастер ДПИ, потрясшая отечественную арт-сцену еще в перестроечные годы эксцентричными авторскими нарядами, получила признание сегодня и как автор оригинальных произведений, в которых эклектично сочетаются разные стили и обыгрываются образы массовой культуры
  • 23.08.2021 «Второе поколение». Открыт 80-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге куратора Александра Кацалапа собраны произведения Рубена Апресяна, Евгения Белоконева, Сергея Бордачёва, САН САН КА РА, Александра Кацалапа, Михаила Крунова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Валерия Светлицкого, Игоря Ширшкова
  • 23.08.2021 Мастер люминизма Иван Шультце В Плёсском музее-заповеднике до 10 октября 2021 года открыта выставка «Архитектура света. Иван Шультце»
  • 16.08.2021 Открыт 79-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Николая и Александра Жатовых, Александра Захарова, Константина Звездочетова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Ирины Раковой, Романа Рахматулина, Светланы Романовой, Армана Сируняна, Любови Солдатовой
  • 09.08.2021 Открыт 78-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Андрея Бисти, Валерия Газукина, Сергея Геты, Михаила Дронова, Гурия, Наталии и Анастасии Захаровых, Юлии Мамонтовой, Валерия Полиенко, Кирилла Протопопова, Татьяны Соколовой, Кати-Анны Тагути, Елены Утёнковой-Тихоновой, Татьяны Ян
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх