Художник недели: Андрей Ланской
История, финансовые и маркетинговые показатели выдающегося представителя русского зарубежья, основоположника жанра лирической абстракции Андрея Михайловича (Андре) Ланского
Годы жизни: 1902–1976
Направление: абстрактное искусство
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Андре Ланской известен всему миру своими непревзойденными лирическими абстракциями, которые специалисты относят также к абстрактному экспрессионизму или action painting. Абстракции Ланского оказали решающее влияние на творчество его учеников, например Николя де Сталя, и во многом определили развитие послевоенной абстракции в Европе.
Андрей Михайлович Ланской родился в Москве в семье графов Ланских 31 марта 1902 года. В 1908 году семья художника переехала в Санкт-Петербург, где он недолгое время учился в Пажеском корпусе. Однако с ранних лет истинной страстью молодого графа было искусство. В дореволюционный период страсть эта выражалась в первую очередь в изучении русского фольклора, приобщении к артистической среде столицы, посещении петербургских кабаре с их уникальными интерьерами (в то время Ланской был увлечен оформительскими работами участников «Голубой розы», особенно Сергея Судейкина). В 1918 году, уже вступив в Белую армию, он начал брать первые уроки живописи в киевской мастерской «амазонки авангарда» Александры Экстер.
В 1920-м году Андрей Ланской навсегда покинул страну, отплыв в числе других представителей белого движения в Константинополь. В 1921 году он поселился в Париже, в знаменитом «Улье», общежитии художников-эмигрантов в квартале Монпарнас. С этого началась история французского художника русского происхождения Андре Ланского.
1920-е годы в творчестве Ланского — годы становления и учебы. В начале 1920-х он поступил в Академию Гранд Шомьер и одновременно брал уроки в мастерской Судейкина. Неудивительно, что раннее творчество художника, в том числе работы, показанные на его первой выставке (совместно с творческой группой «Удар»), находились под влиянием эстетики Судейкина и имели общие черты с произведениями тогдашних его соучеников (Сони Делоне, Хаима Сутина, Осипа Цадкина и др.).
К концу 1920-х Ланской увлекся фовизмом, его палитра стала более красочной, воздушной и светлой, а сюжеты приобрели идиллические черты. В это время он пишет натюрморты, пейзажи, интерьеры и портреты, подчеркнуто обособленные от окружающего мира. В работах раннего Ланского почти нет места психологизму или социальным характеристикам, их место занимает свет, цвет и неповторимый «славянский элемент», отличающий его от других художников Парижской школы.
Период с 1930-х до середины 1940-х — переходное время в творчестве Ланского. Конец 1930-х годов Андре Ланской посвятил переосмыслению творчества таких художников, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В его работах все еще присутствует фигуративность, но от упрощения форм он переходит к их геометризации на грани абстракции. Форма и сюжет уступают место цветовой выразительности, палитра становится всё более холодной, а масло на холсте заменяет гуашь, дающая художнику возможность более свободно контролировать светоносность красочных слоев.
В 1945 году Андре Ланской стал одним из идеологов и основателей нового направления в изобразительном искусстве — лирической абстракции. Лирическая абстракция (абстрактный экспрессионизм, ташизм) — послевоенное направление в изобразительном искусстве Европы и Америки, целью которого был разрыв с геометризацией в европейской абстрактной живописи. В отличие от геометрической абстракции, имеющей аналитические корни, лирическая абстракция представляет собой часть направления информализма, в котором эмоциональность и спонтанность художественных произведений важнее их совершенства и разумности. Лирическая абстракция — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете.
Со второй половины 1940-х годов и до середины 1970-х Андре Ланской работал над развитием и популяризацией этого направления в своей уникальной, выработанной многими годами практики изобразительной манере. Прекрасный колорист, в 1950–60-х годах он достигает максимальной выразительности цвета, умело используя возможности различных художественных материалов и техник. Композиции Ланского своей светоносностью начинают напоминать готические витражи, а творческие горизонты максимально расширяются. В этот период Ланской, достигший пика развития таланта мастер, создает самые значимые, программные работы, и не только в живописи и графике. Он успешно занимается оформительской деятельностью, работает над иллюстрациями к книгам (в том числе к Библии), создает коллажи, мозаики, эскизы ковров. Одним из последних крупных проектов Андре Ланского стал цикл иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н.В.Гоголя, над которым он работал с конца 1960 по 1976 год.
Андрей Ланской умер за работой в своей мастерской в Париже 24 августа 1976 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Первую персональную выставку художника в новейшей истории России в 2006 году провел Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Всего с момента ухода художника из жизни его творчество в составе групповых экспозиций было показано 38 раз на территории 12 стран. Работы находятся в постоянных экспозициях Музея современного искусства Petit Palais (Женева, Швейцария), Музея современного искусства метрополии Лилля (Франция), музеях Германии, Норвегии, Финляндии, Нидерландов и Македонии, а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Андрея Ланского входят большеформатные живописные произведения, проданные аукционным домом Christie’s в Париже с 2008 по 2019 год. Третий текущий результат был достигнут в 2010 году: холст «Без названия» ушел с торгов за $239 662. Второй результат ценового рейтинга был показан в 2008 году: за живопись «Претензии спички» заплатили $263 261. Ныне действующий рекорд был установлен в 2019 году: работу Sans Titre (с фр. — Без названия) купили за $320 921 при эстимейте $134 652–201 978.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 3321 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 1689 работ, графика — 1026 работ, тиражная продукция — 395 работ, коллаж — 163 работы, смешанная техника — 42 работы, гобелен — 3 работы, скульптура — 2 работы, фарфор — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $21,0 тыс., медианная стоимость — $9,0 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $47,98 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 2280 к 1041 (69 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1986–1999 | 825 | 630 | 76 | 195 |
2000–2008 | 1243 | 865 | 70 | 378 |
2009–2014 | 640 | 398 | 62 | 242 |
2015–2021 | 613 | 387 | 63 | 226 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Франция | 2277 | 1541 | 68 | 736 |
Великобритания | 282 | 223 | 79 | 59 |
Бельгия | 136 | 87 | 64 | 49 |
США | 118 | 94 | 80 | 24 |
Швейцария | 114 | 70 | 61 | 44 |
Германия | 88 | 46 | 52 | 42 |
Швеция | 71 | 57 | 80 | 14 |
Италия | 53 | 38 | 72 | 15 |
Нидерланды | 40 | 36 | 90 | 4 |
РФ | 39 | 25 | 64 | 14 |
Дания | 32 | 23 | 72 | 9 |
Израиль | 25 | 16 | 64 | 9 |
Монако | 19 | 12 | 63 | 7 |
Австрия | 15 | 8 | 53 | 7 |
Португалия | 5 | 0 | 0 | 5 |
Финляндия | 3 | 3 | 100 | 0 |
Испания | 3 | 0 | 0 | 3 |
ОАЭ | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи живописи после 2000 года
№ п/п | Название (год создания) | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Черный поток | 2007 | 103 454 | 2008 | 55 586 | 1 | Christie's, Париж | –47 868 | –46,3 |
2 | Семейная трапеза | 2004 | 23 276 | 2006 | 14 086 | 1 | Boisgirard & Associes, Париж | –9 190 | –39,5 |
3 | Composition | 2015 | 30 044 | 2016 | 19 075 | 1 | Van Ham, Кельн | –10 969 | –36,5 |
4 | Nuage insolent | 2013 | 27 643 | 2013 | 19 809 | 1 | Tajan, Париж | –7 834 | –28,3 |
5 | Bouquet of Flowers on a Red Background | 2015 | 19 200 | 2016 | 15 548 | 1 | MacDougall's, Лондон | –3 652 | –19,0 |
6 | Дом | 2007 | 25 647 | 2009 | 17 318 | 2 | Aguttes, Париж | –8 329 | –16,2 |
7 | Воззвание восставших | 1999 | 29 900 | 2001 | 20 275 | 2 | Christie's, Лондон | –9 625 | –16,1 |
8 | Без названия | 1998 | 26 091 | 2002 | 10 205 | 4 | Sotheby's, Лондон | –15 886 | –15,2 |
9 | Натюрморт | 2010 | 4 183 | 2016 | 3 578 | 1 | Tajan, Париж | –605 | –14,5 |
10 | Lady in Blue | 2016 | 3 712 | 2016 | 3 179 | 1 | Auctionata, Берлин | –533 | –14,4 |
11 | Les flammes en Norvège | 2013 | 41 071 | 2015 | 29 484 | 2 | Millon & Аssociés, Париж | –11 587 | –14,1 |
12 | Птица и пастушка | 2011 | 46 461 | 2016 | 20 674 | 5 | Leclere - Maison de Ventes, Париж | –25 787 | –11,1 |
13 | Без названия | 1995 | 12 495 | 2001 | 6 248 | 6 | Charbonneaux, Париж | –6 247 | –8,3 |
14 | Натюрморт с фруктами | 2007 | 19 307 | 2015 | 7 536 | 8 | Auctionata, Берлин | –11 771 | –7,6 |
15 | Без названия | 1993 | 77 112 | 2001 | 32 558 | 8 | Kohn, Довиль | –44 554 | –7,2 |
16 | Композиция | 1989 | 75 797 | 2002 | 9 087 | 13 | Drouot, Париж | –66 710 | –6,8 |
17 | Без названия | 2008 | 29 855 | 2013 | 20 270 | 5 | Sotheby's, Лондон | –9 585 | –6,4 |
18 | Композиция | 1999 | 16 065 | 2001 | 14 058 | 2 | De Vuyst, Локерен | –2 007 | –6,2 |
19 | Композиция | 1998 | 1 928 | 2001 | 1 607 | 3 | Chambelland-Giafferi, Гарш | –321 | –5,5 |
20 | Белый свет | 2004 | 57 360 | 2008 | 44 727 | 4 | Christie's, Париж | –12 633 | –5,5 |
21 | Штрихи | 2007 | 96 946 | 2015 | 54 455 | 8 | Tajan, Париж | –42 491 | –5,5 |
22 | В поисках объекта | 2007 | 83 685 | 2017 | 42 060 | 10 | Christie's, Париж | –41 625 | –5,0 |
23 | Ни я, ни ты | 2005 | 32 358 | 2010 | 26 569 | 5 | Christie's, Лондон | –5 789 | –3,6 |
24 | Натюрморт | 2008 | 37 500 | 2010 | 35 297 | 2 | Louiza Auktion & Associés, Брюссель | –2 203 | –2,9 |
25 | Возможно, когда-нибудь? | 2008 | 118 229 | 2012 | 104 810 | 4 | MacDougall's, Лондон | –13 419 | –2,8 |
26 | Нотная бумага | 2006 | 33 504 | 2017 | 23 362 | 11 | MacDougall's, Лондон | –10 142 | –2,8 |
27 | Время музыки | 2008 | 53 811 | 2014 | 46 159 | 6 | Sotheby's, Париж | –7 652 | –2,4 |
28 | Без названия | 2005 | 32 679 | 2017 | 24 428 | 12 | Phillips, Лондон | –8 251 | –2,1 |
29 | Черная шахта | 2011 | 28 125 | 2020 | 24 707 | 9 | Sotheby's, Париж | –3 418 | –1,4 |
30 | Без названия (Арлекин и Коломбина) | 2007 | 31 485 | 2012 | 29 378 | 5 | Christie's, Париж | –2 107 | –1,3 |
31 | Букет цветов | 1995 | 5 998 | 2001 | 5 783 | 6 | Beaussant-Lefèvre, Париж | –215 | –0,6 |
32 | Меч правосудия | 2008 | 51 879 | 2011 | 51 662 | 3 | Villa Grisebach Auktionen, Берлин | –217 | –0,1 |
33 | Композиция | 1990 | 117 810 | 2007 | 115 163 | 17 | ArtCurial, Париж | –2 647 | –0,1 |
34 | Женский портрет | 2008 | 3 706 | 2015 | 3 809 | 7 | Christie's, Лондон | 103 | 0,4 |
35 | Печальный возглас | 2003 | 30 182 | 2020 | 38 434 | 17 | Christie's, Париж | 8 252 | 1,6 |
36 | На краю ночного сада | 2004 | 37 289 | 2013 | 45 963 | 9 | Christie's, Лондон | 8 674 | 2,6 |
37 | Интерьер | 2008 | 31 420 | 2010 | 33 384 | 2 | Louiza Auktion & Associés, Брюссель | 1 964 | 3,1 |
38 | Переполнение | 2009 | 167 477 | 2011 | 178 336 | 2 | ArtCurial, Марсель | 10 859 | 3,2 |
39 | Без названия | 2004 | 45 592 | 2012 | 61 648 | 8 | Christie's, Париж | 16 056 | 4,4 |
40 | За фиолетовой шторой | 2005 | 21 143 | 2016 | 31 662 | 11 | Dorotheum, Вена | 10 519 | 4,5 |
41 | Берег моря | 1990 | 43 313 | 2006 | 79 838 | 16 | Ader, Париж | 36 525 | 5,3 |
42 | Композиция | 2000 | 2 999 | 2001 | 3 213 | 1 | Guérin, Сэн-Ди | 214 | 7,1 |
43 | Дальние сады | 2000 | 10 949 | 2016 | 23 884 | 16 | Christie's, Париж | 12 935 | 7,4 |
44 | Без названия | 1992 | 2 892 | 2007 | 6 410 | 15 | Christie's, Париж | 3 518 | 8,1 |
45 | Огонь | 2000 | 28 800 | 2018 | 71 138 | 18 | Sotheby's, Париж | 42 338 | 8,2 |
46 | Долгожданное рождение | 2006 | 65 466 | 2011 | 92 883 | 5 | Christie's, Лондон | 27 417 | 8,4 |
47 | Деление ночи | 2003 | 47 491 | 2012 | 86 500 | 9 | Sotheby's, Нью-Йорк | 39 009 | 9,1 |
48 | Стол с букетами | 2009 | 10 725 | 2015 | 16 990 | 6 | Tajan, Париж | 6 265 | 9,7 |
49 | Композиция травы | 2009 | 39 240 | 2014 | 59 475 | 5 | AI Аукцион, Москва | 20 235 | 10,3 |
50 | Композиция | 2006 | 41 889 | 2006 | 47 356 | 1 | ArtCurial, Париж | 5 467 | 13,1 |
51 | Отчаявшиеся спирали | 2002 | 14 659 | 2003 | 16 701 | 1 | Mercier & Cie, Лилль | 2 042 | 13,9 |
52 | Композиция | 1995 | 4 090 | 2002 | 8 268 | 7 | ArtCurial, Париж | 4 178 | 14,6 |
53 | Мальчик в красных подтяжках | 2003 | 12 227 | 2007 | 19 512 | 4 | MacDougall's, Лондон | 7 285 | 14,9 |
54 | Путаница | 2004 | 61 307 | 2007 | 89 282 | 3 | Martin du Nord, Версаль | 27 975 | 15,2 |
55 | Всадник | 1990 | 10 828 | 2005 | 39 334 | 15 | Néret-Minet, Париж | 28 506 | 17,6 |
56 | Композиция | 1992 | 5 355 | 2005 | 17 578 | 13 | Renaud-Giquello & Associés, Париж | 12 223 | 17,6 |
57 | Без названия | 2000 | 9 600 | 2007 | 21 600 | 7 | Sotheby's, Нью-Йорк | 12 000 | 17,9 |
58 | Композиция | 2004 | 39 407 | 2008 | 68 308 | 4 | Sotheby's, Париж | 28 901 | 18,3 |
59 | Чужие радости | 2004 | 61 336 | 2010 | 129 427 | 6 | Christie's, Лондон | 68 091 | 18,5 |
60 | Композиция на черном фоне | 1998 | 15 600 | 2005 | 35 887 | 7 | Christie's, Лондон | 20 287 | 18,6 |
61 | Полет синей бабочки | 2002 | 21 883 | 2003 | 26 211 | 1 | Blanchet & Associés, Париж | 4 328 | 19,8 |
62 | Композиция | 2000 | 4 284 | 2001 | 5 141 | 1 | Boisgirard & Associes, Париж | 857 | 20,0 |
63 | Композиция | 2003 | 16 059 | 2008 | 32 806 | 5 | Auction e Vente, Версаль | 16 747 | 20,9 |
64 | Натюрморт | 2006 | 14 000 | 2007 | 16 968 | 1 | Совком, Москва | 2 968 | 21,2 |
65 | Зима неподалеку | 2009 | 18 172 | 2010 | 22 293 | 1 | Louiza Auktion & Associés, Брюссель | 4 121 | 22,7 |
66 | За неимением сострадания | 2008 | 65 517 | 2011 | 116 188 | 3 | ArtCurial, Марсель | 50 671 | 25,8 |
67 | La ville immobile | 2011 | 34 271 | 2016 | 78 798 | 5 | Christie's, Париж | 44 527 | 26,0 |
68 | Abstract composition | 2016 | 25 719 | 2016 | 33 056 | 1 | Millon & Аssociés, Париж | 7 337 | 28,5 |
69 | Композиция на оранжевом фоне | 2005 | 23 917 | 2007 | 37 564 | 2 | Sotheby's, Париж | 13 647 | 28,5 |
70 | Букет | 2008 | 12 362 | 2020 | 16 200 | 1 | Литфонд, Москва | 3 838 | 31,0 |
71 | Без названия | 2008 | 4 101 | 2009 | 5 396 | 1 | Damien Leclere, Марсель | 1,295 | 31,6 |
72 | Композиция на черном фоне | 1996 | 16 493 | 2007 | 74 244 | 11 | Besch Cannes Auction, Канны | 57 751 | 31,8 |
73 | Абстрактная композиция | 2010 | 128 438 | 2011 | 172 703 | 1 | Louiza Auktion & Associés, Брюссель | 44 265 | 34,5 |
74 | Композиция | 2006 | 90 345 | 2007 | 122 580 | 1 | Martin du Nord, Версаль | 32 235 | 35,7 |
75 | Композиция | 2002 | 27 349 | 2006 | 67 158 | 4 | European Auction Company, Люксембург | 39 809 | 36,4 |
76 | Композиция | 1998 | 7 068 | 2006 | 30 323 | 8 | Briest, Париж | 23 255 | 41,1 |
77 | Ланской играет в карты вместе с женой | 2010 | 3 000 | 2011 | 4 247 | 1 | Louiza Auktion & Associés, Брюссель | 1 247 | 41,6 |
78 | Композиция | 2002 | 8 814 | 2003 | 12 507 | 1 | De Vuyst, Локерен | 3 693 | 41,9 |
79 | Композиция | 2007 | 45 209 | 2007 | 64 272 | 1 | Mathias, Le Roux-Morel, Baron Ribeyre & Associée, Париж | 19 063 | 42,2 |
80 | Сельский праздник | 2004 | 30 709 | 2008 | 86 189 | 4 | Sotheby's, Лондон | 55 480 | 45,2 |
81 | Композиция | 1996 | 23 829 | 2005 | 125 446 | 9 | Germann Auktionshaus, Цюрих | 101 617 | 47,4 |
82 | Чаша с фруктами и ваза с цветами | 2001 | 6 854 | 2003 | 13 380 | 2 | Christie's, Амстердам | 6 526 | 47,6 |
83 | Африканский воин | 1996 | 32 008 | 2008 | 215 622 | 12 | Christie's, Лондон | 183 614 | 47,8 |
84 | Композиция | 2005 | 28 682 | 2006 | 42 773 | 1 | ArtCurial, Париж | 14 091 | 49,1 |
85 | Прозрачный кристалл | 1999 | 12 852 | 2006 | 57 564 | 7 | Le Roux, Париж | 44 712 | 49,7 |
86 | Композиция | 1995 | 8 996 | 1992 | 14 253 | 1 | Eric Pillon Enchères, Кале | 5 257 | 58,4 |
87 | Сестра и фиалка | 2002 | 12 114 | 2003 | 19 215 | 1 | Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль | 7 101 | 58,6 |
88 | Натюрморт с фарфоровой статуэткой | 2004 | 17 290 | 2007 | 48 780 | 3 | Boisgirard & Associes, Париж | 31 490 | 60,7 |
89 | Герой седьмого дня | 2001 | 12 621 | 2007 | 60 584 | 6 | Martin du Nord, Версаль | 47 963 | 63,3 |
90 | «Вызов на бой» | 2002 | 19 156 | 2007 | 82 236 | 5 | Sotheby's, Лондон | 63 080 | 65,9 |
91 | Небо, которое плачет | 2004 | 47 259 | 2005 | 78 502 | 1 | Christie's, Лондон | 31 243 | 66,1 |
92 | Натюрморт | 2000 | 4 927 | 2007 | 29 048 | 7 | Piasa, Париж | 24 121 | 69,9 |
93 | Материнство | 2005 | 8 726 | 2007 | 21 062 | 2 | ArtCurial, Париж | 12 336 | 70,7 |
94 | Наш царь | 2007 | 31 245 | 2007 | 53 853 | 1 | Aguttes, Париж | 22 608 | 72,4 |
95 | Натюрморт с устрицами | 2004 | 11 044 | 2007 | 36 585 | 3 | Boisgirard & Associes, Париж | 25 541 | 77,1 |
96 | Попутный ветер | 2004 | 42 720 | 2007 | 145 465 | 3 | Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль | 102 745 | 80,2 |
97 | Композиция | 2004 | 4 308 | 2005 | 8 000 | 1 | Le Mouel, Париж | 3 692 | 85,7 |
98 | Ваза с розами | 2010 | 19 032 | 2011 | 36 729 | 1 | MacDougall's, Лондон | 17 697 | 93,0 |
99 | Без названия | 2002 | 16 502 | 2006 | 79 517 | 4 | Sotheby's, Лондон | 63 015 | 95,5 |
100 | Убежище голубых пчел | 2005 | 49 315 | 2008 | 97 000 | 1 | Christie's, Дубай | 47 685 | 96,7 |
101 | Позолоченное облако | 2003 | 24 041 | 2004 | 47 995 | 1 | Christie's, Лондон | 23 954 | 99,6 |
102 | Без названия | 2001 | 8 448 | 2007 | 60 000 | 6 | Bonhams, Лос-Анджелес | 51 552 | 101,7 |
103 | Paysage avec une ferme | 2013 | 1 725 | 2015 | 5 333 | 2 | Christie's, Лондон | 3 608 | 104,6 |
104 | Композиция | 2006 | 58 963 | 2006 | 126 451 | 1 | Aguttes, Париж | 67 488 | 114,5 |
105 | Разделения и соединения | 2004 | 24 412 | 2006 | 89 010 | 2 | Bukowskis Auctions, Стокгольм | 64 598 | 132,3 |
106 | День и ночь | 2010 | 19 123 | 2011 | 45 789 | 1 | Louiza Auktion & Associés, Брюссель | 26 666 | 139,4 |
107 | Упавший с неба | 2006 | 50 470 | 2006 | 121 056 | 1 | Aguttes, Париж | 70 586 | 139,9 |
108 | Композиция | 2002 | 18 434 | 2008 | 45 980 | 1 | Christie's, Лондон | 27 546 | 149,4 |
109 | La tablée | 2013 | 2 646 | 2013 | 7 656 | 1 | Versailles Enchères Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль | 5 010 | 189,3 |
110 | Сцена из семейной жизни | 2006 | 3 837 | 2006 | 17 402 | 1 | Joron-Derem, Париж | 13 565 | 353,5 |
Работы Андрея Ланского на публичном рынке имеют 291 повторную продажу среди всех направлений искусства, однако в рамках данной статьи мы взяли для исследования лишь живопись художника, проданную до 2000 года, а именно 110 случаев появления на аукционных торгах отдельных работ более одного раза. Временной период был выбран не случайно: именно после 2000 года на рынке сложились устойчивые принципы ценообразования на работы художника, тогда как в 1980–90-х ни аукционные дома, ни коллекционеры еще не знали, сколько просить за его работы, отчего случались резкие ценовые перепады. Итак, живопись Ланского, проданная после 2000 года, имеет очень высокий среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) 31,1 %, медианный CAGR составляет 17,6 %. Понимая, что 37 продаж могут носить спекулятивный характер (время между сделками составляет до 1 года), мы попробовали исключить их из списка — и все равно получили внушительные 19,9 % среднего и 8,2 % медианного значения CAGR. Стоимость всех проданных работ художника составляет 145 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в полтора раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 127 %) зафиксировано в 51 % сделок.
Парижский Hôtel Drouot (позднее — просто Druot) словно и создавался под Андрея Ланского: все 70 аукционов, входящих в состав Druot, за свою историю хотя бы по разу приняли (и продали!) работы русского художника. Показатель успешно проданных лотов Ланского по всему миру (69 %) удивительным образом подобен другим 69 % — доле работ, проданных на территории Франции. Там же произошли и главные аукционные рекорды художника, и расположены музеи, для которых выставить Андрея Ланского в постоянной экспозиции — честь, а не прихоть наблюдательного совета или рынка (что часто одно и то же). О многих художниках-эмигрантах в контексте истории российского искусства можно услышать: «талант, которого мы потеряли». К сожалению, далеко не всегда «потерявшегося» художника, находит другая страна — продвинуться по европейской арт-лестнице удалось немногим из покинувших советскую Россию. Но Андрея Ланского художественная Франция именно нашла и усыновила, сделав его своим Андре.
Работы Андре Ланского, несмотря на всю широту используемых им приемов — от рельефной пастозности масла до тончайших градаций цвета в графике, на очень разный масштаб — от широкоформатных монументальных композиций до маленьких компактных работ, всегда очень созвучны человеку. Ланской не подавляет зрителя, он, скорее, делится с ним своими эмоциями, фантазиями. В его работах нет конкретной формы, но угадывается сюжет и легко считывается настроение. За это его ценит и любит весь мир, а в последние 15 лет открывает для себя и наша страна.
Источники: gif.ru, directorinfo.ru, kartaslov.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210517_lanskoy_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210517_lanskoy_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.