Художник недели: Андрей Ланской
ARTinvestment.RU   17 мая 2021

История, финансовые и маркетинговые показатели выдающегося представителя русского зарубежья, основоположника жанра лирической абстракции Андрея Михайловича (Андре) Ланского

Годы жизни: 1902–1976

Направление: абстрактное искусство

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Андре Ланской известен всему миру своими непревзойденными лирическими абстракциями, которые специалисты относят также к абстрактному экспрессионизму или action painting. Абстракции Ланского оказали решающее влияние на творчество его учеников, например Николя де Сталя, и во многом определили развитие послевоенной абстракции в Европе.

Андрей Михайлович Ланской родился в Москве в семье графов Ланских 31 марта 1902 года. В 1908 году семья художника переехала в Санкт-Петербург, где он недолгое время учился в Пажеском корпусе. Однако с ранних лет истинной страстью молодого графа было искусство. В дореволюционный период страсть эта выражалась в первую очередь в изучении русского фольклора, приобщении к артистической среде столицы, посещении петербургских кабаре с их уникальными интерьерами (в то время Ланской был увлечен оформительскими работами участников «Голубой розы», особенно Сергея Судейкина). В 1918 году, уже вступив в Белую армию, он начал брать первые уроки живописи в киевской мастерской «амазонки авангарда» Александры Экстер.

В 1920-м году Андрей Ланской навсегда покинул страну, отплыв в числе других представителей белого движения в Константинополь. В 1921 году он поселился в Париже, в знаменитом «Улье», общежитии художников-эмигрантов в квартале Монпарнас. С этого началась история французского художника русского происхождения Андре Ланского.

1920-е годы в творчестве Ланского — годы становления и учебы. В начале 1920-х он поступил в Академию Гранд Шомьер и одновременно брал уроки в мастерской Судейкина. Неудивительно, что раннее творчество художника, в том числе работы, показанные на его первой выставке (совместно с творческой группой «Удар»), находились под влиянием эстетики Судейкина и имели общие черты с произведениями тогдашних его соучеников (Сони Делоне, Хаима Сутина, Осипа Цадкина и др.).

К концу 1920-х Ланской увлекся фовизмом, его палитра стала более красочной, воздушной и светлой, а сюжеты приобрели идиллические черты. В это время он пишет натюрморты, пейзажи, интерьеры и портреты, подчеркнуто обособленные от окружающего мира. В работах раннего Ланского почти нет места психологизму или социальным характеристикам, их место занимает свет, цвет и неповторимый «славянский элемент», отличающий его от других художников Парижской школы.

Период с 1930-х до середины 1940-х — переходное время в творчестве Ланского. Конец 1930-х годов Андре Ланской посвятил переосмыслению творчества таких художников, как Василий Кандинский и Пауль Клее. В его работах все еще присутствует фигуративность, но от упрощения форм он переходит к их геометризации на грани абстракции. Форма и сюжет уступают место цветовой выразительности, палитра становится всё более холодной, а масло на холсте заменяет гуашь, дающая художнику возможность более свободно контролировать светоносность красочных слоев.

В 1945 году Андре Ланской стал одним из идеологов и основателей нового направления в изобразительном искусстве — лирической абстракции. Лирическая абстракция (абстрактный экспрессионизм, ташизм) — послевоенное направление в изобразительном искусстве Европы и Америки, целью которого был разрыв с геометризацией в европейской абстрактной живописи. В отличие от геометрической абстракции, имеющей аналитические корни, лирическая абстракция представляет собой часть направления информализма, в котором эмоциональность и спонтанность художественных произведений важнее их совершенства и разумности. Лирическая абстракция — воплощение субъективных цветовых впечатлений и фантазий художника, поток его сознания, запечатленный в цвете.

Со второй половины 1940-х годов и до середины 1970-х Андре Ланской работал над развитием и популяризацией этого направления в своей уникальной, выработанной многими годами практики изобразительной манере. Прекрасный колорист, в 1950–60-х годах он достигает максимальной выразительности цвета, умело используя возможности различных художественных материалов и техник. Композиции Ланского своей светоносностью начинают напоминать готические витражи, а творческие горизонты максимально расширяются. В этот период Ланской, достигший пика развития таланта мастер, создает самые значимые, программные работы, и не только в живописи и графике. Он успешно занимается оформительской деятельностью, работает над иллюстрациями к книгам (в том числе к Библии), создает коллажи, мозаики, эскизы ковров. Одним из последних крупных проектов Андре Ланского стал цикл иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н.В.Гоголя, над которым он работал с конца 1960 по 1976 год.

Андрей Ланской умер за работой в своей мастерской в Париже 24 августа 1976 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Первую персональную выставку художника в новейшей истории России в 2006 году провел Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. Всего с момента ухода художника из жизни его творчество в составе групповых экспозиций было показано 38 раз на территории 12 стран. Работы находятся в постоянных экспозициях Музея современного искусства Petit Palais (Женева, Швейцария), Музея современного искусства метрополии Лилля (Франция), музеях Германии, Норвегии, Финляндии, Нидерландов и Македонии, а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Андрея Ланского входят большеформатные живописные произведения, проданные аукционным домом Christie’s в Париже с 2008 по 2019 год. Третий текущий результат был достигнут в 2010 году: холст «Без названия» ушел с торгов за $239 662. Второй результат ценового рейтинга был показан в 2008 году: за живопись «Претензии спички» заплатили $263 261. Ныне действующий рекорд был установлен в 2019 году: работу Sans Titre (с фр. — Без названия) купили за $320 921 при эстимейте $134 652–201 978.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 3321 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 1689 работ, графика — 1026 работ, тиражная продукция — 395 работ, коллаж — 163 работы, смешанная техника — 42 работы, гобелен — 3 работы, скульптура — 2 работы, фарфор — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $21,0 тыс., медианная стоимость — $9,0 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $47,98 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 2280 к 1041 (69 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1986–1999 825 630 76 195
2000–2008 1243 865 70 378
2009–2014 640 398 62 242
2015–2021 613 387 63 226

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
Франция 2277 1541 68 736
Великобритания 282 223 79 59
Бельгия 136 87 64 49
США 118 94 80 24
Швейцария 114 70 61 44
Германия 88 46 52 42
Швеция 71 57 80 14
Италия 53 38 72 15
Нидерланды 40 36 90 4
РФ 39 25 64 14
Дания 32 23 72 9
Израиль 25 16 64 9
Монако 19 12 63 7
Австрия 15 8 53 7
Португалия 5 0 0 5
Финляндия 3 3 100 0
Испания 3 0 0 3
ОАЭ 1 1 100 0

Таблица 3. Повторные продажи живописи после 2000 года

№ п/п Название (год создания) Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Черный поток 2007 103 454 2008 55 586 1 Christie's, Париж –47 868 –46,3
2 Семейная трапеза 2004 23 276 2006 14 086 1 Boisgirard & Associes, Париж –9 190 –39,5
3 Composition 2015 30 044 2016 19 075 1 Van Ham, Кельн –10 969 –36,5
4 Nuage insolent 2013 27 643 2013 19 809 1 Tajan, Париж –7 834 –28,3
5 Bouquet of Flowers on a Red Background 2015 19 200 2016 15 548 1 MacDougall's, Лондон –3 652 –19,0
6 Дом 2007 25 647 2009 17 318 2 Aguttes, Париж –8 329 –16,2
7 Воззвание восставших 1999 29 900 2001 20 275 2 Christie's, Лондон –9 625 –16,1
8 Без названия 1998 26 091 2002 10 205 4 Sotheby's, Лондон –15 886 –15,2
9 Натюрморт 2010 4 183 2016 3 578 1 Tajan, Париж –605 –14,5
10 Lady in Blue 2016 3 712 2016 3 179 1 Auctionata, Берлин –533 –14,4
11 Les flammes en Norvège 2013 41 071 2015 29 484 2 Millon & Аssociés, Париж –11 587 –14,1
12 Птица и пастушка 2011 46 461 2016 20 674 5 Leclere - Maison de Ventes, Париж –25 787 –11,1
13 Без названия 1995 12 495 2001 6 248 6 Charbonneaux, Париж –6 247 –8,3
14 Натюрморт с фруктами 2007 19 307 2015 7 536 8 Auctionata, Берлин –11 771 –7,6
15 Без названия 1993 77 112 2001 32 558 8 Kohn, Довиль –44 554 –7,2
16 Композиция 1989 75 797 2002 9 087 13 Drouot, Париж –66 710 –6,8
17 Без названия 2008 29 855 2013 20 270 5 Sotheby's, Лондон –9 585 –6,4
18 Композиция 1999 16 065 2001 14 058 2 De Vuyst, Локерен –2 007 –6,2
19 Композиция 1998 1 928 2001 1 607 3 Chambelland-Giafferi, Гарш –321 –5,5
20 Белый свет 2004 57 360 2008 44 727 4 Christie's, Париж –12 633 –5,5
21 Штрихи 2007 96 946 2015 54 455 8 Tajan, Париж –42 491 –5,5
22 В поисках объекта 2007 83 685 2017 42 060 10 Christie's, Париж –41 625 –5,0
23 Ни я, ни ты 2005 32 358 2010 26 569 5 Christie's, Лондон –5 789 –3,6
24 Натюрморт 2008 37 500 2010 35 297 2 Louiza Auktion & Associés, Брюссель –2 203 –2,9
25 Возможно, когда-нибудь? 2008 118 229 2012 104 810 4 MacDougall's, Лондон –13 419 –2,8
26 Нотная бумага 2006 33 504 2017 23 362 11 MacDougall's, Лондон –10 142 –2,8
27 Время музыки 2008 53 811 2014 46 159 6 Sotheby's, Париж –7 652 –2,4
28 Без названия 2005 32 679 2017 24 428 12 Phillips, Лондон –8 251 –2,1
29 Черная шахта 2011 28 125 2020 24 707 9 Sotheby's, Париж –3 418 –1,4
30 Без названия (Арлекин и Коломбина) 2007 31 485 2012 29 378 5 Christie's, Париж –2 107 –1,3
31 Букет цветов 1995 5 998 2001 5 783 6 Beaussant-Lefèvre, Париж –215 –0,6
32 Меч правосудия 2008 51 879 2011 51 662 3 Villa Grisebach Auktionen, Берлин –217 –0,1
33 Композиция 1990 117 810 2007 115 163 17 ArtCurial, Париж –2 647 –0,1
34 Женский портрет 2008 3 706 2015 3 809 7 Christie's, Лондон 103 0,4
35 Печальный возглас 2003 30 182 2020 38 434 17 Christie's, Париж 8 252 1,6
36 На краю ночного сада 2004 37 289 2013 45 963 9 Christie's, Лондон 8 674 2,6
37 Интерьер 2008 31 420 2010 33 384 2 Louiza Auktion & Associés, Брюссель 1 964 3,1
38 Переполнение 2009 167 477 2011 178 336 2 ArtCurial, Марсель 10 859 3,2
39 Без названия 2004 45 592 2012 61 648 8 Christie's, Париж 16 056 4,4
40 За фиолетовой шторой 2005 21 143 2016 31 662 11 Dorotheum, Вена 10 519 4,5
41 Берег моря 1990 43 313 2006 79 838 16 Ader, Париж 36 525 5,3
42 Композиция 2000 2 999 2001 3 213 1 Guérin, Сэн-Ди 214 7,1
43 Дальние сады 2000 10 949 2016 23 884 16 Christie's, Париж 12 935 7,4
44 Без названия 1992 2 892 2007 6 410 15 Christie's, Париж 3 518 8,1
45 Огонь 2000 28 800 2018 71 138 18 Sotheby's, Париж 42 338 8,2
46 Долгожданное рождение 2006 65 466 2011 92 883 5 Christie's, Лондон 27 417 8,4
47 Деление ночи 2003 47 491 2012 86 500 9 Sotheby's, Нью-Йорк 39 009 9,1
48 Стол с букетами 2009 10 725 2015 16 990 6 Tajan, Париж 6 265 9,7
49 Композиция травы 2009 39 240 2014 59 475 5 AI Аукцион, Москва 20 235 10,3
50 Композиция 2006 41 889 2006 47 356 1 ArtCurial, Париж 5 467 13,1
51 Отчаявшиеся спирали 2002 14 659 2003 16 701 1 Mercier & Cie, Лилль 2 042 13,9
52 Композиция 1995 4 090 2002 8 268 7 ArtCurial, Париж 4 178 14,6
53 Мальчик в красных подтяжках 2003 12 227 2007 19 512 4 MacDougall's, Лондон 7 285 14,9
54 Путаница 2004 61 307 2007 89 282 3 Martin du Nord, Версаль 27 975 15,2
55 Всадник 1990 10 828 2005 39 334 15 Néret-Minet, Париж 28 506 17,6
56 Композиция 1992 5 355 2005 17 578 13 Renaud-Giquello & Associés, Париж 12 223 17,6
57 Без названия 2000 9 600 2007 21 600 7 Sotheby's, Нью-Йорк 12 000 17,9
58 Композиция 2004 39 407 2008 68 308 4 Sotheby's, Париж 28 901 18,3
59 Чужие радости 2004 61 336 2010 129 427 6 Christie's, Лондон 68 091 18,5
60 Композиция на черном фоне 1998 15 600 2005 35 887 7 Christie's, Лондон 20 287 18,6
61 Полет синей бабочки 2002 21 883 2003 26 211 1 Blanchet & Associés, Париж 4 328 19,8
62 Композиция 2000 4 284 2001 5 141 1 Boisgirard & Associes, Париж 857 20,0
63 Композиция 2003 16 059 2008 32 806 5 Auction e Vente, Версаль 16 747 20,9
64 Натюрморт 2006 14 000 2007 16 968 1 Совком, Москва 2 968 21,2
65 Зима неподалеку 2009 18 172 2010 22 293 1 Louiza Auktion & Associés, Брюссель 4 121 22,7
66 За неимением сострадания 2008 65 517 2011 116 188 3 ArtCurial, Марсель 50 671 25,8
67 La ville immobile 2011 34 271 2016 78 798 5 Christie's, Париж 44 527 26,0
68 Abstract composition 2016 25 719 2016 33 056 1 Millon & Аssociés, Париж 7 337 28,5
69 Композиция на оранжевом фоне 2005 23 917 2007 37 564 2 Sotheby's, Париж 13 647 28,5
70 Букет 2008 12 362 2020 16 200 1 Литфонд, Москва 3 838 31,0
71 Без названия 2008 4 101 2009 5 396 1 Damien Leclere, Марсель 1,295 31,6
72 Композиция на черном фоне 1996 16 493 2007 74 244 11 Besch Cannes Auction, Канны 57 751 31,8
73 Абстрактная композиция 2010 128 438 2011 172 703 1 Louiza Auktion & Associés, Брюссель 44 265 34,5
74 Композиция 2006 90 345 2007 122 580 1 Martin du Nord, Версаль 32 235 35,7
75 Композиция 2002 27 349 2006 67 158 4 European Auction Company, Люксембург 39 809 36,4
76 Композиция 1998 7 068 2006 30 323 8 Briest, Париж 23 255 41,1
77 Ланской играет в карты вместе с женой 2010 3 000 2011 4 247 1 Louiza Auktion & Associés, Брюссель 1 247 41,6
78 Композиция 2002 8 814 2003 12 507 1 De Vuyst, Локерен 3 693 41,9
79 Композиция 2007 45 209 2007 64 272 1 Mathias, Le Roux-Morel, Baron Ribeyre & Associée, Париж 19 063 42,2
80 Сельский праздник 2004 30 709 2008 86 189 4 Sotheby's, Лондон 55 480 45,2
81 Композиция 1996 23 829 2005 125 446 9 Germann Auktionshaus, Цюрих 101 617 47,4
82 Чаша с фруктами и ваза с цветами 2001 6 854 2003 13 380 2 Christie's, Амстердам 6 526 47,6
83 Африканский воин 1996 32 008 2008 215 622 12 Christie's, Лондон 183 614 47,8
84 Композиция 2005 28 682 2006 42 773 1 ArtCurial, Париж 14 091 49,1
85 Прозрачный кристалл 1999 12 852 2006 57 564 7 Le Roux, Париж 44 712 49,7
86 Композиция 1995 8 996 1992 14 253 1 Eric Pillon Enchères, Кале 5 257 58,4
87 Сестра и фиалка 2002 12 114 2003 19 215 1 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 7 101 58,6
88 Натюрморт с фарфоровой статуэткой 2004 17 290 2007 48 780 3 Boisgirard & Associes, Париж 31 490 60,7
89 Герой седьмого дня 2001 12 621 2007 60 584 6 Martin du Nord, Версаль 47 963 63,3
90 «Вызов на бой» 2002 19 156 2007 82 236 5 Sotheby's, Лондон 63 080 65,9
91 Небо, которое плачет 2004 47 259 2005 78 502 1 Christie's, Лондон 31 243 66,1
92 Натюрморт 2000 4 927 2007 29 048 7 Piasa, Париж 24 121 69,9
93 Материнство 2005 8 726 2007 21 062 2 ArtCurial, Париж 12 336 70,7
94 Наш царь 2007 31 245 2007 53 853 1 Aguttes, Париж 22 608 72,4
95 Натюрморт с устрицами 2004 11 044 2007 36 585 3 Boisgirard & Associes, Париж 25 541 77,1
96 Попутный ветер 2004 42 720 2007 145 465 3 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 102 745 80,2
97 Композиция 2004 4 308 2005 8 000 1 Le Mouel, Париж 3 692 85,7
98 Ваза с розами 2010 19 032 2011 36 729 1 MacDougall's, Лондон 17 697 93,0
99 Без названия 2002 16 502 2006 79 517 4 Sotheby's, Лондон 63 015 95,5
100 Убежище голубых пчел 2005 49 315 2008 97 000 1 Christie's, Дубай 47 685 96,7
101 Позолоченное облако 2003 24 041 2004 47 995 1 Christie's, Лондон 23 954 99,6
102 Без названия 2001 8 448 2007 60 000 6 Bonhams, Лос-Анджелес 51 552 101,7
103 Paysage avec une ferme 2013 1 725 2015 5 333 2 Christie's, Лондон 3 608 104,6
104 Композиция 2006 58 963 2006 126 451 1 Aguttes, Париж 67 488 114,5
105 Разделения и соединения 2004 24 412 2006 89 010 2 Bukowskis Auctions, Стокгольм 64 598 132,3
106 День и ночь 2010 19 123 2011 45 789 1 Louiza Auktion & Associés, Брюссель 26 666 139,4
107 Упавший с неба 2006 50 470 2006 121 056 1 Aguttes, Париж 70 586 139,9
108 Композиция 2002 18 434 2008 45 980 1 Christie's, Лондон 27 546 149,4
109 La tablée 2013 2 646 2013 7 656 1 Versailles Enchères Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 5 010 189,3
110 Сцена из семейной жизни 2006 3 837 2006 17 402 1 Joron-Derem, Париж 13 565 353,5

Работы Андрея Ланского на публичном рынке имеют 291 повторную продажу среди всех направлений искусства, однако в рамках данной статьи мы взяли для исследования лишь живопись художника, проданную до 2000 года, а именно 110 случаев появления на аукционных торгах отдельных работ более одного раза. Временной период был выбран не случайно: именно после 2000 года на рынке сложились устойчивые принципы ценообразования на работы художника, тогда как в 1980–90-х ни аукционные дома, ни коллекционеры еще не знали, сколько просить за его работы, отчего случались резкие ценовые перепады. Итак, живопись Ланского, проданная после 2000 года, имеет очень высокий среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) 31,1 %, медианный CAGR составляет 17,6 %. Понимая, что 37 продаж могут носить спекулятивный характер (время между сделками составляет до 1 года), мы попробовали исключить их из списка — и все равно получили внушительные 19,9 % среднего и 8,2 % медианного значения CAGR. Стоимость всех проданных работ художника составляет 145 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в полтора раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 127 %) зафиксировано в 51 % сделок.

Парижский Hôtel Drouot (позднее — просто Druot) словно и создавался под Андрея Ланского: все 70 аукционов, входящих в состав Druot, за свою историю хотя бы по разу приняли (и продали!) работы русского художника. Показатель успешно проданных лотов Ланского по всему миру (69 %) удивительным образом подобен другим 69 % — доле работ, проданных на территории Франции. Там же произошли и главные аукционные рекорды художника, и расположены музеи, для которых выставить Андрея Ланского в постоянной экспозиции — честь, а не прихоть наблюдательного совета или рынка (что часто одно и то же). О многих художниках-эмигрантах в контексте истории российского искусства можно услышать: «талант, которого мы потеряли». К сожалению, далеко не всегда «потерявшегося» художника, находит другая страна — продвинуться по европейской арт-лестнице удалось немногим из покинувших советскую Россию. Но Андрея Ланского художественная Франция именно нашла и усыновила, сделав его своим Андре.

Работы Андре Ланского, несмотря на всю широту используемых им приемов — от рельефной пастозности масла до тончайших градаций цвета в графике, на очень разный масштаб — от широкоформатных монументальных композиций до маленьких компактных работ, всегда очень созвучны человеку. Ланской не подавляет зрителя, он, скорее, делится с ним своими эмоциями, фантазиями. В его работах нет конкретной формы, но угадывается сюжет и легко считывается настроение. За это его ценит и любит весь мир, а в последние 15 лет открывает для себя и наша страна.

Источники: gif.ru, directorinfo.ru, kartaslov.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210517_lanskoy_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210517_lanskoy_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх