Художник недели: Кузьма Петров-Водкин
ARTinvestment.RU   03 мая 2021

История, ценовые и маркетинговые показатели художника Кузьмы Петрова-Водкина, которому удалось переложить эстетические концепции Серебряного века на язык эпохи октябрьских десятилетий

Годы жизни: 1878–1939

Направление: символизм

Вид искусства: живопись, графика, монументальная живопись

Кузьма Петров-Водкин — одна из ключевых фигур в культуре 1920–30-х годов: живописец, литератор, теоретик искусства, преподаватель, ученики которого считали себя частью школы Петрова-Водкина. Создав собственную, синтетическую манеру, объединившую идеи fin de siècle с русской живописной школой, живопись постимпрессионизма с иконописью и искусством Ренессанса, Петров-Водкин в своем искусстве сумел воплотить идею многосоставной, семантически наполненной картины как цельного отображения мироздания в его всеобъемлющей космической полноте. Оставаясь символистом на протяжении всего творческого пути, он не только сумел пронести свои теоретические концепции через события Октябрьской революции, но адаптировать их к сюжетам советской действительности, в контексте которой индивидуальный голос художника прозвучал лишь еще убедительнее.

Жизнь и творчество

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в городе Хвалынске Саратовской губернии в 1878 году, в семье сапожника и бывшей крепостной крестьянки. Художественной образование мальчик начал в иконописных мастерских, а потом оказался в классах живописи и рисования у Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895) — но обучение прервалось со смертью педагога. В это же время в Самаре Петров-Водкин познакомился с А. М. Горьким и показал ему свои первые литературные опыты, которые писатель оценил весьма критически.

Юноша вернулся в Хвалынск, где летом 1895 года, через мать, работавшую в домах состоятельных купцов, в имении купчихи и меценатки Ю. И. Казариной познакомился с придворным архитектором из Петербурга Р. Ф. Мельцером. Заручившись поддержкой Мельцера и получив стипендию от Казариной, будущий художник поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге (1895–1897). Затем Петров-Водкин, сдав экзамены, перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у К. Н. Горского, Н. А. Касаткина, В. А. Серова, который в том же году начал руководить натурной мастерской. Соучениками Петрова-Водкина были художники П. В. Кузнецов (в будущем — один из ближайших друзей художника), Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, одновременно с ним в училище занимались М. Ф. Ларионов, И. И. Машков. В 1898 году в преподавательский состав вошел И. И. Левитан, а в 1901 году — К. А. Коровин.

Так, Петров-Водкин студентом оказался в средоточии передовых идей современного искусства — прежде всего речь идет о возникшей на рубеже веков живописи fin de siècle. Живописец испытал значительное влияние М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, немецких символистов — Франца фон Штука и Арнольда Бёклина. Одновременно он учился играть на скрипке и занимался прозой, был увлечен творчеством Л. Н. Андреева и М. Метерлинка. Зарабатывал на жизнь художник на керамическом заводе Н. П. Сорохтина в селе Всехсвятском под Москвой (1900).

В 1901 году Петров-Водкин совершил свою первую заграничную поездку — проехав через Варшаву, Брюссель, Лейпциг, он попал в Мюнхен, где брал уроки в знаменитой школе Антона Ашбе. По возвращении он много работал в области монументального искусства: вместе с П. В. Кузнецовым и П. С. Уткиным выполнил росписи для церкви Казанской Божьей Матери в Саратове (в 1904 году были уничтожены как неканонические), написал панно для библиотеки особняка фон Гильзе ван дер Пальса в Петербурге, оформил совместно с П. В. Кузнецовым, М. С. Сарьяном, С. Ю. Судейкиным зал Московского благородного собрания для «Армянского вечера», создал картон «Богоматерь» для майоликового панно на фасаде клиники Р. Р. Вредена в Петербурге.

В 1904 году Петров-Водкин окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника и поехал в Лондон, где панно для клиники Р. Р. Вредена на керамической фабрике Дультон переводилось в майолику. Вернувшись в Петербург и проследив за процессом установки панно, живописец отправился в большое путешествие по Италии — посетил Венецию, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Геную, его заинтересовали Проторенессанс и Раннее Возрождение, композиции Леонардо да Винчи. В 1906 году художник выехал в Париж, где он учился (в том числе посещал Академию Коларосси) и работал до 1908 года. Во Франции произошло его знакомство с искусством группы Наби, на молодого художника большое впечатление произвела живопись Пьера Сесиля Пюви де Шаванна, Поля Гогена, Одилона Редона. Из Парижа в 1907 году Петров-Водкин совершил поездку в Северную Африку: в Алжир, Бискру, Константину, Тунис.

В ноябре 1908 года художник вернулся на родину и поселился в Петербурге. Через несколько месяцев открылась выставка «Салон Маковского» в Петербурге, в экспозицию которой вошли «парижские» и «африканские» произведения Петрова-Водкина. А в 1909 году в редакции журнала «Аполлон» состоялась первая персональная выставка живописца. Этот период оказался чрезвычайно важным для художника. Изучая отдельные явления из истории русского и зарубежного искусства, в своем собственном живописном почерке он пришел к их синтезу в виде символистской интерпретации живописи Ренессанса. Картина «Сон», выполненная в 1910 году, стала своеобразной отправной точкой его творческой самоидентификации. Полемика вокруг работы сблизила художника с А. Н. Бенуа, выступившим в ее защиту.

При всем влиянии эстетики модерна живопись Петрова-Водкина сохраняет монументальную образность и академический объем фигур. Стилистический канон Ренессанса он соединяет с условностью цвета и пространства древнерусских икон. В целом пространство становится одним из главных героев повествования в его символико-аллегорической картине — пространство как всеобъемлющая космическая полнота бытия, перенесенная на живописную плоскость. Используя высокий горизонт, превращая землю в подобие абстрактного узора, художник устанавливает дистанцию между зрителем и земной поверхностью на холсте, а каждому сюжету придает космический масштаб (На линии огня, 1916; Полдень, 1918; Смерть комиссара, 1928).

Искусство итальянских мастеров, живопись А. А. Иванова, иконопись дали художнику основу, на которой он развивает свои собственные идеи о живописном колорите. Он строит картину на сочетании немногих цветов, восходящих к хроматическому трехцветию, — красного, синего и желтого. Взятые в разнообразии оттенков, они становятся важнейшей основой живописного образа уже в ранних этапных произведениях художника — «Играющие мальчики», 1911; «Купание красного коня», 1912; «Девушки на Волге», 1915.

Хотя с участниками «Голубой розы» Петров-Водкин был близок — вместе с ними формировался как художник в МУЖВЗ, не раз работал над различными заказами, в само объединение он не вступил. Тем не менее в 1910 году он вошел в обновленный «Мир искусства», в выставках которого участвовал вплоть до 1923 года. Будучи не в силах выбрать одну из сфер, Петров-Водкин делил свою жизнь между живописью, музыкой и прозой. Второе десятилетие XX века дало старт еще одном важнейшему направлению деятельности художника — преподаванию. В 1910 он начал преподавать в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (до 1917 года), в 1911–1912 — на художественных курсах Общества взаимного вспомоществования русских художников.

Но настоящая школа Петрова-Водкина возникла после революции. Живописец участвовал в работе комиссии по реформе Академии художеств, преподавал в петроградских (ленинградских) Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, Академии художеств. Среди его учеников — Н. И. Дормидонтов, Н. Н. Купреянов, А. И. Порет, А. Н. Самохвалов, П. И. Соколов, Л. Т. Чупятов. Для своих студентов Петров-Водкин разработал уникальную образовательную программу, стремился передать им свои концепции пространства и движения, живописную систему, включавшую оригинальный метод преображения пространства на плоскости (сферическую перспективу) и особую палитру. Сферическая перспектива предполагала использование нескольких точек зрения (определенную систему ракурсов, разворотов плоскостей к зрителю), и благодаря ей живописец мог охватить обширное пространство, подчеркнуть момент движения и совместить в одной композиции разновременные эпизоды.

В 1920 году в петроградском Доме искусств состоялась ретроспективная выставка художника. В 1921 он отправился в Самарканд с экспедицией Академии истории материальной культуры, которая принесла плоды в виде целого цикла этюдов и книги очерков «Самаркандия», проиллюстрированной путевыми зарисовками художника. В 1924–1925 совершил поездку во Францию, из которой привез значительное число рисунков тушью и сепией.

В 1925 году Петров-Водкин выступил в роли учредителя объединения «4 искусства», ядро которого составили преимущественно бывшие участники «Мира искусства» и голуборозовцы. В это время он много обращался к жанру натюрморта — подобные работы приносили значительную часть его заработка. Петров-Водкин стремился дойти до самой сути предмета, его формы, познать его как часть всеобъемлющего космического бытия.

С 1927 года художник жил в Детском селе под Ленинградом. В конце 1920-х годов он был вынужден оставить живопись из-за туберкулеза легких и сосредоточился на литературном творчестве: выходят его автобиографические книги «Хлыновск» (1930), «Пространство Эвклида» (1933). Он начал работу и над третьим сочинением, но улучшение здоровья подтолкнуло его вернуться к живописи. Созданная в это время картина «1919 год. Тревога» (1934) стала одним из самых знаковых произведений современной художнику эпохи. В 1934 году Петров-Водкин написал и портрет В. И. Ленина, который на уровне ассоциаций перекочевал и в одну из его последних работ, картину «Новоселье» (1937). До последних дней живописец оставался символистом, помещая в сложную семантическую структуру холста вечные темы планетарного масштаба — мотивы Тайной вечери, Троицы, материнства.

Несмотря на обилие критики, которая сопровождала творческую практику Петрова-Водкина с самых первых шагов в сферах литературы и живописи, художник приобрел официальное признание еще при жизни: в 1930 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств СССР, его масштабная ретроспективная выставка прошла в Ленинграде и в Москве (1936–1937). Живописец умер в 1939 году в Ленинграде. Посмертные ретроспективные выставки творчества Петрова-Водкина были организованы в 1966, 1978, 1980 в Государственном Русском музее, в 1966 — в Государственной Третьяковской галерее. В 1967 была подготовлена передвижная выставка произведений мастера, представленная в Саратове, Киеве, Курске, Риге, Ереване, Праге, Бухаресте, Софии, в 1971 — в Варшаве и Будапеште.

Творчество Петрова-Водкина представлено в коллекциях многих российских музеев. Наиболее значительными собраниями живописных и графических произведений художника обладают Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Кузьмы Петрова-Водкина входят живописные произведения, проданные британскими аукционными домами в 2010–2019 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2010 году: холст «Вася» ушел с торгов на Christie's за $2 645 196. Второй текущий результат был показан два года спустя, в 2012-м на MacDougall's: за «Натюрморт. Яблоки и яйца» заплатили $3 636 403. Ныне действующий рекорд был установлен аукционным домом Christie's в 2019 году на летних «русских неделях»: «Натюрморт с сиренью» купили за $11 760 107 при эстимейте $1 266 400–1 899 600.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 114 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 73 работы, живопись — 38 работ, тиражная продукция, смешанная техника и книги — по 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $417,5 тыс., медианная стоимость — $30,3 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $23,80 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 57 к 57 (50 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1991–2008 51 26 51 25
2009–2014 31 19 61 12
2015–2021 32 12 38 20

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
Великобритания 66 39 59 27
РФ 20 11 55 9
Германия 8 1 13 7
США 7 4 57 3
Франция 3 0 0 3
Швеция 2 1 50 1
Италия 2 0 0 2
Финляндия 2 1 50 1
Австрия 1 0 0 1
Израиль 1 0 0 1
Швейцария 1 0 0 1
Монако 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Камень. Этюд 2001 14 404 2001 11 064 0 Sotheby's, Лондон –3 340 –23,2
2 Village Scene with Five Female Figures 2014 78 334 2020 63 135 6 MacDougall's, Лондон –15 199 –3,2
3 Автопортрет 2010 84 594 2017 96 788 7 Christie's, Лондон 12 194 2,1
4 Они идут 2010 10 765 2014 23 375 4 Maxim Boxer, Лондон 12 610 29,3
5 Семья художника 1996 9 002 2011 144 114 15 Sotheby's, Лондон 135 112 100,1
6 Художник и его модель 2010 13 453 2011 104 009 1 MacDougall's, Лондон 90 556 673,1

Работы Кузьмы Петрова-Водкина на публичном рынке имеют шесть повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 129,7 %, медианный CAGR составляет 15,7 %. Корреляция между периодом владения и успешностью сделки не выявлена, разве что можно говорить о достоинствах приобретения работы на спаде рынка: все три произведения художника, купленные в 2010-м, в итоге принесли владельцам валовую прибыль. Точно так же не стоит доверять средним цифрам CAGR: без спекулятивной продажи работы «Художник и его модель» показатели Петрова-Водкина смотрелись бы намного (но допустимо) скромнее. Стоимость всех проданных работ художника составляет 189 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались почти в два раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 161 %) зафиксировано в 44 % сделок.

В целом рыночная история Кузьмы Петрова-Водкина напоминает судьбу Казимира Малевича или Эдварда Мунка: его «главная» работа находится в музее, а покупатели остального оборотного фонда художника делятся на «искушенных» и «новичков». Искушенные понимают, что за любой работой одного из самых значительных художников-символистов в мировой истории стоит его личная судьба и опыт — и потому борются за любой предмет его авторства, многократно превышая эстимейты. Новички на арт-рынке, напротив, воротят нос от аукционных каталогов, встречая там Петрова-Водкина — потому что «это ведь не “Купание красного коня”, и даже не синего». Оттого имеем столь значительную разницу в рыночных показателях: самая дорогая работа художника представляет не самый значимый для автора сюжет (натюрморт), однако находится в списке самых дорогих произведений русских художников — но при этом баланс проданных и непроданных работ застыл на отметке 50 на 50.

Хочется спросить: вы с кем, любители искусства?



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх