Art Investment

Художник недели: Серж Полякофф

История, ценовые и маркетинговые показатели яркого представителя Парижской школы, нашедшего себя в «музыкальной» лирической абстракции

Годы жизни: 1906–1969

Направление: абстракция

Вид искусства: живопись, графика, сценография

Жизнь и творчество

Сергей Георгиевич Поляков, во Франции сменивший имя на Серж Полякофф, — один из наиболее известных представителей «новой» Парижской школы, к которой его причисляют наряду с Жаном Дюбюффе, Хансом Хартунгом и Николя де Сталем. Избегающие жесткой геометричности построений произведения Полякова в своей экспрессии и «музыкальности» гибких форм, подчиненных цвету, близки к направлению лирической абстракции, информель и ташизму, которые возникли в контексте «возрождения» абстрактного искусства после Второй мировой войны.

Сергей Георгиевич Поляков родился в Москве. Он был тринадцатым из четырнадцати детей, его отец владел конным заводом и поставлял лошадей в кавалерию. Мать Сергея была глубоко религиозной женщиной, и первые яркие впечатления от живописи мальчик получил, рассматривая иконы в церквях. С четырнадцати лет он занимался рисунком (первые произведения были созданы им во время каникул в Нальчике в 1914 году), с двенадцатилетнего возраста — играл на гитаре. Детство Полякова разделилось между Москвой и Петербургом, и каждый из городов привнес в его жизнь что-то свое. В Москве одна из его сестер, Вера, держала литературный салон, а другая сестра, Мария, вышла замуж за князя Голицына, и обосновалась в Санкт-Петербурге в обществе великосветской аристократии. После революции 1917 года Поляков покидает Россию вместе со своей тетей, известной исполнительницей цыганских песен Настей Поляковой, и аккомпанирует ей на гитаре во время выступлений. Они прибывают в Константинополь (1920), а затем, через Софию, Белград, Вену и Берлин, попадают в Париж (1923).

В Париже Поляков зарабатывает на жизнь игрой на гитаре — выступает в кабаре «Золотая рыбка», где под его аккомпанемент исполняют песни Настя Полякова, Дина Верни, Нина Карандакова, Таня Максимова и др. В течение последующих тридцати лет музыка остается для него главным источником дохода. Вместе с тем он поступает в Академию де ла Гранд Шомьер на Монпарнасе (1929). Вскоре молодой художник начинает экспонировать свои произведения в галереях (1931), принимает участие в салонах Общества французских художников (1932) и Национального общества изящных искусств (1935). Ранние работы Полякова не сохранились, но, судя по немногочисленным публикациям в прессе, они наследовали академической традиции. Не останавливаясь на достигнутом, Поляков продолжает обучение в Académie Frochot на Монмартре у Отона Фриеза, Марселя Коссона и Ивана Серфа (1933).

Затем художник отправляется в Лондон. Здесь он встречает свою супругу — англичанку Марсель Перрер-Ллойд (1935). Несколько лет Поляков живет в столице Англии, посещает Художественную школу Слейда и даже снимается в кино в качестве гитариста. Он увлекается художниками раннего итальянского Возрождения, фламандской живописью, обращает пристальное внимание на произведения Диего Веласкеса, импрессионистов и постимпрессионистов — Поля Сезанна, Поля Гогена и Жоржа Сёра. Среди современников его восхищают Пауль Клее и Хуан Грис. В Британском музее Поляков восхищается древнеегипетскими саркофагами, которые поражают его своей линейной плоскостной живописью, богатством цвета и фактуры.

Вернувшись в Париж, Поляков проводит свою первую персональную выставку в галерее Zak (1937), а затем экспонируется на Салоне Независимых (художник будет его регулярным участником вплоть до 1945). Он знакомится с Робером и Соней Делоне и посещает вечера, которые они устраивают в своей студии по четвергам. На них художники делятся со знакомыми своими теоретическими размышлениями — так, на Полякова большое впечатление производит рассказ Сони Делоне о явлении одновременного контраста. Художник начинает экспериментировать с беспредметной живописью и показывает первую абстрактную работу на выставке в галерее Le Niveau (1938). Творчество Полякова высоко оценивает Василий Кандинский, в том же году молодой живописец знакомится с немецким пионером абстракционизма Отто Фрейндлихом.

Выставка Полякова в галерее L’Esquisse (1945) включает в себя уже только беспредметные картины и привлекает пристальное внимание критиков, которые говорят о появлении многообещающего художника-абстракциониста. В художественной прессе широко освещается участие Полякова в Салонах Новых реальностей (1946), Сверхнезависимых (1946), Майском (1946).

В том же году Поляков принял участие в двух важнейших проектах в пространстве парижского Centre de recherches, которые отразили наиболее передовые идеи современного абстрактного искусства, переживавшего новый подъем. Первая выставка иллюстрировала основные идеи организованной Огюстом Эрбеном конференции, которая была посвящена эволюции живописи. Вторая была приурочена к конференции Вильгельма Уде «Греческая метафизика и современная физика как основа современного гуманизма». В последней экспозиции, помимо Полякова, участвовали Василий Кандинский, Огюст Эрбен, Казар Домела, Мари Рэймонд, Жерар Шнайдер и др. Вскоре Поляков получает Приз Кандинского (1947). Художник разрабатывает рисунки для тканей, которые пользуются большим успехом, однако это начинание не продлится долго — он отказывается от него в пользу занятий живописью.

После кратковременного периода экспериментов с монохромной живописью (1947–1950) Поляков обращается к экспериментам с цветом, создает свою художественную систему, в которой цвет играет главную роль. В создании абстракции живописец отдает первенство тональным построениям перед геометрическим моделированием. Цвет определяет контуры форм — одни элементы четко очерчены, другие же будто растворяются в фоне холста. Работы Полякова предполагают не просто созерцание, но вовлеченность зрителя в жизнь произведения; как отмечал сам художник: «форму нужно слышать, когда она видима»1. Механизм работы цвета в произведениях Полякова вызывает ассоциацию с законами восприятия музыки и заставляет вспомнить о художественном языке Кандинского. Тонкие цветовые переходы и яркие контрасты моделируют эмоциональное состояние зрителя, словно придавая элементам композиции сложное минорное или мажорное звучание.

С конца 1940-х Поляков активно экспонируется во Франции и Европе, тогда же его произведения завоевывают место в музейных собраниях: первым его картину покупает Музей Гренобля (1948). За рубежом его персональная экспозиция впервые проходит в Galerie Tokanten (1950), открытой внуком Поля Гогена. После тридцати лет работы гитаристом Поляков заключает контракт с Galerie H. Bing (1952) и полностью сосредотачивается на карьере художника. Лето этого года живописец проводит в Горде, где выполняет фреску в доме арт-критика Шарля Эстьенна.

Первая масштабная и притом некоммерческая персональная выставка Полякова проходит сразу в трех институциях Бельгии: l’Association pour le progrès intellectuel et artistique de la Wallonie (APIAW) в Льеже, Дворце изящных искусств в Брюсселе и Музее Вервьера (1953). В том же году в галерее Circle & Square в Нью-Йорке открывается его первая персональная экспозиция в США. Период между 1958 и 1964 годами отмечен многочисленными экспозициями Полякова во Франции и за рубежом, в музеях Швейцарии, скандинавских стран, Германии и Англии; отдельного упоминания заслуживает большая ретроспектива в Галерее Уайтчепел (1963). Живописец принимает участие в documenta II (1959) и documenta III (1964), в Венецианской биеннале (1962), где под его работы отводится отдельный зал. В конце 1950-х он работает в области сценографии — создает декорации для балета Contrepoint (1958) и участвует в оформлении спектаклей Жана Тардье и Жака Польери в Théâtre de l’Alliance française в Париже (1959).

Пережив сердечный приступ (1965), Поляков все больше обращается к живописи небольшого формата и технике литографии. Но он не сбавляет темп экспозиционной деятельности: получает Международный приз на Токийской биеннале (1965), Гран-при на Биеннале в Ментоне (1966), много выставляется в музеях, особенно значимой в содержательном плане является персональная выставка в Музее изобразительных искусств Санкт-Галлен (1966). В 1969 году живописец начинает подготовку к персональной выставке в Музее современного искусства города Парижа. В сентябре Поляков едет в Венецию по случаю экспозиции его работ в одной из местных галерей. Он посещает капеллу Скровеньи в Падуе — во фресках Джотто Поляков находит последний источник вдохновения для своих произведений.

Сергей Поляков умер 12 октября 1969 года в Париже. Выставка в Музее современного искусства прошла уже после его смерти, в 1970 году. За ней последовали масштабные ретроспективы в Тель-Авивском музее изобразительных искусств (1971–1972); Музее Фабра в Монпелье, Франция (1974); галерее Lorenzelli Arte в Милане (1978). В 2013 году большая экспозиция произведений Полякова открылась в Музее современного искусства города Парижа.

Работы художника находятся во множестве музейных собраний Франции, в том числе в Музее современного искусства города Парижа и Центре Помпиду, в Музее Гуггенхайма и Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также в крупнейших частных коллекциях за рубежом и в России.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Сергея Полякова входят живописные произведения, проданные аукционными домами за пределами РФ в 2011–2018 годах. Что интересно, рекордные продажи также обошли стороной торги в Великобритании и США. Третий текущий результат был достигнут в 2018 году на парижском Sotheby's: картина «Оранжевый, серый и черный» ушла с торгов за $1 031 261. Второй текущий результат был показан в том же 2018 году на шанхайском Christie's: за живопись «Красный, синий, желтый» заплатили $1 102 248. Ныне действующий рекорд был установлен в 2011 году на торгах ArtCurial в Париже: «Абстрактнную композицию» купили за $1 225 245 при эстимейте $417 090–556 120. Добавим, что данная работа ранее принадлежала князю Игорю Трубецкому (находившемуся в эмиграции), а также принимала участие в многочисленных выставках художника, в том числе в Центре Жоржа Помпиду.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 2328 раз были выведены на аукционные торги, из них тиражная продукция — 873 работы, живопись — 800 работ, графика — 565 работ, смешанная техника — 24 работы, гобелены — 21 работа, фарфор — 3 работы, миниатюра — 21 работа, книги и работы на ткани — по 1 работе. Средняя стоимость проданных работ — $72,3 тыс., медианная стоимость — $19,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $126,16 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 1746 к 582 (75 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1986–2008 1020 767 75 253
2009–2014 636 491 77 145
2015–2021 672 488 73 184

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
Франция 866 637 74 229
Великобритания 454 358 79 96
Германия 362 257 71 105
Швейцария 234 168 72 66
США 89 77 87 12
Дания 85 65 76 20
Швеция 80 63 79 17
Италия 58 45 78 13
Бельгия 36 32 89 4
Австрия 20 12 60 8
Нидерланды 14 11 79 3
Израиль 8 5 63 3
Монако 8 7 88 1
Китай 3 3 100 0
Австралия 3 2 67 1
Финляндия 3 1 33 2
Марокко 2 1 50 1
Норвегия 1 1 100 0
Япония 1 1 100 0
РФ 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название (год создания) Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Композиция красный и зеленый 2015 123 925 2016 58 284 1 Van Ham, Кёльн –65 641 –53,0
2 Композиция 1990 835 380 1990 578 340 0 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль –257 040 –30,8
3 Геометрическая композиция 1995 4 106 1998 446 3 Kohn, Париж –3 660 –29,7
4 Composition 2014 75 000 2015 53 805 1 Millon & Аssociés, Париж –21 195 –28,3
5 Композиция 1998 10 496 1998 8 568 0 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль –1 928 –18,4
6 Композиция красный и зеленый 2011 137 866 2013 93 084 2 Christie's, Париж –44 782 –16,2
7 Композиция в синем и розовом 1995 20 005 1996 17 021 1 Germann Auktionshaus, Цюрих –2 984 –14,9
8 Композиция 1990 74 970 1996 8 461 6 Loiseau, Сен-Жермен –66 509 –14,8
9 Композиция в черном, синем, зеленом и белом 1996 34 042 1996 29 162 0 Ketterer Kunst, Мюнхен –4 880 –14,3
10 Composition in blue 2014 1 818 2014 1 565 0 Bruun Rasmussen, Копенгаген –253 –13,9
11 Composition in blue, red and black (Poliakoff/Schneider 77) 2013 6 202 2016 3 958 3 Koller Auctions, Цюрих –2 244 –12,1
12 Композиция 1990 985 320 1998 59 976 8 Cornette de Saint Cyr, Париж –925 344 –11,7
13 Композиция 1994 120 031 1997 80 021 3 Christie's, Лондон –40 010 –11,1
14 Композиция 1995 26 132 1997 21 420 2 Laurin-Guilloux, Париж –4 712 –9,0
15 Композиция 2003 23 233 2003 21 421 0 Kohn, Париж –1 812 –7,8
16 Без названия 2012 13 703 2013 12 678 1 Christie's, Париж –1 025 –7,5
17 Композиция 1992 164 043 1997 104 027 5 Sotheby's, Лондон –60 016 –7,3
18 Синяя композиция 2012 152 644 2015 120 636 3 Christie's, Париж –32 008 –7,0
19 Композиция 1993 134 035 1998 96 025 5 Christie's, Лондон –38 010 –5,7
20 Composition abstraite 2012 62 780 2019 39 795 7 Lhomme, Льеж –22 985 –5,2
21 Композиция 1990 63 016 2002 25 411 12 Christie's, Лондон –37 605 –5,0
22 Композиция 2006 240 644 2009 210 321 3 Cornette de Saint Cyr, Париж –30 323 –4,2
23 Композиция в синем и белом 1992 60 016 1997 48 012 5 Christie's, Лондон –12 004 –4,0
24 Композиция 2011 51 363 2017 40 436 6 Sotheby's, Париж –10 927 –3,5
25 Композиция малиновый, желтый, серый и синий 2010 7 176 2016 5 788 6 Koller Auctions, Цюрих –1 388 –3,2
26 Абстрактная композиция 2006 80 695 2015 59 465 9 Tajan, Париж –21 230 –2,9
27 Бордо 2007 148 696 2014 119 856 7 Christie's, Лондон –28 840 –2,8
28 Синяя композиция 2007 176 840 2012 152 644 5 Christie's, Лондон –24 196 –2,7
29 Композиция 1993 35 009 1996 33 342 3 Sotheby's, Лондон –1 667 –1,6
30 Композиция 1991 84 240 1999 73 566 8 Sotheby's, Лондон –10 674 –1,6
31 Композиция 1990 437 325 2005 334 637 15 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль –102 688 –1,6
32 Composition abstraite 2005 40 538 2020 31 568 15 Christie's, Лондон –8 970 –1,5
33 Абстрактная композиция 2008 395 661 2015 357 086 7 Cornette de Saint Cyr, Париж –38 575 –1,4
34 Композиция красный, синий и зеленый 2010 256 955 2015 244 169 5 Christie's, Лондон –12 786 –1,0
35 Абстрактная композиция 2008 145 973 2015 136 943 7 Christie's, Париж –9 030 –0,9
36 Композиция красный, оранжевый, серый, синий 2010 96 574 2016 92 555 6 Lempertz, Кельн –4 019 –0,7
37 Композиция коричневый и красный (Rivière XV) 2015 6 347 2018 6 250 3 Swann Galleries, Нью-Йорк –97 –0,5
38 Композиция 1990 5 000 2000 5 000 10 Finarte, Милан - 0,0
39 Композиция 1996 36 009 1998 36 009 2 Sotheby's, Лондон - 0,0
40 Композиция в желтом, красном, черном и белом 2002 93 319 2009 96 053 7 Cornette de Saint Cyr, Париж 2 734 0,4
41 Абстрактная композиция 2006 332 228 2006 333 773 0 ArtCurial, Париж 1 545 0,5
42 Композиция 1996 33 342 1999 33 879 3 Sotheby's, Лондон 537 0,5
43 Composition abstraite 2015 33 408 2016 33 774 1 Christie's, Париж 366 1,1
44 Композиция 1997 210 055 2001 219 660 4 Sotheby's, Лондон 9 605 1,1
45 Абстрактная композиция 2012 98 878 2013 100 306 1 Ketterer Kunst, Мюнхен 1 428 1,4
46 Абстрактная композиция 2009 46 550 2009 47 322 0 Stockholms Auktionsverk, Стокгольм 772 1,7
47 Сине-красная композиция 1992 56 015 1998 66 684 6 Christie's, Лондон 10 669 3,2
48 Composition Orange et Rouge (Riviere XXIX) 2014 4 146 2016 4 453 2 Stockholms Auktionsverk, Стокгольм 307 3,7
49 Абстрактная композиция 2006 118 181 2010 136 260 4 Louiza Auktion & Associés, Брюссель 18 079 3,8
50 Композиция 2001 37 710 2003 40 863 2 Stockholms Auktionsverk, Стокгольм 3 153 4,2
51 Композиция 1997 21 420 1999 23 348 2 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 1 928 4,5
52 Композиция 2007 167 370 2012 207 536 5 Van Ham, Кельн 40 166 4,8
53 Композиция 1999 73 566 2003 88 675 4 Christie's, Лондон 15 109 5,1
54 Composition jaune, orange et verte 2013 2 802 2013 2 955 0 Bruun Rasmussen, Копенгаген 153 5,5
55 Абстрактная композиция 2004 379 177 2015 611 444 11 Sotheby's, Париж 232 267 5,6
56 Композиция 2004 75 498 2019 140 599 15 Dorotheum, Вена 65 101 5,7
57 Composition abstraite 1995 58 015 2013 119 465 18 Sotheby's, Париж 61 450 5,9
58 Абстрактная композиция 2010 366 479 2019 569 563 9 Christie's, Париж 203 084 6,2
59 Синий 1994 36 009 2005 60 805 11 Calmels, Париж 24 796 6,3
60 Композиция синего, желтого и красного 2009 5 998 2011 6 802 2 Ketterer Kunst, Мюнхен 804 6,7
61 Синий I 2012 224 748 2017 302 016 5 Tajan, Париж 77 268 6,9
62 Преобладающий желтый 2000 83 639 2020 205 894 20 Christie's, Париж 122 255 7,3
63 Синий, красный, желтый и коричневый 2005 205 601 2010 287 330 5 Christie's, Париж 81 729 8,0
64 Композиция 1999 195 456 2018 519 233 19 Sotheby's, Париж 323 777 8,7
65 Композиция 2000 66 402 2001 72 400 1 Chambelland-Giafferi, Париж 5 998 9,0
66 Композиция зеленый, синий, красный и желтый 2010 6 632 2016 10 289 6 Koller Auctions, Цюрих 3 657 9,2
67 Композиция 2010 52 909 2014 72 500 4 Matsart, Иерусалим 19 591 9,3
68 Композиция 1992 140 036 1997 210 055 5 Sotheby's, Лондон 70 019 10,0
69 Композиция 1996 100 026 1997 110 029 1 Sotheby's, Лондон 10 003 10,0
70 Абстрактная композиция 2002 33 005 2010 62 633 8 Sotheby's, Париж 29 628 11,2
71 Композиция в голубом и зеленом 2002 26 160 2008 44 066 6 ArtCurial, Марсель 17 906 11,4
72 Композиция 1997 108 000 2000 145 987 3 Sotheby's, Лондон 37 987 11,7
73 Композиция 2004 105 815 2014 239 592 10 Christie's, Париж 133 777 12,6
74 Голубой, оранжевый, красный, желтый 2009 72 687 2014 119 737 5 Sotheby's, Париж 47 050 12,9
75 Желтая композиция 2004 162 828 2008 249 491 4 Christie's, Париж 86 663 13,3
76 Композиция 1994 23 006 2001 44 982 7 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 21 976 13,6
77 Composition rouge, carmin et jaune (Poliakoff/ Schneider 19) 2012 4 755 2014 6 139 2 Ketterer Kunst, Мюнхен 1 384 14,6
78 Composition abstraite 2005 302 100 2013 654 407 8 Sotheby's, Париж 352 307 14,6
79 Композиция 1994 203 490 2013 784 880 19 Sotheby's, Париж 581 390 15,0
80 Композиция 2006 272 775 2008 358 708 2 Christie's, Лондон 85 933 15,8
81 Композиция красный и зеленый 2013 93 084 2015 123 925 2 Versailles Encheres Perrin-Royere-Lajeunesse, Версаль 30 841 16,6
82 Композиция 1987 42 840 2005 174 010 18 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 131 170 17,0
83 Зеленое, серое, коричневое 2001 20 390 2002 23 894 1 Farsetti, Прато 3 504 17,2
84 Композиция 1999 33 879 2003 58 865 4 Villa Grisebach Auktionen, Берлин 24 986 18,4
85 Синяя композиция 1996 56 015 2007 176 840 11 Sotheby's, Париж 120 825 19,6
86 Абстрактная композиция 2011 55 719 2012 67 241 1 Millon & Аssociés, Париж 11 522 20,7
87 Композиция 2001 219 660 2004 368 022 3 ArtCurial, Париж 148 362 22,5
88 Абстрактная композиция 2006 70 270 2006 87 073 0 Christie's, Париж 16 803 23,9
89 Без названия 2002 31 171 2015 129 022 13 Cornette de Saint Cyr, Брюссель 97 851 24,1
90 Серый и красный 1994 90 023 2009 418 103 15 Sotheby's, Париж 328 080 24,3
91 Абстрактная композиция № XIV 1996 84 240 1999 146 592 3 Christie's, Лондон 62 352 24,7
92 Многоцветный композиция с доминирующим голубым 1998 89 683 2002 179 511 4 Christie's, Лондон 89 828 25,0
93 Composition abstraite 2003 199 308 2005 302 100 2 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 102 792 25,8
94 Композиция 2004 189 746 2008 397 180 4 Christie's, Лондон 207 434 27,3
95 Композиция 1998 48 012 2007 167 370 9 Christie's, Лондон 119 358 27,6
96 Композиция в красном, синем и желтом 1998 74 021 2004 196 718 6 Germann Auktionshaus, Цюрих 122 697 27,6
97 Композиция 1996 53 550 2004 191 434 8 Tajan, Париж 137 884 32,2
98 Композиция 1996 42 011 1997 56 015 1 Sotheby's, Лондон 14 004 33,3
99 Композиция 1986 54 640 1992 164 043 6 Sotheby's, Лондон 109 403 33,4
100 Композиция 1996 13 291 2006 58 810 10 Versailles Enchères, Версаль 45 519 34,2
101 Композиция 2000 20 349 2002 34 483 2 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 14 134 34,7
102 Абстрактная композиция с линиями 1994 240 062 1998 600 156 4 Christie's, Лондон 360 094 37,5
103 Композиция 1997 110 029 1999 195 456 2 Sotheby's, Лондон 85 427 38,8
104 Композиция в зеленом, красном и сером 2006 22 913 2008 43 271 2 Piasa, Париж 20 358 44,4
105 Композиция с красной, черной и белой формами 2003 24 076 2004 35 028 1 Sotheby's, Лондон 10 952 45,5
106 Композиция 2002 9 374 2003 13 795 1 Rouillac, Париж 4 421 47,2
107 Композиция 2006 54 665 2006 84 242 0 Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 29 577 54,1
108 Композиция 2004 175 978 2007 475 773 3 Versailles Enchères, Версаль 299 795 56,8
109 Бело-красно-черная форма 1997 10 003 1997 15 851 0 Tajan, Париж 5 848 58,5
110 Полихромная композиция 2002 47 856 2003 79 509 1 ArtCurial, Париж 31 653 66,1
111 Композиция 2003 58 865 2004 105 815 1 Sotheby's, Лондон 46 950 79,8
112 Сине-серая композиция 2003 16 320 2003 29 490 0 ArtCurial, Париж 13 170 80,7
113 Композиция 2005 126 936 2005 239 170 0 Farsetti, Прато 112 234 88,4
114 Композиция 1993 105 588 1994 203 490 1 De Quay, Париж 97 902 92,7
115 Композиция - серый монохромный 2011 196 086 2013 567 538 2 Christie's, Париж 371 452 94,7
116 Композиция 2009 24 132 2009 54 034 0 Sotheby's, Париж 29 902 123,9
117 Композиция в красном и белом 1996 13 003 1996 30 637 0 Koller Auctions, Цюрих 17 634 135,6
118 Esquisse pour l’atelier de Robert et Sonia Delaunay 2013 7 421 2013 22 121 0 Versailles Enchères Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль 14 700 198,1
119 Монохромная композиция 2002 18 943 2003 93 108 1 Koller Auctions, Цюрих 74 165 391,5
120 Композиция 2004 59 976 2004 501 946 0 May-Duhamel, Рубе 441 970 736,9
121 Портрет Брайана Мэрриотта 1986 1 782 1987 21 420 1 Loudmer, Париж 19 638 1102,0

Работы Сергея Полякова на публичной рынке имеют 121 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 33,5 %, медианный CAGR составляет 6,49 %. Сразу подчеркнем, что опираться на такое большое количество данных всегда приятно и подсчет формирует крайне объективную картину рынка художника. При этом нужно не обольщаться лишь итоговыми цифрами, а рассматривать данные по-отдельности: в частности, если мы уберем все спекулятивные продажи (периоды между которыми составляют от нескольких месяцев до одного года), мы получим CAGR 8,5 % — более показательный, но не менее привлекательный для инвестора (учитывая лучшую стабильность). Точно так же коллекционер должен понимать, что с точки зрения статистики потеря владельцем $925 тыс. за 8 лет владения работой и $40 тыс. за 3-летний период обладания могут быть равны –11 % — вопрос лишь в цене, уплаченной при первой покупке. Cтоимость всех проданных работ художника составляет 139 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались на треть выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 122 %) зафиксировано в 54 % сделок.

Сравнивая художника с другими российскими авторами (даже из числа эмигрантов), невозможно не отметить фантастическое количество аукционных продаж — почти 2,5 тыс. Однако этот факт будет в диковинку лишь для тех, кто не знаком с показателями мирового арт-рынка: три, и даже пять тысяч появлений произведений того или иного автора на публичных торгах — факт довольно распространенный, причем свидетельствует не только о признании художника после его смерти, а о том, что большинство его работ успешно разошлось среди коллекционеров при жизни. Двадцать стран проведения аукционов — рекорд среди всех русских художников. А вот сократившаяся почти вдвое за последние 10 лет активность на публичном рынке говорит не о падении спроса, а об изменении предложения: на торгах появляется все меньше достойных работ, а на территории РФ и вовсе была единичная попытка продать работу Полякова через аукцион. При рекорде в $1,23 млн 39 других работ были проданы по цене свыше $500 тыс., а 372 работы ушли с торгов по ценам выше $100 тыс.

Могли бы результаты русского художника быть еще выше? Да, причем именно у Сергея Полякова.

Кто знает, как сложилась бы судьба Сергея Полякова, если бы он, вслед за эмиграцией из революционной России, точно так же сменил Францию на США перед оккупацией Европы нацистами. Этого решения 33-летний художник не принял — и после наблюдал, как центр мирового арт-рынка, переехав из Парижа в Нью-Йорк, развивает за океаном собственную, коммерчески более успешную версию абстрактного экспрессионизма. Нельзя сказать, что немецкая оккупация Франции навредила художнику — Поляков исправно участвовал в «Салоне Независимых» в течение всех военных лет, скорее, сказалась неготовность (или нежелание) кардинально менять свою жизнь во второй раз. Тем более что к своему европейскому успеху художник шел долгие двадцать лет, за которые обрел самое дорогое, что может получить творец, — признание ценителей его живописи и безоговорочный высокий статус в мире искусства.

1Poliakoff. Paris, 1975. P. 13.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210427_polyakov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210427_polyakov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».