Art Investment

Художник недели: Абрам Маневич

История, ценовые и маркетинговые показатели выдающегося пейзажиста Абрама Маневича, воспевавшего прелесть тихой провинции на родине, а затем в США

Годы жизни: 1881–1942

Направление: модернизм

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Абрам (Абрахам) Аншелович Маневич родился в патриархальной еврейской семье в Мстиславле Могилевской губернии в 1881 году. Способности мальчика к рисованию заметили рано и отдали его на обучение к маляру. В возрасте двадцати лет будущий художник переехал в Киев — он зарабатывал на жизнь в мастерской вывесок, затем создавал декоративные росписи на спинках кроватей. Здесь его заметил археолог, этнограф и директор Городского музея антиквариата и искусств (ныне Национальный художественный музей Украины) Николай Федотович Биляшивский. При его поддержке в в сентябре 1901-го молодой человек поступил в только что сформированное Киевское художественное училище, подчиненное петербургской Академии художеств, — сначала вольнослушателем, а затем был записан в старший натурный класс, в мастерскую И. Ф. Селезнева. В новом училище одновременно с Маневичем занимались будущие мастера авангарда А. А. Экстер, А. В. Лентулов, А. П. Архипенко.

По завершении обучения художник был рекомендован Биляшивским меценату барону В. Гинцбургу и, заручившись финансовой поддержкой последнего, отправился продолжать образование в Мюнхенскую академию искусств. В 1907 году в мюнхенской галерее Kunstverein прошла его персональная выставка.

Когда Маневич вернулся в Киев, усилиями Биляшивского в подведомственном Николаю Федотовичу Киевском художественном музее была организована персональная экспозиция молодого художника. Выставка имела большой успех у критиков и широко освещалась в прессе. На средства от продажи картин Маневич поехал за границу— в Швейцарию, Францию, Италию. На острове Капри он познакомился с Максимом Горьким и за два сеанса исполнил его портрет. Художник и писатель подружились, Горький впоследствии навещал Маневича в Киеве, а живописец гостил на даче Горького в Финляндии.

Набор сюжетов в творчестве Маневича сложился еще в 1900-е годы — исполненные поэтики тихой прелести улочки родного Мстиславля, виды Киева и его пригородов, украинских городов. Основываясь на достижениях импрессионизма в непосредственном изображении природы, передаче цвета, света и воздуха, на работах И. И. Левитана и в целом русской пейзажной школы, художник идет дальше и анализирует форму сквозь призму теории П. Сезанна, иногда практически вплотную приближаясь к кубистскому пониманию структуры полотна. Пейзажи художника несут отпечаток декоративизма модерна и вместе с тем откликаются на последние тенденции в живописи постимпрессионизма. Широкие, пастозные мазки ритмично выстраивают тонкие и разнообразнейшие по колориту композиции лирических пейзажей 1900-1910-х годов, которые справедливо относят к лучшему периоду творчества художника.

С 1912 года молодой художник выставлялся в Париже, его работы приобретали не только коллекционеры, но и музеи: сразу два произведения пополнили собрание Лионского художественного музея, одна картина попала в Люксембургский музей Парижа. Но настоящую международную славу принесла Маневичу большая персональная выставка в парижской галерее знаменитого П. Дюран-Рюэля (1913), открывшего в свое время миру многих импрессионистов. Парижская публика с восторгом приняла молодого художника, его работы высоко оценил поэт-символист Эмиль Верхарн, и преданного поклонника своего творчества Маневич нашел в А. В. Луначарском, жившем тогда в Париже. Революционер активно хвалил в газетах «бурного, сильного художника, привнесшего в Париж немного неба, воздуха, бедности и шири, грусти и улыбки родной природы»1. Живописцу предлагали экспонироваться в Лондоне и в Нью-Йорке, но тосковавший по родине Маневич отказался и вернулся в Киев (1915).

По возвращении Маневич участвовал в киевских, московских и петроградских выставках, стал членом Еврейского общества поощрения художеств. В начале 1916 года он приехал в Петроград и устроил персональную выставку в Художественном бюро Н. Е. Добычиной. Экспозиция привлекла огромное количество посетителей, львиная доля работ была распродана, причем одно произведение было приобретено закупочной комиссией Академии художеств, а еще два — Обществом имени А. И. Куинджи.

Вскоре после революции Маневич получил место профессора в Украинской академии искусств в Киеве. Несмотря на уважение, которым художник продолжал пользоваться и при новой власти, нестабильное политическое положение, гражданская война и экономические трудности заставили его задуматься об отъезде. Решающим фактором стала личная трагедия: в 1919 году в Трипольском походе погиб сын художника Борис, активный комсомолец. В 1921 году Маневичу с женой и двумя дочерьми, не без помощи влиятельных друзей, Горького и Луначарского, удалось уехать из России. Семья побывала в Минске, Варшаве, Лондоне и, наконец, в 1922 году поселилась в Нью-Йорке, в Бронксе —бедном квартале, населенном многими русскими эмигрантами, бежавшими от войны и революции. В частности, рядом с Маневичами снимал квартиру Д. Д. Бурлюк. Семьи художников связала дружба. Бурлюк называл Маневича «магом и чародеем красок, дирижером оркестра, в котором цвета играют в унисон без единой фальшивой ноты в звучании»2.

Впечатления от драматических событий, пережитых художником на родине, вылились в мрачный эмоциональный накал холста «Гетто» (1923), начатого Маневичем еще в Киеве. В ответ на полотно Бурлюк написал поэму, опубликовав ее в газете издании «Русский голос» (1924). В целом же Америка привнесла новые сюжеты в творчество художника, но не изменила его общей направленности. На полотнах Маневича находило отражение то, что окружало его, декорации будничной жизни «маленького человека», будь то одноэтажная американская провинция, фабричные кварталы или разноликие задворки Нью-Йорка. За зимними пейзажами живописец ездил в Канаду, иногда писал портреты на заказ. В чужой стране художник добился признания: персональные выставки Маневича с успехом проходили в США и Канаде, в том числе в Нью-Йорке (1924, 1925, 1927, 1932, 1936), Чикаго (1926), Монреале (1930, 1937), Бостоне (1934). Одним из верных почитателей его таланта был ученый Альберт Эйнштейн, первая встреча с которым произошла в 1935 году, а дружба продолжалась до конца жизни художника.

Абрам (Абрахам) Аншелович Маневич умер в 1942 году в Нью-Йорке. Спустя тридцать лет дочь живописца передала в дар 48 его работ Национальному художественному музею Украины в Киеве, в стенах которого в 1909 году прошла первая персональная выставка художника на родине. Однако увидели свет полотна лишь в 2001-м, когда в музее состоялась ретроспектива творчества Маневича. Работы художника экспонировались в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) в рамках выставки «Американские художники из Российской империи» (2008–2009).

Творчество Абрама Маневича представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и многих региональных музеев, в Национальном художественном музее Украины в Киеве, в Бруклинском музее и Еврейском музее в Нью-Йорке и других зарубежных институциях.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Абрама Маневича входят живописные произведения, проданные аукционным домом Sotheby’s в Лондоне и Нью-Йорке. Третий текущий результат был достигнут на американских «русских неделях» осенью 2009 года: картина «Цветы в красной вазе» ушла с торгов за $266 500. На второй позиции в ценовом рейтинге художника находится холст «Ранняя весна», за который летом 2011 года заплатили $276 758. Добавим, что эта работа имела поистине роскошную выставочную историю: экспонировалась на персональной выставке художника в галерее Поля Дюран-Рюэля в Париже (1913) и была включена в каталог выставки. Ныне действующий рекорд был установлен в 2009-м на тех же «русских неделях» Sotheby’s в Нью-Йорке: «Лирический пейзаж» купили за $278 500 при эстимейте $60 000–80 000.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 165 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 164 работы, скульптура — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $45,1 тыс., медианная стоимость — $26,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $5,04 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 112 к 53 (68 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1998–2008 47 43 91 4
2009–2014 59 31 53 28
2015–2021 59 38 64 21

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
США 87 59 68 28
Великобритания 56 41 73 15
РФ 7 2 29 5
Франция 3 2 67 1
Швеция 3 3 100 0
Бельгия 3 2 67 1
Израиль 3 2 67 1
Украина 2 1 50 1
Канада 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ тыс. CAGR, %
Год Цена, $ тыс. Год Цена, $ тыс.
1 Уличная сцена 2010 45,39 2019 6,00 9 Shapiro Auctions, Нью-Йорк –39,39 –9,6
2 Городской пейзаж 2010 43,49 2019 6,50 9 Shapiro Auctions, Нью-Йорк –36,99 –9,5
3 Вид на сад 2010 27,67 2019 6,00 9 Shapiro Auctions, Нью-Йорк –21,67 –8,7
4 Бостонская дорога, Бруклин 2006 66,00 2020 18,00 14 Shapiro Auctions, –48,00 –5,2
5 В парке 2006 152,27 2018 62,33 12 MacDougall's, Лондон –89,94 –4,9
6 Натюрморт 2007 45,00 2012 36,04 5 Sotheby's, Лондон –8,96 –4,0
7 Натюрморт с цветами 2006 33,03 2011 28,57 5 MacDougall's, Лондон –4,47 –2,7
8 Cascade 2016 20,34 2020 25,25 4 MacDougall's, Лондон 4,92 6,0
9 Работники по хозяйству в Бронксе 2006 15,54 2007 22,71 1 Geneshapiro, Нью-Йорк 7,17 46,2
10 Village sous la neige 2013 13,12 2015 27,06 2 Matsart, Иерусалим 13,94 53,1
11 Парижская улица 2006 30,00 2009 83,06 3 MacDougall's, Лондон 53,06 59,0
12 Осень на ферме / Весна на ферме (с двух сторон) 2005 10,80 2007 23,78 2 MacDougall's, Лондон 12,98 60,1
13 Summer in the Garden 2014 40,80 2014 75,00 0 Shapiro Auctions, Нью-Йорк 34,20 83,8

Работы Абрама Маневича имеют 13 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 39,3 %. Медианный CAGR составляет 6,0 %. Примечательно, что работы, перепроданные дешевле первоначальной цены, были куплены с 2006 по 2010 годы, а более удачливые владельцы совершили приобретения до и после этого периода. Этим же объясняется и наиболее успешный период владения — 2 года (в отличие от наиболее неудачного, 9 лет): речь не столько о спекулятивной природе сделок с работами Маневича, сколько о приобретениях, сделанных во время всеобщего ажиотажа «русских недель» конца 2000-х. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 131 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались на треть выше первоначальных оценок аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано в 39 % сделок.

Что сразу отмечаем при анализе рыночной статистики Маневича, так это необычайно ровные цены: ценовые рекорды художника недалеко отстоят от средних цен остального корпуса работ, т.е. все растет плавно. Подтверждение этому — незначительная разница между средней и медианной стоимостью всех проданных работ, что отличает рынок Маневича от рынка большинства отечественных художников. То же касается и соотношений между предварительными аукционными оценками и итоговыми ценами: Маневич — художник с предсказуемыми, но стабильно растущими ценами. Отчасти причиной этому является приверженность автора одному направлению — живописи. Как помнят наши читатели, когда коллекционер не знает точно, «что» из творчества художника ему следует покупать, — как правило, он не покупает ничего. Другая немаловажная сторона успеха Абрама Маневича — его школа и зарубежное прижизненное признание.

Среди художников «орбиты русского искусства» с точки зрения аукционных продаж существует деление на «французов», «британцев» и «американцев» — по части как страны эмиграции, так и наибольшего сосредоточения работ. Абрам Маневич — типичный «американец»: несмотря на значительные успехи в Европе в 1910-х, последующий переезд в США оставил за страной право именоваться второй родиной художника. Столь модные в 1920–30-х городские пейзажи в стилистике венского модернизма (первая громкая серия работ Джорджии О’Кифф в те годы также была посвящена Нью-Йорку) обеспечили Маневичу многочисленные музейные выставки и внимание частных коллекционеров. На одной из таких нью-йоркских выставок приобрести работу художника пожелал сам Альберт Эйнштейн. Растроганный автор наотрез отказался брать с великого физика деньги, на что тот заметил: «Я не настолько беден, чтобы принимать искусство в дар — а Вы не настолько богаты, чтобы его дарить». В итоге Эйнштейн в качестве оплаты купил Абраму Маневичу холсты и кисти — и вполне возможно, что однажды на торгах появятся пейзажи художника, где будет значиться: «То, что вы имеете возможность сегодня приобрести, создано при участии Альберта Эйнштейна».

Источники: artrz.ru;

Жбанкова О. Б. Абрам Маневич. Живопис. Київ: Дух і Літера, 2003. uartlib.org

1 Луначарский А. В. Русский художник в Париже // Киевская мысль, март 1913. Цит. по: Жбанкова О. Б. Абрам Маневич. Живопис. Київ: Дух і Літера, 2003. С. 4.

2 Бурлюк Д. Д. В расцвете сил. Русский голос. Нью-Йорк, 1 февраля 1926 г. Цит. по: Жбанкова О. Б. Абрам Маневич. Живопис. Київ: Дух і Літера, 2003. С. 8.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210315_manevich_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210315_manevich_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».