Художник недели: Абрам Маневич
ARTinvestment.RU 15 марта 2021
История, ценовые и маркетинговые показатели выдающегося пейзажиста Абрама Маневича, воспевавшего прелесть тихой провинции на родине, а затем в США
Годы жизни: 1881–1942
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Абрам (Абрахам) Аншелович Маневич родился в патриархальной еврейской семье в Мстиславле Могилевской губернии в 1881 году. Способности мальчика к рисованию заметили рано и отдали его на обучение к маляру. В возрасте двадцати лет будущий художник переехал в Киев — он зарабатывал на жизнь в мастерской вывесок, затем создавал декоративные росписи на спинках кроватей. Здесь его заметил археолог, этнограф и директор Городского музея антиквариата и искусств (ныне Национальный художественный музей Украины) Николай Федотович Биляшивский. При его поддержке в в сентябре 1901-го молодой человек поступил в только что сформированное Киевское художественное училище, подчиненное петербургской Академии художеств, — сначала вольнослушателем, а затем был записан в старший натурный класс, в мастерскую И. Ф. Селезнева. В новом училище одновременно с Маневичем занимались будущие мастера авангарда А. А. Экстер, А. В. Лентулов, А. П. Архипенко.
По завершении обучения художник был рекомендован Биляшивским меценату барону В. Гинцбургу и, заручившись финансовой поддержкой последнего, отправился продолжать образование в Мюнхенскую академию искусств. В 1907 году в мюнхенской галерее Kunstverein прошла его персональная выставка.
Когда Маневич вернулся в Киев, усилиями Биляшивского в подведомственном Николаю Федотовичу Киевском художественном музее была организована персональная экспозиция молодого художника. Выставка имела большой успех у критиков и широко освещалась в прессе. На средства от продажи картин Маневич поехал за границу— в Швейцарию, Францию, Италию. На острове Капри он познакомился с Максимом Горьким и за два сеанса исполнил его портрет. Художник и писатель подружились, Горький впоследствии навещал Маневича в Киеве, а живописец гостил на даче Горького в Финляндии.
Набор сюжетов в творчестве Маневича сложился еще в 1900-е годы — исполненные поэтики тихой прелести улочки родного Мстиславля, виды Киева и его пригородов, украинских городов. Основываясь на достижениях импрессионизма в непосредственном изображении природы, передаче цвета, света и воздуха, на работах И. И. Левитана и в целом русской пейзажной школы, художник идет дальше и анализирует форму сквозь призму теории П. Сезанна, иногда практически вплотную приближаясь к кубистскому пониманию структуры полотна. Пейзажи художника несут отпечаток декоративизма модерна и вместе с тем откликаются на последние тенденции в живописи постимпрессионизма. Широкие, пастозные мазки ритмично выстраивают тонкие и разнообразнейшие по колориту композиции лирических пейзажей 1900-1910-х годов, которые справедливо относят к лучшему периоду творчества художника.
С 1912 года молодой художник выставлялся в Париже, его работы приобретали не только коллекционеры, но и музеи: сразу два произведения пополнили собрание Лионского художественного музея, одна картина попала в Люксембургский музей Парижа. Но настоящую международную славу принесла Маневичу большая персональная выставка в парижской галерее знаменитого П. Дюран-Рюэля (1913), открывшего в свое время миру многих импрессионистов. Парижская публика с восторгом приняла молодого художника, его работы высоко оценил поэт-символист Эмиль Верхарн, и преданного поклонника своего творчества Маневич нашел в А. В. Луначарском, жившем тогда в Париже. Революционер активно хвалил в газетах «бурного, сильного художника, привнесшего в Париж немного неба, воздуха, бедности и шири, грусти и улыбки родной природы»1. Живописцу предлагали экспонироваться в Лондоне и в Нью-Йорке, но тосковавший по родине Маневич отказался и вернулся в Киев (1915).
По возвращении Маневич участвовал в киевских, московских и петроградских выставках, стал членом Еврейского общества поощрения художеств. В начале 1916 года он приехал в Петроград и устроил персональную выставку в Художественном бюро Н. Е. Добычиной. Экспозиция привлекла огромное количество посетителей, львиная доля работ была распродана, причем одно произведение было приобретено закупочной комиссией Академии художеств, а еще два — Обществом имени А. И. Куинджи.
Вскоре после революции Маневич получил место профессора в Украинской академии искусств в Киеве. Несмотря на уважение, которым художник продолжал пользоваться и при новой власти, нестабильное политическое положение, гражданская война и экономические трудности заставили его задуматься об отъезде. Решающим фактором стала личная трагедия: в 1919 году в Трипольском походе погиб сын художника Борис, активный комсомолец. В 1921 году Маневичу с женой и двумя дочерьми, не без помощи влиятельных друзей, Горького и Луначарского, удалось уехать из России. Семья побывала в Минске, Варшаве, Лондоне и, наконец, в 1922 году поселилась в Нью-Йорке, в Бронксе —бедном квартале, населенном многими русскими эмигрантами, бежавшими от войны и революции. В частности, рядом с Маневичами снимал квартиру Д. Д. Бурлюк. Семьи художников связала дружба. Бурлюк называл Маневича «магом и чародеем красок, дирижером оркестра, в котором цвета играют в унисон без единой фальшивой ноты в звучании»2.
Впечатления от драматических событий, пережитых художником на родине, вылились в мрачный эмоциональный накал холста «Гетто» (1923), начатого Маневичем еще в Киеве. В ответ на полотно Бурлюк написал поэму, опубликовав ее в газете издании «Русский голос» (1924). В целом же Америка привнесла новые сюжеты в творчество художника, но не изменила его общей направленности. На полотнах Маневича находило отражение то, что окружало его, декорации будничной жизни «маленького человека», будь то одноэтажная американская провинция, фабричные кварталы или разноликие задворки Нью-Йорка. За зимними пейзажами живописец ездил в Канаду, иногда писал портреты на заказ. В чужой стране художник добился признания: персональные выставки Маневича с успехом проходили в США и Канаде, в том числе в Нью-Йорке (1924, 1925, 1927, 1932, 1936), Чикаго (1926), Монреале (1930, 1937), Бостоне (1934). Одним из верных почитателей его таланта был ученый Альберт Эйнштейн, первая встреча с которым произошла в 1935 году, а дружба продолжалась до конца жизни художника.
Абрам (Абрахам) Аншелович Маневич умер в 1942 году в Нью-Йорке. Спустя тридцать лет дочь живописца передала в дар 48 его работ Национальному художественному музею Украины в Киеве, в стенах которого в 1909 году прошла первая персональная выставка художника на родине. Однако увидели свет полотна лишь в 2001-м, когда в музее состоялась ретроспектива творчества Маневича. Работы художника экспонировались в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) в рамках выставки «Американские художники из Российской империи» (2008–2009).
Творчество Абрама Маневича представлено в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге и многих региональных музеев, в Национальном художественном музее Украины в Киеве, в Бруклинском музее и Еврейском музее в Нью-Йорке и других зарубежных институциях.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Абрама Маневича входят живописные произведения, проданные аукционным домом Sotheby’s в Лондоне и Нью-Йорке. Третий текущий результат был достигнут на американских «русских неделях» осенью 2009 года: картина «Цветы в красной вазе» ушла с торгов за $266 500. На второй позиции в ценовом рейтинге художника находится холст «Ранняя весна», за который летом 2011 года заплатили $276 758. Добавим, что эта работа имела поистине роскошную выставочную историю: экспонировалась на персональной выставке художника в галерее Поля Дюран-Рюэля в Париже (1913) и была включена в каталог выставки. Ныне действующий рекорд был установлен в 2009-м на тех же «русских неделях» Sotheby’s в Нью-Йорке: «Лирический пейзаж» купили за $278 500 при эстимейте $60 000–80 000.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 165 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 164 работы, скульптура — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $45,1 тыс., медианная стоимость — $26,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $5,04 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 112 к 53 (68 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1998–2008 | 47 | 43 | 91 | 4 |
2009–2014 | 59 | 31 | 53 | 28 |
2015–2021 | 59 | 38 | 64 | 21 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
США | 87 | 59 | 68 | 28 |
Великобритания | 56 | 41 | 73 | 15 |
РФ | 7 | 2 | 29 | 5 |
Франция | 3 | 2 | 67 | 1 |
Швеция | 3 | 3 | 100 | 0 |
Бельгия | 3 | 2 | 67 | 1 |
Израиль | 3 | 2 | 67 | 1 |
Украина | 2 | 1 | 50 | 1 |
Канада | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | |||||||
1 | Уличная сцена | 2010 | 45,39 | 2019 | 6,00 | 9 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | –39,39 | –9,6 | |
2 | Городской пейзаж | 2010 | 43,49 | 2019 | 6,50 | 9 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | –36,99 | –9,5 | |
3 | Вид на сад | 2010 | 27,67 | 2019 | 6,00 | 9 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | –21,67 | –8,7 | |
4 | Бостонская дорога, Бруклин | 2006 | 66,00 | 2020 | 18,00 | 14 | Shapiro Auctions, | –48,00 | –5,2 | |
5 | В парке | 2006 | 152,27 | 2018 | 62,33 | 12 | MacDougall's, Лондон | –89,94 | –4,9 | |
6 | Натюрморт | 2007 | 45,00 | 2012 | 36,04 | 5 | Sotheby's, Лондон | –8,96 | –4,0 | |
7 | Натюрморт с цветами | 2006 | 33,03 | 2011 | 28,57 | 5 | MacDougall's, Лондон | –4,47 | –2,7 | |
8 | Cascade | 2016 | 20,34 | 2020 | 25,25 | 4 | MacDougall's, Лондон | 4,92 | 6,0 | |
9 | Работники по хозяйству в Бронксе | 2006 | 15,54 | 2007 | 22,71 | 1 | Geneshapiro, Нью-Йорк | 7,17 | 46,2 | |
10 | Village sous la neige | 2013 | 13,12 | 2015 | 27,06 | 2 | Matsart, Иерусалим | 13,94 | 53,1 | |
11 | Парижская улица | 2006 | 30,00 | 2009 | 83,06 | 3 | MacDougall's, Лондон | 53,06 | 59,0 | |
12 | Осень на ферме / Весна на ферме (с двух сторон) | 2005 | 10,80 | 2007 | 23,78 | 2 | MacDougall's, Лондон | 12,98 | 60,1 | |
13 | Summer in the Garden | 2014 | 40,80 | 2014 | 75,00 | 0 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | 34,20 | 83,8 |
Работы Абрама Маневича имеют 13 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 39,3 %. Медианный CAGR составляет 6,0 %. Примечательно, что работы, перепроданные дешевле первоначальной цены, были куплены с 2006 по 2010 годы, а более удачливые владельцы совершили приобретения до и после этого периода. Этим же объясняется и наиболее успешный период владения — 2 года (в отличие от наиболее неудачного, 9 лет): речь не столько о спекулятивной природе сделок с работами Маневича, сколько о приобретениях, сделанных во время всеобщего ажиотажа «русских недель» конца 2000-х. Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 131 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались на треть выше первоначальных оценок аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано в 39 % сделок.
Что сразу отмечаем при анализе рыночной статистики Маневича, так это необычайно ровные цены: ценовые рекорды художника недалеко отстоят от средних цен остального корпуса работ, т.е. все растет плавно. Подтверждение этому — незначительная разница между средней и медианной стоимостью всех проданных работ, что отличает рынок Маневича от рынка большинства отечественных художников. То же касается и соотношений между предварительными аукционными оценками и итоговыми ценами: Маневич — художник с предсказуемыми, но стабильно растущими ценами. Отчасти причиной этому является приверженность автора одному направлению — живописи. Как помнят наши читатели, когда коллекционер не знает точно, «что» из творчества художника ему следует покупать, — как правило, он не покупает ничего. Другая немаловажная сторона успеха Абрама Маневича — его школа и зарубежное прижизненное признание.
Среди художников «орбиты русского искусства» с точки зрения аукционных продаж существует деление на «французов», «британцев» и «американцев» — по части как страны эмиграции, так и наибольшего сосредоточения работ. Абрам Маневич — типичный «американец»: несмотря на значительные успехи в Европе в 1910-х, последующий переезд в США оставил за страной право именоваться второй родиной художника. Столь модные в 1920–30-х городские пейзажи в стилистике венского модернизма (первая громкая серия работ Джорджии О’Кифф в те годы также была посвящена Нью-Йорку) обеспечили Маневичу многочисленные музейные выставки и внимание частных коллекционеров. На одной из таких нью-йоркских выставок приобрести работу художника пожелал сам Альберт Эйнштейн. Растроганный автор наотрез отказался брать с великого физика деньги, на что тот заметил: «Я не настолько беден, чтобы принимать искусство в дар — а Вы не настолько богаты, чтобы его дарить». В итоге Эйнштейн в качестве оплаты купил Абраму Маневичу холсты и кисти — и вполне возможно, что однажды на торгах появятся пейзажи художника, где будет значиться: «То, что вы имеете возможность сегодня приобрести, создано при участии Альберта Эйнштейна».
Источники: artrz.ru;
Жбанкова О. Б. Абрам Маневич. Живопис. Київ: Дух і Літера, 2003. uartlib.org
1 Луначарский А. В. Русский художник в Париже // Киевская мысль, март 1913. Цит. по: Жбанкова О. Б. Абрам Маневич. Живопис. Київ: Дух і Літера, 2003. С. 4.
2 Бурлюк Д. Д. В расцвете сил. Русский голос. Нью-Йорк, 1 февраля 1926 г. Цит. по: Жбанкова О. Б. Абрам Маневич. Живопис. Київ: Дух і Літера, 2003. С. 8.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210315_manevich_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210315_manevich_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн