Художник недели: Владимир Овчинников
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Владимира Овчинникова, лидера неофициального искусства Ленинграда, разыгрывающего на подмостках советской действительности сцены из библейской истории, мифов и литературы абсурда
Годы жизни: 1941–2015
Направление: неофициальное искусство
Вид искусства: живопись, графика, скульптура
Жизнь и творчество
Владимир Афанасьевич Овчинников родился 4 октября 1941 года в Пермской области (ст. Щучье Озеро), в эвакуации. Отец художника, инженер-экономист, погиб на фронте, мать, чертежница, вместе с сыном в 1945 году вернулась в пригород Ленинграда Шувалово, где художник и проживал вплоть до 1979 года.
С ранних лет рисование было для Овчинникова главным средством осмысления впечатлений от мира. Он много занимался самообразованием, в котором его наставником и вдохновителем был живописец Евгений Павлович Семеошенков — большой оригинал и заметная фигура в художественной жизни Ленинграда, собиратель книг по искусству и пластинок, поклонник искусства Сезанна, Пикассо, импрессионистов.
Овчинников не получил профессионального образования, однако он стал не только участником, но и одним из главных координаторов деятельности советского художественного подполья. Несколько лет (1960–1962) молодой художник трудился маляром-декоратором в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр) под руководством К. Б. Кустодиева, а затем работал такелажником в Эрмитаже (1962–1964). В 1964 году Овчинников, вместе с пятью «коллегами», в том числе с Михаилом Шемякиным, был устроителем и участником «1-й выставки творческих работ художников — работников хозяйственной части Гос. Эрмитажа», позднее получившей название «выставки такелажников», один день провисевшей в Растреллиевской галерее Эрмитажа. Зимой 1970/1971 года в своей мастерской в Кустарном переулке он устроил одну из первых в Ленинграде открытых квартирных выставок неофициального искусства.
Овчинников сыграл важную роль и в организации исторических выставок в домах культуры имени И. И. Газа и «Невском» в 1974 и 1975 годах, объединивших ленинградский андеграунд 1970–80-х годов под названием «газаневской культуры». Разрешенные советской властью в качестве вынужденной уступки после разгона «бульдозерной выставки», эти экспозиции дали мощный толчок развитию современного искусства во всем многообразии направлений, не подпадающих под каноны социалистического реализма.
Манера Овчинникова формировалась именно в 1970-е годы — во время затворничества художников в мастерских, мифотворчества, триумфа личности и индивидуальности, ищущей посредством постмодернистского цитирования свое место в контексте подлинной, всеобъемлющей истории искусства. Смысловая многосложность и повествовательность, интерес к религиозному искусству, сдержанная ирония, склонность к глубокой рефлексии и самоанализу, свойственные живописи семидесятников, хорошо прочитываются и в произведениях Овчинникова. Картина художника представляется комплексной семиотической системой, где каждый предмет является знаком, но вовсе не обязывает к расшифровке — рассмотрение формально-стилистических особенностей произведения оказывается не менее увлекательным.
Персонажи Овчинникова, вызывающие ассоциацию с крестьянами позднего Малевича, помещены в пространство, формально близкое воспевающему механизацию тубизму Леже. Обобщенные, специфические образы, как и периодически встречающаяся в работах художника обратная перспектива, отсылают к языку иконописи. С религиозным искусством художник, безусловно, был хорошо знаком: он тесно общался с наместником Псково-Печерского монастыря отцом Алипием и по его рекомендации в 1970-е даже участвовал в росписи церквей. Скругленные формы корпулентных фигур контрастируют с геометрически правильными, линейными ориентирами — ступенями лестниц, сетью железнодорожных путей, стенами зданий, досками и скамейками; узнаваемы неизменные диагонали — части закольцованной композиции. Неожиданные ракурсы и развороты фигур в поле картины, сопоставление соединений черного и белого с хроматическими цветами напоминают об экспериментах искусства 1920-х, но с той принципиальной разницей, что все в живописи Овчинникова намеренно лишено движения, ирреально — светотень условна, действие разворачивается в театрализированном, безвоздушном пространстве.
Герои Овчинникова, снабженные набором атрибутов типично русского, одетые в шапки-ушанки, валенки, платки и сарафаны, существуют в диковинных декорациях, нередко наделенных вполне конкретными топографическими особенностями пригородов Ленинграда, Шувалово, Павловска, Кемерово. В размеренную жизнь застывших сцен вторгаются ангелы, несоразмерно огромные шахматные фигуры, кентавры — постоянные мотивы в творчестве живописца. Там же, среди разбитого на фрагменты предметного мира советской действительности, разворачиваются сюжеты из Священного писания, мифологии и абсурдистской литературы, в которые оказываются невольно вовлечены степенные обитатели полотен художника.
Со второй половины 1990-х годов палитра произведений Овчинникова высветляется: ее основу составляют различные оттенки охры с преобладанием светлых тонов. Художник уделяет большее внимание детальной проработке пластики фигуры с акцентом на условно анатомические особенности, силуэты персонажей закручиваются во вьющемся движении. Тогда же живописец начинает работать в области камерной скульптуры.
Работы Владимира Овчинникова приобретались крупнейшими коллекционерами неофициального искусства, в том числе Георгием Костаки и Александром Глезером, участвовали в знаковых экспозициях, основанных на собрании последнего: «Новые тенденции в неофициальном русском искусстве 1970–1980» (1981, Музей современного русского искусства C.A.S.E., Джерси-Сити), «25 лет советского неофициального искусства, 1956–1981» (1981, Музей современного русского искусства C.A.S.E, Джерси-Сити; 1982, Музей современного русского искусства в изгнании, Монжерон), «Поэзия и искусство» (1983, Музей современного русского искусства в изгнании, Монжерон). В 1986 году в Музее современного русского искусства в изгнании в Монжероне прошла персональная выставка Овчинникова.
После перестройки произведения художника были показаны в рамках наиболее значимых проектов, посвященных советскому художественному андеграунду, среди них: In the USSR and Beyond. Seventy Seven Russian Artists. 1970–1990 (1990, Городской музей Амстердама), «Самоидентификация. Позиции в санкт-петербургском искусстве с 1970-х до наших дней» (1995, Haus am Waldsee, Берлин; Национальный музей современного искусства, Осло; The State Art Gallery, Сопот; Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург), From Gulag to Glasnost: Nonconformist Art from the Soviet Union (1995, Художественный музей Циммерли, Нью-Брансуик), Выставка коллекции Александра Глезера (1995, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва), «Послевоенный русский авангард. Из собрания Юрия Трайсмана, США» (1999, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Без барьеров. Российское искусство 1985–2000» (2012, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Георгий Костаки. “Выезд из СССР разрешить...” К 100-летию коллекционера» (2014–2015, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В 2005 году Овчинников был удостоен звания заслуженного художника Российской Федерации. В 2011 году персональная выставка живописца прошла в Музее современного искусства Эрарта. Умер Владимир Афанасьевич Овчинников 25 января 2015 года в Санкт-Петербурге.
Работы художника находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея современного искусства Эрарта, Нового музея современного искусства в Санкт-Петербурге, Художественного музея Циммерли в Нью-Брансуике, The Kolodzei Art Foundation (Хайленд Парк, Нью-Джерси) и многих других.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Владимира Овчинникова входит живопись, проданная аукционным домом Sotheby’s в Лондоне в 2007–2008 гг. Третий текущий результат был достигнут на «русских неделях» весной 2008 года: живопись «Суд Париса» (1977, холст, масло) ушла с торгов за $73 000. Вторую позицию в ценовом рейтинге художника занимает картина «Перед праздником, после праздника» (1985, холст, масло), за которую в 2007-м заплатили $84 383 — на два месяца возведя ее на самый верх списка. Ровно через этот небольшой период был установлен ныне действующий рекорд: знаковую в творчестве художника живопись «Ангелы и железнодорожные пути» (1977, холст, масло) купили за $96 000 при эстимейте $40 000–150 000.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 101 раз были выведены на аукционные торги, все работы — живопись. Средняя стоимость проданных работ — $21,0 тыс., медианная стоимость — $17,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 65 к 36 (64 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2006–2008 | 39 | 31 | 79 | 8 |
2009–2014 | 35 | 12 | 34 | 23 |
2015–2021 | 27 | 22 | 81 | 5 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Великобритания | 59 | 41 | 69 | 18 |
США | 19 | 10 | 53 | 9 |
Франция | 8 | 6 | 75 | 2 |
Швейцария | 7 | 5 | 71 | 2 |
Германия | 6 | 2 | 33 | 4 |
РФ | 2 | 1 | 50 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Казанский собор | 2018 | 58 616 | 2018 | 23 876 | 0 | Sotheby's, Лондон | –34 740 | –59,3 | |
2 | Интерьер с горящей печью | 2008 | 61 000 | 2019 | 13 197 | 11 | MacDougall's, Лондон | –47 803 | –7,1 | |
3 | Суд Париса | 2008 | 73 000 | 2019 | 24 744 | 11 | MacDougall's, Лондон | –48 256 | –6,0 | |
4 | Сомнамбула | 2008 | 7 200 | 2019 | 5 000 | 11 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | –2 200 | –2,8 | |
5 | Женщина и единорог | 2014 | 5 519 | 2017 | 15 164 | 3 | MacDougall's, Лондон | 9 645 | 58,3 |
Работы Владимира Овчинникова имеют пять повторных продаж со среднегодовым темпом изменения стоимости (CAGR) –3,4 %. Отмечаем, что три из четырех работ, проданных при повторном появлении на торгах ниже цены покупки, были приобретены в 2008 году (последнем сезоне «золотого периода» рынка российского искусства) со значительной наценкой, а продажа четвертой в пределах одного 2018 года носит спекулятивный характер. Единственная же успешная для продавца сделка состоялась после трех лет владения работой, в течение которых случилась и смерть художника (2015), и очередной рост рынка современного искусства в Лондоне (2016). Средняя стоимость всех проданных работ художника составляет 130 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались на треть выше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 33 % продаж.
С современным искусством на Западе (мы же стремимся к цивилизованному рынку — извольте равняться!) дела обстоят именно так: период от 2 до 4 лет статистически является наилучшим для владения работой актуального художника. Более длительный срок таит в себе опасность, связанную с изменением моды (особенно если в основе популярности художника лежал маркетинг), пересмотром творческого наследия на фоне других авторов, сосредоточением работ автора в частных собраниях не готовых к публичности владельцев, изменениями в экономике локальных рынков и другими факторами. Долговременное владение современниками позволяют себе коллекционеры, для которых имя художника и сделанный им отпечаток времени — гораздо важнее любых графиков и индексов. «Перегретый» ценовыми рекордами период конца 2000-х не обошел стороной и творчество Владимира Овчинникова: в топ-20 его аукционных рекордов 16 работ были приобретены в 2007–2008 годах, 4 — в 2018–2019. Отсутствие высоких результатов между этими датами говорит о восстановлении рынка Владимира Овчинникова на фоне общего роста интереса к современному российскому искусству после 2016 года. Считаем это положительным фактом: восстановиться и «перезапустить» ценообразование дано не каждому из художников.
Отдельно отметим, что каждую продажу на вторичном рынке мы по умолчанию рассматриваем с позиции продавца — предыдущего владельца работы, в то время как сам предмет искусства начинает новый жизненный цикл в руках нового владельца — покупателя. Поэтому сделка, не слишком выгодная для одного из них (скажем, продажа по цене ниже рыночной), оборачивается потенциальной удачей для другого (приобретение с дисконтом и возможность роста стоимости актива). Справедливо и обратное: отмечая новый рекорд в ситуации, когда работа отдельного автора продается с избыточной наценкой, мы понимаем, что новый владелец получает предмет искусства, который будет обязан держать вне этого самого рынка долгие годы — дожидаясь, когда к рекордной цене подтянутся средние цены художника. А если несдержанность или иные обстоятельства коллекционера позволят этой работе появиться на рынке раньше положенного — с большой вероятностью, она уйдет (если уйдет) дешевле цены покупки и рынку как раз навредит. Проще говоря, каждая неудачная (с точки зрения продавца) сделка с искусством потенциально способствует росту арт-рынка, а любая громкая продажа таит в себе скрытую рыночную угрозу.
В случае Владимира Овчинникова мы можем лишь порадоваться за покупателей, которые приобрели его работы в ходе огорчительных для продавцов повторных продаж в 2018–2019 годах: учитывая растущий рынок художника, сегодня их активы уже стоят дороже. Обратим внимание, что среди российских художников-нонконформистов разница между средними и медианными ценами на работы Владимира Овчинникова едва ли не наименьшая. Отчасти это связано с тем, что художник представлен на рынке лишь одним направлением, живописью — и графика с тиражной продукцией не создают ценового разброса и шатания. Но основную причину следует искать в адекватном ценообразовании на рынке его работ — о чем нам говорит уровень соответствия продажных цен эстимейтам аукционных домов. Другими словами, Владимир Овчинников имеет очень хорошее шансы войти в историю не только как самобытный и яркий представитель неофициального искусства ленинградской школы, но и как художник, чей рынок подобен мельницам богов из античной поговорки — что мелят медленно, но верно.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210301_ovchinnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210301_ovchinnikov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.