Art Investment

Художник недели: Дмитрий Краснопевцев

История, ценовые и маркетинговые показатели Дмитрия Краснопевцева, мастера «метафизического» натюрморта, ставшего для художника средством осмысления глубинной сущности вещей

Существует красота настолько хрупкая, неопределимая, эфемерная, что обязательно должна быть заключена в жесткую раму в прямом и переносном смысле — раму формы, иначе она ускользнет и испарится, как драгоценные духи из незакрытого флакона (Дмитрий Краснопевцев).

Годы жизни: 1925–1995

Направление: метафизический натюрморт

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Дмитрий Михайлович Краснопевцев — ключевая фигура «метафизического» направления в советском искусстве. Само понятие метафизической живописи отсылает к периоду в итальянской живописи 1920-х годов со свойственными ему отказом от видимой реальности и расширением границ изобразительности через обращение к глубинным, иррациональным уровням осмысления действительности. Искусство Краснопевцева созвучно поэтике итальянских метафизиков: Джорджо де Кирико и в особенности Джорджо Моранди. Натюрморт для него, как и для этих художников-модернистов, выступил способом исследования внутренних задач искусства, в процессе решения которых его произведения приобретали вид облаченных в живописную форму философских размышлений над проблемами времени, преходящего характера бытия и других центральных онтологических категорий.

Дмитрий Краснопевцев родился в 1925 году в Москве, в квартире на улице Остоженка (Метростроевская). С детства мальчика окружала атмосфера старины, составленная из различных антикварных предметов и диковинок — дореволюционных книг, монет, раковин, камней, собираемых его дедом, учителем и коллекционером редкостей. Обширная библиотека привила Дмитрию любовь к чтению, а собрание артефактов — «любовь к предмету», уникальной вещи.

Мальчик ходил в районную художественную школу и часто посещал находившиеся неподалеку от дома ГМИИ им. А. С. Пушкина и ГМНЗИ. В 1942 году Краснопевцев поступил сразу на второй курс Московского художественного училища памяти 1905 года, на отделение сценографии. Его учителем был А. Н. Чирков, выпускник ВХУТЕМАСа, занимавшийся в мастерских бубнововалетцев И. И. Машкова, П. П. Кончаловского, А. А. Осмёркина. Однако обучение было прервано: в 1943 году художник поступил на военную службу и был откомандирован на Дальний Восток. После войны Краснопевцев вернулся в Москву, окончил училище и начал преподавать рисование в средней школе. В 1948 году художник женился. С будущей женой, Лидией Павловной, Краснопевцев познакомился еще в первом классе школы и провел всю свою жизнь.

Краснопевцев был намерен продолжить художественное образование. Он поступил в МГХИ, где занимался офортом у М. А. Доброва (1949–1955), наследника традиций московской школы живописи. В технике печатной графики молодой художник исполнял портреты, пейзажи, московские дворики, с большим вниманием следовал за натурой, подмечая все ее нюансы. Еще во время учебы в институте Краснопевцев поступил на работу в «Рекламфильм», для которого больше 20 лет оформлял киноафиши.

Если в институте художник работал преимущественно в офорте, то с окончанием учебы печатная графика постепенно перестала играть ведущую роль в его творчестве, уступив место живописи. Произведения Краснопевцева покинули человеческие образы, и со временем он сосредоточился исключительно на изображении предметного мира. В конце 1950-х его внимание окончательно захватил жанр натюрморта. Тогда же семью художника выселили из квартиры на Метростроевской. Краснопевцевы переехали в Черёмушки, куда была перевезена вся коллекция артефактов, унаследованная художником от деда и значительно расширенная самим мастером. Предметы, которые собирал Краснопевцев, были чрезвычайно разнообразны: книги, керамика, камни, древесные корни, высушенные листья, жуки необычных расцветок, раковины, черепа животных и многое другое. Часто именно эти диковинки выступали главными героями произведений художника.

Некоей условной отправной точкой на пути формирования натюрморта Краснопевцева стала живопись «Бубнового валета» с ее линейностью изображения, жесткими графическими контурами, ограничивающими яркие, локальные цветовые пятна. Ранние работы отражают и увлечение живописца французскими художниками — Дереном, Сезанном, Матиссом. Тем не менее ему понадобилось всего несколько лет для того, чтобы уйти от интенсивного колорита, выработать собственную цветовую палитру и пластический язык, которые он будет развивать на протяжении всего последующего творчества.

На рубеже 1950–60-х годов Краснопевцев превратился в заметную фигуру в художественной среде нонконформистов. Хотя он всегда держался на отдалении от любых объединений и групп, и официальных художников, и неофициальных, он, безусловно, входил в круг общения последних: Краснопевцев был знаком с Александром Глезером, дружил с Георгием Костаки. В квартире Костаки произведения художника заметил американский коллекционер Нортон Додж. Так работы Краснопевцева попали в его крупнейшее собрание неофициального советского искусства, которое сейчас находится в Музее Циммерли в Нью-Джерси.

Примерно в то же время Краснопевцев познакомился со знаменитым пианистом Святославом Теофиловичем Рихтером, с которым его впоследствии связала близкая дружба. В квартире Рихтера в 1962 году состоялась первая персональная выставка художника. В последующие годы работы Краснопевцева приняли участие в наиболее значимых выставках нонконформистов в СССР и за рубежом: в выставке живописи и графики из коллекции Александра Глезера в Тбилиси (1967), Nuove correnti a Mosca в Museo Belli Arti в Лугано, Швейцария (1970), Progressive Strömungen in Moskau, 1957–1974 в Музее Бохум, ФРГ (1974), легендарной выставке живописи в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975), Nonkonformistische russische Maler в Брауншвайге, Фрайбурге, Западном Берлине, Констанце, ФРГ (1975–1976), в экспозиции на открытии Музея искусства в изгнании в Монжероне, Франция (1976) и многих других. С 1976 года Краснопевцев стал членом и регулярным участником выставок Горкома художников-графиков на Малой Грузинской.

В конце 1960-х годов сложилась зрелая манера художника, а также установилась его узнаваемая подпись — инициал «К» с последними цифрами даты через дефис. Произведения Краснопевцева делались все более многосоставными, композиции все более четкими, ритмически выверенными, а изображаемые предметы все сильнее преображались автором. Погруженные в безвоздушное, вневременное пространство, они перемещались из поля материальной реальности в реальность метафизическую. Объединение разнородных элементов достигалось художником при помощи особого колористического решения, построенного на сероватых и охристых тонах.

Создание большей части произведений Краснопевцева пришлось на 1970–80-е годы, чрезвычайно плодотворный период в творчестве художника, на протяжении которого он развивал и доводил до совершенства найденный художественный метод. Краснопевцев уже давно был прославлен за рубежом, а в 1977 году его произведения экспонировались на «диссидентской» биеннале в Венеции. Немаловажно, что широкое признание пришло к нему и на родине, даже в официальных кругах: в 1982 году Краснопевцев был принят в Союз художников.

На знаменитом аукционе «Sotheby’s» в Москве 1988 года в числе прочих были проданы три работы Краснопевцева. В 1992 году последовательно открылись две персональные выставки его произведений: сначала в Центральном доме художника, а потом и в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В том же году Краснопевцев стал первым художником — лауреатом негосударственной российской премии «Триумф». В 1994 году работы художника впервые пополнили собрание Пушкинского музея — при ГМИИ открылся Музей личных коллекций, куда Святослав Рихтер подарил часть своей коллекции живописи и графики Краснопевцева.

Дмитрий Михайлович Краснопевцев умер 28 февраля 1995 года. После его смерти вдова художника, Лидия Павловна, передала в Пушкинский музей работы живописца и мемориальную обстановку его мастерской, в том числе уникальную коллекцию артефактов.

Работы художника входят в собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Циммерли в Нью-Джерси, США, а также во многих других музейных и частных коллекциях. За рубежом творчество художника представляют, в частности, ABA Gallery в Нью-Йорке и галерея Sandmann в Берлине.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Дмитрия Краснопевцева входит живопись, проданная аукционным домом Sotheby’s в Лондоне в 2006–2007 годах. Третий по величине результат был достигнут летом 2007 года: картина «Амфоры с тарелкой на колонне» (1970, оргалит, масло) была продана за $213 311. Следующий в рейтинге результат был установлен спустя полгода, в ноябре 2007-го: работа без названия (1983, оргалит, масло) ушла с торгов за $254 366. Рекорд продаж работ художника состоялся годом ранее, во время летних «русских недель» 2006-го: живопись «Натюрморт с тремя кувшинами» (1976, холст, масло) ушла с аукциона за $957 542.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 334 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 258 работ, графика — 43 работы, тиражная продукция — 24 работы, смешанная техника — 9 работ. Средняя стоимость проданных работ — $37,4 тыс., медианная стоимость — $16,1 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $7,85 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 210 к 124 (63 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1989–2008 78 55 71 23
2009–2014 108 70 65 38
2015–2020 148 85 57 63

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
РФ 132 78 59 54
Великобритания 122 93 76 29
США 49 26 53 23
Франция 14 9 64 5
Германия 8 0 0 8
Швеция 4 4 100 0
Швейцария 2 0 0 2
Бельгия 1 0 0 1
Австрия 1 0 0 1
Дания 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ тыс. CAGR, %
Год Цена, $ тыс. Год Цена, $ тыс.
1 Натюрморт с кистями 2007 133,73 2014 35,59 7 Sothebys, Лондон –98,14 –10,5
2 Натюрморт с цветком 2008 111,92 2018 21,68 10 MacDougall's, Лондон –90,24 –8,1
3 Красное дерево и подвешенный камень с перьями 2012 121,64 2020 43,92 8 Vladey, Москва –77,71 –8,0
4 Натюрморт с кактусами 2008 46,49 2020 14,77 12 MacDougall's, Лондон –31,72 –5,7
5 Композиция 2008 59,69 2018 29,64 10 MacDougall's, Лондон –30,05 –5,0
6 Буржуйка 2009 46,88 2018 38,36 9 MacDougall's, Лондон –8,51 –2,0
7 Урна, заваленная камнями. Дольмен 2004 53,34 2018 39,54 14 Vladey, Москва –13,80 –1,8
8 Composition 2013 3,75 2014 4,25 1 Trinity Fine Arts, Эйвон 0,50 13,3
9 Композиция с вазой 2009 16,56 2012 23,93 3 Совком, Москва 7,37 14,8
10 Натюрморт с раковиной 2010 7,26 2013 10,80 3 Geneshapiro, Нью-Йорк 3,54 16,2
11 Композиция с бутылкой 2009 10,35 2013 22,33 4 Совком, Москва 11,98 28,9
12 Натюрморт с растением и бутылкой 2005 58,14 2007 95,12 2 MacDougall's, Лондон 36,98 31,8
13 Натюрморт с разбитым кувшином 2019 10,00 2019 16,94 1 AI Аукцион, Москва 6,94 69,4
14 Натюрморт с бутылками и ветками 2009 14,28 2010 26,56 1 Совком, Москва 12,28 85,9
15 Натюрморт с бутылками 2009 14,28 2009 34,70 1 Совком, Москва 20,42 142,9
16 Натюрморт 2013 0,36 2014 2,25 1 Trinity Fine Arts, Эйвон 1,89 525,0

Работы Дмитрия Краснопевцева имеют 16 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 55,5 %. Медианный CAGR составляет 14,1 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 268 % — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму: превышающую первоначальную оценку аукционного дома более чем в два с половиной раза. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 35 % продаж.

Индексы Artist’s ARTIMX, в свое время разработанные ARTinvestment.RU и доступные нашим подписчикам, в последние годы показывают положительную ценовую динамику художника: так, индекс живописи вырос с отметки 55 в 2019 году до 88 в 2020-м (+60 %), а индекс графики за от же период — с 20 до 50 (+150 %). Это говорит о начале восстановления рынка Краснопевцева, исходное значение индекса которого (отметка «100») пришлось на «лихие» в плане ценообразования русского искусства 2006–2007 годы. Силы, которые участвуют в процессе восстановления, имеют три вектора: зарубежное лобби Краснопевцева возглавляет Sotheby’s, минувшей осенью в третий раз вне «русских недель» проводивший специализированные торги художников-нонконформистов, ориентированные на зарубежную аудиторию. К слову сказать, продажи русских шестидесятников в кризисном 2020 году оказались намного успешнее сезонов 2018–2019. В 2020 году компанию Sotheby’s в плане отдельных торгов нонконформистов составил и Bonhams — и тоже весьма успешно.

Второй вектор поддержки творчества Дмитрия Краснопевцева — это непосредственно «русские недели» британских аукционных домов, где неофициальное советское искусство уже превысило показатели продаж искусства официального, и вот-вот (со времен продажи «Жука» Ильи Кабакова в 2008-м. — AI.) войдет в ценовое соперничество с русским реализмом и авангардом. Другой вопрос: если специализированные торги шестидесятников будут набирать обороты — не переведут ли их топ-аукционы в зарубежную обойму авторов, как в свое время поступили с Малевичем, Кандинским, Шагалом с лучшими работами Гончаровой-Ларионова?

Наконец, третий вектор внимания к художнику, влияющий на восстановление рынка, исходит из России: глядя на успехи художников-нонконформистов на первых двух фронтах, активизировались покупатели внутри страны — те, для которых приобретение значимого художника не обязательно должно сопровождаться дорогостоящей приставкой «в Лондоне». Почему мы во всех трех случаях уверенно говорим о рынке Дмитрия Краснопевцева в контексте общего внимания к шестидесятникам? Уверены, ответ очевиден: Краснопевцев среди своего поколения — одно из ведущих имен, как по характерной, отличительной визуальной подаче, так и по вниманию к нему по обе стороны Атлантики в семидесятых — восьмидесятых годах XX века.

Рынок такие сочетания помнит, и очень хорошо.

На текущем, 361-м AI Аукционе выставлена живописная композиция «Рулон бумаги и римские пузырьки. Сцена» 1986 года.

Источник: artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201221_krasnopevtsev_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201221_krasnopevtsev_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».