Художник недели: Дмитрий Краснопевцев
История, ценовые и маркетинговые показатели Дмитрия Краснопевцева, мастера «метафизического» натюрморта, ставшего для художника средством осмысления глубинной сущности вещей
Существует красота настолько хрупкая, неопределимая, эфемерная, что обязательно должна быть заключена в жесткую раму в прямом и переносном смысле — раму формы, иначе она ускользнет и испарится, как драгоценные духи из незакрытого флакона (Дмитрий Краснопевцев).
Годы жизни: 1925–1995
Направление: метафизический натюрморт
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Дмитрий Михайлович Краснопевцев — ключевая фигура «метафизического» направления в советском искусстве. Само понятие метафизической живописи отсылает к периоду в итальянской живописи 1920-х годов со свойственными ему отказом от видимой реальности и расширением границ изобразительности через обращение к глубинным, иррациональным уровням осмысления действительности. Искусство Краснопевцева созвучно поэтике итальянских метафизиков: Джорджо де Кирико и в особенности Джорджо Моранди. Натюрморт для него, как и для этих художников-модернистов, выступил способом исследования внутренних задач искусства, в процессе решения которых его произведения приобретали вид облаченных в живописную форму философских размышлений над проблемами времени, преходящего характера бытия и других центральных онтологических категорий.
Дмитрий Краснопевцев родился в 1925 году в Москве, в квартире на улице Остоженка (Метростроевская). С детства мальчика окружала атмосфера старины, составленная из различных антикварных предметов и диковинок — дореволюционных книг, монет, раковин, камней, собираемых его дедом, учителем и коллекционером редкостей. Обширная библиотека привила Дмитрию любовь к чтению, а собрание артефактов — «любовь к предмету», уникальной вещи.
Мальчик ходил в районную художественную школу и часто посещал находившиеся неподалеку от дома ГМИИ им. А. С. Пушкина и ГМНЗИ. В 1942 году Краснопевцев поступил сразу на второй курс Московского художественного училища памяти 1905 года, на отделение сценографии. Его учителем был А. Н. Чирков, выпускник ВХУТЕМАСа, занимавшийся в мастерских бубнововалетцев И. И. Машкова, П. П. Кончаловского, А. А. Осмёркина. Однако обучение было прервано: в 1943 году художник поступил на военную службу и был откомандирован на Дальний Восток. После войны Краснопевцев вернулся в Москву, окончил училище и начал преподавать рисование в средней школе. В 1948 году художник женился. С будущей женой, Лидией Павловной, Краснопевцев познакомился еще в первом классе школы и провел всю свою жизнь.
Краснопевцев был намерен продолжить художественное образование. Он поступил в МГХИ, где занимался офортом у М. А. Доброва (1949–1955), наследника традиций московской школы живописи. В технике печатной графики молодой художник исполнял портреты, пейзажи, московские дворики, с большим вниманием следовал за натурой, подмечая все ее нюансы. Еще во время учебы в институте Краснопевцев поступил на работу в «Рекламфильм», для которого больше 20 лет оформлял киноафиши.
Если в институте художник работал преимущественно в офорте, то с окончанием учебы печатная графика постепенно перестала играть ведущую роль в его творчестве, уступив место живописи. Произведения Краснопевцева покинули человеческие образы, и со временем он сосредоточился исключительно на изображении предметного мира. В конце 1950-х его внимание окончательно захватил жанр натюрморта. Тогда же семью художника выселили из квартиры на Метростроевской. Краснопевцевы переехали в Черёмушки, куда была перевезена вся коллекция артефактов, унаследованная художником от деда и значительно расширенная самим мастером. Предметы, которые собирал Краснопевцев, были чрезвычайно разнообразны: книги, керамика, камни, древесные корни, высушенные листья, жуки необычных расцветок, раковины, черепа животных и многое другое. Часто именно эти диковинки выступали главными героями произведений художника.
Некоей условной отправной точкой на пути формирования натюрморта Краснопевцева стала живопись «Бубнового валета» с ее линейностью изображения, жесткими графическими контурами, ограничивающими яркие, локальные цветовые пятна. Ранние работы отражают и увлечение живописца французскими художниками — Дереном, Сезанном, Матиссом. Тем не менее ему понадобилось всего несколько лет для того, чтобы уйти от интенсивного колорита, выработать собственную цветовую палитру и пластический язык, которые он будет развивать на протяжении всего последующего творчества.
На рубеже 1950–60-х годов Краснопевцев превратился в заметную фигуру в художественной среде нонконформистов. Хотя он всегда держался на отдалении от любых объединений и групп, и официальных художников, и неофициальных, он, безусловно, входил в круг общения последних: Краснопевцев был знаком с Александром Глезером, дружил с Георгием Костаки. В квартире Костаки произведения художника заметил американский коллекционер Нортон Додж. Так работы Краснопевцева попали в его крупнейшее собрание неофициального советского искусства, которое сейчас находится в Музее Циммерли в Нью-Джерси.
Примерно в то же время Краснопевцев познакомился со знаменитым пианистом Святославом Теофиловичем Рихтером, с которым его впоследствии связала близкая дружба. В квартире Рихтера в 1962 году состоялась первая персональная выставка художника. В последующие годы работы Краснопевцева приняли участие в наиболее значимых выставках нонконформистов в СССР и за рубежом: в выставке живописи и графики из коллекции Александра Глезера в Тбилиси (1967), Nuove correnti a Mosca в Museo Belli Arti в Лугано, Швейцария (1970), Progressive Strömungen in Moskau, 1957–1974 в Музее Бохум, ФРГ (1974), легендарной выставке живописи в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975), Nonkonformistische russische Maler в Брауншвайге, Фрайбурге, Западном Берлине, Констанце, ФРГ (1975–1976), в экспозиции на открытии Музея искусства в изгнании в Монжероне, Франция (1976) и многих других. С 1976 года Краснопевцев стал членом и регулярным участником выставок Горкома художников-графиков на Малой Грузинской.
В конце 1960-х годов сложилась зрелая манера художника, а также установилась его узнаваемая подпись — инициал «К» с последними цифрами даты через дефис. Произведения Краснопевцева делались все более многосоставными, композиции все более четкими, ритмически выверенными, а изображаемые предметы все сильнее преображались автором. Погруженные в безвоздушное, вневременное пространство, они перемещались из поля материальной реальности в реальность метафизическую. Объединение разнородных элементов достигалось художником при помощи особого колористического решения, построенного на сероватых и охристых тонах.
Создание большей части произведений Краснопевцева пришлось на 1970–80-е годы, чрезвычайно плодотворный период в творчестве художника, на протяжении которого он развивал и доводил до совершенства найденный художественный метод. Краснопевцев уже давно был прославлен за рубежом, а в 1977 году его произведения экспонировались на «диссидентской» биеннале в Венеции. Немаловажно, что широкое признание пришло к нему и на родине, даже в официальных кругах: в 1982 году Краснопевцев был принят в Союз художников.
На знаменитом аукционе «Sotheby’s» в Москве 1988 года в числе прочих были проданы три работы Краснопевцева. В 1992 году последовательно открылись две персональные выставки его произведений: сначала в Центральном доме художника, а потом и в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В том же году Краснопевцев стал первым художником — лауреатом негосударственной российской премии «Триумф». В 1994 году работы художника впервые пополнили собрание Пушкинского музея — при ГМИИ открылся Музей личных коллекций, куда Святослав Рихтер подарил часть своей коллекции живописи и графики Краснопевцева.
Дмитрий Михайлович Краснопевцев умер 28 февраля 1995 года. После его смерти вдова художника, Лидия Павловна, передала в Пушкинский музей работы живописца и мемориальную обстановку его мастерской, в том числе уникальную коллекцию артефактов.
Работы художника входят в собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Циммерли в Нью-Джерси, США, а также во многих других музейных и частных коллекциях. За рубежом творчество художника представляют, в частности, ABA Gallery в Нью-Йорке и галерея Sandmann в Берлине.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Дмитрия Краснопевцева входит живопись, проданная аукционным домом Sotheby’s в Лондоне в 2006–2007 годах. Третий по величине результат был достигнут летом 2007 года: картина «Амфоры с тарелкой на колонне» (1970, оргалит, масло) была продана за $213 311. Следующий в рейтинге результат был установлен спустя полгода, в ноябре 2007-го: работа без названия (1983, оргалит, масло) ушла с торгов за $254 366. Рекорд продаж работ художника состоялся годом ранее, во время летних «русских недель» 2006-го: живопись «Натюрморт с тремя кувшинами» (1976, холст, масло) ушла с аукциона за $957 542.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 334 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 258 работ, графика — 43 работы, тиражная продукция — 24 работы, смешанная техника — 9 работ. Средняя стоимость проданных работ — $37,4 тыс., медианная стоимость — $16,1 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $7,85 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 210 к 124 (63 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1989–2008 | 78 | 55 | 71 | 23 |
2009–2014 | 108 | 70 | 65 | 38 |
2015–2020 | 148 | 85 | 57 | 63 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 132 | 78 | 59 | 54 |
Великобритания | 122 | 93 | 76 | 29 |
США | 49 | 26 | 53 | 23 |
Франция | 14 | 9 | 64 | 5 |
Германия | 8 | 0 | 0 | 8 |
Швеция | 4 | 4 | 100 | 0 |
Швейцария | 2 | 0 | 0 | 2 |
Бельгия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Австрия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Дания | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | ||||||
1 | Натюрморт с кистями | 2007 | 133,73 | 2014 | 35,59 | 7 | Sothebys, Лондон | –98,14 | –10,5 |
2 | Натюрморт с цветком | 2008 | 111,92 | 2018 | 21,68 | 10 | MacDougall's, Лондон | –90,24 | –8,1 |
3 | Красное дерево и подвешенный камень с перьями | 2012 | 121,64 | 2020 | 43,92 | 8 | Vladey, Москва | –77,71 | –8,0 |
4 | Натюрморт с кактусами | 2008 | 46,49 | 2020 | 14,77 | 12 | MacDougall's, Лондон | –31,72 | –5,7 |
5 | Композиция | 2008 | 59,69 | 2018 | 29,64 | 10 | MacDougall's, Лондон | –30,05 | –5,0 |
6 | Буржуйка | 2009 | 46,88 | 2018 | 38,36 | 9 | MacDougall's, Лондон | –8,51 | –2,0 |
7 | Урна, заваленная камнями. Дольмен | 2004 | 53,34 | 2018 | 39,54 | 14 | Vladey, Москва | –13,80 | –1,8 |
8 | Composition | 2013 | 3,75 | 2014 | 4,25 | 1 | Trinity Fine Arts, Эйвон | 0,50 | 13,3 |
9 | Композиция с вазой | 2009 | 16,56 | 2012 | 23,93 | 3 | Совком, Москва | 7,37 | 14,8 |
10 | Натюрморт с раковиной | 2010 | 7,26 | 2013 | 10,80 | 3 | Geneshapiro, Нью-Йорк | 3,54 | 16,2 |
11 | Композиция с бутылкой | 2009 | 10,35 | 2013 | 22,33 | 4 | Совком, Москва | 11,98 | 28,9 |
12 | Натюрморт с растением и бутылкой | 2005 | 58,14 | 2007 | 95,12 | 2 | MacDougall's, Лондон | 36,98 | 31,8 |
13 | Натюрморт с разбитым кувшином | 2019 | 10,00 | 2019 | 16,94 | 1 | AI Аукцион, Москва | 6,94 | 69,4 |
14 | Натюрморт с бутылками и ветками | 2009 | 14,28 | 2010 | 26,56 | 1 | Совком, Москва | 12,28 | 85,9 |
15 | Натюрморт с бутылками | 2009 | 14,28 | 2009 | 34,70 | 1 | Совком, Москва | 20,42 | 142,9 |
16 | Натюрморт | 2013 | 0,36 | 2014 | 2,25 | 1 | Trinity Fine Arts, Эйвон | 1,89 | 525,0 |
Работы Дмитрия Краснопевцева имеют 16 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 55,5 %. Медианный CAGR составляет 14,1 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 268 % — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму: превышающую первоначальную оценку аукционного дома более чем в два с половиной раза. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 35 % продаж.
Индексы Artist’s ARTIMX, в свое время разработанные ARTinvestment.RU и доступные нашим подписчикам, в последние годы показывают положительную ценовую динамику художника: так, индекс живописи вырос с отметки 55 в 2019 году до 88 в 2020-м (+60 %), а индекс графики за от же период — с 20 до 50 (+150 %). Это говорит о начале восстановления рынка Краснопевцева, исходное значение индекса которого (отметка «100») пришлось на «лихие» в плане ценообразования русского искусства 2006–2007 годы. Силы, которые участвуют в процессе восстановления, имеют три вектора: зарубежное лобби Краснопевцева возглавляет Sotheby’s, минувшей осенью в третий раз вне «русских недель» проводивший специализированные торги художников-нонконформистов, ориентированные на зарубежную аудиторию. К слову сказать, продажи русских шестидесятников в кризисном 2020 году оказались намного успешнее сезонов 2018–2019. В 2020 году компанию Sotheby’s в плане отдельных торгов нонконформистов составил и Bonhams — и тоже весьма успешно.
Второй вектор поддержки творчества Дмитрия Краснопевцева — это непосредственно «русские недели» британских аукционных домов, где неофициальное советское искусство уже превысило показатели продаж искусства официального, и вот-вот (со времен продажи «Жука» Ильи Кабакова в 2008-м. — AI.) войдет в ценовое соперничество с русским реализмом и авангардом. Другой вопрос: если специализированные торги шестидесятников будут набирать обороты — не переведут ли их топ-аукционы в зарубежную обойму авторов, как в свое время поступили с Малевичем, Кандинским, Шагалом с лучшими работами Гончаровой-Ларионова?
Наконец, третий вектор внимания к художнику, влияющий на восстановление рынка, исходит из России: глядя на успехи художников-нонконформистов на первых двух фронтах, активизировались покупатели внутри страны — те, для которых приобретение значимого художника не обязательно должно сопровождаться дорогостоящей приставкой «в Лондоне». Почему мы во всех трех случаях уверенно говорим о рынке Дмитрия Краснопевцева в контексте общего внимания к шестидесятникам? Уверены, ответ очевиден: Краснопевцев среди своего поколения — одно из ведущих имен, как по характерной, отличительной визуальной подаче, так и по вниманию к нему по обе стороны Атлантики в семидесятых — восьмидесятых годах XX века.
Рынок такие сочетания помнит, и очень хорошо.
На текущем, 361-м AI Аукционе выставлена живописная композиция «Рулон бумаги и римские пузырьки. Сцена» 1986 года.
Источник: artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201221_krasnopevtsev_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201221_krasnopevtsev_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.