Art Investment

Художник недели: Николай Дубовской

История, ценовые и маркетинговые показатели живописца природы Николая Никаноровича Дубовского, который был уверен, что средства пейзажа способны передавать духовные идеалы эпохи не менее убедительно, чем историческая или жанровая картина

Годы жизни: 1859–1918
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Николай Никанорович Дубовской — одна из крупнейших фигур в искусстве русского «пейзажа настроения». На протяжении фактически двадцати лет Дубовской был главным идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок, оберегая его ценности в непростое для объединения время. Художник был глубоко убежден, что искусство должно быть неотделимо от этических принципов, которые в него вкладывали близкие Дубовскому народнические круги общества. Он говорил: «В искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит ещё более нарядной живописью, или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным? Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель»1. Живопись для Дубовского всегда преследовала дидактические цели, однако он апеллировал к чувствам людей не посредством патетических исторических и жанровых картин, а через поэтику лирического пейзажа.

Николай Никанорович родился в семье потомственных казаков в Новочеркасске. Его отец был войсковым старшиной Войска Донского, и мальчику тоже прочили военную карьеру. При этом будущий художник еще в раннем детстве проявил склонность к живописи. Любовь к искусству ему привил дядя по материнской линии, художник-любитель А. В. Пышкин. Отец направил Николая на обучение в кадетский корпус Владимирской Киевской военной гимназии, но там его интерес к искусству лишь укрепился — он вставал за несколько часов до общего подъема, чтобы успеть порисовать. Директор гимназии, заметив талант мальчика, настоятельно советовал отцу дать ему профессиональное художественное образование. В итоге, завершив обучение (1877), Николай отправился в Петербург — прямиком в Императорскую Академию художеств.

Сначала будущий живописец посещал Академию в качестве вольнослушателя, но вскоре нашел свое место в мастерской пейзажной живописи М. К. Клодта. После трех лет обучения (1878–1881) Дубовской, подобно «бунтовщикам» 1863 года, покинул стены учебного заведения, отказавшись от участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Как и в случае с передвижниками, отказ был обусловлен нежеланием писать дипломную работу на заданную тему. Оставшись в сложном положении, художник нашел поддержку в Обществе поощрения художеств. С 1882 года он стал постоянным его экспонентом. Две его работы, «Перед грозой» и «После дождя», отвергнутые в свое время Советом Академии, получили вторую премию Общества и были проданы прямо с выставки.

Вероятно, важнейшей первой вехой его творческого пути стало участие в 1884 году в выставке ТПХВ. В художественной среде передвижников художник нашел единомышленников и почитателей, представленные на выставке произведения были высоко оценены как другими ее участниками и художественными критиками, так и коллекционерами. В. В. Стасов писал о картине: «Его небольшая картина “Зима” всех поразила. Снег много раз бывал прекрасно написан у нас в картинах <…>  Но г. Дубовской по-новому взглянул на снег, по-своему передал его, и эта картина есть точно молодой pendant к световым поразительным эффектам возмужалого уже Куинджи <…> От г. Дубовского надо, кажется, многого ожидать»2. К большому изумлению художника, П. М. Третьяков приобрел его работу «Зима» в свою галерею за 500 рублей — сам Дубовской изначально оценил произведение в 75 рублей. Очередной успех ждал его на 14-й передвижной выставке в 1886 году. И снова одна из картин художника, на этот раз «Ранняя весна», пополнила собрание знаменитого коллекционера. В том же году Дубовского приняли в Товарищество.

Ко второй половине 1880-х годов сложилась зрелая манера живописца. В духе своего времени понимая пейзаж как отражение человеческих чувств и эмоций, Дубовской сумел занять свою нишу в этом художественном направлении. В его произведениях стремление к реалистической трактовке окружающего мира соединилось с достижениями романтического пейзажа, характерными световыми контрастами и цветовыми акцентами, часто эпической интонацией образа, отсылающей к искусству главного учителя художника, М. К. Клодта. Состояния природы у Дубовского отражают его личное переживание живописца-наблюдателя и одновременно активно воздействуют на зрителя. Так, по замыслу живописца, лучшие качества в человеке пробуждаются через деятельное созерцание прекрасного.

В 1890 году, на 18-й передвижной выставке, он экспонировал картину «Притихло», которая вошла в историю русской живописи как эталонный образец «пейзажа настроения». И. И. Левитан, как никто другой тонко чувствовавший проблематику этого течения, писал о картине: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как “Притихло”, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет»3. Император Александр III приобрел «Притихло» прямо с выставки (теперь картина в Русском музее), а П. М. Третьяков попросил художника написать для его коллекции второй вариант работы. Впоследствии Дубовской создал множество повторений удачного образа, которые сейчас рассеяны по русским и заграничным музеям. Одно из них, датируемое 1890 годом, даже вошло в собрание Музея Циммерли в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси, США как часть переданной туда коллекции Юрия Рябова.

Еще в 1890-е годы Дубовского ставили в один ряд со знаменитейшими пейзажистами его эпохи: И. К. Айвазовским, И. И. Шишкиным, В. Д. Поленовым, И. И. Левитаном. 1900 год ознаменовался для него значительным международным успехом: три произведения Николая Никаноровича («Штиль», «Вид монастыря», «К вечеру») участвовали в экспозиции Всемирной выставки в Париже и удостоились малой серебряной медали. В том же году художник начал работать над произведением, которое современники сочли вершиной его творчества.

Картина «Родина» была закончена лишь к 1905-му году. На Всемирной выставке 1911 года в Риме ее сочли большой удачей живописца: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»4, — писал Н. Н. Дубовскому из Рима восхищенный И. Е. Репин.

В 1890-х — 1900-х годах Дубовской много ездил по России и часто бывал за границей, в частности в Италии, Греции, Турции, Швейцарии, Франции, Германии. В путешествиях он делал множество натурных зарисовок и этюдов. Художник не был чужд последним тенденциям в искусстве. В его творчестве отозвался и общий для передвижнической среды интерес к импрессионизму, в некоторых его произведениях не составляет труда проследить и отголоски национально-романтической линии модерна. Однако в целом художник всегда оставался верен русской реалистической школе.

В 1898 году Дубовской «за известность на художественном поприще» получил звание академика живописи, в 1900-м избран в действительные члены Академии, в 1908-м — в Совет Академии. В 1911 году, после смерти Киселева, он занял должность профессора пейзажной живописи. Реформы в Академии художеств в 1890-х годах, когда в ее преподавательский состав вошло большинство представителей передвижнического направления, усилили уже наметившийся разлад в объединении художников. Именно в этот сложный период, в 1899 году, Дубовской вошел в члены правления Товарищества, по сути став его руководителем. Лишенный суровой бескомпромиссности, в той или иной степени присущей Крамскому и Ярошенко, он выступал в роли миротворца, примиряя противоборствующие внутри организации поколения, оберегая художественные принципы Товарищества и напоминая об их актуальности в любую эпоху. В отличие от многих своих старших коллег, он был сильно огорчен выходом из организации целой группы художников во главе с Серовым в 1901 году и сокрушенно писал: «Случилось великое несчастье: мы не сумели передать старое боевое знамя передвижничества в молодые, здоровые руки новых членов»5.

Революция стала для Дубовского источником новых беспокойств за идеи, которым он посвятил большую часть своей жизни. В 1917 году он говорил: «Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься»6. К несчастью, ему так и не представилось возможности узнать судьбу живописи передвижников при новом режиме: 28 февраля 1918 года он внезапно скончался от паралича сердца.

После смерти Дубовской, некогда столь знаменитый и влиятельный, был незаслуженно забыт. Здесь сыграл роль целый комплекс причин. Среди них, вероятно, и относительно ранняя смерть художника, не успевшего найти себя в новом политическом строе, и распространенная политическая практика, распределение работ из собраний Третьяковской галереи и Русского музея по периферийным институциям. Еще при жизни, в 1913 году, художник завещал свою большую коллекцию живописи (77 своих произведений и 129 работ коллег-передвижников) родному городу Новочеркасску с условием, что для них будет построено отдельное здание.

Строительство прервалось войной в 1914 году. Впоследствии речь о постройке заводили несколько раз — после посмертных ретроспектив в 1938 году Ленинграде, Новочеркасске (1946, 1947), но проект так и не был осуществлен. Произведения Дубовского были переданы в Новочеркасский музей истории донского казачества, который до сих пор обладает самой полным собранием работ живописца. Другие работы художника входят в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и многих других институций, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Николая Дубовского входит живопись, проданная на лондонских аукционах в период с 2007 по 2014 год. Третий по величине результат был достигнут осенью 2007 года: «На рассвете» (1910, холст, масло) ушел с торгов за $475 599 на MacDougall's. Второе место в ценовом рейтинге художника занимает живопись «Вечереет» (1916, холст, масло), проданная на аукционе Christie's за $567 682 летом 2008 года. Самая высокая цена на работу Дубовского была достигнута в аукционном доме MacDougall's в 2013 году: картина «Благовест» (1916, холст, масло) перешла к новому владельцу за $1 264 645. Добавим, что первые две работы имеют отношения к повторным продажам: после той продажи «На рассвете» еще не раз появлялась на публичных торгах, а «Вечереет» принесла своему владельцу более полумиллиона долларов США валовой прибыли (см. табл. 3).

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 344 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 297 работ, графика — 42 работы, книжные иллюстрации — 3 работы, по одной работе в смешанной технике и жанре миниатюры. Средняя стоимость проданных работ — $35,3 тыс., медианная стоимость — $6,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $6,35 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 180 к 164 (52 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1990–2009 103 66 64 37
2010–2015 131 71 54 60
2016–2020 110 43 39 67

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
РФ 211 96 45 115
Великобритания 56 40 71 16
США 30 13 43 17
Швеция 13 9 69 4
Германия 6 4 67 2
Франция 6 3 50 3
Австрия 5 5 100 0
Украина 4 4 100 0
Финляндия 4 4 100 0
Чехия 3 0 0 3
Швейцария 3 0 0 3
Дания 2 1 50 1
Монако 1 1 100 0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Валовая прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Морской пейзаж 2009 5 035 2010 4 208 1 Bukowskis Auctions, Стокгольм –827 –16,4
2 На Мраморном море 2010 4 648 2014 2 132 4 Аукционный дом Кабинет, Москва –2,516 –13,5
3 Вид на долину 2008 8 904 2015 1 944 7 Аукционный дом Кабинет, Москва –6 960 –11,2
4 Дорога по ниве 2008 9 328 2015 2 657 7 Аукционный дом Кабинет, Москва –6 671 –10,2
5 Облака над морем 2010 4 316 2016 2 840 6 Аукционный дом Кабинет, Москва –1 476 –5,7
6 На рассвете 2007 475 599 2014 396 429 7 MacDougall's, Лондон –79 170 –2,4
7 Юг 2002 65 766 2020 75 762 18 Christie's, Лондон 9 996 0,8
8 Пейзаж с хатами на берегу 2019 175 2019 187 0 Литфонд, Москва 12 6,9
9 Горная деревня 2008 27 485 2012 38 943 4 MacDougall's, Лондон 11 458 10,4
10 Облака над морем 2016 2 840 2017 3 222 1 Аукционный дом Кабинет, Москва 382 13,5
11 Вид на долину 2016 2 556 2017 3 222 1 Аукционный дом Кабинет, Москва 666 26,1
12 Вид на долину 2015 1 944 2016 2 556 1 Аукционный дом Кабинет, Москва 612 31,5
13 Зимний вечер 2010 92 220 2012 181 254 2 MacDougall's, Лондон 89 034 48,3
14 Вечер 1994 2 400 2011 38 748 17 Christie's, Лондон 36 348 89,1
15 Вечереет 1999 26 400 2008 567 682 9 Christie's, Лондон 541 282 227,8

Работы Николая Дубовского имеют 15 повторных продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 26,3 % — показателем выше среднего, как для классического русского художника. Медианный CAGR составляет всего 6,9 % — сигнализируя инвестору, что одна сверхуспешная продажа (№ 15) серьезно увеличивает усредненные показатели и в оценочных суждениях нужно быть осторожнее. При этом показателю 6,9 % позавидовали бы многие европейские старые мастера: их показатели CAGR редко когда вырываются за пределы 5 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 119 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму, на одну пятую превышающую первоначальную оценку аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 32 % продаж.

Подписчики ARTinvestment.RU, взглянув на ценовой индекс Николая Дубовского, увидят на нем типичную для русского реалистического художника картину: естественный рост показателей продаж с 2000 по 2005 год, резкий скачок вверх в 2006–2007 годах на волне общей эйфории от искусства, падение средних цен после кризиса 2008 года, частичное восстановление рынка художника к 2012 году и — увы — последствия международных санкций, которые неожиданно вывели в фавориты рынка актуальное искусство. Там же можно увидеть, что после 2018 года индекс Дубовского начал постепенно расти вверх — и теперь достиг показателей… 2003 года (когда, напомним, арт-рынок развивался поступательно и объективно).

Ровно о том же свидетельствуют и данные повторных продаж: большинство успешных покупателей приобрело работы художника либо до начала спекулятивного рынка 2006–2007 годов, либо после это периода, который еще долго будет отзываться в сердцах и кошельках коллекционеров. Долго, но не всегда: мы верим, что рынок восстановится. О чем нам говорит этот круговорот? О том, что иногда для восстановления рынка художнику необходимо пережить и взлеты, и падения, и смену поколений коллекционеров. Главное для участников рынка со стороны покупателей — учесть ошибки прошлых лет и не раздувать ценовые показатели. Кстати сказать, подписку на базу аукционных торгов и упомянутые индексы ARTIMX до конца декабря можно оформить по льготным, «карантинным» ценам.

Если бы в конце XIX века существовали ресурсы, собирающие информацию о наличии работ художника в престижных музейных и частных собраниях подобно ArtFacts или Larry’s List, имя Николая Дубовского было бы среди ведущих имен в рейтингах: и того времени, и сегодняшних. Покупка и персональный заказ на создание работы Павлом Третьяковым, приобретение живописи Дубовского Александром III — бесценные прецеденты, способные при широкой огласке сделать очень хорошего художника звездой первой величины. С Николаем Дубовским, этого, к сожалению, в свое время не произошло: сказались и чрезмерное вольнодумство при жизни, и ранняя смерть. Но отныне, прославляя имена великих художников-передвижников, мы всегда должны помнить, чьими идеями и вдохновением подпитывались художники это круга. Следующим свое веское слово должен сказать рынок.

На нынешнем, 359-м аукционе, представлена работа «Близ Сальцо-Маджиоре (Этюд из путешествия по Италии)» 1908 года.

1 Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М.: Художник РСФСР, 1965. Электронная версия: royallib.com С. 85.

2 Стасов В. В. Наши художественные дела // Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. М., "Искусство", 1952. Том третий. Электронная версия: az.lib.ru.

3 Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М.: Художник РСФСР, 1965. Электронная версия: royallib.com С. 74.

4 Там же. С. 107.

5 Там же. С. 85.

6 Там же. С. 123.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201207_Dubovskoy_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201207_Dubovskoy_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».