Художник недели: Николай Дубовской
История, ценовые и маркетинговые показатели живописца природы Николая Никаноровича Дубовского, который был уверен, что средства пейзажа способны передавать духовные идеалы эпохи не менее убедительно, чем историческая или жанровая картина
Годы жизни: 1859–1918
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Николай Никанорович Дубовской — одна из крупнейших фигур в искусстве русского «пейзажа настроения». На протяжении фактически двадцати лет Дубовской был главным идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок, оберегая его ценности в непростое для объединения время. Художник был глубоко убежден, что искусство должно быть неотделимо от этических принципов, которые в него вкладывали близкие Дубовскому народнические круги общества. Он говорил: «В искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит ещё более нарядной живописью, или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным? Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель»1. Живопись для Дубовского всегда преследовала дидактические цели, однако он апеллировал к чувствам людей не посредством патетических исторических и жанровых картин, а через поэтику лирического пейзажа.
Николай Никанорович родился в семье потомственных казаков в Новочеркасске. Его отец был войсковым старшиной Войска Донского, и мальчику тоже прочили военную карьеру. При этом будущий художник еще в раннем детстве проявил склонность к живописи. Любовь к искусству ему привил дядя по материнской линии, художник-любитель А. В. Пышкин. Отец направил Николая на обучение в кадетский корпус Владимирской Киевской военной гимназии, но там его интерес к искусству лишь укрепился — он вставал за несколько часов до общего подъема, чтобы успеть порисовать. Директор гимназии, заметив талант мальчика, настоятельно советовал отцу дать ему профессиональное художественное образование. В итоге, завершив обучение (1877), Николай отправился в Петербург — прямиком в Императорскую Академию художеств.
Сначала будущий живописец посещал Академию в качестве вольнослушателя, но вскоре нашел свое место в мастерской пейзажной живописи М. К. Клодта. После трех лет обучения (1878–1881) Дубовской, подобно «бунтовщикам» 1863 года, покинул стены учебного заведения, отказавшись от участия в конкурсе на Большую золотую медаль. Как и в случае с передвижниками, отказ был обусловлен нежеланием писать дипломную работу на заданную тему. Оставшись в сложном положении, художник нашел поддержку в Обществе поощрения художеств. С 1882 года он стал постоянным его экспонентом. Две его работы, «Перед грозой» и «После дождя», отвергнутые в свое время Советом Академии, получили вторую премию Общества и были проданы прямо с выставки.
Вероятно, важнейшей первой вехой его творческого пути стало участие в 1884 году в выставке ТПХВ. В художественной среде передвижников художник нашел единомышленников и почитателей, представленные на выставке произведения были высоко оценены как другими ее участниками и художественными критиками, так и коллекционерами. В. В. Стасов писал о картине: «Его небольшая картина “Зима” всех поразила. Снег много раз бывал прекрасно написан у нас в картинах <…> Но г. Дубовской по-новому взглянул на снег, по-своему передал его, и эта картина есть точно молодой pendant к световым поразительным эффектам возмужалого уже Куинджи <…> От г. Дубовского надо, кажется, многого ожидать»2. К большому изумлению художника, П. М. Третьяков приобрел его работу «Зима» в свою галерею за 500 рублей — сам Дубовской изначально оценил произведение в 75 рублей. Очередной успех ждал его на 14-й передвижной выставке в 1886 году. И снова одна из картин художника, на этот раз «Ранняя весна», пополнила собрание знаменитого коллекционера. В том же году Дубовского приняли в Товарищество.
Ко второй половине 1880-х годов сложилась зрелая манера живописца. В духе своего времени понимая пейзаж как отражение человеческих чувств и эмоций, Дубовской сумел занять свою нишу в этом художественном направлении. В его произведениях стремление к реалистической трактовке окружающего мира соединилось с достижениями романтического пейзажа, характерными световыми контрастами и цветовыми акцентами, часто эпической интонацией образа, отсылающей к искусству главного учителя художника, М. К. Клодта. Состояния природы у Дубовского отражают его личное переживание живописца-наблюдателя и одновременно активно воздействуют на зрителя. Так, по замыслу живописца, лучшие качества в человеке пробуждаются через деятельное созерцание прекрасного.
В 1890 году, на 18-й передвижной выставке, он экспонировал картину «Притихло», которая вошла в историю русской живописи как эталонный образец «пейзажа настроения». И. И. Левитан, как никто другой тонко чувствовавший проблематику этого течения, писал о картине: «Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как “Притихло”, где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет»3. Император Александр III приобрел «Притихло» прямо с выставки (теперь картина в Русском музее), а П. М. Третьяков попросил художника написать для его коллекции второй вариант работы. Впоследствии Дубовской создал множество повторений удачного образа, которые сейчас рассеяны по русским и заграничным музеям. Одно из них, датируемое 1890 годом, даже вошло в собрание Музея Циммерли в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси, США как часть переданной туда коллекции Юрия Рябова.
Еще в 1890-е годы Дубовского ставили в один ряд со знаменитейшими пейзажистами его эпохи: И. К. Айвазовским, И. И. Шишкиным, В. Д. Поленовым, И. И. Левитаном. 1900 год ознаменовался для него значительным международным успехом: три произведения Николая Никаноровича («Штиль», «Вид монастыря», «К вечеру») участвовали в экспозиции Всемирной выставки в Париже и удостоились малой серебряной медали. В том же году художник начал работать над произведением, которое современники сочли вершиной его творчества.
Картина «Родина» была закончена лишь к 1905-му году. На Всемирной выставке 1911 года в Риме ее сочли большой удачей живописца: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!»4, — писал Н. Н. Дубовскому из Рима восхищенный И. Е. Репин.
В 1890-х — 1900-х годах Дубовской много ездил по России и часто бывал за границей, в частности в Италии, Греции, Турции, Швейцарии, Франции, Германии. В путешествиях он делал множество натурных зарисовок и этюдов. Художник не был чужд последним тенденциям в искусстве. В его творчестве отозвался и общий для передвижнической среды интерес к импрессионизму, в некоторых его произведениях не составляет труда проследить и отголоски национально-романтической линии модерна. Однако в целом художник всегда оставался верен русской реалистической школе.
В 1898 году Дубовской «за известность на художественном поприще» получил звание академика живописи, в 1900-м избран в действительные члены Академии, в 1908-м — в Совет Академии. В 1911 году, после смерти Киселева, он занял должность профессора пейзажной живописи. Реформы в Академии художеств в 1890-х годах, когда в ее преподавательский состав вошло большинство представителей передвижнического направления, усилили уже наметившийся разлад в объединении художников. Именно в этот сложный период, в 1899 году, Дубовской вошел в члены правления Товарищества, по сути став его руководителем. Лишенный суровой бескомпромиссности, в той или иной степени присущей Крамскому и Ярошенко, он выступал в роли миротворца, примиряя противоборствующие внутри организации поколения, оберегая художественные принципы Товарищества и напоминая об их актуальности в любую эпоху. В отличие от многих своих старших коллег, он был сильно огорчен выходом из организации целой группы художников во главе с Серовым в 1901 году и сокрушенно писал: «Случилось великое несчастье: мы не сумели передать старое боевое знамя передвижничества в молодые, здоровые руки новых членов»5.
Революция стала для Дубовского источником новых беспокойств за идеи, которым он посвятил большую часть своей жизни. В 1917 году он говорил: «Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься»6. К несчастью, ему так и не представилось возможности узнать судьбу живописи передвижников при новом режиме: 28 февраля 1918 года он внезапно скончался от паралича сердца.
После смерти Дубовской, некогда столь знаменитый и влиятельный, был незаслуженно забыт. Здесь сыграл роль целый комплекс причин. Среди них, вероятно, и относительно ранняя смерть художника, не успевшего найти себя в новом политическом строе, и распространенная политическая практика, распределение работ из собраний Третьяковской галереи и Русского музея по периферийным институциям. Еще при жизни, в 1913 году, художник завещал свою большую коллекцию живописи (77 своих произведений и 129 работ коллег-передвижников) родному городу Новочеркасску с условием, что для них будет построено отдельное здание.
Строительство прервалось войной в 1914 году. Впоследствии речь о постройке заводили несколько раз — после посмертных ретроспектив в 1938 году Ленинграде, Новочеркасске (1946, 1947), но проект так и не был осуществлен. Произведения Дубовского были переданы в Новочеркасский музей истории донского казачества, который до сих пор обладает самой полным собранием работ живописца. Другие работы художника входят в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Русского музея и многих других институций, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Николая Дубовского входит живопись, проданная на лондонских аукционах в период с 2007 по 2014 год. Третий по величине результат был достигнут осенью 2007 года: «На рассвете» (1910, холст, масло) ушел с торгов за $475 599 на MacDougall's. Второе место в ценовом рейтинге художника занимает живопись «Вечереет» (1916, холст, масло), проданная на аукционе Christie's за $567 682 летом 2008 года. Самая высокая цена на работу Дубовского была достигнута в аукционном доме MacDougall's в 2013 году: картина «Благовест» (1916, холст, масло) перешла к новому владельцу за $1 264 645. Добавим, что первые две работы имеют отношения к повторным продажам: после той продажи «На рассвете» еще не раз появлялась на публичных торгах, а «Вечереет» принесла своему владельцу более полумиллиона долларов США валовой прибыли (см. табл. 3).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 344 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 297 работ, графика — 42 работы, книжные иллюстрации — 3 работы, по одной работе в смешанной технике и жанре миниатюры. Средняя стоимость проданных работ — $35,3 тыс., медианная стоимость — $6,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $6,35 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 180 к 164 (52 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2009 | 103 | 66 | 64 | 37 |
2010–2015 | 131 | 71 | 54 | 60 |
2016–2020 | 110 | 43 | 39 | 67 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 211 | 96 | 45 | 115 |
Великобритания | 56 | 40 | 71 | 16 |
США | 30 | 13 | 43 | 17 |
Швеция | 13 | 9 | 69 | 4 |
Германия | 6 | 4 | 67 | 2 |
Франция | 6 | 3 | 50 | 3 |
Австрия | 5 | 5 | 100 | 0 |
Украина | 4 | 4 | 100 | 0 |
Финляндия | 4 | 4 | 100 | 0 |
Чехия | 3 | 0 | 0 | 3 |
Швейцария | 3 | 0 | 0 | 3 |
Дания | 2 | 1 | 50 | 1 |
Монако | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Валовая прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Морской пейзаж | 2009 | 5 035 | 2010 | 4 208 | 1 | Bukowskis Auctions, Стокгольм | –827 | –16,4 |
2 | На Мраморном море | 2010 | 4 648 | 2014 | 2 132 | 4 | Аукционный дом Кабинет, Москва | –2,516 | –13,5 |
3 | Вид на долину | 2008 | 8 904 | 2015 | 1 944 | 7 | Аукционный дом Кабинет, Москва | –6 960 | –11,2 |
4 | Дорога по ниве | 2008 | 9 328 | 2015 | 2 657 | 7 | Аукционный дом Кабинет, Москва | –6 671 | –10,2 |
5 | Облака над морем | 2010 | 4 316 | 2016 | 2 840 | 6 | Аукционный дом Кабинет, Москва | –1 476 | –5,7 |
6 | На рассвете | 2007 | 475 599 | 2014 | 396 429 | 7 | MacDougall's, Лондон | –79 170 | –2,4 |
7 | Юг | 2002 | 65 766 | 2020 | 75 762 | 18 | Christie's, Лондон | 9 996 | 0,8 |
8 | Пейзаж с хатами на берегу | 2019 | 175 | 2019 | 187 | 0 | Литфонд, Москва | 12 | 6,9 |
9 | Горная деревня | 2008 | 27 485 | 2012 | 38 943 | 4 | MacDougall's, Лондон | 11 458 | 10,4 |
10 | Облака над морем | 2016 | 2 840 | 2017 | 3 222 | 1 | Аукционный дом Кабинет, Москва | 382 | 13,5 |
11 | Вид на долину | 2016 | 2 556 | 2017 | 3 222 | 1 | Аукционный дом Кабинет, Москва | 666 | 26,1 |
12 | Вид на долину | 2015 | 1 944 | 2016 | 2 556 | 1 | Аукционный дом Кабинет, Москва | 612 | 31,5 |
13 | Зимний вечер | 2010 | 92 220 | 2012 | 181 254 | 2 | MacDougall's, Лондон | 89 034 | 48,3 |
14 | Вечер | 1994 | 2 400 | 2011 | 38 748 | 17 | Christie's, Лондон | 36 348 | 89,1 |
15 | Вечереет | 1999 | 26 400 | 2008 | 567 682 | 9 | Christie's, Лондон | 541 282 | 227,8 |
Работы Николая Дубовского имеют 15 повторных продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 26,3 % — показателем выше среднего, как для классического русского художника. Медианный CAGR составляет всего 6,9 % — сигнализируя инвестору, что одна сверхуспешная продажа (№ 15) серьезно увеличивает усредненные показатели и в оценочных суждениях нужно быть осторожнее. При этом показателю 6,9 % позавидовали бы многие европейские старые мастера: их показатели CAGR редко когда вырываются за пределы 5 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 119 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму, на одну пятую превышающую первоначальную оценку аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 32 % продаж.
Подписчики ARTinvestment.RU, взглянув на ценовой индекс Николая Дубовского, увидят на нем типичную для русского реалистического художника картину: естественный рост показателей продаж с 2000 по 2005 год, резкий скачок вверх в 2006–2007 годах на волне общей эйфории от искусства, падение средних цен после кризиса 2008 года, частичное восстановление рынка художника к 2012 году и — увы — последствия международных санкций, которые неожиданно вывели в фавориты рынка актуальное искусство. Там же можно увидеть, что после 2018 года индекс Дубовского начал постепенно расти вверх — и теперь достиг показателей… 2003 года (когда, напомним, арт-рынок развивался поступательно и объективно).
Ровно о том же свидетельствуют и данные повторных продаж: большинство успешных покупателей приобрело работы художника либо до начала спекулятивного рынка 2006–2007 годов, либо после это периода, который еще долго будет отзываться в сердцах и кошельках коллекционеров. Долго, но не всегда: мы верим, что рынок восстановится. О чем нам говорит этот круговорот? О том, что иногда для восстановления рынка художнику необходимо пережить и взлеты, и падения, и смену поколений коллекционеров. Главное для участников рынка со стороны покупателей — учесть ошибки прошлых лет и не раздувать ценовые показатели. Кстати сказать, подписку на базу аукционных торгов и упомянутые индексы ARTIMX до конца декабря можно оформить по льготным, «карантинным» ценам.
Если бы в конце XIX века существовали ресурсы, собирающие информацию о наличии работ художника в престижных музейных и частных собраниях подобно ArtFacts или Larry’s List, имя Николая Дубовского было бы среди ведущих имен в рейтингах: и того времени, и сегодняшних. Покупка и персональный заказ на создание работы Павлом Третьяковым, приобретение живописи Дубовского Александром III — бесценные прецеденты, способные при широкой огласке сделать очень хорошего художника звездой первой величины. С Николаем Дубовским, этого, к сожалению, в свое время не произошло: сказались и чрезмерное вольнодумство при жизни, и ранняя смерть. Но отныне, прославляя имена великих художников-передвижников, мы всегда должны помнить, чьими идеями и вдохновением подпитывались художники это круга. Следующим свое веское слово должен сказать рынок.
На нынешнем, 359-м аукционе, представлена работа «Близ Сальцо-Маджиоре (Этюд из путешествия по Италии)» 1908 года.
1 Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М.: Художник РСФСР, 1965. Электронная версия: royallib.com С. 85.
2 Стасов В. В. Наши художественные дела // Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. М., "Искусство", 1952. Том третий. Электронная версия: az.lib.ru.
3 Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М.: Художник РСФСР, 1965. Электронная версия: royallib.com С. 74.
4 Там же. С. 107.
5 Там же. С. 85.
6 Там же. С. 123.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201207_Dubovskoy_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201207_Dubovskoy_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.