Художник недели: Константин Горбатов
История, ценовые и маркетинговые показатели Константина Ивановича Горбатова, одного из наиболее востребованных живописцев Русского Зарубежья. В его творчестве картины солнечной Италии соединились с русским лирическим пейзажем
Годы жизни: 1876–1945
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Константин Иванович Горбатов родился 5 мая 1876 года в городе Ставрополе Самарской губернии. В 1891–1895 он обучался в Классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре — в одно время с К. С. Петровым-Водкиным, с которым в его жизни еще будет много пересечений. Так, двух художников свяжет и дружба с Максимом Горьким, с той лишь разницей, что Петров-Водкин познакомился с писателем еще в Самаре, а Горбатов на 15 лет позже — на Капри. Оба живописца учились в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, только Петров-Водкин уже в 1895-м, а Горбатов доехал до Петербурга лишь в 1903-м. Как бы то ни было, художники пошли совершенно разными путями: Петрова-Водкина увлекли авангардные течения, Горбатов же нашел себя в классическом жанре пейзажа.
Основное художественное образование Горбатов получил в Императорской Академии художеств в Петербурге. Сначала Константин Иванович выбрал своим поприщем архитектуру: в 1904 он был зачислен на архитектурное отделение Академии, но вскоре изменил свое решение и перешел на живописное. Его учителями стали А. А. Киселев и Н. Н. Дубовской, последователь А. И. Куинджи. Манера художника сложилась под влиянием тенденций, которые проникли в пейзажный жанр во второй половине XIX века: он воспринял и активно задействовал впечатляющие свето-теневые эффекты и цветовые контрасты, насыщенность эмоциональными аспектами, свойственную возникшим тогда «пейзажам настроения». В 1911 году Горбатов за картину «Приплыли» получил звание художника и отправился в пенсионерскую поездку в Испанию и Италию (1911–1913). Холст также принес ему золотую медаль на Международной художественной выставке в Мюнхене (1913).
В ходе поездки художник впервые оказался в Италии. В 1911 году И. И. Бродский, товарищ и соученик Горбатова по Академии, познакомил его с Максимом Горьким, который проживал в то время на Капри. Между художником и писателем завязалась дружба, и на острове Горбатов нашел неисчерпаемый источник вдохновения для всего своего последующего творчества. Виды Капри составляют значительную часть художественного наследия живописца. По численности к ним приближаются лишь произведения, посвященные второму его излюбленному мотиву, — городским пейзажам Венеции.
Вернувшись на родину, художник занял видное место в творческой жизни Петербурга. Он продолжил участвовать в выставках академистов (1906–1916) и одновременно сблизился с художниками-передвижниками. Экспонировался на выставках Товарищества в 1912–1922 годах. В 1910-е Горбатов много путешествовал по России и обращался к теме русского национального пейзажа, прибегая в своей трактовке исторических и сказочных сюжетов, а также изображений русской природы к приемам импрессионистов и художников-символистов. С 1910 года вошел в Общество художников им. А. И. Куинджи, и в 1916 году был награжден первой премией за картину «Родной уголок».
Творчество Константина Горбатова неотделимо от контекста развития русской реалистической школы живописи. Он посещал знаменитые «среды» И. Е. Репина в усадьбе Пенаты, с 1917 года состоял в ТПХВ. Наиболее близким по духу для Горбатова оказался московский Союз русских художников, в недрах которого сформировался русский вариант импрессионизма, во многом опиравшийся на лирический пейзаж А. К. Саврасова и И. И. Левитана. Хорошо узнаваемый, «мозаичный» мазок Горбатова, безусловно, вписывается в постимпрессионистическое направление московской школы живописи. Однако другой, не менее важной и всегда хорошо «читаемой» в творчестве художника основой являются романтизм и академизм, определившие склонность к идеализации натуры и декоративность произведений, характерные для его творчества. Увлечение Горбатова архитектурой обусловило сюжетную сторону работ живописца — архитектурный мотив постоянно присутствовал в его полотнах и нередко становился «главным героем» картины.
Хотя Константин Иванович, по всей видимости, сочувствовал «левым» — в период революции 1905–1906 гг. художник публиковал сатирические рисунки в оппозиционных журналах, активно участвовал в частных вечерах помощи революционерам, — после революции 1917 года он не смог найти себе место при новом политическом строе, резко изменившем художественную среду. В 1922 году Горбатов отправился в заграничную командировку от Академии художеств, но в Россию уже не вернулся.
Сначала семья Горбатовых жила в Италии, на Капри, а в 1926 году обосновалась в Берлине. После переезда в Германию Горбатов постоянно приезжал на остров, работая над итальянскими видами. Он много путешествовал: в 1928-м побывал в Куоккале у И. Е. Репина, в 1934–1935 годах совершил поездку в Палестину, в 1935-м посетил Лондон. Художник продолжил развивать и тему русского лирического пейзажа. Его полотна пользовались большим спросом у европейских коллекционеров. В особенности их очаровывала изысканная «старомодность» его произведений на русскую тему, проявившаяся в изображениях церквей и архитектуры древних городов. Персональные выставки живописца прошли в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Кёльне, Дрездене, Риме, Копенгагене, Гааге, Лондоне. «Итальянский период» (1922–1939) его творчества, начало которого исследователи связывают с переездом на Капри, отмечен более светлым и ярким колоритом, сложившимся под воздействием южного солнца и итальянской природы.
После установления национал-социалистического режима в Германии положение семьи Горбатовых заметно ухудшилось. Пейзажам художника не нашлось места в строго регламентированной идеологией немецкой художественной среде, и спрос на них сошел на нет. Во время Второй мировой войны художнику и его жене, как советским гражданам, приходилось дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишились возможности выезда из страны. Семья находилась в бедственном положении, художник тяжело болел. Несмотря на всю сложность положения, Константин Иванович писал и во время войны, исполняя по памяти пейзажи на любимые сюжеты — Капри, Венеция, русские провинциальные города. Он дожил до окончания войны и умер 24 мая 1945 года в уже освобожденном Берлине, завещав отправить свои работы в Императорскую Академию художеств. Его жена вскоре покончила с собой.
Удивительным образом последняя воля художника была исполнена: завещание нашел и передал властям советский офицер, вселившийся в бывшую квартиру семьи. Но в итоге работы Горбатова оказались вовсе не в Петербурге, а в подмосковной Истре. Именно там, в музее «Новый Иерусалим», находится наиболее значительная коллекция произведений художника, регулярно проводятся его персональные выставки. В 2019–2020 годах персональная экспозиция Константина Горбатова состоялась в Музее русского импрессионизма в рамках проекта «Русский импрессионизм из региональных музеев».
Произведения живописца входят и в гораздо более крупные собрания — Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и др. С 1920-х годов работы Горбатова пользуются успехом как на родине, так и за пределами России, и в последние десятилетия высоко оцениваются не только на российских торгах, но и на ведущих зарубежных аукционах. Основная галерея, представляющая художника за границей, — Berensen Art в Монреале, Канада.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Константина Горбатова входит живопись, проданная ведущими аукционными домами за пределами России. Третий по стоимости результат показал Sotheby's в Нью-Йорке в 2008 году: картина «Троице-Сергиева лавра» (1923, холст, масло) была продана за $421 000. Следующий в рейтинге результат был установлен в 2014-м: «Бухта» (холст, масло) ушла с торгов на Christie's в Лондоне за $446 334. Рекорд продаж работ художника принадлежит нью-йоркскому Sotheby's: весной 2005 года живопись «Цветы на веранде» (1917, холст, масло) ушла с аукциона за $540 000.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 493 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 365 работ, графика — 114 работ, тиражная продукция — 10 работ, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $58,2 тыс., медианная стоимость — $24,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $20,04 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 344 к 149 (70 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2005 | 136 | 115 | 85 | 21 |
2006–2014 | 248 | 164 | 66 | 84 |
2015–2020 | 109 | 65 | 60 | 44 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Великобритания | 216 | 183 | 85 | 33 |
Германия | 77 | 35 | 45 | 42 |
США | 57 | 42 | 74 | 15 |
РФ | 41 | 20 | 49 | 21 |
Франция | 24 | 15 | 63 | 9 |
Финляндия | 12 | 8 | 67 | 4 |
Швейцария | 12 | 8 | 67 | 4 |
Швеция | 12 | 10 | 83 | 2 |
Бельгия | 11 | 8 | 73 | 3 |
Монако | 7 | 5 | 71 | 2 |
Украина | 7 | 2 | 29 | 5 |
Австрия | 5 | 3 | 60 | 2 |
Израиль | 4 | 2 | 50 | 2 |
Дания | 3 | 1 | 33 | 2 |
Эстония | 3 | 0 | 0 | 3 |
Италия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Польша | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ тыс. | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ тыс. | Год | Цена, $ тыс. | |||||||
1 | Верхом на верблюде | 2015 | 10,88 | 2015 | 4,24 | 1 | Auctionata, Берлин | –6,64 | –61,1 | |
2 | Herbsttag | 2015 | 74,75 | 2015 | 40,47 | 1 | Auctionata, Берлин | –34,28 | –45,9 | |
3 | Господин Великий Новгород | 2015 | 28,91 | 2015 | 15,68 | 1 | Auctionata, Берлин | –13,23 | –45,8 | |
4 | Снег в деревне | 2012 | 24,00 | 2013 | 15,28 | 1 | Coutau-Begarie, Париж | –8,72 | –36,3 | |
5 | Интерьер с натюрмортом | 2007 | 46,10 | 2009 | 22,48 | 2 | Sotheby's, Лондон | –23,62 | –25,6 | |
6 | Господин Великий Новгород | 2015 | 38,08 | 2015 | 28,91 | 1 | Auctionata, Берлин | –9,18 | –24,1 | |
7 | Вид Монте Соларо, Капри | 2007 | 23,64 | 2011 | 14,63 | 4 | Sotheby's, Лондон | –9,01 | –9,5 | |
8 | Набережная | 2006 | 22,00 | 2012 | 11,48 | 6 | Совком, Москва | –10,52 | –8,0 | |
9 | Капри | 2010 | 40,86 | 2020 | 9,50 | 10 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | –31,36 | –7,7 | |
10 | Рыбацкие дома, Капри | 2006 | 232,60 | 2007 | 215,04 | 1 | Stockholms Auktionsverk, Стокгольм | –17,56 | –7,5 | |
11 | Венеция | 2007 | 45,98 | 2012 | 30,51 | 5 | Знакъ-Арт, Москва | –15,47 | –6,7 | |
12 | Вердер | 2007 | 142,21 | 2020 | 50,51 | 13 | Sotheby's, Лондон | –91,70 | –5,0 | |
13 | Зимний пейзаж | 2003 | 157,25 | 2006 | 134,65 | 3 | Sotheby's, Лондон | –22,60 | –4,8 | |
14 | Троице-Сергиева лавра | 2008 | 421,00 | 2020 | 196,98 | 12 | MacDoudall's, Лондон | –224,02 | –4,4 | |
15 | Верхом на верблюде | 2009 | 12,67 | 2015 | 10,88 | 6 | Auctionata, Берлин | –1,79 | –2,4 | |
16 | Санкт-Петербург, вид на здание Биржи | 1992 | 16,00 | 1998 | 14,00 | 6 | Sotheby's, Лондон | –2,00 | –2,1 | |
17 | Зимний пейзаж | 2006 | 134,65 | 2012 | 129,93 | 6 | Christie's, Лондон | –4,73 | –0,6 | |
18 | Волга | 2012 | 131,90 | 2019 | 160,00 | 7 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | 28,10 | 3,0 | |
19 | Зимний пейзаж с лошадьми | 2006 | 42,47 | 2010 | 49,56 | 4 | Koller Auctions, Дюссельдорф | 7,09 | 4,2 | |
20 | Натюрморт, Капри | 2009 | 227,65 | 2017 | 313,42 | 8 | MacDoudall's, Лондон | 85,77 | 4,7 | |
21 | Заснеженный пейзаж | 2006 | 9,49 | 2013 | 13,20 | 7 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | 3,71 | 5,6 | |
22 | Сирень | 2009 | 276,69 | 2013 | 352,75 | 4 | Sotheby's, Лондон | 76,06 | 6,9 | |
23 | Вид Троице-Сергиевой Лавры | 1996 | 56,02 | 2010 | 158,50 | 14 | Sotheby's, Нью-Йорк | 102,49 | 13,1 | |
24 | Вид с побережья на дворец Дюльбер | 2004 | 5,40 | 2007 | 10,80 | 3 | Christie's, Нью-Йорк | 5,40 | 33,3 | |
25 | Вид на Кьоджу | 2017 | 34,82 | 2020 | 76,87 | 3 | Hermitage Fine Art, Монако | 42,04 | 40,2 | |
26 | Зимний вид из окна | 2005 | 26,99 | 2007 | 50,69 | 2 | Stockholms Auktionsverk, Стокгольм | 23,70 | 43,9 | |
27 | Господин Великий Новгород | 1995 | 2,80 | 2015 | 38,08 | 20 | Auctionata, Берлин | 35,28 | 63,0 | |
28 | Порт в Неаполе | 2005 | 3,20 | 2012 | 21,25 | 7 | Sotheby's, Нью-Йорк | 18,05 | 80,6 | |
29 | Амальфи | 2004 | 16,38 | 2005 | 30,94 | 1 | Sotheby's, Лондон | 14,56 | 88,9 | |
30 | Цветы на веранде | 1999 | 80,50 | 2005 | 540,00 | 6 | Sotheby's, Нью-Йорк | 459,50 | 95,1 | |
31 | Оживленная гавань | 1995 | 2,64 | 2006 | 32,55 | 11 | Bonhams, Лондон | 29,91 | 103,0 | |
32 | Влюбленные у реки | 2004 | 36,00 | 2005 | 84,00 | 1 | Sotheby's, Нью-Йорк | 48,00 | 133,3 | |
33 | В Венеции | 2005 | 80,52 | 2006 | 198,02 | 1 | Sotheby's, Лондон | 117,50 | 145,9 | |
34 | Вид Иерусалима | 2000 | 17,25 | 2001 | 42,56 | 1 | Sotheby's, Лондон | 25,31 | 146,7 | |
35 | Осенний пейзаж | 2004 | 1,79 | 2005 | 31,15 | 1 | Sotheby's, Лондон | 29,36 | 1642,9 |
Работы Константина Горбатова имеют 53 повторных продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 67,3 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 158 % — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 53 % продаж.
Обращает на себя внимание следующее: если убрать результат CAGR самой успешной продажи (+1642,9 %), то среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) будет равен «всего» 21 % — также достаточно высокий показатель, но в три раза меньше среднего значения. Приоткрываем перед читателем AI очередной секрет ценовой аналитики: в случае, когда статистика художника имеет несколько пиковый показателей, разительно меняющих цифры в ту или иную сторону, применяется подсчет медианной стоимости. Медиана, как мы помним из уроков геометрии, это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Применительно к статистике медианная стоимость предмета искусства — это величина в выборке, половина из элементов которой больше нее, а другая половина меньше. Например, если у некоего художника разница в цене между топ-продажей и десятой продажей сверху составляет больше 2Х — это может говорить о нерыночных мотивах приобретения отдельных работ (спекулятивных играх) и вынуждает считать медианную стоимость произведений художника, а не только среднюю.
Вот и у Константина Горбатова: средняя стоимость стоимость проданных работ — $58,2 тыс., а медианная — $24,2 тыс. (вдвое меньше). Следовательно, ориентироваться на некие усредненные показатели автора правильнее по медианной стоимости. То же и в отношении CAGR: его медианное значение будет равно 3 % — на первый взгляд не самая привлекательная цифра (обычно подобные показатели имеют европейские старые мастера), но, если она положительная, это очень хорошо. А для русского художника — вообще редкость. Дополнительно отметим, что среди продаж с положительным значением CAGR — сделки с шестью работами, чьи результаты находятся в топ-50 ценовых рекордов художника. Другими словами, одним из факторов успешной продажи работ Константина Горбатова является их успешная предварительная покупка на аукционе.
На текущем, 355-м AI Аукционе вниманию участников предлагается городской пейзаж «Венеция. Понте дел Кавалло. Вид на Скуолу Сан-Марко» (1911–1913).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201109_Gorbatov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201109_Gorbatov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.