Художник недели: Константин Горбатов
ARTinvestment.RU   09 ноября 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Константина Ивановича Горбатова, одного из наиболее востребованных живописцев Русского Зарубежья. В его творчестве картины солнечной Италии соединились с русским лирическим пейзажем

Годы жизни: 1876–1945
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Константин Иванович Горбатов родился 5 мая 1876 года в городе Ставрополе Самарской губернии. В 1891–1895 он обучался в Классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре — в одно время с К. С. Петровым-Водкиным, с которым в его жизни еще будет много пересечений. Так, двух художников свяжет и дружба с Максимом Горьким, с той лишь разницей, что Петров-Водкин познакомился с писателем еще в Самаре, а Горбатов на 15 лет позже — на Капри. Оба живописца учились в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, только Петров-Водкин уже в 1895-м, а Горбатов доехал до Петербурга лишь в 1903-м. Как бы то ни было, художники пошли совершенно разными путями: Петрова-Водкина увлекли авангардные течения, Горбатов же нашел себя в классическом жанре пейзажа.

Основное художественное образование Горбатов получил в Императорской Академии художеств в Петербурге. Сначала Константин Иванович выбрал своим поприщем архитектуру: в 1904 он был зачислен на архитектурное отделение Академии, но вскоре изменил свое решение и перешел на живописное. Его учителями стали А. А. Киселев и Н. Н. Дубовской, последователь А. И. Куинджи. Манера художника сложилась под влиянием тенденций, которые проникли в пейзажный жанр во второй половине XIX века: он воспринял и активно задействовал впечатляющие свето-теневые эффекты и цветовые контрасты, насыщенность эмоциональными аспектами, свойственную возникшим тогда «пейзажам настроения». В 1911 году Горбатов за картину «Приплыли» получил звание художника и отправился в пенсионерскую поездку в Испанию и Италию (1911–1913). Холст также принес ему золотую медаль на Международной художественной выставке в Мюнхене (1913).

В ходе поездки художник впервые оказался в Италии. В 1911 году И. И. Бродский, товарищ и соученик Горбатова по Академии, познакомил его с Максимом Горьким, который проживал в то время на Капри. Между художником и писателем завязалась дружба, и на острове Горбатов нашел неисчерпаемый источник вдохновения для всего своего последующего творчества. Виды Капри составляют значительную часть художественного наследия живописца. По численности к ним приближаются лишь произведения, посвященные второму его излюбленному мотиву, — городским пейзажам Венеции.

Вернувшись на родину, художник занял видное место в творческой жизни Петербурга. Он продолжил участвовать в выставках академистов (1906–1916) и одновременно сблизился с художниками-передвижниками. Экспонировался на выставках Товарищества в 1912–1922 годах. В 1910-е Горбатов много путешествовал по России и обращался к теме русского национального пейзажа, прибегая в своей трактовке исторических и сказочных сюжетов, а также изображений русской природы к приемам импрессионистов и художников-символистов. С 1910 года вошел в Общество художников им. А. И. Куинджи, и в 1916 году был награжден первой премией за картину «Родной уголок».

Творчество Константина Горбатова неотделимо от контекста развития русской реалистической школы живописи. Он посещал знаменитые «среды» И. Е. Репина в усадьбе Пенаты, с 1917 года состоял в ТПХВ. Наиболее близким по духу для Горбатова оказался московский Союз русских художников, в недрах которого сформировался русский вариант импрессионизма, во многом опиравшийся на лирический пейзаж А. К. Саврасова и И. И. Левитана. Хорошо узнаваемый, «мозаичный» мазок Горбатова, безусловно, вписывается в постимпрессионистическое направление московской школы живописи. Однако другой, не менее важной и всегда хорошо «читаемой» в творчестве художника основой являются романтизм и академизм, определившие склонность к идеализации натуры и декоративность произведений, характерные для его творчества. Увлечение Горбатова архитектурой обусловило сюжетную сторону работ живописца — архитектурный мотив постоянно присутствовал в его полотнах и нередко становился «главным героем» картины.

Хотя Константин Иванович, по всей видимости, сочувствовал «левым» — в период революции 1905–1906 гг. художник публиковал сатирические рисунки в оппозиционных журналах, активно участвовал в частных вечерах помощи революционерам, — после революции 1917 года он не смог найти себе место при новом политическом строе, резко изменившем художественную среду. В 1922 году Горбатов отправился в заграничную командировку от Академии художеств, но в Россию уже не вернулся.

Сначала семья Горбатовых жила в Италии, на Капри, а в 1926 году обосновалась в Берлине. После переезда в Германию Горбатов постоянно приезжал на остров, работая над итальянскими видами. Он много путешествовал: в 1928-м побывал в Куоккале у И. Е. Репина, в 1934–1935 годах совершил поездку в Палестину, в 1935-м посетил Лондон. Художник продолжил развивать и тему русского лирического пейзажа. Его полотна пользовались большим спросом у европейских коллекционеров. В особенности их очаровывала изысканная «старомодность» его произведений на русскую тему, проявившаяся в изображениях церквей и архитектуры древних городов. Персональные выставки живописца прошли в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Кёльне, Дрездене, Риме, Копенгагене, Гааге, Лондоне. «Итальянский период» (1922–1939) его творчества, начало которого исследователи связывают с переездом на Капри, отмечен более светлым и ярким колоритом, сложившимся под воздействием южного солнца и итальянской природы.

После установления национал-социалистического режима в Германии положение семьи Горбатовых заметно ухудшилось. Пейзажам художника не нашлось места в строго регламентированной идеологией немецкой художественной среде, и спрос на них сошел на нет. Во время Второй мировой войны художнику и его жене, как советским гражданам, приходилось дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишились возможности выезда из страны. Семья находилась в бедственном положении, художник тяжело болел. Несмотря на всю сложность положения, Константин Иванович писал и во время войны, исполняя по памяти пейзажи на любимые сюжеты — Капри, Венеция, русские провинциальные города. Он дожил до окончания войны и умер 24 мая 1945 года в уже освобожденном Берлине, завещав отправить свои работы в Императорскую Академию художеств. Его жена вскоре покончила с собой.

Удивительным образом последняя воля художника была исполнена: завещание нашел и передал властям советский офицер, вселившийся в бывшую квартиру семьи. Но в итоге работы Горбатова оказались вовсе не в Петербурге, а в подмосковной Истре. Именно там, в музее «Новый Иерусалим», находится наиболее значительная коллекция произведений художника, регулярно проводятся его персональные выставки. В 2019–2020 годах персональная экспозиция Константина Горбатова состоялась в Музее русского импрессионизма в рамках проекта «Русский импрессионизм из региональных музеев».

Произведения живописца входят и в гораздо более крупные собрания — Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и др. С 1920-х годов работы Горбатова пользуются успехом как на родине, так и за пределами России, и в последние десятилетия высоко оцениваются не только на российских торгах, но и на ведущих зарубежных аукционах. Основная галерея, представляющая художника за границей, — Berensen Art в Монреале, Канада.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Константина Горбатова входит живопись, проданная ведущими аукционными домами за пределами России. Третий по стоимости результат показал Sotheby's в Нью-Йорке в 2008 году: картина «Троице-Сергиева лавра» (1923, холст, масло) была продана за $421 000. Следующий в рейтинге результат был установлен в 2014-м: «Бухта» (холст, масло) ушла с торгов на Christie's в Лондоне за $446 334. Рекорд продаж работ художника принадлежит нью-йоркскому Sotheby's: весной 2005 года живопись «Цветы на веранде» (1917, холст, масло) ушла с аукциона за $540 000.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 493 раза были выведены на аукционные торги, из них живопись — 365 работ, графика — 114 работ, тиражная продукция — 10 работ, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $58,2 тыс., медианная стоимость — $24,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $20,04 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 344 к 149 (70 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1990–2005

136

115

85

21

2006–2014

248

164

66

84

2015–2020

109

65

60

44

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Великобритания

216

183

85

33

Германия

77

35

45

42

США

57

42

74

15

РФ

41

20

49

21

Франция

24

15

63

9

Финляндия

12

8

67

4

Швейцария

12

8

67

4

Швеция

12

10

83

2

Бельгия

11

8

73

3

Монако

7

5

71

2

Украина

7

2

29

5

Австрия

5

3

60

2

Израиль

4

2

50

2

Дания

3

1

33

2

Эстония

3

0

0

3

Италия

1

1

100

0

Польша

1

1

100

0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом

Прибыль, $ тыс.

CAGR, %

Год

Цена, $ тыс.

Год

Цена, $ тыс.

1

Верхом на верблюде

2015

10,88

2015

4,24

1

Auctionata, Берлин

–6,64

–61,1

2

Herbsttag

2015

74,75

2015

40,47

1

Auctionata, Берлин

–34,28

–45,9

3

Господин Великий Новгород

2015

28,91

2015

15,68

1

Auctionata, Берлин

–13,23

–45,8

4

Снег в деревне

2012

24,00

2013

15,28

1

Coutau-Begarie, Париж

–8,72

–36,3

5

Интерьер с натюрмортом

2007

46,10

2009

22,48

2

Sotheby's, Лондон

–23,62

–25,6

6

Господин Великий Новгород

2015

38,08

2015

28,91

1

Auctionata, Берлин

–9,18

–24,1

7

Вид Монте Соларо, Капри

2007

23,64

2011

14,63

4

Sotheby's, Лондон

–9,01

–9,5

8

Набережная

2006

22,00

2012

11,48

6

Совком, Москва

–10,52

–8,0

9

Капри

2010

40,86

2020

9,50

10

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

–31,36

–7,7

10

Рыбацкие дома, Капри

2006

232,60

2007

215,04

1

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм

–17,56

–7,5

11

Венеция

2007

45,98

2012

30,51

5

Знакъ-Арт, Москва

–15,47

–6,7

12

Вердер

2007

142,21

2020

50,51

13

Sotheby's, Лондон

–91,70

–5,0

13

Зимний пейзаж

2003

157,25

2006

134,65

3

Sotheby's, Лондон

–22,60

–4,8

14

Троице-Сергиева лавра

2008

421,00

2020

196,98

12

MacDoudall's, Лондон

–224,02

–4,4

15

Верхом на верблюде

2009

12,67

2015

10,88

6

Auctionata, Берлин

–1,79

–2,4

16

Санкт-Петербург, вид на здание Биржи

1992

16,00

1998

14,00

6

Sotheby's, Лондон

–2,00

–2,1

17

Зимний пейзаж

2006

134,65

2012

129,93

6

Christie's, Лондон

–4,73

–0,6

18

Волга

2012

131,90

2019

160,00

7

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

28,10

3,0

19

Зимний пейзаж с лошадьми

2006

42,47

2010

49,56

4

Koller Auctions, Дюссельдорф

7,09

4,2

20

Натюрморт, Капри

2009

227,65

2017

313,42

8

MacDoudall's, Лондон

85,77

4,7

21

Заснеженный пейзаж

2006

9,49

2013

13,20

7

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

3,71

5,6

22

Сирень

2009

276,69

2013

352,75

4

Sotheby's, Лондон

76,06

6,9

23

Вид Троице-Сергиевой Лавры

1996

56,02

2010

158,50

14

Sotheby's, Нью-Йорк

102,49

13,1

24

Вид с побережья на дворец Дюльбер

2004

5,40

2007

10,80

3

Christie's, Нью-Йорк

5,40

33,3

25

Вид на Кьоджу

2017

34,82

2020

76,87

3

Hermitage Fine Art, Монако

42,04

40,2

26

Зимний вид из окна

2005

26,99

2007

50,69

2

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм

23,70

43,9

27

Господин Великий Новгород

1995

2,80

2015

38,08

20

Auctionata, Берлин

35,28

63,0

28

Порт в Неаполе

2005

3,20

2012

21,25

7

Sotheby's, Нью-Йорк

18,05

80,6

29

Амальфи

2004

16,38

2005

30,94

1

Sotheby's, Лондон

14,56

88,9

30

Цветы на веранде

1999

80,50

2005

540,00

6

Sotheby's, Нью-Йорк

459,50

95,1

31

Оживленная гавань

1995

2,64

2006

32,55

11

Bonhams, Лондон

29,91

103,0

32

Влюбленные у реки

2004

36,00

2005

84,00

1

Sotheby's, Нью-Йорк

48,00

133,3

33

В Венеции

2005

80,52

2006

198,02

1

Sotheby's, Лондон

117,50

145,9

34

Вид Иерусалима

2000

17,25

2001

42,56

1

Sotheby's, Лондон

25,31

146,7

35

Осенний пейзаж

2004

1,79

2005

31,15

1

Sotheby's, Лондон

29,36

1642,9

Работы Константина Горбатова имеют 53 повторных продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 67,3 %. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 158 % — другими словами, продавцы ушедших с аукциона работ в среднем получили сумму в полтора раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 53 % продаж.

Обращает на себя внимание следующее: если убрать результат CAGR самой успешной продажи (+1642,9 %), то среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) будет равен «всего» 21 % — также достаточно высокий показатель, но в три раза меньше среднего значения. Приоткрываем перед читателем AI очередной секрет ценовой аналитики: в случае, когда статистика художника имеет несколько пиковый показателей, разительно меняющих цифры в ту или иную сторону, применяется подсчет медианной стоимости. Медиана, как мы помним из уроков геометрии, это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Применительно к статистике медианная стоимость предмета искусства — это величина в выборке, половина из элементов которой больше нее, а другая половина меньше. Например, если у некоего художника разница в цене между топ-продажей и десятой продажей сверху составляет больше 2Х — это может говорить о нерыночных мотивах приобретения отдельных работ (спекулятивных играх) и вынуждает считать медианную стоимость произведений художника, а не только среднюю.

Вот и у Константина Горбатова: средняя стоимость стоимость проданных работ — $58,2 тыс., а медианная — $24,2 тыс. (вдвое меньше). Следовательно, ориентироваться на некие усредненные показатели автора правильнее по медианной стоимости. То же и в отношении CAGR: его медианное значение будет равно 3 % — на первый взгляд не самая привлекательная цифра (обычно подобные показатели имеют европейские старые мастера), но, если она положительная, это очень хорошо. А для русского художника — вообще редкость. Дополнительно отметим, что среди продаж с положительным значением CAGR — сделки с шестью работами, чьи результаты находятся в топ-50 ценовых рекордов художника. Другими словами, одним из факторов успешной продажи работ Константина Горбатова является их успешная предварительная покупка на аукционе.

На текущем, 355-м AI Аукционе вниманию участников предлагается городской пейзаж «Венеция. Понте дел Кавалло. Вид на Скуолу Сан-Марко» (1911–1913).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201109_Gorbatov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201109_Gorbatov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх