Художник недели: Константин Вещилов
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Русского Зарубежья Константина Александровича Вещилова, любимого ученика Репина и тонкого пейзажиста
Годы жизни: 1878–1945
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Константин Александрович Вещилов родился 15 мая 1878 года в купеческой семье в городе Санкт-Петербурге. Начальное художественное образование он получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893–1896), а затем, в 1896-м перешел в Рисовальную школу М. К. Тенишевой, организованную княгиней при помощи Ильи Ефимовича Репина. Уже здесь он познакомился со знаменитым живописцем, в мастерской которого в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств (1898–1904) позднее получил звание художника. Репин высоко ценил своего юного коллегу и выделял его из остальных своих учеников, нередко оказывая ему поддержку разного характера, в том числе и материальную. В 1904 году талантливого выпускника за успешную дипломную работу «Иоанн Грозный после казанских побед» отправили в пенсионерскую поездку за границу, в Италию и Францию (1905–1906).
Впечатления от Италии и французского классицизма вкупе с повсеместным интересом к античности в академической живописи обусловили сюжетную и формальную составляющие работ Вещилова тех лет — «Юлий Цезарь. Последний выход в сенат» (1905–1906), «Марий на развалинах Карфагена» (1907). Забота художника об исторической достоверности проявилась в получении им дополнительных знаний в Археологическом институте (окончил в 1908). С подобной целью в 1912-м живописец совершил путешествие в Египет и Палестину, где работал над этюдами к картине «Цезарь и Клеопатра». Параллельно с этим Вещилов писал масштабные полотна на сюжеты из русской истории в духе своих учителей-передвижников.
Крупноформатная сюжетная живопись художника, отличавшая ранний период его творчества, удостаивалась самых разных отзывов (как хвалебных, так и критических). Тем не менее подобные работы не раз получали награды и покупались именитыми коллекционерами. За картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVIII столетии» автор получил премию А. И. Куинджи (1905), а за холст «Степан Разин на Волге» — премию Общества поощрения художеств (1908).
Практически сразу после окончания Академии Вещилов начал активно выставляться. С 1904 года его произведения регулярно присутствуют на выставках в Обществе русских акварелистов (в 1911 становится его членом), участвуют в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок и Общества Куинджи.
На Весенней выставке 1910 года в Москве экспонируется несколько работ Вещилова, среди прочих — «Суд над протопопом Аввакумом в Золотой патриаршей палате 13 мая 1666 г.», которая имела ошеломляющий успех. «Это гвоздь выставки, крупное творение кисти. Ему в Третьяковской галерее висеть рядом с “Боярыней Морозовой” Сурикова...» — постановила московская пресса (art.auction-house.ru). «Степана Разина» приобретает известный меценат М. Е. Синицын, одна из картин художника куплена великой княгиней Марией Павловной.
И все же вскоре живописец сменил курс своих творческих поисков. Возможно, здесь имело место влияние некоторых негативных отзывов критики, которые были во многом обусловлены общей усталостью от некоторых ставших уже избитыми академических тенденций. Вероятно, живописец и сам почувствовал внутреннюю необходимость отойти от формата своих, фактически ученического плана, сюжетных произведений. Так или иначе, но уже во второй половине 1910-х годов в его творчестве начала преобладать линия интимного пейзажа, вбирающая в себя лучшие достижения русской пейзажной школы, которая отказалась от риторики передвижников в пользу передачи эмоционально-духовных аспектов в изображениях природы.
Конечно, когда в 1911-м Вещилов получил должность художника Морского министерства, он написал на заказ ряд больших марин, посвященных морским сражениям русско-японской войны. Начиная с 1914 года он экспонировал небольшие пейзажи, которые горячо поощрялись критиками и стали впоследствии гораздо успешнее, чем его масштабные холсты. Например, несколько пейзажей Вещилова включила в свою коллекцию искусства императрица Мария Фёдоровна.
Начиная с 1910 года художник занимался и сценографией: оформил пьесу А. С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» для театра Литературно-художественного общества, исполнил эскизы костюмов и декораций к операм «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе для театра Музыкальной драмы (1913). В 1914-м ему было поручено руководство декорационной частью Суворинского театра.
За Февральской революцией в жизни Вещилова последовала женитьба на Марии Михайловне Ерофеевой, купеческой дочери. Казалось, его даже воодушевили происходящие в стране перемены: Вещилов входил в группу при петроградском Технологическом институте, создающую агитпропаганду, в 1919-м принял участие в Первой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде, в 1920-м исполнил ряд зарисовок участников II Конгресса Коминтерна. Однако, хотя художник внешне и проявлял лояльность к новой власти, он, видимо, так и не смог увидеть свое будущее в рамках установившегося политического режима. Он готовился к отъезду при первой же возможности, и в период НЭПа начал выкупать свои произведения на аукционах. Около 1924 года семья Вещиловых эмигрировала — сначала на Капри, а затем во Францию.
За границей живописец продолжил выставляться: в 1927-м и 1928-м прошли его персональные выставки в Galerie Jean Charpentier в Париже, на которых экспонировалось более ста его итальянских пейзажей. В 1928–1930 годах он работал режиссером и художником-декоратором в Русском интимном театре Дины Кировой, объединившем многих представителей культуры из русской эмиграции первой волны. В 1933-м Вещилов стал членом правления секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции. В 1935-м переехал в Нью-Йорк, где его представляла Metropolitan-Reynolds Galleries. В 1942 и 1943 годах работы художника участвовали в выставках нью-йоркской Национальной академии дизайна. Умер Константин Александрович Вещилов 4 апреля 1945 года в Нью-Йорке.
Произведения Вещилова находятся в собраниях The Metropolitan Museum of Art (Нью-Йорк, США), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и множества региональных музеев России. В последнее десятилетие творчество Вещилова, на долгое время забытое (как и в случае целого ряда художников Русского Зарубежья), обратило на себя внимание не только российских коллекционеров, но и зарубежных собирателей искусства.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Константина Вещилова входит живопись, проданная за пределами РФ — в Германии и Великобритании. Третий в ценовом рейтинге результат был достигнут летом 2019 года в лондонским аукционном доме MacDougall’s: картина «По дороге из церкви» (холст, масло) была продана за $98 974. Второе место ценовых рекордов художник делит с аукционом Hampel из Мюнхена: холст «Ссора среди бояр» (масло) ушел с молотка за $117 953 в 2008 году. Самая дорогая работа художника была продана на Sotheby's в 2011 году: живопись «Полуденное солнце, Крым» (холст на доске, масло) перешла к новому владельцу за $122 830.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 495 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 458 работ, графика — 34 работы, смешанная техника — 3 работы. Средняя стоимость проданных работ — $15,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $4,99 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 320 к 175 (65 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1986–2004 | 99 | 78 | 79 | 21 |
2005–2014 | 277 | 174 | 63 | 103 |
2015–2020 | 119 | 68 | 57 | 51 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
США | 162 | 110 | 68 | 52 |
Великобритания | 130 | 105 | 81 | 25 |
РФ | 72 | 29 | 40 | 43 |
Франция | 70 | 43 | 61 | 27 |
Германия | 17 | 9 | 53 | 8 |
Украина | 10 | 6 | 60 | 4 |
Швейцария | 7 | 7 | 100 | 0 |
Бельгия | 5 | 0 | 0 | 5 |
Монако | 4 | 1 | 25 | 3 |
Швеция | 4 | 2 | 50 | 2 |
Италия | 3 | 3 | 100 | 0 |
Чехия | 3 | 1 | 33 | 2 |
Австрия | 2 | 0 | 0 | 2 |
Финляндия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Венгрия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Израиль | 1 | 1 | 100 | 0 |
Канада | 1 | 1 | 100 | 0 |
Польша | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Russian Dance | 2016 | 5 250 | 2017 | 1 500 | 1 | Clarke Auction, Нью-Йорк | –3 750 | –71,4 | |
2 | Натюрморт на террасе | 2011 | 55 350 | 2014 | 13 750 | 3 | MacDougall's, Лондон | –41 600 | –25,1 | |
3 | Волны, разбивающиеся о скалы, сумерки | 2007 | 11 150 | 2009 | 7 949 | 2 | Bonhams, Лондон | –3 201 | –14,4 | |
4 | Прибой | 2013 | 12 085 | 2017 | 6 276 | 4 | MacDougall's, Лондон | –5 809 | –12,0 | |
5 | Заход солнца над морем | 2008 | 26 400 | 2011 | 18 000 | 3 | Корнерс, Киев | –8 400 | –10,6 | |
6 | Капри. Морской пейзаж | 2008 | 19 989 | 2010 | 16 868 | 2 | Koller Auctions, Цюрих | –3 121 | –7,8 | |
7 | Купальщик на берегу Марны | 2007 | 19 008 | 2017 | 5 149 | 10 | Crait Muller, Париж | –13 859 | –7,3 | |
8 | Капри | 2006 | 15 113 | 2012 | 10 800 | 6 | Geneshapiro, Нью-Йорк | –4 313 | –4,8 | |
9 | Chickens on the terrace, Capri | 2014 | 16,385 | 2016 | 14 833 | 2 | Sotheby's, Лондон | –1 552 | –4,7 | |
10 | Набегающие волны | 2007 | 20 093 | 2013 | 14 811 | 6 | MacDougall's, Лондон | –5 282 | –4,4 | |
11 | Понте Веккьо во Флоренции | 2018 | 1 053 | 2018 | 1 058 | 1 | Литфонд, Москва | 5 | 0,5 | |
12 | Вид Динана | 2004 | 3 912 | 2004 | 4 157 | 1 | Sotheby's, Лондон | 245 | 6,3 | |
13 | Натюрморт на террасе | 2006 | 42 000 | 2011 | 55 350 | 5 | Sotheby's, Нью-Йорк | 13 350 | 6,4 | |
14 | Рыбацкий поселок | 2007 | 6 250 | 2010 | 7 500 | 3 | Christie's, Нью-Йорк | 1 250 | 6,7 | |
15 | Прибой | 2018 | 1 470 | 2019 | 1 570 | 1 | MacDougall's, Лондон | 100 | 6,8 | |
16 | Морской пейзаж | 2004 | 37 018 | 2009 | 63 587 | 5 | MacDougall's, Лондон | 26 569 | 14,4 | |
17 | Скалистый берег | 2011 | 1 541 | 2012 | 1 920 | 1 | Geneshapiro, Нью-Йорк | 379 | 24,6 | |
18 | Зимовье в лесу после снегопада | 2017 | 2 600 | 2020 | 4 522 | 3 | AI Аукцион, Москва | 1 922 | 24,6 | |
19 | Зимний пейзаж | 2014 | 6 280 | 2016 | 9 450 | 2 | AI Аукцион, Москва | 3 170 | 25,2 | |
20 | Понте Веккьо во Флоренции | 2017 | 751 | 2018 | 1 053 | 1 | Аукционный дом Егоровых | 302 | 40,2 | |
21 | Зима в Шамони | 2004 | 19 800 | 2005 | 28 878 | 1 | Sotheby's, Лондон | 9 078 | 45,8 | |
22 | Флоренция | 2018 | 680 | 2018 | 1 058 | 1 | Литфонд, Москва | 378 | 55,6 | |
23 | Цветы у озера | 2010 | 37 500 | 2010 | 62 651 | 1 | MacDougall's, Лондон | 25 151 | 67,1 | |
24 | Галерея, увитая живыми растениями | 2007 | 8 976 | 2007 | 15 000 | 1 | Корнерс, Киев | 6 024 | 67,1 | |
25 | Флоренция | 2017 | 322 | 2018 | 680 | 1 | Аукционный дом Егоровых, Москва | 358 | 111,2 | |
26 | Ранняя весна | 2017 | 751 | 2017 | 2 040 | 1 | Литфонд, Москва | 1 289 | 171,6 | |
27 | Базарная площадь в Путивле. Эскиз декорации к постановке оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» | 2005 | 4 800 | 2006 | 13 200 | 1 | Christie's, Нью-Йорк | 8 400 | 175,0 | |
28 | Прибой | 2012 | 3 750 | 2013 | 12 085 | 1 | Русская эмаль, Москва | 8 335 | 222,3 | |
29 | Зимний пейзаж с мостом через реку | 2011 | 11 504 | 2012 | 37 444 | 1 | Российский аукционный дом, Москва | 25 940 | 225,5 | |
30 | Город у моря | 2007 | 5 445 | 2007 | 18 110 | 1 | Sotheby's, Лондон | 12 665 | 232,6 |
Работы Константина Вещилова имеют 30 повторных продаж — серьезный результат для русского художника, с таким же высоким положительным среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) — 45,6 %. Если посмотреть на период владения работами художника (срок между двумя продажами), имеющими в итоге положительный CAGR, он будет в среднем равен полутора годам. Тогда как сделки, принесшие владельцу работ Вещилова убыток, разделяет в среднем четыре года. Отметим, что среди успешных продаж также находятся все работы, приобретенные ранее до $1 тыс. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 132 % – другими словами, продавцы в среднем получили сумму на треть больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 32 % продаж.
Складывается впечатление, что все успешные (по итогу) обладатели работ Константина Вещилова знали, когда покупать и когда продавать — об этом говорит спекулятивный характер сделок, часто проведенных через один аукционных дом или в пределах одного года. А те владельцы, которым повезло меньше, метались между странами и аукционными домами и зачастую руководствовались распространенным принципом «работа есть — отчего не продать». В итоге угадать не получалось ни с тем, ни с другим.
Для авторов, имеющих более 100 аукционных продаж, на волатильном рынке (в т.ч. и российском) очень важно смотреть разрыв между топ-продажей и, скажем, десятой по счету. У большинства авторов этот разрыв составляет более 100 %, другими словами, есть некая «общая масса» работ и несколько намеренно спекулятивных сделок, совершенно не отражающих рынка, но сделанных с целью подогреть интерес и улучшить общую статистику художника. Порой подобный разрыв наблюдается даже в первой тройке аукционных продаж. Вещилов на этом фоне — редкое исключение: самая дорогая его работа была продана за $122 830, десятая сверху — за $74 328 (62 % топ-стоимости), двадцатая — за $48 404 (64 % стоимости 10-го места в рейтинге).
Приведенные ценовые показатели, а также то, что 20 топ-продаж художника разбросаны по времени на 16 лет, а не сконцентрированы вокруг определенного периода «моды на художника», вместе говорят о том, что рынок Константина Вещилова сбалансирован. Однако любой баланс нуждается в поддержке: для активизации положительной ценовой динамики сегодня художнику не хватает персональной выставки в ведущем российском музее, а также планомерной работы частных коллекционеров по его продвижению. Объединят ли усилия текущие владельцы работ или те, кто приобретет Вещилова в ближайшее время, увидим в недалеком будущем.
На текущем, 347-м AI Аукционе выставлен «Морской пейзаж» (конец 1930-х — 1940-е).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200914_veschilov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200914_veschilov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.