Художник недели: Владимир Стожаров
История, ценовые и маркетинговые показатели выдающегося представителя отечественной школы реалистической живописи, пейзажиста и мастера натюрморта, «певца русского Севера», Владимира Федоровича Стожарова
Годы жизни: 1926–1973
Направление: реализм
Вид искусства: живопись
Жизнь и творчество
Владимир Федорович Стожаров родился 3 января 1926 года в самом центре Москвы, в Большом Каретном переулке. В отличие от многих других историй становлений художников, о детстве Владимира Федоровича известно немного. Мы знаем, например, что его родители (мать – дворник, отец – шофер) не были связаны с искусством, однако можно с уверенностью сказать, что с красотами природы и архитектуры будущий художник познакомился в достаточно раннем возрасте, во время семейных поездок в Архангельск, Ярославль, Рязань и Кострому.
В 1939 году, 13-летним подростком он начал обучение в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, где его преподавателям стали П. Т. Кошевой, С. П. Михайлов, В. В. Почиталов, А. П. Шорчев. Учеба начинающего художника пришлась на годы войны и частично происходила в эвакуации в Башкирии. По воспоминаниям однокашников, среди которых были художники В. Иванов, И. Попов, Г. Коржев и др., во время учебы Стожаров «не был среди самых заметных учеников, он был так, все время в тени».
Закончив в 1945 году МСХШ, он продолжил свое образование в МГАХИ им В. И. Сурикова на живописном факультете у Д. К. Мочальского, Г. К. Савицкого, В. В. Почиталова. Будучи студентом, Стожаров «никогда не был в числе особо талантливых, он не ходил в отличниках», но уже с первых лет студенческой жизни стремился как можно больше работать на природе, изучая натуру во время многочисленных творческих поездок. В 1946–1950 и в последующие годы он не раз побывал в Костромской и Ярославской областях, был на Байкале и Иссык-Куле, на Енисее и Ангаре, в Иркутске и Омске. Дипломную работу в 1950-1951 годах Стожаров писал в Астрахани – это была жанровая композиция о жизни рыбаков под названием «Сверх плана». «Я помню его диплом – я не скажу, что был удачен диплом», – вспоминал один из тогдашних преподавателей Суриковского института А. Грицай.
Переломным моментом в творчестве художника стала поездка на целину и на Север, в Каргополь. И. Зверьков вспоминал: «Так получилось, что однажды мы собирались с Игорем Поповым поехать в Каргополь… И вот однажды сидим, раскладываем кapтy, рассматриваем, а что же такое Каргополь, и входит Стожаров, поскольку они с Поповым были соседи по мастерской. Так как в ту весну его компаньон из Ярославля не смог поехать, он говорит: “А возьмите меня с собой”». Из той поездки Стожаров вернулся другим художником.
Владимир Стожаров был влюблен в природу и архитектуру русского Севера и несмотря на то, что среди современной ему критики высказывалось мнение что «что он повторяется, нужно ему что-то другое поискать», сам художник говорил о своем увлечении северными пейзажами, в которых дикая природа перемежалась признаками крестьянского быта и скромными деревянными домиками, так: «Столетия люди писали Мадонну, а мне эти домики как Мадонна. Я люблю их за красоту…». Северные пейзажи, а также программные произведения на темы из жизни простого народа принесли художнику заслуженную высокую оценку и признание.
В 1959 году он впервые совершает творческую поездку в Италию и создает там целый ряд пейзажей с видами различных городов. В 1960 он путешествовал по Франции, в 1971 посетил Великобританию. Несмотря на то что для него, в буквальном смысле, открываются все границы, художник не изменяет своей любимой теме и в своем творчестве отдает предпочтение натурным видам Севера России. В 1960-х – 1970-х он побывал в Коми, Архангельской области, на северных реках, в Псковской и Новгородской областях. В 1965 году Владимир Стожаров был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1966 художник участвовал в 33-й Венецианской биеннале, в 1967 был награжден серебряной медалью Академии художеств СССР за ряд произведений, созданных в период 1964–1967. В 1968 году он получил Государственную премию РСФСР имени И. Е. Репина за произведения, созданные в период 1960–1967.
На протяжении всей своей творческой жизни художник не отступал от принципов русского реалистического искусства, отдавая предпочтение натурному пейзажу. Однако исключительно пейзажистом назвать его нельзя. Среди его программных произведений есть жанровые сцены, натюрморты. В последние годы своего творчества он увлекся написанием портретов.
Современники и ценители творчества художника, помимо уверенного владения приемами построения композиции и академической техники рисунка и письма маслом, отмечали удивительное мастерство владения цветом, а также неповторимую эмоциональность его работ. Живопись Стожарова вне зависимости от того, этюд ли это или большеформатное произведение, всегда удивляет тонкостью, проработанностью колорита, лиричной, светлой атмосферой и особой светоносностью, когда при взгляде даже на самое суровое северное небо начинает казаться, что вот-вот проглянет солнце. За этот особенный талант перенести на холст и передать зрителю собственное восхищение и увлеченность увиденной природой вдобавок к мастерскому владению кистью, работы Стожарова ценились не только представителями отечественного искусства, но и широкой публикой. Так, в 1972–1974 годах прошла передвижная персональная выставка живописи Стожарова в городах Сыктывкар, Архангельск, Киров, Ижевск, Горький, Куйбышев, Ульяновск, Астрахань, Кострома, Рязань, Брянск, Калинин, Тула, Калуга, Смоленск.
Страдая тяжелым заболеванием, художник продолжал работать до последних дней своей жизни. За несколько месяцев до своей смерти Стожаров был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Художник умер от рака желудка 22 ноября 1973 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
В 2012 году работы художника были экспонированы в Государственном Русском музее на выставке «Реализм в русском искусстве второй половины ХХ века», собранной из государственных и частных коллекций. В целом же произведения Владимира Стожарова находятся в собраниях более 90 музеев России, стран СНГ и дальнего зарубежья – среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Национальный музей «Киевская картинная галерея» (бывший Музей русского искусства – AI), Художественный музей Спрингвилла (США) и Королевская Академия искусств (Великобритания) – а также в крупных частных собраниях реалистического искусства XX века.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Владимира Стожарова входит живопись, проданная на лондонских аукционах. Третий и второй по стоимости результаты были получены летом 2018 года: «Большая Пысса» (картон на доске, масло, 1964) была продана Sotheby’s за $217 718, днем позже MacDougall’s немного превзошел этот результат – $ 253 506 за живопись «Весна в деревне Желниха» (холст, масло, 1955). Самая дорогая работа художника была продана на июньских «русских торгах» Sotheby’s в 2015 году: «Отплытие первого теплохода» (доска, масло, 1965) была приобретена за $687 505.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 198 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись – 197 работ, тиражная продукция – 1 работа. Средняя стоимость проданных работ – $28,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке – $3,61 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 125 к 73 (63% всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
1992-2010 |
49 |
29 |
59 |
20 |
2011-2015 |
78 |
51 |
65 |
27 |
2016-2020 |
71 |
45 |
63 |
26 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов |
Выставлено лотов, шт. |
Результаты по лотам |
||
---|---|---|---|---|
Продано, |
Не продано, шт. |
|||
шт. |
% |
|||
РФ |
114 |
58 |
51 |
56 |
Великобритания |
57 |
49 |
86 |
8 |
США |
7 |
6 |
86 |
1 |
Франция |
7 |
5 |
71 |
2 |
Казахстан |
4 |
0 |
0 |
4 |
Нидерланды |
2 |
2 |
100 |
0 |
Германия |
1 |
1 |
100 |
0 |
Польша |
1 |
1 |
100 |
0 |
Израиль |
1 |
1 |
100 |
0 |
Бельгия |
1 |
1 |
100 |
0 |
Япония |
1 |
1 |
100 |
0 |
Украина |
1 |
0 |
0 |
1 |
Швеция |
1 |
0 |
0 |
1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п |
Название |
Покупка |
Продажа |
Срок владения, лет |
Аукционный дом |
Прибыль, $ |
CAGR, % |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год |
Цена, $ |
Год |
Цена, $ |
|||||||
1 |
Улица у причала. Красноярск |
2012 |
6 420 |
2018 |
3 000 |
6 |
Совком, Москва |
–3 420 |
–8,9 |
|
2 |
Осень |
2006 |
5 000 |
2020 |
2 400 |
14 |
Совком, Москва |
–2 600 |
–3,7 |
|
3 |
Ветреный день. Сердпа |
2009 |
15 529 |
2015 |
37 880 |
6 |
MacDougall's, Лондон |
22 351 |
24,0 |
|
4 |
Деревенский дом под вечерним солнцем, Унжа |
2009 |
13 293 |
2015 |
35 886 |
6 |
MacDougall's, Лондон |
22 593 |
28,3 |
|
5 |
Деревня Глуховки. Ярославская область |
2018 |
1 100 |
2019 |
2 000 |
1 |
Совком, Москва |
900 |
81,8 |
|
6 |
Улица у причала. Красноярск |
2011 |
3 346 |
2012 |
6 420 |
1 |
Совком, Москва |
3 074 |
91,9 |
Работы Владимира Стожарова имеют 6 повторных продаж с положительным среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 35,6%. Однако даже из такой скромной выборки отметим, что наиболее высокий CAGR показали работы нижней ценовой категории с небольшим периодом владения – до одного года (причем – вне зависимости от состояния внутреннего рынка на момент продажи). Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 171% – другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 71% больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 40% продаж.
Среди всех проданных на аукционах произведений Стожарова работы стоимостью ниже $10 тыс. по молотку составили 46%, при этом средняя стоимость работ художника в категории свыше $10 тыс. за тот же период выросла на 17%, а две из трех самых дорогих продаж художника случились в 2018 году. О чем это говорит? Если бы средний и высший ценовые сегменты остановились в увеличении ценовой динамики, а громкие аукционные продажи остались уделом прошлых лет – при том, что «нижний эшелон» продолжил бы принимать работы для продажи – это говорило бы о стагнации рынка художника. А в случае Владимира Стожарова увеличение числа доступных работ художника, открывающих возможности входа для коллекционера, свидетельствует о том, что предложение реагирует на спрос: как только одни работы занимают более высокую ценовую ступеньку, на их место тут же выходят другие.
В целом аукционная судьба реалистического искусстве второй половины XX века напоминает динамику продаж русского авангарда, только со смещением на 6–8 лет: пиковые показатели художников-авангардистов пришлись на 2006–2008 годы, после чего рынок чуть просел и стал восстанавливаться к середине 2010-х. Интерес к художникам-соцреалистам пережил такой же массовый всплеск в 2013–2014 годах (зарубежные выставки Виктора Попкова и рекордные продажи Георгия Нисского), и начинает свое восхождение заново – но уже в условиях честного рынка с минимумом спекулятивного маркетинга. Творчество Владимира Стожаров на этом поле обладает существенным преимуществом – фондом, который управляется наследниками художника, актуализирует информацию по аутентичным работам и активно борется с подделками.
На текущем, 345-м AI Аукционе выставлена живописная работа «Римский форум» 1967 года.
Источники: stozharov.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200831_stozharov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200831_stozharov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.