Художник недели: Франциско Инфантэ
ARTinvestment.RU   24 августа 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели одного пионеров отечественного постмодернизма, «романтического концептуалиста» и представителя «другого искусства» Франциско Инфантэ-Арана

Художник Франциско Инфантэ во многих смыслах выдающийся человек, выделяющейся из общей массы своих современников. К этим «выделяющим его из толпы» деталям, относится и его испанское имя.

Франциско Инфантэ-Арана родился 4 июня 1943 года в селе Васильевка Саратовской области. Мать его была русской, а отец — политэмигрант из Испании, покинувший страну во времена Франко. Отец будущего художника рано ушел из жизни, а семья Инфантэ переехала в Москву. Уже на новом месте 13-летний Франциско поступил в Московскую среднюю художественную школу, окончив которую в 1962 году, он продолжил обучение в знаменитой Строгановке: Московском Высшем художественно-промышленном училище.

За годы обучения Инфантэ освоил академическую манеру письма и проявил себя талантливым рисовальщиком, однако, по его собственному выражению, окончание в 1966 году художественного училища в художника его не превратило: «В художественной школе я себя художником еще не осознавал, просто учился… Что-то не ладилось внутри, хотя, судя по отметкам, я рисовал неплохо. Нас учили: вот дальний план, а вот ближний. Но все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали. Для меня проблема искусства сводилась к росту собственного сознания».

Росту собственного сознания Инфантэ способствовали не учителя, а в первую очередь круг его общения: друзья-художники и жена, Нонна Горюнова, работать в соавторстве с которой он начал с 1968 года. Несмотря на то, что, по воспоминаниям художника, геометрической абстракцией он начал заниматься еще во время учебы в художественной школе, осознать что подобный вид творчества может быть самостоятельным и самоценным видом искусства, ему помогли альбомы произведений Ханса Хартунга и Пьера Сулажа, с которыми он познакомился во время посещений Библиотеки иностранных языков.

Еще одним фактором, подтолкнувшим Инфантэ к исследованию и развитию абстрактного начала в собственном творчестве, стало знакомство и идеями и искусством К. Малевича, произошедшее в 1962–1963 годах, во время визита в Строгановку искусствоведов из Чехословакии. С 1962 по 1964 год Инфантэ был членом Содружества художников геометрического и метафизического направления, а в 1964-м вступил в организованную его другом, художником Львом Нусбергом творческую группу «Движение», посвященную созданию в искусстве «русского эквивалента западного кинетизма».

Вклад Инфантэ в создание и деятельность этой группы сложно переоценить. Лучше всего о своей роли в развитии «русского кинетизма» сказал сам художник: «В 1964-м году Нусберг создал группу “Движение”, а в 1965-м году из этой группы все художники вышли. Я был единственным, кто остался, потому что я очень высоко ценил личную дружбу… Мы делаем конструкции, — говорили мы тогда, — это пространственный вид искусства, связанный с движением… я хорошо помню, как мы однажды гуляли и я предложил наши конструкции двигать. Это моя идея, хотя я и не придавал ей большого значения». Однако вскоре между художниками произошел разлад, и группа окончательно распалась, оставив после себя несколько невоплощенных проектов, а также кинетические трехмерные произведения авторства Инфантэ.

Следующий большой этап в творчестве художника начался уже после окончания ВУЗа, в 1968 году. К этому году относятся первые опыты художника в «спонтанных играх на природе». Именно этими словами художник, не знакомый с терминами «перформанс» и «инсталляция», определял совместные с Нонной Горюновой творческие акции, в ходе которых он, развивая для себя тему белого «ничто» Малевича, выкладывал на чистом снегу вырезанные из картона «супрематические элементы» и фиксировал получившиеся композиции на фотопленку. Этим они занимались два года, а в 1970-м Инфантэ организовал творческую группу «Арго», состоящую из художников и инженеров, целью которых было создание искусственных систем, аналогичных естественным явлениям.

А в 1975 (или 1976) году, как продолжение размышлений о природе искусственного в диалоге с природой естественной, в жизни Инфантэ появились «артефакты». По определению художника, артефакт — это нечто, созданное искусственно; то, чего не может быть; вторая природа, которую создали люди или даже сам диалог природы с искусственными элементами, созданными человеком. Именно по этой причине (хотя большая часть произведений Инфантэ, представленных в различных арт-институциях, — фотографии) назвать его фотографом будет в корне неверно, потому что фотография в его случае — способ фиксации этого диалога. А сам он не автор фотографии, а создатель условий, в которых этот диалог как художественное событие может быть возможен.

Словами автора: «Исключительная важность точки художественного события определила фотоаппарат как средство и как технический инструмент, позволяющий запечатлевать выбранные мгновения. В результате — фотография, которая тем лучше, чем точнее передает информацию об объекте съемки. Повторю, что желаемый объект съемки — это художественное событие, происшедшее там, где искусственный объект взаимодействовал с природой и где при этом артефакт обнаружил свое присутствие».

«Артефакты» Инфантэ — множество разнообразных серий, зачастую созданных в соавторстве с Н. Горюновой, исследующих разнообразие и взаимодействие различных естественных и искусственных структур и фактур в различных погодных условиях и ландшафтах. Поэтому, в каком-то смысле Инфантэ можно считать и пионером отечественного ленд-арта. В 1996 году приверженность художника к разработанной им уникальной образной системе получила признание отечественного арт-мира: художник стал лауреатом Государственной премии РФ по литературе и искусству «за разработку нового языка в искусстве».

Говоря о собственном творческом методе, художник подчеркивает: «я не использую фотомонтаж, коллажирование и другие фото-приемы, сопряженные, например, с термической обработкой фотобумаги и фотопленки, с колдовством над химикатами и т.д. То есть свою работу над фотографией я не связываю с фотоискусством. Все, что мне нужно от фототехники, это безотказный фотоаппарат, качественная фотопленка и качественная фотобумага». И именно в разгадывании того, «как это сделано», и состоит немалая часть притягательности фотографий его «Артефактов».

К началу 2020 года художник участвовал более чем в 300 выставках в СССР/России и за рубежом. Среди наиболее значимых — персональные выставки 1989 года в музее Вильгельма Хака (Людвигсхафен, ФРГ) и Rosa Esman Gallery (Нью-Йорк, США), Palazzo Magnani (Реджо-нель-Эмилии, Италия), а также три экспозиции в художественном музее Зиммерли (Нью-Брансуик, США) в 2018–2020 годах. Из групповых проектов выделим выставку «Другая транс-Атлантика: кинетическое и оптическое искусство стран Латинской Америки и Восточной Европы, 1950–1970», прошедшую в 2017 году в Сан-Паулу (Бразилия) и Лодзе (Польша). За рубежом, по данным Artfacts, художника представляют, в частности, Galerie Edition Domberger (Германия) и Galerie Karenina (Австрия).

Работы Франциско Инфантэ находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, художественного музея Зиммерли в Нью-Брансуике, Института искусства Детройта, Бруклинского музея (все — США), музея современного искусства в Сеуле (Южная Корея), художественном музее Сетагая в Токио (Япония), а также в частных коллекциях России, США, Японии и многих стран Европы.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Франциско Инфантэ входит живопись, проданная на лондонском аукционе Sotheby’s. Третий по стоимости результат был получен во время осенней «русской недели» 2019 года: «Вакуумные часы (13)» (1967, картон, темпера) нашли покупателя за $98 110. Вторая по стоимости сделка была заключена весной 2008 года: «Эскиз Спирали 2» (1964–1972, холст, масло) на осенних торгах ушел с молотка за $146 958. Самая дорогая работа художника была продана летом 2006 года: за $266 316 досталась новому владельцу графика «Выстраивание знака» (1984, бумага, акварель, карандаш, чернила).

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 187 раз были выведены на аукционные торги, из них фотография — 127 работ, графика — 25, живопись — 21, керамика (фарфор) — 6, тиражная продукция — 4, смешанная техника — 3, коллаж — 1. Средняя стоимость проданных работ — $6,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,27 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 74 к 113 (40 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

2001–2010

80

23

29

57

2011–2017

52

27

52

25

2018–2020

55

24

44

31

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

РФ

86

39

45

47

Великобритания

72

30

42

42

Франция

12

3

25

9

США

11

2

18

9

Бельгия

3

0

0

3

Швейцария

2

0

0

2

Латвия

1

0

0

1

Художник имеет всего одну повторную продажу: работа на бумаге «Композиция» (1967) была продана дважды в течение 2019 года одним аукционным домом (первому покупателю она досталась за $731, второму — за $1 404). Налицо два главных фактора спекулятивного характера операции с предметом искусства: один аукционный дом и 6 месяцев между сделками. При этом своему прежнему владельцу работа (а следом и художник) принесла 151 % CAGR (без учета комиссий аукционному дому, уплаченных дважды — в качестве покупателя и продавца). Средний эстимейт всех проданных работ Франциско Инфантэ был превышен на 185 %, другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 85 % больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 29 % продаж.

Сегодня, когда значимость художника для мира искусства все чаще определяется вопросом «а что ты сделал до 2020 года?», на первый план в резюме карьерного роста выходят выставочные проекты, организованные в музеях совместно с образовательными институциями. Среди многочисленных выставок Франциско Инфантэ особняком стоит персональная экспозиция в Венеции в 2012 году: «Артефакты. Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова» была организована университетом Ка’ Фоскари и МГХПА им. С.Г. Строганова, и стала параллельным проектом 13-й архитектурной Венецианской биеннале. Каталог к выставке, созданный ее кураторами Кириллом Гаврилиным и Маттео Бертеле, по признанию специалистов, заново открыл художника Западу, показав творчество Франциско Инфантэ органичным и неотъемлемым этапом эволюции мировой истории искусства.

С точки зрения арт-рынка, Франциско Инфантэ — современный художник с типичной для России судьбой, чьи финансовые показатели подскочили вверх в 2006–2008 годах, а теперь плавно восстанавливаются на создаваемом заново рынке современного искусства. С точки зрения мирового искусствоведения, Инфантэ — российский художник, чей творческий вклад в современное искусство и философию является желанным предметом изучения для институций, арт-критиков и кураторов будущих выставок.

На текущем, 344-м AI Аукционе выставлена фотография «Артефакты». Из серии «Комбинаторика». 1981

Источники: artandyou.ru, gif.ru, artinvestment.ru, museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200824_infante_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200824_infante_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх