Художник недели: Франциско Инфантэ
История, ценовые и маркетинговые показатели одного пионеров отечественного постмодернизма, «романтического концептуалиста» и представителя «другого искусства» Франциско Инфантэ-Арана
Художник Франциско Инфантэ во многих смыслах выдающийся человек, выделяющейся из общей массы своих современников. К этим «выделяющим его из толпы» деталям, относится и его испанское имя.
Франциско Инфантэ-Арана родился 4 июня 1943 года в селе Васильевка Саратовской области. Мать его была русской, а отец — политэмигрант из Испании, покинувший страну во времена Франко. Отец будущего художника рано ушел из жизни, а семья Инфантэ переехала в Москву. Уже на новом месте 13-летний Франциско поступил в Московскую среднюю художественную школу, окончив которую в 1962 году, он продолжил обучение в знаменитой Строгановке: Московском Высшем художественно-промышленном училище.
За годы обучения Инфантэ освоил академическую манеру письма и проявил себя талантливым рисовальщиком, однако, по его собственному выражению, окончание в 1966 году художественного училища в художника его не превратило: «В художественной школе я себя художником еще не осознавал, просто учился… Что-то не ладилось внутри, хотя, судя по отметкам, я рисовал неплохо. Нас учили: вот дальний план, а вот ближний. Но все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали. Для меня проблема искусства сводилась к росту собственного сознания».
Росту собственного сознания Инфантэ способствовали не учителя, а в первую очередь круг его общения: друзья-художники и жена, Нонна Горюнова, работать в соавторстве с которой он начал с 1968 года. Несмотря на то, что, по воспоминаниям художника, геометрической абстракцией он начал заниматься еще во время учебы в художественной школе, осознать что подобный вид творчества может быть самостоятельным и самоценным видом искусства, ему помогли альбомы произведений Ханса Хартунга и Пьера Сулажа, с которыми он познакомился во время посещений Библиотеки иностранных языков.
Еще одним фактором, подтолкнувшим Инфантэ к исследованию и развитию абстрактного начала в собственном творчестве, стало знакомство и идеями и искусством К. Малевича, произошедшее в 1962–1963 годах, во время визита в Строгановку искусствоведов из Чехословакии. С 1962 по 1964 год Инфантэ был членом Содружества художников геометрического и метафизического направления, а в 1964-м вступил в организованную его другом, художником Львом Нусбергом творческую группу «Движение», посвященную созданию в искусстве «русского эквивалента западного кинетизма».
Вклад Инфантэ в создание и деятельность этой группы сложно переоценить. Лучше всего о своей роли в развитии «русского кинетизма» сказал сам художник: «В 1964-м году Нусберг создал группу “Движение”, а в 1965-м году из этой группы все художники вышли. Я был единственным, кто остался, потому что я очень высоко ценил личную дружбу… Мы делаем конструкции, — говорили мы тогда, — это пространственный вид искусства, связанный с движением… я хорошо помню, как мы однажды гуляли и я предложил наши конструкции двигать. Это моя идея, хотя я и не придавал ей большого значения». Однако вскоре между художниками произошел разлад, и группа окончательно распалась, оставив после себя несколько невоплощенных проектов, а также кинетические трехмерные произведения авторства Инфантэ.
Следующий большой этап в творчестве художника начался уже после окончания ВУЗа, в 1968 году. К этому году относятся первые опыты художника в «спонтанных играх на природе». Именно этими словами художник, не знакомый с терминами «перформанс» и «инсталляция», определял совместные с Нонной Горюновой творческие акции, в ходе которых он, развивая для себя тему белого «ничто» Малевича, выкладывал на чистом снегу вырезанные из картона «супрематические элементы» и фиксировал получившиеся композиции на фотопленку. Этим они занимались два года, а в 1970-м Инфантэ организовал творческую группу «Арго», состоящую из художников и инженеров, целью которых было создание искусственных систем, аналогичных естественным явлениям.
А в 1975 (или 1976) году, как продолжение размышлений о природе искусственного в диалоге с природой естественной, в жизни Инфантэ появились «артефакты». По определению художника, артефакт — это нечто, созданное искусственно; то, чего не может быть; вторая природа, которую создали люди или даже сам диалог природы с искусственными элементами, созданными человеком. Именно по этой причине (хотя большая часть произведений Инфантэ, представленных в различных арт-институциях, — фотографии) назвать его фотографом будет в корне неверно, потому что фотография в его случае — способ фиксации этого диалога. А сам он не автор фотографии, а создатель условий, в которых этот диалог как художественное событие может быть возможен.
Словами автора: «Исключительная важность точки художественного события определила фотоаппарат как средство и как технический инструмент, позволяющий запечатлевать выбранные мгновения. В результате — фотография, которая тем лучше, чем точнее передает информацию об объекте съемки. Повторю, что желаемый объект съемки — это художественное событие, происшедшее там, где искусственный объект взаимодействовал с природой и где при этом артефакт обнаружил свое присутствие».
«Артефакты» Инфантэ — множество разнообразных серий, зачастую созданных в соавторстве с Н. Горюновой, исследующих разнообразие и взаимодействие различных естественных и искусственных структур и фактур в различных погодных условиях и ландшафтах. Поэтому, в каком-то смысле Инфантэ можно считать и пионером отечественного ленд-арта. В 1996 году приверженность художника к разработанной им уникальной образной системе получила признание отечественного арт-мира: художник стал лауреатом Государственной премии РФ по литературе и искусству «за разработку нового языка в искусстве».
Говоря о собственном творческом методе, художник подчеркивает: «я не использую фотомонтаж, коллажирование и другие фото-приемы, сопряженные, например, с термической обработкой фотобумаги и фотопленки, с колдовством над химикатами и т.д. То есть свою работу над фотографией я не связываю с фотоискусством. Все, что мне нужно от фототехники, это безотказный фотоаппарат, качественная фотопленка и качественная фотобумага». И именно в разгадывании того, «как это сделано», и состоит немалая часть притягательности фотографий его «Артефактов».
К началу 2020 года художник участвовал более чем в 300 выставках в СССР/России и за рубежом. Среди наиболее значимых — персональные выставки 1989 года в музее Вильгельма Хака (Людвигсхафен, ФРГ) и Rosa Esman Gallery (Нью-Йорк, США), Palazzo Magnani (Реджо-нель-Эмилии, Италия), а также три экспозиции в художественном музее Зиммерли (Нью-Брансуик, США) в 2018–2020 годах. Из групповых проектов выделим выставку «Другая транс-Атлантика: кинетическое и оптическое искусство стран Латинской Америки и Восточной Европы, 1950–1970», прошедшую в 2017 году в Сан-Паулу (Бразилия) и Лодзе (Польша). За рубежом, по данным Artfacts, художника представляют, в частности, Galerie Edition Domberger (Германия) и Galerie Karenina (Австрия).
Работы Франциско Инфантэ находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, художественного музея Зиммерли в Нью-Брансуике, Института искусства Детройта, Бруклинского музея (все — США), музея современного искусства в Сеуле (Южная Корея), художественном музее Сетагая в Токио (Япония), а также в частных коллекциях России, США, Японии и многих стран Европы.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Франциско Инфантэ входит живопись, проданная на лондонском аукционе Sotheby’s. Третий по стоимости результат был получен во время осенней «русской недели» 2019 года: «Вакуумные часы (13)» (1967, картон, темпера) нашли покупателя за $98 110. Вторая по стоимости сделка была заключена весной 2008 года: «Эскиз Спирали 2» (1964–1972, холст, масло) на осенних торгах ушел с молотка за $146 958. Самая дорогая работа художника была продана летом 2006 года: за $266 316 досталась новому владельцу графика «Выстраивание знака» (1984, бумага, акварель, карандаш, чернила).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 187 раз были выведены на аукционные торги, из них фотография — 127 работ, графика — 25, живопись — 21, керамика (фарфор) — 6, тиражная продукция — 4, смешанная техника — 3, коллаж — 1. Средняя стоимость проданных работ — $6,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,27 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 74 к 113 (40 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2001–2010 | 80 | 23 | 29 | 57 |
2011–2017 | 52 | 27 | 52 | 25 |
2018–2020 | 55 | 24 | 44 | 31 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 86 | 39 | 45 | 47 |
Великобритания | 72 | 30 | 42 | 42 |
Франция | 12 | 3 | 25 | 9 |
США | 11 | 2 | 18 | 9 |
Бельгия | 3 | 0 | 0 | 3 |
Швейцария | 2 | 0 | 0 | 2 |
Латвия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Художник имеет всего одну повторную продажу: работа на бумаге «Композиция» (1967) была продана дважды в течение 2019 года одним аукционным домом (первому покупателю она досталась за $731, второму — за $1 404). Налицо два главных фактора спекулятивного характера операции с предметом искусства: один аукционный дом и 6 месяцев между сделками. При этом своему прежнему владельцу работа (а следом и художник) принесла 151 % CAGR (без учета комиссий аукционному дому, уплаченных дважды — в качестве покупателя и продавца). Средний эстимейт всех проданных работ Франциско Инфантэ был превышен на 185 %, другими словами, продавцы в среднем получили сумму на 85 % больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 29 % продаж.
Сегодня, когда значимость художника для мира искусства все чаще определяется вопросом «а что ты сделал до 2020 года?», на первый план в резюме карьерного роста выходят выставочные проекты, организованные в музеях совместно с образовательными институциями. Среди многочисленных выставок Франциско Инфантэ особняком стоит персональная экспозиция в Венеции в 2012 году: «Артефакты. Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова» была организована университетом Ка’ Фоскари и МГХПА им. С.Г. Строганова, и стала параллельным проектом 13-й архитектурной Венецианской биеннале. Каталог к выставке, созданный ее кураторами Кириллом Гаврилиным и Маттео Бертеле, по признанию специалистов, заново открыл художника Западу, показав творчество Франциско Инфантэ органичным и неотъемлемым этапом эволюции мировой истории искусства.
С точки зрения арт-рынка, Франциско Инфантэ — современный художник с типичной для России судьбой, чьи финансовые показатели подскочили вверх в 2006–2008 годах, а теперь плавно восстанавливаются на создаваемом заново рынке современного искусства. С точки зрения мирового искусствоведения, Инфантэ — российский художник, чей творческий вклад в современное искусство и философию является желанным предметом изучения для институций, арт-критиков и кураторов будущих выставок.
На текущем, 344-м AI Аукционе выставлена фотография «Артефакты». Из серии «Комбинаторика». 1981
Источники: artandyou.ru, gif.ru, artinvestment.ru, museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200824_infante_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200824_infante_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.