Художник недели: Георгий Нисский
История, ценовые и маркетинговые показатели одного из основателей сурового стиля, выдающегося пейзажиста и одного из самых самобытных авторов круга ОСТа Георгия Григорьевича Нисского
Как это часто бывает в судьбе по-настоящему талантливых художников, жизнь и направление развития искусства одного из самых выдающихся отечественных живописцев XX века во многом определил случай.
Георгий Григорьевич Нисский родился 8 (21) января 1903 года в семье станционного врача на небольшой станции Новобелеца в Могилевской губернии, близ Гомеля, на территории современной Белоруссии. Первыми опытами в искусстве в детстве художника были небольшие зарисовки на полях отцовских бумаг и копии особенно понравившихся работ, репродукции которых он видел в книгах. Заметив склонность мальчика к творчеству, и особенно к живописи, родители, как могли, помогали ему развивать талант. Так в жизни будущего художника появился первый учитель — иконописец Петров (о нем известно, что он приехал в Гомель из Владимира), а позже и местный студент-художник Зорин, познакомивший Георгия с творчеством художников-мирискусников.
Окончив школу, в 1919 году, Георгий Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, где его учителем стал А. Я. Быховский. В 1921 году он, в числе самых способных учеников, был командирован из Гомеля в Москву, где поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС), а по их завершении начал учебу на отделении живописи, занимался в мастерских Р. Р. Фалька и А. Д. Древина. Однако, согласно воспоминаниям художника, манера учителей была ему не близка, поэтому занятиям в мастерской он предпочитал занятия в спортзале. Увлечение спортом (любимым видом художника был в то время волейбол) привело к тому, что он, во-первых, нередко выступал моделью для работ других авторов (например, позировал Петру Кончаловскому), а во-вторых, познакомился с художником, разделяющим его спортивный энтузиазм и оказавшим значительное влияние на его художественную манеру. Речь об Александре Дейнеке, который познакомил Нисского с творчеством художников-станковистов и которого Георгий Григорьевич впоследствии называл своим наставником. Под влиянием творчества художников ОСТа и стилистики А. Дейнеки сложился собственный образный язык Нисского, получивший выражение в раннем периоде творчества художника.
Ранним периодом творчества — временем становления узнаваемой сухой, лаконичной, но вместе с тем и максимально выразительной манеры — обычно называют отрезок с 1929-го (год написания дипломной работы Нисского) по 1935-й. В этот период художник много экспериментирует не только с изобразительной манерой, но и с жанрами, работая, среди прочего, над батальными сценами, маринами и индустриальным пейзажем. Набору натурных впечатлений помогали его многочисленные творческие поездки. В 1928-м необходимость сбора материала к дипломной работе впервые привела его на Черное море. C 1932-го Нисский возвращался к нему работать почти ежегодно — в Батуми, Новый Афон, Новороссийск, Севастополь, Судак, Одессу. В 1936-м выезжал на этюды в Севастополь совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским, Ф. С. Богородским.
Кроме этого, раскрытию его таланта как графика способствовали сначала работа в типографской мастерской во время учебы во ВХУТЕМАСе, а после — работа в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА), где он вплоть до 1931 года занимался оформлением стенгазет, боевых листков и даже создавал монументальные панно. В предвоенные годы он много занимался парусным спортом, писал морские и индустриальные пейзажи, картины на темы советского флота. Для создания работ на тему флота он в 1936 году был командирован на Тихий океан, а зимой 1940-го ездил на Балтийское море, где выполнил графические серии «Ленинград», «Кронштадт». Осенью 1940-го и весной 1941-го Георгий Нисский работал на Северном флоте в Баренцевом море. Война застала художника в Москве, где он вплоть до 1945 года сотрудничал в «Окнах ТАСС» и выполнил несколько циклов работ на батальные темы.
Занятия агитационным искусством, оформительской деятельностью и графикой привели к тому, что в период с 1936 по 1959 год изобразительная манера Нисского несколько изменилась. Он, кажется, нашел равновесие между классической системой образов и новаторским подходом к изображению пространства. В этот период, который специалисты по творчеству художника склонны называть периодом расцвета, его работы достигают пика своей выразительности, а из палитры его художественных приемов исчезает всё лишнее.
В первое послевоенное десятилетие он много и плодотворно работает над пейзажами и жанровыми полотнами морской тематики, проводя много времени на собственной яхте на канале им. Москвы.
К середине 1950-х среди сюжетов Нисского все чаще начинает встречаться индустриальный пейзаж. Размышление над этой темой и эмоциональное потрясение, которое испытал художник в конце 1950-х годов, приводит к тому, что в 1960-х стиль и манера художника снова меняются.
Вл. Воробьев в своих мемуарах вспоминал: «Где-то в 60-х годах художник Кокарекин привез из Индии в Москву чуму (это случилось в конце 1959-го. Художник Алексей Кокорекин заразился в Индии черной оспой, в Москве произошла вспышка болезни, но эпидемию удалось предотвратить. — AI.). <…> Кокарекин жил в одном доме с Нисским, и они были большие друзья. Наутро после приезда Кокарекин вышел из дома, а в это время во дворе Нисский делал профилактику своему “Москвичу”. Они уже были готовы по старой привычке обняться и расцеловаться, но у Жоры руки были в нигроле, и они лишь договорились увидеться вечером. Днем Кокарекина увезли в больницу, откуда он уже не вышел. Жора очень переживал эту потерю и то, что его самого спасла только невероятная случайность. … А когда вернулся к картинам, это был уже совсем другой художник. Его картины стали более стилизованы, в них как бы появилось дыхание чего-то космического». Именно эти «космические», лишенные присутствия человека и полностью посвященные взаимодействию нетронутой природы и новейших достижений человеческой мысли, воплощенных в технике, пейзажи за лаконизм и своеобразную холодность и сухость назовут «суровыми», и именно эти работы рубежа 1950–60-х годов чаще всего будут иметь в виду, называя их автора прародителем «сурового стиля».
Как и многие авторы, в зрелом периоде творчества Нисский обращается к воспоминаниям раннего детства. В его случае — детства, проведенного у железнодорожной станции. Отсюда — обилие железных дорог и поездов в его работах 1960–70-х годов. В последние годы художник сильно болел и не мог продолжать активную творческую деятельность. Георгий Григорьевич Нисский скончался в Москве 18 июня 1987 года.
За годы жизни художник участвовал во многих зарубежных выставках советского искусства: «Мир завтрашнего дня» (Нью-Йорк, 1939), Венецианской биеннале современного искусства (1956, 1972), Всемирной выставке в Брюсселе (1958), ретроспективе советского искусства в Варшаве (1951), Дели, Калькутте и Бомбее (1952), Праге, Братиславе и Брно (1954), Дамаске, Бейруте и Каире (1955), а также в Лондоне (1957). Персональные выставки Георгия Нисского при жизни состоялись в Москве в 1950 и 1959 годах.
В 2003 году работы художника были экспонированы в берлинском музее «Дом Мартина Гропиуса» в составе выставки Berlin — Moscow, Moscow — Berlin. 1950–2000. В 2011-м масштабную выставку Windows On The War: Soviet Tass Posters At Home And Abroad, 1941–1945, посвященную агитационным плакатам Второй мировой войны организовал Художественный институт в Чикаго, также включив работы Нисского. Наконец, в 2015-м году работы художника стали частью ретроспективы русского советского искусства Russia on the Road (1920–1990) в Выставочном дворце в Риме. Единственная полноценная ретроспектива художника «Нисский. Горизонт» в последние годы была проведена Институтом русского реалистического искусства в Москве в 2018 году.
Работы Георгия Нисского находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства (в настоящий момент закрыт), а также в крупных частных собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Георгия Нисского входит живопись, проданная на лондонском аукционе Sotheby’s. Третий по стоимости результат был получен летом 2019 года: картина «Летное поле» (холст, масло) была продана за $238 106. Две другие топ-продажи совершились в 2014 году: картину «В пути» (1959–1964, холст, масло) на осенних торгах купили за $946 347. Самая дорогая работа художника была сенсационно продана полугодом ранее, когда на летней «русской неделе» был показан самый высокий результат как Георгия Нисского, так и соцреализма в целом: живопись «Над снегами» (1964, холст, масло) была приобретена московским Институтом русского реалистического искусства за $2 951 835.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 163 раза были выведены на аукционные торги, из них графика — 83 работы, живопись — 76 работ, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $35,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $5,84 млн. Баланс проданных и непроданных работ — 163 к 96 (59 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2005–2010 | 36 | 22 | 61 | 14 |
2011–2015 | 20 | 11 | 55 | 9 |
2016–2020 | 107 | 63 | 59 | 44 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 138 | 76 | 55 | 62 |
Великобритания | 14 | 12 | 86 | 2 |
США | 5 | 3 | 60 | 2 |
Германия | 3 | 3 | 100 | 0 |
Австрия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Монако | 1 | 1 | 100 | 0 |
Франция | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Маяк в Пестово | 2007 | 5 835 | 2008 | 4 130 | 1 | Совком, Москва | –1 705 | –29,2 | |
2 | Обнаженная | 2006 | 75 000 | 2018 | 325 534 | 12 | MacDougall's, Лондон | 250 534 | 27,8 | |
3 | Осенний пейзаж | 2017 | 247 | 2018 | 620 | 1 | Совком, Москва | 373 | 151,0 |
Работы Георгия Нисского имеют 3 повторные продажи с положительным среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 49,9 %. Скромная выборка не позволяет делать серьезных выводов, тем не менее отметим: сделки спекулятивного характера, с периодом владения в один календарный год, либо касались графики художника, либо привели к отрицательному для продавца результату. В то же время единственная повторная продажа, случившаяся после ослабления рынка русского авангарда в 2015 году, принесла как раз позитивный финансовый результат. Отметим и другой положительный фактор: резкое увеличение интереса к художнику в последние годы (2015–2020) и массовое выведение работ Георгия Нисского на рынок не привело к резкому росту количества непроданных лотов, оно увеличилось всего на 3 %; это говорит о том, что увеличение предложения находит адекватный рынку спрос. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 194 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму почти в два раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 45 % продаж.
Многие связывают причину возросшего интереса к творчеству Нисского с фигурой банкира, мецената и учредителя Института русского реалистического искусства Алексея Ананьева — одного из главных двигателей, обеспечивших (наряду с бизнесменом Андреем Филатовым) заметное движение вектора моды от русского авангарда к соцреализму в середине 2010-х годов. Некоторые усматривали в экспансии соцреализма на Запад проявление государственной политики — он идеально вписывался в канву вместе с возвратом к гимну Михалкова-Александрова и реставрацией вестибюля на станции метро «Курская» с советско-патриотической тематикой. Однако санкции в отношении России не дали развиться домыслам, сузив в 2015 году и объем продаж «русских торгов» в Лондоне, и рынок соцреализма в целом. А последовавший скандал с арестом имущества «Промсвязьбанка», принадлежащего братьям Ананьевым, и передача государству фантастической по объему коллекции соцреализма Международной конфедерации союзов художников (правопреемницы СХ СССР) лишь подвели грустную черту под качественной и осознанной попыткой частных меценатов вернуть соцреализм в мировое художественное поле.
В то же время, с точки зрения Запада, Георгий Нисский — художник с солидным международным портфолио (в том числе с участием в двух Венецианских биеннале) и собственным неповторимым лицом «сурового стиля». Индустриальный реализм всегда ценился международными коллекционерами гораздо больше портретов Ленина и Сталина, на последний сюжет покупатели в основном находились в конце 1980-х, воспринимая вождей на полотне как экзотику, выглядывающую из-под открывшегося железного занавеса. В то же время «техногенные» полотна Нисского — это отпечаток советской эпохи, в которой от СССР лишь дата написания и наследие русской реалистической школы живописи. А преемственность, узнаваемость и неповторимость коллекционеры будут ценить всегда.
На текущем, 343-м AI Аукционе выставлена гуашь Георгия Нисского «Дебаркадеры» (1951).
Источники: za-nauku.ru, hallart.ru, tramvaiiskusstv.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200817_nissky_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200817_nissky_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.