Художник недели: Жак Липшиц
История, ценовые и маркетинговые показатели художника орбиты русского искусства, представителя Парижской школы, скульптора Жака Липшица
Жак (Хаим-Яков Абрамович) Липшиц (1891–1973) — один из самых выдающихся скульпторов XX века, вместе с Александром Архипенко, Константином Бранкузи и Осипом Цадкиным во многом сформировавший само понятие скульптуры нового времени, ставшее со временем своеобразным ориентиром для многих авторов послевоенного и современного периода. В плеяде великих «монпарнасовцев» первой волны он был одним из самых юных, но в творчестве, силе таланта и пассионарности он ничем не уступал многим авторам Парижской школы — П. Пикассо, А. Модильяни, Д. Ривере, Х. Грису, Х. Сутину и другим, с которыми он общался и был дружен.
Об отношении к скульптору со стороны других художников «Улья», говорит, например, знаменитый двойной (свадебный) портрет Липшица, написанный Модильяни в 1916 году за «десять франков за сеанс и немного выпивки». В отличие от многих других авторов того времени, отказывавшихся от фигуративизма в пользу разных видов абстракции, Липшиц разворачивал свою практику на границах искусства, сочетая в произведениях элементы кубизма и стремящиеся к абстрактности формы с некой сюжетностью и тектоничностью композиции. Свой творческий метод сам автор описывал как стремление к абстракции, «но так, чтобы смысл сюжета и его человечность (humanité) не были бы потеряны».
Как и многим выходцам из западных окраин Российской империи, желающим посвятить себя искусству, Жаку Липшицу, старшему из семи детей, родившихся в зажиточной семье строительного подрядчика Абрахама (Абрама) Липшица и дочери владельца гостиницы Рахили Кринской в городе Друскининкае (территория сегодняшней Литвы), и обремененному проблемой «черты оседлости» в Российской империи, гораздо легче было уехать на запад — в Париж или Берлин, а не на восток — в Санкт-Петербург или Москву. Так и поступил Хаим-Яков Липшиц: втайне от отца, желавшего, чтобы сын стал архитектором, в 1909 году на деньги матери он уехал в Париж. Отъезду предшествовали годы учебы в хедере в Гродно (1895–1899), коммерческом училище в Белостоке (1902–1906), гимназии в Вильно (1905–1909).
Известность Липшицу принесли его модернистские произведения, хотя свою карьеру скульптора он начинал со вполне реалистических вещей. 1909–1913/14 годы в творчестве Липшица относят к раннему периоду: в это время он проходил обучение в Школе изящных искусств Ж.-А. Энжалбера, занимался в частных академиях Р. Жюльена и Ф. Коларосси. В 1911 году отец скульптора разорился и сыну пришлось на какое-то время уехать из Парижа, однако известно, что во время пребывания в Российской империи он успел познакомиться с коллекцией Эрмитажа. Вернувшись в Париж и лишившись финансовой поддержки семьи, Липшиц работал подмастерьем у других скульпторов, а в свободное время подрабатывал разносчиком фруктов и другими подобными занятиями.
Годы сложной, но самостоятельной жизни в окружении художников Парижской школы, самых ярких представителей нового искусства, позволили сформироваться собственному стилю автора. С 1913–1914 годов в его искусстве появляются элементы кубизма, а с 1916 он полностью отказался от академического подхода к скульптуре. Элементы кубизма и своеобразного конструктивизма присутствовали в творчестве скульптора вплоть до 30-х годов XX века, когда, с ростом напряженности в предвоенном обществе Франции, меняются сюжеты и растет экспрессивность и динамичность в работах Липшица. От работы в камне он приходит к литой бронзе.
В 1930-е годы и вплоть до 1950-х годов Липшиц предпочитает работать в больших формах, в его творчестве появляются библейские, ветхозаветные и мифологические сюжеты, в интерпретации которых отражается отношение художника к окружающей реальности. К небольшому числу самых ярких примеров подобного изменения трактовки сюжета необходимо отнести один из ключевых мотивов в творчестве художника этого периода — историю, в которой Липшиц видит вечный символ страдания и героизма, утверждающий надежду на конечное торжество добра над злом. Эта надежда еще жива в первой версии «Прометея, душащего орла» (1936), где герой победно сжимает горло птицы (особенно символична эта композиция в свете того, что орел был символом нацистов, пришедших к власти в Германии), слабеет во второй (1937–1938), где Прометей уже не побеждает, а едва защищается от острых когтей, а в «Похищении Европы» (1938) идея борьбы сменяется ужасом предчувствия близкой катастрофы и надвигающейся войны.
Не удивительно, что художник просто не смог жить в оккупированной Франции, и в 1941 году он перебрался в Нью-Йорк. В Нью-Йорке, наблюдая за действиями немцев, разворачивавшимися в Европе, он продолжает создавать исполненные драматизма, экспрессивные масштабные скульптуры, с первого взгляда воздействовавшие на зрителя.
Годы жизни в США (1941–1947) стали годами всеобщего признания его таланта и творческого расцвета автора. Вернувшись в 1947 году во Францию, Липшиц добавил к своим постоянным темам еще один источник вдохновения — образ Девы Марии. По мнению скульптора, после ужасов войны религия должна была объединять людей.
В последний период творчества художника (1950–70-е) Липшиц уходит от масштабных композиций и обращается к мелкой пластике, вплоть до небольших скульптур, выполненных в технике «полуавтоматизма», практически без контроля автора над формой, получившейся в ходе литья бронзы. Такие его работы выглядят более абстрактными, напоминают фантастических персонажей, по сравнению с более «сюжетными» композициями предыдущих лет. При этом вплоть до начала 1970-х он продолжал работу и над масштабными, пространствообразующими проектами, вроде композиций «Древо жизни» (1963) или «Беллерофонт, укрощающий Пегаса» (1972).
Жак Липшиц был избран почетным доктором университета «Брандис», Колумбийского и Тель-Авивского университетов, награжден золотой медалью американской Академии Искусства и Словесности.
Жак Липшиц умер 23 мая 1973 года в Италии. Похоронен, согласно завещанию, в Израиле.
По данным Artprice, на счету художника 279 групповых и более 50 персональных выставок. В частности, Жак Липшиц участвовал в биеннале Documenta в Касселе (1953 и 1959), биеннале в Сан-Паулу (1951), скульптура его также выставлялась на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В 2019 году в амстердамском музее Стеделейк состоялась крупная выставка «Шагал, Пикассо, Мондриан и другие», годом ранее не менее обширную экспозицию «От А до Я. Алфавит музейного собрания» показал Музей изобразительного искусства в Бильбао. В 2008–2009 годах в Московском музее современного искусства (ММОМА) прошла первая персональная выставка скульптора в России.
Произведения Жака Липшица находятся во многих музеях мира, в частности в Бруклинском художественном музее и Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее изобразительных искусств в Сан-Франциско, Художественном институте Чикаго, Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции, Художественном музее Базеля, галерее Тейт в Лондоне и многих других. Основные дилеры, которые предлагают творчество Жака Липшица за рубежом, — Marlborough Gallery (Нью-Йорк), Modernism (Сан-Франциско), Galerie Koch (Ганновер) и Galerie Gmurzynska (Цюрих).
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Жака Липшица входит скульптура из бронзы, созданная в конце 1910-х годов — как реакция на события Октябрьской революции в России. Отметим, что все наивысшие результаты были достигнуты в Нью-Йорке — правда, разными аукционными домами. Третий по стоимости результат показал Christie’s в 2005-м: скульптура «Купальщица» (1917) была продана за $1 304 000. Две другие рекордные продажи осуществил Sotheby’s: второй по стоимости результат был установлен в 2007-м: бронзовый «Матрос» ушел с молотка за $2 057 000. Самая дорогая скульптура Липшица — «Матрос с гитарой», также 1917 года создания и очень хорошим провенансом, богатым выставочной историей, — была продана за $2 165 000.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 815 раз были выведены на аукционные торги, из них скульптура — 479 работ, графика — 235 работ, тиражная продукция — 75 работ, рельеф — 14 работ, живопись — 6 работ, смешанная техника — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $128,8 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $67,88 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 527 к 288 (65 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1986–2000 | 221 | 149 | 67 | 72 |
2001–2014 | 349 | 235 | 67 | 114 |
2015–2020 | 245 | 143 | 58 | 102 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
США | 445 | 327 | 73 | 118 |
Франция | 193 | 100 | 52 | 93 |
Великобритания | 83 | 55 | 66 | 28 |
Германия | 33 | 12 | 36 | 21 |
Израиль | 19 | 6 | 32 | 13 |
Нидерланды | 16 | 15 | 94 | 1 |
Бельгия | 9 | 5 | 56 | 4 |
Австрия | 5 | 4 | 80 | 1 |
Италия | 5 | 1 | 20 | 4 |
Швейцария | 2 | 0 | 0 | 2 |
Австралия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Венгрия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Канада | 1 | 0 | 0 | 1 |
Литва | 1 | 0 | 0 | 1 |
Монако | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Лежащая фигура с гитарой | 2006 | 25 588 | 2009 | 10 671 | 3 | Aguttes, Париж | –14 917 | –19,4 |
2 | Женщина и газели | 1994 | 96 000 | 1995 | 78 000 | 1 | Christie's, Нью-Йорк | –18 000 | –18,8 |
3 | Женщина со змеей | 2006 | 2 629 000 | 2013 | 500 000 | 7 | Sotheby's, Нью-Йорк | –2 129 000 | –11,6 |
4 | Сидящая купальщица | 2001 | 776 000 | 2004 | 600 000 | 3 | Christie's, Нью-Йорк | –176 000 | –7,6 |
5 | Медитация — Сидящий человек | 2006 | 290 500 | 2009 | 238 497 | 3 | Sotheby's, Нью-Йорк | –52 003 | –6,0 |
6 | Фигура с гитарой | 1993 | 13 280 | 1999 | 9 639 | 6 | Briest, Париж | –3 641 | –4,6 |
7 | Материнство | 2008 | 1 431 | 2014 | 1 045 | 6 | ArtCurial, Париж | –386 | –4,5 |
8 | Двое | 1992 | 11 163 | 2001 | 7 200 | 9 | Christie's, Нью-Йорк | –3 963 | –3,9 |
9 | Колыбель | 1986 | 38 010 | 1998 | 25 200 | 12 | Sotheby's, Нью-Йорк | –12 810 | –2,8 |
10 | Кубистический натюрморт | 1986 | 14 254 | 2006 | 12 191 | 20 | Sotheby's, Лондон | –2 063 | –0,7 |
11 | Агарь в пустыне | 2006 | 483 750 | 2013 | 480 000 | 7 | Christie's, Нью-Йорк | –3 750 | –0,1 |
12 | Женщина с мандолиной | 2000 | 13 000 | 2006 | 13 886 | 6 | Sotheby's, Лондон | 886 | 1,1 |
13 | Ваза с фруктами | 2004 | 22 599 | 2013 | 25 171 | 9 | Christie's, Лондон | 2 572 | 1,3 |
14 | Женщина с мандолиной | 2006 | 13 886 | 2016 | 16 143 | 10 | Sotheby's, Париж | 2 257 | 1,6 |
15 | Похищение Европы I | 1992 | 26 000 | 2014 | 37 500 | 22 | Sotheby's, Нью-Йорк | 11 500 | 2,0 |
16 | (1) Две фигуры с флейтой. (2) Две фигуры с гитарой | 1992 | 4 800 | 1997 | 5 400 | 5 | Sotheby's, Нью-Йорк | 600 | 2,5 |
17 | Женщина с гитарой. Эскиз | 2007 | 20 806 | 2014 | 25 000 | 7 | Sotheby's, Нью-Йорк | 4 194 | 2,9 |
18 | Арлекин с аккордеоном | 2002 | 450 000 | 2009 | 602 500 | 7 | Christie's, Нью-Йорк | 152 500 | 4,8 |
19 | Арлекин с кларнетом | 1986 | 200 000 | 2001 | 400 000 | 15 | Sotheby's, Нью-Йорк | 200 000 | 6,7 |
20 | Барельеф II | 2010 | 25 488 | 2011 | 28 452 | 1 | ArtCurial, Марсель | 2 964 | 11,6 |
21 | Сидящая купальщица | 2002 | 450 000 | 2015 | 1 325 000 | 13 | Christie's, Нью-Йорк | 875 000 | 15,0 |
22 | Натюрморт с музыкальными инструментами | 1997 | 32 130 | 2016 | 134 525 | 19 | Sotheby's, Париж | 102 395 | 16,8 |
23 | Марди Гра | 2006 | 16 000 | 2011 | 68 500 | 5 | Christie's, Нью-Йорк | 52 500 | 65,6 |
24 | Смерть Минотавра | 2001 | 2 054 | 2002 | 3 430 | 1 | Sotheby's, Лондон | 1 376 | 67,0 |
25 | Акробат на лошади | 1997 | 232 050 | 1997 | 420 000 | 1 | Sotheby's, Нью-Йорк | 187 950 | 81,0 |
26 | Композиция | 1986 | 1 071 | 1987 | 2 035 | 1 | Briest, Париж | 964 | 90,0 |
27 | Бой человека с быком | 1995 | 648 | 1996 | 1 821 | 1 | De Quay, Париж | 1 173 | 181,0 |
Работы Жака Липшица имеют относительно высокое количество повторных продаж — 27, а также положительный среднегодовой темп роста стоимости (CAGR) — 17,4%. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 130 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму на треть больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 43 % продаж.
Удивительно, но у Жака Липшица до настоящего времени не было ни одной зафиксированной аукционной продажи на территории России. Ддя художника «русской орбиты» из мировой истории искусства это не редкость, однако при средней стоимости лотов свыше $100 тыс. скульптор создал значительное число тиражной продукции и живописи, имеющих высокую художественную ценность. Учитывая поддержку зарубежных топ-дилеров искусства модернизма (Marlboro, Gmurzynska) и растущее число групповых выставок с первыми именами художников (Пикассо, Мондриан), будущее рынка Жака Липшица внушает серьезный оптимизм. Не стоит забывать и о цикличности роста интереса рынка к определенным направлениям искусства: так, скульптура мировых авторов, заняв лидирующую позицию по темпам роста средней стоимости в 2011–2013 гг, затем уступила место живописи и ожидает нового витка интереса коллекционеров в следующие несколько сезонов после восстановления рынка искусства от последствий пандемии.
На текущем, 340-м AI Аукционе выставлен «Эскиз скульптуры» (1939).
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200727_Lipshitz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200727_Lipshitz.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.