Художник недели: Евгений Чубаров
ARTinvestment.RU   20 июля 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели нонконформиста, абстракциониста и одного из самых загадочных художников второй половины XX века Евгения Иосифовича Чубарова

«Каждая его картина — это космос, в котором много миров. Макромир, в котором любой элемент из микромира абсолютно гениален и отточен. Чубаров невероятно чувствителен к опыту мирового искусства, он постоянно сосуществует в диалоге с окружающей его новой культурой».

Годы жизни: 1934-2012

Направление: абстракционизм

Вид искусства: живопись, скульптура, графика

Жизнь и творчество

Евгений Чубаров родился 11 декабря 1934 года в Башкирии, в небольшом селе Бобино (или Емаши, если верить некоторым другим источникам). Склонность к рисованию проявилась у будущего художника в раннем детстве, но, хотя отец поддерживал творческие устремления сына, учиться, да еще во время войны, было негде.

Окончив среднюю школу, Чубаров отправился в город Златоуст, где жил его родной дядя и было прикладное училище. До 1954 года он обучался гравировке по металлу и профессии ювелира и оформителя декоративного оружия. По окончании учебы был призван в армию и следующие пять лет служил на Балтийском флоте.

После армии Чубаров какое-то время жил в Саратове, а в 1959 году приехал в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад) и познакомился со скульптором Д. Ф. Цаплиным, ставшим его первым наставником на поприще изобразительного искусства. Работая помощником в мастерской Цаплина, Чубаров перенял у него многие художественные приемы, интерес к изображению животных и, очевидно, особое отношение к изображению формы в пространстве. Влияние Цаплина явно прослеживается во многих скульптурных опытах Чубарова — например, в памятнике жертвам репрессий 1937 года, над которым художник работал в 1970-х и который сегодня можно увидеть в парке скульптуры «Музеон» в Москве. В композиции, состоящей из 237 скульптурных голов, явно угадывается стремление к упрощению форм, огрублению их, уход от сугубой вещественности, реалистичности к обобщенной форме, характерный как для скульптур Чубарова, так и для фигурок зверей Цаплина.

Работы Чубарова 1960–70-х отличаются подчеркнутой фигуративностью, почти витальной осязательностью форм и неповторимой экспрессией, характерной, впрочем, и для более позднего творчества художника. В 1960-х в Загорске Чубаров был сосредоточен на создании фигуративных живописных и графических серий, в которых он изображал окружающих его людей — жителей небольшого городка, соседей, мужчин и женщин.

В 1968 году Чубаров переехал поближе к Москве, в город Мытищи, где с некоторыми перерывами прожил до конца жизни. В Мытищах он, помимо прочего, работал над своими скульптурными головами. Один из его друзей, художник Хсар Гассиев, вспоминал: «Мытищи, 6-й микрорайон, огромное поле между улицей Юбилейной и Северной ТЭЦ. Где-то в центре — небольшой холмик, летняя “мастерская–блиндаж” скульптора Евгения Чубарова. Землянка, большая мачта, вкопанная в землю, поднимающаяся на роликах крыша. Система собственного изобретения. Обладающий большой физической силой Чубаров поднимал крышу с помощью троса, устанавливал упоры, получалась мастерская. Вечером, после работы, складывал мастерскую обратно. На поле скульптор находил большие камни (диаметром 30–50 см), оттаскивал в “мастерскую” и рубил из них головы.

Основная мастерская Чубарова, в глубоком подвале жилого дома, вдоль стен решетки из проволоки. За эти решетки он кидал головы, принесенные с поля. Рядом стояли фигуры из дерева. Со временем таких голов, из разных камней, скопилось огромное количество. Жуткое зрелище в подвале, в полумраке… Так появился памятник жертвам сталинских репрессий в Парке скульптуры в Москве (за ЦДХ)».

Занятия скульптурой и создание многофигурных, по большей части графических серий на жанровые, почти репортажные сюжеты, оставались главными (но не исключительными) направлениями в развитии его творчества до конца 1980-х годов. В 1975 году его приняли в Союз художников СССР, но если тогда казалось, что жизнь художника вошла в определенное русло, то уже к середине 1980-х стало понятно, что легкой жизни и принятия его творчества в художественной среде Чубарову ждать не стоит. В середине 1980-х у него развился артрит, поэтому пришлось отказаться от скульптуры и сосредоточиться на двухмерном искусстве. Но если трехмерные работы находили своего зрителя, то многочисленные графические листы, выполненные в уникальном и своеобразном авторском стиле, оставались в основном не понятыми и не оцененными.

В 1988 году немецкая галерея «Татунц» пригласила Чубарова в Германию. Приняв приглашение, художник с супругой уехали на несколько лет. Чубаров рассказывал потом друзьям, что ему предоставили жилье и мастерскую, обеспечили материалами и он создал большое количество работ. «Пока заработал немного, все картины остались в Германии, но ждал каких-то сдвигов». В начале 1990-х вернулся домой, но сдвигов не произошло. Более того, по воспоминаниям знакомых, Чубаров продавал свою графику на старом Арбате. Лист формата А3 стоил 25 рублей. Конечно, при первой же возможности художник вернулся в Германию. Именно во время второй поездки он пришел от самобытной экспрессивной фигуративности к полной абстрактности. Масштабные абстрактные композиции, на создание которых Чубарова вдохновили знаки древней культуры Башкирии и раннего буддизма, принесли ему известность на международной арене.

Вниманием к своим абстракциям в 1990–2000-е годы Чубаров в значительной мере обязан галеристу Гари Татинцяну (Gary Tatintsian). При его поддержке монументальные абстракции Чубарова были показаны на известных площадках Европы и США, а позже и в России. Во многом его же усилиями в 1995 году Чубаров получил грант фонда «Поллок Краснер», занимающегося поддержкой выдающихся художников по всему миру. Однако мировая известность не сильно изменила характер и образ жизни художника. В 1996 году он вернулся в свою квартиру в Мытищах, где прожил затворником до конца жизни в 2012 году.

Среди сохранившихся воспоминаний о Чубарове самые известные связаны с посещением его студии в Мытищах Ильей Кабаковым в компании Виктора Пивоварова и Виталия Пацюкова в 1978 или 1979 году. Кабаков, пораженный обстановкой мастерской, говорил: «Мы были в гостях у живого гения». Виталий Пацюков позже так охарактеризовал художника: «Это мамонт в замерзшей глыбе. В этой глыбе он пережил всю эволюцию — от амебы до настоящего времени, записал ее на свой hard drive и, как только его разморозили, сумел выдать накопленную информацию в одну плоскость».

В 2004 году в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург) прошла большая ретроспективная выставка Евгения Чубарова. В 2015 году в Галерее Гари Татинцяна прошла персональная выставка художника, посвященная 80-летию со дня его рождения. В августе 2016 года в немецком городе Хагене в Музее Карла Эрнста Остхауса открылась персональная выставка Чубарова The Berlin Works. Всего работы художника участвовали более чем в 20 персональных и 30 групповых экспозициях. Произведения Чубарова выставлялись рядом с работами Мела Бохнера, Фрэнка Стеллы, Сола Левитта, Дэмиена Херста, Питера Хелли, Стефана Балкенхола и других признанных художников XX века.

Работы Евгения Чубарова находятся в постоянных экспозициях ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, за рубежом — в собраниях Музея Циммерли (США) и Музея Карла Эрнста Остхауса (Германия). В РФ и США художник представлен галереей Гарри Татинцяна.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Евгения Чубарова входит живопись, созданная в начале 1990-х годов и проданная британскими аукционными домами. Третий по стоимости результат был достигнут в 2016 году: живопись без названия (1992, холст, масло) была продана Phillips за $171 751. Две другие рекордные продажи относятся к 2007 году: второй по стоимости результат был установлен на Sotheby’s: $562 550 за живопись без названия 1992 года, а самая дорогая работа была продана Phillips за $1 438 992 — это тоже живопись без названия, написанная двумя годами позже, в 1994-м.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 340 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 321 работа, живопись — 18 работ, смешанная техника — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $9,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 239 к 101 (70 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

2007–2010

22

14

64

8

2011–2015

72

41

57

31

2016–2020

246

184

75

62

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

РФ

328

233

71

95

Великобритания

7

6

86

1

Израиль

2

0

0

2

Германия

2

0

0

2

США

1

0

0

1

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом

Прибыль, $

CAGR, %

Год

Цена, $

Год

Цена, $

1

Четыре фигуры

2015

334

2016

330

1

AI Аукцион, Москва

–4

–1,2

2

Лист № 52 к рассказу «Библиотекарша»

2018

61

2019

114

1

Литфонд, Москва

53

86,9

3

Лист № 30 к рассказу «Библиотекарша»

2018

44

2019

137

1

Литфонд, Москва

93

211,4

4

Лист № 32 к рассказу «Библиотекарша»

2018

55

2019

198

1

Литфонд, Москва

143

260

5

Композиция

2018

64

2019

304

1

Литфонд, Москва

240

375

Результаты повторных продаж Евгения Чубарова не показательны: учитывая, что период владения между покупкой и продажей ни разу не превышал 12 месяцев, можно говорить о спекулятивном характере операций с работами художника. Впрочем подобные механизмы широко применяются при работе с современным искусством, и увеличение количества повторных продаж в 2019 году говорит об интересе к растущему рынку художника (пусть и интересе спекулятивном). Воспользуемся подсчетом превышения эстимейта при успешных продажах: средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 205 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 56 % продаж.

Следует отметить, что две из трех самых успешных продаж работ Евгения Чубарова приходятся на 2007 год — на пик интереса отечественных любителей искусства к русским художникам, выразившийся в рекордных продажах в Лондоне и Нью-Йорке. После этого, в 2010-х, ценовая динамика многих авторов существенно замедлилась, а большинству художников не удалось восстановить прежние рыночные показатели. Работы Евгения Чубарова, пережив определенный спад рыночной активности (что видно из таблицы 2), наоборот, стали гораздо чаще появляться на вторичном рынке, что серьезно увеличило процент проданных лотов по сравнению с 2010–2015 годами. Частично причиной этому стала смерть художника в 2012 году: размер наследия определился, новые работы кисти автора на рынке уже не появятся, а существующие выросли в цене. Однако основная причина — патронат Гарри Татинцяна в качестве основного коллекционера и дилера художника, возможности которого простираются далеко за пределы РФ. Если такой подход к наследию Евгения Чубарова сохранится и в будущем, то в современном абстрактном экспрессионизме к имени Герхарда Рихтера в международном поле добавится новое русское имя.

На текущем, 339-м AI Аукционе выставлена живописная композиция без названия 1982 года.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200720_chubarov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200720_chubarov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх