- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Художник недели: Евгений Чубаров
ARTinvestment.RU 20 июля 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели нонконформиста, абстракциониста и одного из самых загадочных художников второй половины XX века Евгения Иосифовича Чубарова
«Каждая его картина — это космос, в котором много миров. Макромир, в котором любой элемент из микромира абсолютно гениален и отточен. Чубаров невероятно чувствителен к опыту мирового искусства, он постоянно сосуществует в диалоге с окружающей его новой культурой».
Годы жизни: 1934-2012
Направление: абстракционизм
Вид искусства: живопись, скульптура, графика
Жизнь и творчество
Евгений Чубаров родился 11 декабря 1934 года в Башкирии, в небольшом селе Бобино (или Емаши, если верить некоторым другим источникам). Склонность к рисованию проявилась у будущего художника в раннем детстве, но, хотя отец поддерживал творческие устремления сына, учиться, да еще во время войны, было негде.
Окончив среднюю школу, Чубаров отправился в город Златоуст, где жил его родной дядя и было прикладное училище. До 1954 года он обучался гравировке по металлу и профессии ювелира и оформителя декоративного оружия. По окончании учебы был призван в армию и следующие пять лет служил на Балтийском флоте.
После армии Чубаров какое-то время жил в Саратове, а в 1959 году приехал в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад) и познакомился со скульптором Д. Ф. Цаплиным, ставшим его первым наставником на поприще изобразительного искусства. Работая помощником в мастерской Цаплина, Чубаров перенял у него многие художественные приемы, интерес к изображению животных и, очевидно, особое отношение к изображению формы в пространстве. Влияние Цаплина явно прослеживается во многих скульптурных опытах Чубарова — например, в памятнике жертвам репрессий 1937 года, над которым художник работал в 1970-х и который сегодня можно увидеть в парке скульптуры «Музеон» в Москве. В композиции, состоящей из 237 скульптурных голов, явно угадывается стремление к упрощению форм, огрублению их, уход от сугубой вещественности, реалистичности к обобщенной форме, характерный как для скульптур Чубарова, так и для фигурок зверей Цаплина.
Работы Чубарова 1960–70-х отличаются подчеркнутой фигуративностью, почти витальной осязательностью форм и неповторимой экспрессией, характерной, впрочем, и для более позднего творчества художника. В 1960-х в Загорске Чубаров был сосредоточен на создании фигуративных живописных и графических серий, в которых он изображал окружающих его людей — жителей небольшого городка, соседей, мужчин и женщин.
В 1968 году Чубаров переехал поближе к Москве, в город Мытищи, где с некоторыми перерывами прожил до конца жизни. В Мытищах он, помимо прочего, работал над своими скульптурными головами. Один из его друзей, художник Хсар Гассиев, вспоминал: «Мытищи, 6-й микрорайон, огромное поле между улицей Юбилейной и Северной ТЭЦ. Где-то в центре — небольшой холмик, летняя “мастерская–блиндаж” скульптора Евгения Чубарова. Землянка, большая мачта, вкопанная в землю, поднимающаяся на роликах крыша. Система собственного изобретения. Обладающий большой физической силой Чубаров поднимал крышу с помощью троса, устанавливал упоры, получалась мастерская. Вечером, после работы, складывал мастерскую обратно. На поле скульптор находил большие камни (диаметром 30–50 см), оттаскивал в “мастерскую” и рубил из них головы.
Основная мастерская Чубарова, в глубоком подвале жилого дома, вдоль стен решетки из проволоки. За эти решетки он кидал головы, принесенные с поля. Рядом стояли фигуры из дерева. Со временем таких голов, из разных камней, скопилось огромное количество. Жуткое зрелище в подвале, в полумраке… Так появился памятник жертвам сталинских репрессий в Парке скульптуры в Москве (за ЦДХ)».
Занятия скульптурой и создание многофигурных, по большей части графических серий на жанровые, почти репортажные сюжеты, оставались главными (но не исключительными) направлениями в развитии его творчества до конца 1980-х годов. В 1975 году его приняли в Союз художников СССР, но если тогда казалось, что жизнь художника вошла в определенное русло, то уже к середине 1980-х стало понятно, что легкой жизни и принятия его творчества в художественной среде Чубарову ждать не стоит. В середине 1980-х у него развился артрит, поэтому пришлось отказаться от скульптуры и сосредоточиться на двухмерном искусстве. Но если трехмерные работы находили своего зрителя, то многочисленные графические листы, выполненные в уникальном и своеобразном авторском стиле, оставались в основном не понятыми и не оцененными.
В 1988 году немецкая галерея «Татунц» пригласила Чубарова в Германию. Приняв приглашение, художник с супругой уехали на несколько лет. Чубаров рассказывал потом друзьям, что ему предоставили жилье и мастерскую, обеспечили материалами и он создал большое количество работ. «Пока заработал немного, все картины остались в Германии, но ждал каких-то сдвигов». В начале 1990-х вернулся домой, но сдвигов не произошло. Более того, по воспоминаниям знакомых, Чубаров продавал свою графику на старом Арбате. Лист формата А3 стоил 25 рублей. Конечно, при первой же возможности художник вернулся в Германию. Именно во время второй поездки он пришел от самобытной экспрессивной фигуративности к полной абстрактности. Масштабные абстрактные композиции, на создание которых Чубарова вдохновили знаки древней культуры Башкирии и раннего буддизма, принесли ему известность на международной арене.
Вниманием к своим абстракциям в 1990–2000-е годы Чубаров в значительной мере обязан галеристу Гари Татинцяну (Gary Tatintsian). При его поддержке монументальные абстракции Чубарова были показаны на известных площадках Европы и США, а позже и в России. Во многом его же усилиями в 1995 году Чубаров получил грант фонда «Поллок Краснер», занимающегося поддержкой выдающихся художников по всему миру. Однако мировая известность не сильно изменила характер и образ жизни художника. В 1996 году он вернулся в свою квартиру в Мытищах, где прожил затворником до конца жизни в 2012 году.
Среди сохранившихся воспоминаний о Чубарове самые известные связаны с посещением его студии в Мытищах Ильей Кабаковым в компании Виктора Пивоварова и Виталия Пацюкова в 1978 или 1979 году. Кабаков, пораженный обстановкой мастерской, говорил: «Мы были в гостях у живого гения». Виталий Пацюков позже так охарактеризовал художника: «Это мамонт в замерзшей глыбе. В этой глыбе он пережил всю эволюцию — от амебы до настоящего времени, записал ее на свой hard drive и, как только его разморозили, сумел выдать накопленную информацию в одну плоскость».
В 2004 году в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург) прошла большая ретроспективная выставка Евгения Чубарова. В 2015 году в Галерее Гари Татинцяна прошла персональная выставка художника, посвященная 80-летию со дня его рождения. В августе 2016 года в немецком городе Хагене в Музее Карла Эрнста Остхауса открылась персональная выставка Чубарова The Berlin Works. Всего работы художника участвовали более чем в 20 персональных и 30 групповых экспозициях. Произведения Чубарова выставлялись рядом с работами Мела Бохнера, Фрэнка Стеллы, Сола Левитта, Дэмиена Херста, Питера Хелли, Стефана Балкенхола и других признанных художников XX века.
Работы Евгения Чубарова находятся в постоянных экспозициях ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, за рубежом — в собраниях Музея Циммерли (США) и Музея Карла Эрнста Остхауса (Германия). В РФ и США художник представлен галереей Гарри Татинцяна.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Евгения Чубарова входит живопись, созданная в начале 1990-х годов и проданная британскими аукционными домами. Третий по стоимости результат был достигнут в 2016 году: живопись без названия (1992, холст, масло) была продана Phillips за $171 751. Две другие рекордные продажи относятся к 2007 году: второй по стоимости результат был установлен на Sotheby’s: $562 550 за живопись без названия 1992 года, а самая дорогая работа была продана Phillips за $1 438 992 — это тоже живопись без названия, написанная двумя годами позже, в 1994-м.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 340 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 321 работа, живопись — 18 работ, смешанная техника — 1 работа. Средняя стоимость проданных работ — $9,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $2,37 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 239 к 101 (70 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2007–2010 | 22 | 14 | 64 | 8 |
2011–2015 | 72 | 41 | 57 | 31 |
2016–2020 | 246 | 184 | 75 | 62 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 328 | 233 | 71 | 95 |
Великобритания | 7 | 6 | 86 | 1 |
Израиль | 2 | 0 | 0 | 2 |
Германия | 2 | 0 | 0 | 2 |
США | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Четыре фигуры | 2015 | 334 | 2016 | 330 | 1 | AI Аукцион, Москва | –4 | –1,2 |
2 | Лист № 52 к рассказу «Библиотекарша» | 2018 | 61 | 2019 | 114 | 1 | Литфонд, Москва | 53 | 86,9 |
3 | Лист № 30 к рассказу «Библиотекарша» | 2018 | 44 | 2019 | 137 | 1 | Литфонд, Москва | 93 | 211,4 |
4 | Лист № 32 к рассказу «Библиотекарша» | 2018 | 55 | 2019 | 198 | 1 | Литфонд, Москва | 143 | 260 |
5 | Композиция | 2018 | 64 | 2019 | 304 | 1 | Литфонд, Москва | 240 | 375 |
Результаты повторных продаж Евгения Чубарова не показательны: учитывая, что период владения между покупкой и продажей ни разу не превышал 12 месяцев, можно говорить о спекулятивном характере операций с работами художника. Впрочем подобные механизмы широко применяются при работе с современным искусством, и увеличение количества повторных продаж в 2019 году говорит об интересе к растущему рынку художника (пусть и интересе спекулятивном). Воспользуемся подсчетом превышения эстимейта при успешных продажах: средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 205 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 56 % продаж.
Следует отметить, что две из трех самых успешных продаж работ Евгения Чубарова приходятся на 2007 год — на пик интереса отечественных любителей искусства к русским художникам, выразившийся в рекордных продажах в Лондоне и Нью-Йорке. После этого, в 2010-х, ценовая динамика многих авторов существенно замедлилась, а большинству художников не удалось восстановить прежние рыночные показатели. Работы Евгения Чубарова, пережив определенный спад рыночной активности (что видно из таблицы 2), наоборот, стали гораздо чаще появляться на вторичном рынке, что серьезно увеличило процент проданных лотов по сравнению с 2010–2015 годами. Частично причиной этому стала смерть художника в 2012 году: размер наследия определился, новые работы кисти автора на рынке уже не появятся, а существующие выросли в цене. Однако основная причина — патронат Гарри Татинцяна в качестве основного коллекционера и дилера художника, возможности которого простираются далеко за пределы РФ. Если такой подход к наследию Евгения Чубарова сохранится и в будущем, то в современном абстрактном экспрессионизме к имени Герхарда Рихтера в международном поле добавится новое русское имя.
На текущем, 339-м AI Аукционе выставлена живописная композиция без названия 1982 года.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200720_chubarov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200720_chubarov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год