Художник недели: Василий Комардёнков
ARTinvestment.RU   06 апреля 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Василия Петровича Комардёнкова — одного из творцов русского авангарда

 

Годы жизни: 1897–1973

Период: модернизм

Направления: живопись, графика, сценография

Василий Комардёнков — художник удивительной судьбы. Несмотря на то, что сегодня его имя совсем не первым приходит на ум при мысли о русском авангарде и известных творцах первой половины XX века, для своих современников он был одной из важных фигур театральных, поэтических и, конечно, художественных кругов 1920–30-х годов, времени расцвета второй волны русского авангарда.

За свою насыщенную творческую жизнь, Комардёнков  успел оформить более шестидесяти спектаклей, включая не только сценографию, но и эскизы костюмов, выступил художником-оформителем более чем в трех десятках кинокартин. Помимо кино и театра, он также участвовал в оформлении опер, балетов и цирковых представлений, а в 1919 году, вместе с Юрием Анненковым расписал стены клуба «Всероссийского союза поэтов» на Тверской улице в Москве, занимался станковой живописью. Работал книжным оформителем и иллюстратором, участвовал в создании «Окон РОСТа», был дружен с С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, В. В. Каменским, Г. Б. Якуловым и др., преподавал в Строгановском училище.

Взлет его карьеры как художника-оформителя был стремительным: в театр он пришел 17-летним, а уже в 21 год делал крупные самостоятельные проекты — например, оформил оперу «Евгений Онегин» в постановке Федора Комиссаржевского.

Василий Комардёнков родился 11 апреля 1897 года в Москве, в небогатой семье каменщика и белошвейки. В 1902 году, после смерти отца, финансовое состояние семьи ухудшилось, и мать будущего художника стала работать прислугой в доме врача. Желание Василия учиться рисовать мать не поняла и не одобрила, однако врач, у которого она служила, вероятно, разглядел в мальчишке творческие задатки и в начале 1910-х годов помог получить начальное художественное образование — частные уроки у художника Дмитрия Щербиновского, одного из любимых учеников Павла Чистякова и Ильи Репина. Эти уроки и помогли Комардёнкову поступить в 1912 году в Строгановское художественно-промышленное училище, а затем — в МУЖВиЗ, которое он окончил в 1917 году.

В 1914 году, одновременно с занятиями в Строгановке у архитектора и графика Станислава Ноаковского, Комардёнков начал работать художником сцены в Опере С. И. Зимина в Москве, а после окончания учебы, в 1918–1925 служил в Московском Камерном театре А. Я. Таирова.

Значительное влияние на творческий метод и манеру художника оказала работа над первым самостоятельным проектом — оформлением оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в 1918 году. Спустя годы, Комарденков напишет об этой своей работе в мемуарах: «Когда делались эскизы к “Евгению Онегину”, Фёдор Фёдорович Комиссаржевский дал мне альбом, где были фото с работ Кваренги, Росси, Казакова, Жилярди и других… Придя к Комиссаржевскому, я стал показывать наброски, восхищаясь пропорциями Росси, Жилярди, показывая, где и как я их применил. Фёдор Фёдорович терпеливо выслушал меня, внимательно посмотрел работу и, улыбаясь, сказал: “Ты не понял, что мне от тебя надо. Очевидно, всё это знал и архитектор, который строил дом для Лариных. Но главное в том, что он… скорее всего, был бездарен. Попав в маленький уездный городок близ имения Лариных, он творил свои постройки для небогатых и плохо разбирающихся помещиков, какими были и Ларины… Иди и делай эскизы, как их делал бы бездарный архитектор, понял?” Я был огорчен и обескуражен, но всё же сказал: “Может, вы доверяете мне потому, что я схож с архитектором, про которого вы так убедительно говорили?” — “Нет, это не так, — сказал Комиссаржевский. — Пойми, чтобы перевоплотиться, чтобы найти нужный образ, надо много знать. Нарушить классические пропорции для данного решения не так просто, оставаясь художником. Знай, чтобы сыграть дурака, надо быть умным”. Я сделал эскизы, Фёдор Фёдорович их одобрил».

Этот урок не прошел для начинающего театрального художника даром. Впоследствии критики и театральные газеты не раз отмечали в своих рецензиях удивительную точность трактовок, разнообразие художественных приемов и атмосферность работ Комардёнкова, «выдвигающегося на одно из первых мест среди оформителей».

В 1927 году художник создал эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Сон в летнюю ночь» по пьесе У. Шекспира в Государственном драматическом театре им. Ивана Франко в Киеве — этот проект впоследствии он считал своей самой удачной работой в театре.

В 1925 году к театральной деятельности Комардёнкова добавилась и работа в кино. За 14 лет, с 1925-го по 1939-й, он участвовал в производстве 29 кинокартин — художественных, документальных, короткометражных, самая известная из которых — знаменитая лента «Подкидыш» с бессмертным «Муля, не нервируй меня!». В 2010 году появилась цветная версия этого фильма, созданная в Лос-Анджелесе; но вряд ли современное колористическое решение близко первоначальным идеям Комардёнкова.

В 1940-х годах художник начал заниматься станковой живописью. Многочисленные работы маслом, в основном тихие, лиричные пейзажи, он писал до конца жизни.

В 1946 году Комардёнков вернулся в Московское высшее художественно-промышленное училище (именно так с 1945 года называлось бывшее Строгановское училище), но уже в статусе преподавателя. В 1971 году он стал профессором МВХПУ, возглавил кафедру живописи. На этой должности он оставался до самой своей смерти 16 апреля 1973 года.

В 1929 году работы Василия Комардёнкова экспонировались на Первой театрально-декорационной выставке в Москве, однако первое появление на международной сцене состоялось ранее: в 1922 году выставка русского авангарда была организована берлинской галереей Galerie van Diemen. В 1937-м художник участвовал во Всемирной выставке в Париже, где был награжден серебряной медалью. При жизни Комардёнков имел лишь одну персональную выставку в 1957 году, посмертная ретроспектива художника состоялась в Москве ровно через 30 лет. В 2008 году его работы экспонировались на выставке, посвященной русскому символизму, в Musée d'Ixelles (Иксель, Бельгия). Работы находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства и др.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Василия Комардёнкова вошли картины, написанные в 1920–30-е годы: гуашевый эскиз костюма «Купец» (1928), проданный в 2008 году за $3 200, рисунок маслом на бумаге «На Дальнем Востоке» (1930-е), ушедший с торгов AI Аукциона в 2016 году за $2030, и живописная «Башня. Супрематическая композиция» (1920-е), проданная в 2018 году за $1 896.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 31 появление на аукционных торгах. Средняя стоимость проданной работы — $2,1 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $16,2 тыс. Имеет отрицательный баланс проданных и непроданных работ: 8 на 23 (26 % всех торгов завершились продажей). При этом живопись (3 работы) всегда в итоге продавалась на аукционах, у графических работ показатели хуже: проданы 5 из 27 работ.

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Всего продаж, ед.

Успешных, ед.

Неуспешных, ед.

Доля успешных, %

2000–2010

6

2

4

33

2011–2015

6

2

4

33

2016–2019

19

4

15

21

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна продажи

Всего продаж, ед.

Успешных, ед.

Неуспешных, ед.

Доля успешных, %

РФ

20

6

14

30

Франция

5

0

5

0

Швейцария

4

1

3

25

Австрия

1

1

0

100

Великобритания

1

0

1

0

Аукционная статистика Василия Комардёнкова к настоящему моменту не имеет повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Итоговая стоимость продажи составляла в среднем 89 % от среднего эстимейта, лишь единожды была меньше нижней границы оценки аукционного дома. Превышения среднего эстимейта не зафиксировано. Такой показатель обычно характерен для художника, который имеет свою ограниченную аудиторию: если продается, то без серьезной борьбы покупателей за лоты, приводящей к спекулятивной наценке, а если работа покупателей не нашла — значит, ценителей творчества автора или профильных коллекционеров на торгах просто не было.

Рыночная история Василия Комардёнкова показательна для профессиональных художников-сценографов России. Его работы отмечались международными специалистами театрально-зрелищной сферы, искусствоведами, историками театра. Однако зарубежные аукционные дома уделяют внимание эскизам, созданным авторами, удовлетворяющими ряду критериев. Во-первых, они жили и работали на Западе и потому там известны; во-вторых, их творчество уже признано и высоко оценено рынком; в-третьих, костюм или декорация не являлись для них профильным направлением, но были поддержаны, например, брендом «Русских сезонов». Речь идет в первую очередь о Наталье Гончаровой, Михаиле Ларионове, Мстиславе Добужинском или Александре Бенуа. В первую волну русского авангарда Комардёнков не попал в силу юного возраста, а вторая волна и ее художники пока недостаточно раскрыты для широкой аудитории ни на Западе, ни в России.

На текущем, 324-м AI Аукционе выставлена работа Василия Комарденкова «Солнышко светит» (1930-е).

Источники:

1. Виктор Розов. Собрание сочинений в 3 томах. Том 3. Инсценировки. Мысли о прочувствованном и пережитом (Публикации в периодических изданиях). М.: Олма-Пресс, 2001. Стр. 333–335;
2. В. П. Комардёнков. Дни минувшие. Из воспоминаний художника. М.: Советский художник. 1972;
3. artinvestment.ru;
4. rusavangard.ru.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх