- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Художник недели: Василий Комардёнков
ARTinvestment.RU 06 апреля 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели Василия Петровича Комардёнкова — одного из творцов русского авангарда
Годы жизни: 1897–1973
Период: модернизм
Направления: живопись, графика, сценография
Василий Комардёнков — художник удивительной судьбы. Несмотря на то, что сегодня его имя совсем не первым приходит на ум при мысли о русском авангарде и известных творцах первой половины XX века, для своих современников он был одной из важных фигур театральных, поэтических и, конечно, художественных кругов 1920–30-х годов, времени расцвета второй волны русского авангарда.
За свою насыщенную творческую жизнь, Комардёнков успел оформить более шестидесяти спектаклей, включая не только сценографию, но и эскизы костюмов, выступил художником-оформителем более чем в трех десятках кинокартин. Помимо кино и театра, он также участвовал в оформлении опер, балетов и цирковых представлений, а в 1919 году, вместе с Юрием Анненковым расписал стены клуба «Всероссийского союза поэтов» на Тверской улице в Москве, занимался станковой живописью. Работал книжным оформителем и иллюстратором, участвовал в создании «Окон РОСТа», был дружен с С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, В. В. Каменским, Г. Б. Якуловым и др., преподавал в Строгановском училище.
Взлет его карьеры как художника-оформителя был стремительным: в театр он пришел 17-летним, а уже в 21 год делал крупные самостоятельные проекты — например, оформил оперу «Евгений Онегин» в постановке Федора Комиссаржевского.
Василий Комардёнков родился 11 апреля 1897 года в Москве, в небогатой семье каменщика и белошвейки. В 1902 году, после смерти отца, финансовое состояние семьи ухудшилось, и мать будущего художника стала работать прислугой в доме врача. Желание Василия учиться рисовать мать не поняла и не одобрила, однако врач, у которого она служила, вероятно, разглядел в мальчишке творческие задатки и в начале 1910-х годов помог получить начальное художественное образование — частные уроки у художника Дмитрия Щербиновского, одного из любимых учеников Павла Чистякова и Ильи Репина. Эти уроки и помогли Комардёнкову поступить в 1912 году в Строгановское художественно-промышленное училище, а затем — в МУЖВиЗ, которое он окончил в 1917 году.
В 1914 году, одновременно с занятиями в Строгановке у архитектора и графика Станислава Ноаковского, Комардёнков начал работать художником сцены в Опере С. И. Зимина в Москве, а после окончания учебы, в 1918–1925 служил в Московском Камерном театре А. Я. Таирова.
Значительное влияние на творческий метод и манеру художника оказала работа над первым самостоятельным проектом — оформлением оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в 1918 году. Спустя годы, Комарденков напишет об этой своей работе в мемуарах: «Когда делались эскизы к “Евгению Онегину”, Фёдор Фёдорович Комиссаржевский дал мне альбом, где были фото с работ Кваренги, Росси, Казакова, Жилярди и других… Придя к Комиссаржевскому, я стал показывать наброски, восхищаясь пропорциями Росси, Жилярди, показывая, где и как я их применил. Фёдор Фёдорович терпеливо выслушал меня, внимательно посмотрел работу и, улыбаясь, сказал: “Ты не понял, что мне от тебя надо. Очевидно, всё это знал и архитектор, который строил дом для Лариных. Но главное в том, что он… скорее всего, был бездарен. Попав в маленький уездный городок близ имения Лариных, он творил свои постройки для небогатых и плохо разбирающихся помещиков, какими были и Ларины… Иди и делай эскизы, как их делал бы бездарный архитектор, понял?” Я был огорчен и обескуражен, но всё же сказал: “Может, вы доверяете мне потому, что я схож с архитектором, про которого вы так убедительно говорили?” — “Нет, это не так, — сказал Комиссаржевский. — Пойми, чтобы перевоплотиться, чтобы найти нужный образ, надо много знать. Нарушить классические пропорции для данного решения не так просто, оставаясь художником. Знай, чтобы сыграть дурака, надо быть умным”. Я сделал эскизы, Фёдор Фёдорович их одобрил».
Этот урок не прошел для начинающего театрального художника даром. Впоследствии критики и театральные газеты не раз отмечали в своих рецензиях удивительную точность трактовок, разнообразие художественных приемов и атмосферность работ Комардёнкова, «выдвигающегося на одно из первых мест среди оформителей».
В 1927 году художник создал эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Сон в летнюю ночь» по пьесе У. Шекспира в Государственном драматическом театре им. Ивана Франко в Киеве — этот проект впоследствии он считал своей самой удачной работой в театре.
В 1925 году к театральной деятельности Комардёнкова добавилась и работа в кино. За 14 лет, с 1925-го по 1939-й, он участвовал в производстве 29 кинокартин — художественных, документальных, короткометражных, самая известная из которых — знаменитая лента «Подкидыш» с бессмертным «Муля, не нервируй меня!». В 2010 году появилась цветная версия этого фильма, созданная в Лос-Анджелесе; но вряд ли современное колористическое решение близко первоначальным идеям Комардёнкова.
В 1940-х годах художник начал заниматься станковой живописью. Многочисленные работы маслом, в основном тихие, лиричные пейзажи, он писал до конца жизни.
В 1946 году Комардёнков вернулся в Московское высшее художественно-промышленное училище (именно так с 1945 года называлось бывшее Строгановское училище), но уже в статусе преподавателя. В 1971 году он стал профессором МВХПУ, возглавил кафедру живописи. На этой должности он оставался до самой своей смерти 16 апреля 1973 года.
В 1929 году работы Василия Комардёнкова экспонировались на Первой театрально-декорационной выставке в Москве, однако первое появление на международной сцене состоялось ранее: в 1922 году выставка русского авангарда была организована берлинской галереей Galerie van Diemen. В 1937-м художник участвовал во Всемирной выставке в Париже, где был награжден серебряной медалью. При жизни Комардёнков имел лишь одну персональную выставку в 1957 году, посмертная ретроспектива художника состоялась в Москве ровно через 30 лет. В 2008 году его работы экспонировались на выставке, посвященной русскому символизму, в Musée d'Ixelles (Иксель, Бельгия). Работы находятся в ряде музейных и частных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства и др.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Василия Комардёнкова вошли картины, написанные в 1920–30-е годы: гуашевый эскиз костюма «Купец» (1928), проданный в 2008 году за $3 200, рисунок маслом на бумаге «На Дальнем Востоке» (1930-е), ушедший с торгов AI Аукциона в 2016 году за $2030, и живописная «Башня. Супрематическая композиция» (1920-е), проданная в 2018 году за $1 896.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 31 появление на аукционных торгах. Средняя стоимость проданной работы — $2,1 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $16,2 тыс. Имеет отрицательный баланс проданных и непроданных работ: 8 на 23 (26 % всех торгов завершились продажей). При этом живопись (3 работы) всегда в итоге продавалась на аукционах, у графических работ показатели хуже: проданы 5 из 27 работ.
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
2000–2010 | 6 | 2 | 4 | 33 |
2011–2015 | 6 | 2 | 4 | 33 |
2016–2019 | 19 | 4 | 15 | 21 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
РФ | 20 | 6 | 14 | 30 |
Франция | 5 | 0 | 5 | 0 |
Швейцария | 4 | 1 | 3 | 25 |
Австрия | 1 | 1 | 0 | 100 |
Великобритания | 1 | 0 | 1 | 0 |
Аукционная статистика Василия Комардёнкова к настоящему моменту не имеет повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Итоговая стоимость продажи составляла в среднем 89 % от среднего эстимейта, лишь единожды была меньше нижней границы оценки аукционного дома. Превышения среднего эстимейта не зафиксировано. Такой показатель обычно характерен для художника, который имеет свою ограниченную аудиторию: если продается, то без серьезной борьбы покупателей за лоты, приводящей к спекулятивной наценке, а если работа покупателей не нашла — значит, ценителей творчества автора или профильных коллекционеров на торгах просто не было.
Рыночная история Василия Комардёнкова показательна для профессиональных художников-сценографов России. Его работы отмечались международными специалистами театрально-зрелищной сферы, искусствоведами, историками театра. Однако зарубежные аукционные дома уделяют внимание эскизам, созданным авторами, удовлетворяющими ряду критериев. Во-первых, они жили и работали на Западе и потому там известны; во-вторых, их творчество уже признано и высоко оценено рынком; в-третьих, костюм или декорация не являлись для них профильным направлением, но были поддержаны, например, брендом «Русских сезонов». Речь идет в первую очередь о Наталье Гончаровой, Михаиле Ларионове, Мстиславе Добужинском или Александре Бенуа. В первую волну русского авангарда Комардёнков не попал в силу юного возраста, а вторая волна и ее художники пока недостаточно раскрыты для широкой аудитории ни на Западе, ни в России.
На текущем, 324-м AI Аукционе выставлена работа Василия Комарденкова «Солнышко светит» (1930-е).
Источники:
1. Виктор Розов. Собрание сочинений в 3 томах. Том 3. Инсценировки. Мысли о прочувствованном и пережитом (Публикации в периодических изданиях). М.: Олма-Пресс, 2001. Стр. 333–335;
2. В. П. Комардёнков. Дни минувшие. Из воспоминаний художника. М.: Советский художник. 1972;
3. artinvestment.ru;
4. rusavangard.ru.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200406_komardenkov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200406_komardenkov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет