Художник недели: Николай Карахан
История, ценовые и маркетинговые показатели Николая Георгиевича Карахана – одного из главных представителей восточного направления русского авангарда и ярчайших художников Узбекистана
Годы жизни: 1900–1970
Период: модернизм
Направления: живопись, графика
В октябре 2019 года в Музее Востока в Москве открылась первая в России персональная выставка выдающегося мастера узбекской живописной школы и одного из творцов русского авангарда Николая Георгиевича Карахана. Эта масштабная (более сотни работ) выставка была приурочена к 120-летнему юбилею со дня рождения художника. Основные мероприятия, посвященные этой дате, пройдут уже в этом году на его родине, в Узбекистане.
Николай Георгиевич Карахан родился 5 ноября (по другим данным – 20 или 30 мая) 1900 года в крестьянской семье в селе Нахичеваник в Нагорном Карабахе, однако прожил там недолго. В семилетнем возрасте будущий художник вместе с семьей переехал в Ташкент, где и начал свое образование. Окончив гимназию, в 1917 году Карахан за свои успехи в рисовании был отобран для обучения в студии русского живописца, пейзажиста и стипендиата Императорской академии художеств Ивана Казакова. В 1919 году под влиянием учителя он продолжил свое образование в только что открытой Туркестанской краевой художественной школе, где его преподавателями, помимо Казакова, были Алексей Юсупов и Сергей Юдин.
В 1920 году Карахан был призван в Красную армию, где прослужил до 1924 года. Во время службы он продолжил свои занятия живописью, став художником агитационной пропаганды.
После демобилизации художник вернулся в Ташкент, где занялся преподавательской деятельностью: с 1925 по 1934 год в качестве учителя рисования в Туркменском Педагогическом техникуме, а с 1934 по 1941 год как преподаватель живописи в Ташкентском художественном училище.
В 1920-е годы формируется и индивидуальная изобразительная манера художника. Познакомившись во время учебы с идеями модернизма, он на какое-то время попал под влияние сезаннизма и постимпрессионизма, а также живописи Роберта Фалька и Александра Волкова. Последний сыграл одну из главных ролей в становлении творческой манеры художника. Попав в 1931 году в так называемую «бригаду Волкова», он, как и остальные участники этого объединения (Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Павел Щеголев и Бахрам Хамдами), увлекся созданием искусства на стыке восточной и европейской изобразительной манеры, создавая яркие, образные и обладающие налетом «фресковости» плоскостные композиции, тяготеющие к монументальности.
Впоследствии это увлечение переродились в своеобразную манеру письма художника, отличающуюся декоративностью на грани с графичностью, своеобразным лаконизмом композиции, красочной палитрой и неповторимым ощущением легкости проникнутого солнечным светом пространства, характерным для его многочисленных пейзажных работ.
Вступив в начале 1930-х годов в Союз художников Узбекистана, Карахан вскоре вошел в его организационный комитет, а в 1939 году принял участие в оформлении фресками павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В годы Великой Отечественной войны Николай Карахан оставил преподавание и сосредоточился на занятиях живописью. В 1941-1945 годах он активно участвовал в создании агитационных материалов, которыми оформлялись улицы Ташкента, а после окончания войны создал цикл выполненных в духе соцреализма живописных работ «Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».
В послевоенное время творчество художника получило широкое признание: в 1950-х годах он стал председателем Художественного фонда Узбекистана и вошел в Совет Худфонда СССР, а в 1960 году получил звание народного художника Узбекистана.
Умер художник в год своего семидесятилетия, 18 июня 1970 года, во время работы над картиной «Дорога домой».
Сегодня творчество художника принято делить на два этапа – ранний, авангардный или довоенный период и зрелый, послевоенный. Несмотря на то, что при жизни Карахана наиболее ценными считались его послевоенные работы, современные специалисты и рынок ценят и раннее его творчество. Нагляднее всего этот факт демонстрируют аукционные рекорды работ Карахана. Самым дорогим произведением кисти художника, проданным на открытых торгах является реалистическая композиция «Комсомол на стройке водохранилища», купленная на торгах MacDougall's в 2012 году за £113 тыс ($181 тыс). Рекордом для работы раннего периода являются $55 тыс, отданные в 2016 году за работу «Ликбез» 1920-х годов.
Маркетинговые и финансовые показатели
В течение жизни Николай Карахан принимал участие в многочисленных республиканских и всесоюзных выставках внутри страны. В 1939 году оформил фресками павильон СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке. Всего выставку посетило около 44 млн человек. Первая ретроспективная выставка художника состоялась через 11 лет после его смерти, в 1981 году, в Ташкенте. В новейшей истории работы Николая Карахана приняли участие в двух резонансных выставках: групповой «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве (2017) и первой персональной выставке на территории России в Музее Востока (2019).
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте. Наиболее значительной коллекцией работ Николая Карахана обладает Государственный музей искусств им. И.В. Савицкого в Нукусе (862 произведения живописи и графики).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 91 аукционую продажу, включая 2 повторные продажи. Средняя стоимость проданной работы – $9,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке – $365 тыс. Имеет отрицательный баланс проданных и непроданных работ: 38 на 53 (42% всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
2007-2010 | 21 | 5 | 16 | 24 |
2011-2015 | 24 | 6 | 18 | 25 |
2016-2020 | 46 | 27 | 19 | 59 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
РФ | 74 | 35 | 39 | 47 |
Украина | 8 | 0 | 8 | 0 |
Великобритания | 4 | 2 | 2 | 50 |
Италия | 2 | 0 | 2 | 0 |
Испания | 1 | 0 | 1 | 0 |
Казахстан | 1 | 0 | 1 | 0 |
США | 1 | 1 | 0 | 100 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | «Дорога в Самарканд» | 2009 | 15 615 | 2016 | 20 000 | 7 | Совком, Москва | 4 385 | 4,0 |
2 | «Стога сена в поле» | 2014 | 3 200 | 2018 | 512 | 4 | Антиквариум, Москва | –2 688 | –21,0 |
Совокупный среднегодовой темп роста – –8,5%. К сожалению, две повторные продажи не могут объективно оценить инвестиционную привлекательность художника ввиду недостатка информации. Отметим, что творчество Николая Карахана включает сразу несколько художественных течений, подразумевающих различные группы коллекционеров – авангард и соцреализм: для работ обоих течений характерны долгосрочные периоды владения. Позитивную динамику показывает увеличение количества успешных продаж в период 2016–2020 (Таблица 1), чему в немалой степени способствовали громкие московские выставки в музеях первой величины. Учитывая растущий интерес мирового арт-рынка к региональному искусству, а также общий высокий уровень художников СССР из среднеазиатских стран XX века, не исключено, что в ближайшее десятилетие эта часть рынка получит международное признание.
На текущем, 321-м AI Аукционе выставлена работа Николая Карахана «Чайхона» 1923 г.
Источники:
https://artinvestment.ru/auctions/30410/biography.html
https://www.orientmuseum.ru/events/2019/karahan/index.php
http://nukus.open-museum.net/author/profile/2
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200316_karakhan_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200316_karakhan_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.