- В.Т.Федосов, собрание картин 1960-х - 1990-х годов, 270 работ
- «Голос улиц» - Санкт-Петербург
- Нонконфрмисты в книжной графике, 30 января, Антиквариум
- Картины В.П.Цветковой
- Margaret Somers Баржа на реке
- Чаша тяван 5 Сэто-керамика Япония кон ХХ в.
- R.Gisi, "Солнечный день"
- Помогите установить автора картины
- Помощь с оценкой картины
- Татьяна Явишева, собственные картины



Художник недели: Николай Карахан
ARTinvestment.RU 16 марта 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели Николая Георгиевича Карахана – одного из главных представителей восточного направления русского авангарда и ярчайших художников Узбекистана
Годы жизни: 1900–1970
Период: модернизм
Направления: живопись, графика
В октябре 2019 года в Музее Востока в Москве открылась первая в России персональная выставка выдающегося мастера узбекской живописной школы и одного из творцов русского авангарда Николая Георгиевича Карахана. Эта масштабная (более сотни работ) выставка была приурочена к 120-летнему юбилею со дня рождения художника. Основные мероприятия, посвященные этой дате, пройдут уже в этом году на его родине, в Узбекистане.
Николай Георгиевич Карахан родился 5 ноября (по другим данным – 20 или 30 мая) 1900 года в крестьянской семье в селе Нахичеваник в Нагорном Карабахе, однако прожил там недолго. В семилетнем возрасте будущий художник вместе с семьей переехал в Ташкент, где и начал свое образование. Окончив гимназию, в 1917 году Карахан за свои успехи в рисовании был отобран для обучения в студии русского живописца, пейзажиста и стипендиата Императорской академии художеств Ивана Казакова. В 1919 году под влиянием учителя он продолжил свое образование в только что открытой Туркестанской краевой художественной школе, где его преподавателями, помимо Казакова, были Алексей Юсупов и Сергей Юдин.
В 1920 году Карахан был призван в Красную армию, где прослужил до 1924 года. Во время службы он продолжил свои занятия живописью, став художником агитационной пропаганды.
После демобилизации художник вернулся в Ташкент, где занялся преподавательской деятельностью: с 1925 по 1934 год в качестве учителя рисования в Туркменском Педагогическом техникуме, а с 1934 по 1941 год как преподаватель живописи в Ташкентском художественном училище.
В 1920-е годы формируется и индивидуальная изобразительная манера художника. Познакомившись во время учебы с идеями модернизма, он на какое-то время попал под влияние сезаннизма и постимпрессионизма, а также живописи Роберта Фалька и Александра Волкова. Последний сыграл одну из главных ролей в становлении творческой манеры художника. Попав в 1931 году в так называемую «бригаду Волкова», он, как и остальные участники этого объединения (Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Павел Щеголев и Бахрам Хамдами), увлекся созданием искусства на стыке восточной и европейской изобразительной манеры, создавая яркие, образные и обладающие налетом «фресковости» плоскостные композиции, тяготеющие к монументальности.
Впоследствии это увлечение переродились в своеобразную манеру письма художника, отличающуюся декоративностью на грани с графичностью, своеобразным лаконизмом композиции, красочной палитрой и неповторимым ощущением легкости проникнутого солнечным светом пространства, характерным для его многочисленных пейзажных работ.
Вступив в начале 1930-х годов в Союз художников Узбекистана, Карахан вскоре вошел в его организационный комитет, а в 1939 году принял участие в оформлении фресками павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В годы Великой Отечественной войны Николай Карахан оставил преподавание и сосредоточился на занятиях живописью. В 1941-1945 годах он активно участвовал в создании агитационных материалов, которыми оформлялись улицы Ташкента, а после окончания войны создал цикл выполненных в духе соцреализма живописных работ «Узбекистан в годы Великой Отечественной войны».
В послевоенное время творчество художника получило широкое признание: в 1950-х годах он стал председателем Художественного фонда Узбекистана и вошел в Совет Худфонда СССР, а в 1960 году получил звание народного художника Узбекистана.
Умер художник в год своего семидесятилетия, 18 июня 1970 года, во время работы над картиной «Дорога домой».
Сегодня творчество художника принято делить на два этапа – ранний, авангардный или довоенный период и зрелый, послевоенный. Несмотря на то, что при жизни Карахана наиболее ценными считались его послевоенные работы, современные специалисты и рынок ценят и раннее его творчество. Нагляднее всего этот факт демонстрируют аукционные рекорды работ Карахана. Самым дорогим произведением кисти художника, проданным на открытых торгах является реалистическая композиция «Комсомол на стройке водохранилища», купленная на торгах MacDougall's в 2012 году за £113 тыс ($181 тыс). Рекордом для работы раннего периода являются $55 тыс, отданные в 2016 году за работу «Ликбез» 1920-х годов.
Маркетинговые и финансовые показатели
В течение жизни Николай Карахан принимал участие в многочисленных республиканских и всесоюзных выставках внутри страны. В 1939 году оформил фресками павильон СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке. Всего выставку посетило около 44 млн человек. Первая ретроспективная выставка художника состоялась через 11 лет после его смерти, в 1981 году, в Ташкенте. В новейшей истории работы Николая Карахана приняли участие в двух резонансных выставках: групповой «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве (2017) и первой персональной выставке на территории России в Музее Востока (2019).
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств Узбекистана в Ташкенте. Наиболее значительной коллекцией работ Николая Карахана обладает Государственный музей искусств им. И.В. Савицкого в Нукусе (862 произведения живописи и графики).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 91 аукционую продажу, включая 2 повторные продажи. Средняя стоимость проданной работы – $9,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке – $365 тыс. Имеет отрицательный баланс проданных и непроданных работ: 38 на 53 (42% всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
2007-2010 | 21 | 5 | 16 | 24 |
2011-2015 | 24 | 6 | 18 | 25 |
2016-2020 | 46 | 27 | 19 | 59 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
РФ | 74 | 35 | 39 | 47 |
Украина | 8 | 0 | 8 | 0 |
Великобритания | 4 | 2 | 2 | 50 |
Италия | 2 | 0 | 2 | 0 |
Испания | 1 | 0 | 1 | 0 |
Казахстан | 1 | 0 | 1 | 0 |
США | 1 | 1 | 0 | 100 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | «Дорога в Самарканд» | 2009 | 15 615 | 2016 | 20 000 | 7 | Совком, Москва | 4 385 | 4,0 |
2 | «Стога сена в поле» | 2014 | 3 200 | 2018 | 512 | 4 | Антиквариум, Москва | –2 688 | –21,0 |
Совокупный среднегодовой темп роста – –8,5%. К сожалению, две повторные продажи не могут объективно оценить инвестиционную привлекательность художника ввиду недостатка информации. Отметим, что творчество Николая Карахана включает сразу несколько художественных течений, подразумевающих различные группы коллекционеров – авангард и соцреализм: для работ обоих течений характерны долгосрочные периоды владения. Позитивную динамику показывает увеличение количества успешных продаж в период 2016–2020 (Таблица 1), чему в немалой степени способствовали громкие московские выставки в музеях первой величины. Учитывая растущий интерес мирового арт-рынка к региональному искусству, а также общий высокий уровень художников СССР из среднеазиатских стран XX века, не исключено, что в ближайшее десятилетие эта часть рынка получит международное признание.
На текущем, 321-м AI Аукционе выставлена работа Николая Карахана «Чайхона» 1923 г.
Источники:
https://artinvestment.ru/auctions/30410/biography.html
https://www.orientmuseum.ru/events/2019/karahan/index.php
http://nukus.open-museum.net/author/profile/2
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200316_karakhan_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200316_karakhan_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.01.2021 Выставка искусства вместо пустующих витрин На Лонг-Айленде собственникам зданий, в которых есть закрывшиеся магазины, предложили демонстрировать в витринах работы местных художников. В случае отказа владельцев ждёт штраф
- 26.01.2021 Решается судьба коллекции главы Samsung Работы Ротко, Бэкона и Джакометти из коллекции недавно скончавшегося председателя концерна Samsung Ли Гон Хи, вероятно, будут проданы наследниками для выплаты многомиллиардных налогов на наследство
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 21.01.2021 Франция упростила правила вывоза культурных ценностей из страны Существенное (для живописи и скульптуры вдвое) увеличение ценового порога, после которого требуется заполнение лицензии на экспорт, должно помочь развитию французского арт-рынка
- 21.01.2021 Проект Museum Exchange переводит филантропию в онлайн На новой онлайн-платформе меценаты могут предложить или выбрать работу в дар для одного из североамериканских музеев
- 25.01.2021 Коллекция карточек с покемонами продана за $408 тысяч Мировой аукционный рекорд для карточной игры «Покемон» был установлен на торгах Heritage Auctions в Далласе
- 25.01.2021 Загадки портрета Боттичелли за $80 млн Спорная атрибуция, личности модели и заказчика, наличие инородной детали XIV века — некоторые из тайн «Портрета юноши с медальоном», выставленного в этот четверг на Sotheby’s с эстимейтом $80 млн
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 19.01.2021 Художник недели: Александр Родченко История, ценовые и маркетинговые показатели Александра Родченко, чья многосторонняя практика выступает символом творческого эксперимента в эпоху авангарда
- 18.01.2021 Открыты 49-е торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Каталог составили работы Дмитрия Беловолова, Марины Колдобской, Владимира Коркодыма, Олега Кулика, Анны Лавровой, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Бориса Смотрова и Максима Татаринцева
- 18.01.2021 Мировые галереи — 2020: взгляд изнутри Традиционный отчет Artsy о достижениях, проблемах и перспективах частного рынка искусства, составленный по результатам опроса почти 2000 галеристов из 97 стран
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 22.01.2021 «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» в галерее «Элизиум» 26 января 2021 в 20:00 состоится онлайн-вернисаж выставки Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), одного из создателей русского театрального авангарда первых десятилетий ХХ века
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- В.Т.Федосов, собрание картин 1960-х - 1990-х годов, 270 работ
- «Голос улиц» - Санкт-Петербург
- Нонконфрмисты в книжной графике, 30 января, Антиквариум
- Картины В.П.Цветковой
- Margaret Somers Баржа на реке
- Чаша тяван 5 Сэто-керамика Япония кон ХХ в.
- R.Gisi, "Солнечный день"
- Помогите установить автора картины
- Помощь с оценкой картины
- Татьяна Явишева, собственные картины