ЛЕПОРСКАЯ Анна Александровна (1900–1982) Женская модель. 1925
Текущая ставка
300 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
ЭРТЕ (1892–1990) Девушка и Сатир. 1985
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ГАЙДУК Надежда Михайловна (1948–2016) Без названия. № 6 (Гагарин)
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
28 Фев. 2020 12:00:00

Художник недели: Яков Чернихов
ARTinvestment.RU   10 февраля 2020

Его девиз «Везде, всегда и всюду заменяйте слово графикой» олицетворяет сегодняшний день, а творческое наследие вдохновляет не только архитекторов, но и специалистов различных сфер визуальной культуры

«Каждый увидит и почувствует мир Якова Чернихова по-разному. Этот мир удивителен. И вот чем: я — практикующий архитектор, а судьба Якова Георгиевича была в основном мечтать, рисовать. Наверное, именно поэтому работы Чернихова обладают замечательной магией, они настолько чисты — нет сотен тысяч рук, которые прикоснулись к его архитектуре. Она ему полностью, бесконечно принадлежит. А теперь принадлежит всему человечеству» (Юрий Платонов, академик архитектуры, главный архитектор РАН России. Источник: fotosfera.org)

Чернихов предсказал, что графика будет новым международным языком цивилизации. Художник разработал универсальный метод, своего рода «грамматику» для создания не только архитектурных произведений, но и любых видов графической коммуникации. «Дело изучения графического языка надо поставить так, чтобы оно было доступно всем — как доступна всем грамотность» (Я. Г. Чернихов. Искусство начертания. Л.: 1927. С. 10).

Яков Георгиевич Чернихов родился в 1889 в Павлограде, окончил Одесское художественное училище и поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств на живописный факультет; в 1916 Чернихов перешел на знаменитый архитектурный факультет Академии под руководством настоящего творца гениев Леонтия Бенуа.

Яков Чернихов оставил не так много реализованных архитектурных проектов: Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Дом отдыха для рабочих «Северолес», здание научно-исследовательского института «Механобр» (все — в Санкт-Петербурге). При этом большая часть этих проектов была создана в соавторстве с другими архитекторами, в них не так четко проявляется индивидуальность нашего героя.

Гений художника открылся в т. н. «бумажной архитектуре», или, словами самого Чернихова, «архитектурных фантазиях». Чернихов был убежден, что конструирование воображаемых пространственных композиций — важнейший этап в создании реального здания. Именно поэтому архитектурная графика в интерпретации Чернихова стала самостоятельной областью архитектурного творчества.

Параллельно с учебой в Академии Яков закончил Высшие педагогические курсы, и преподавание стало ведущим в жизни художника.

Гений преподавателя мы можем увидеть в изданных им книгах, или, как называл сам автор, учебных пособиях: «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры. Экспериментально-исследовательские работы» (1930, 1931), «Орнамент. Композиционно-классические построения» (1930), «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция в красках. 101 архитектурная миниатюра» (1933). Чернихов искренне верил в то, что, научившись простым принципам композиции и не страшась показать свою индивидуальность, любой человек может создать прекрасное и полезное произведение. Для этого художник разработал концепцию универсального графического языка и методику ее преподавания. Уже в первой книге изложены основные принципы построения композиций. Яков Георгиевич предлагает начать обучение с беспредметных композиций: «Вся основа методического курса начертательного искусства... зиждется на “комбинации”, на “сочетании” линии, плоскости и объема, вне какого бы то ни было предмета. Как соответствующее сочетание звуков дает нам музыкальное произведение, так и мы построим и скомпонуем такое изображение, в котором линии будут музыкально настроены. Выявим в линии ее подлинную красоту и свяжем одно сочетание кривизны с другим так, как связывают ноту с нотой в музыке» (Там же. С. 26). По мнению автора, ученик, овладевший принципами построения беспредметной композиции, легко воплотит их и в композиции предметной. С помощью разнообразных комбинаций художник предлагает каждый раз создавать уникальное произведение. Учебное пособие Чернихов дополняет наглядным материалом — собственными графическими произведениями. Свободное владение композицией, точное цветовое решение — все это рождало великолепные образцы графического искусства. Сам же художник скромно предлагал свои шедевры в качестве обучающего материала, сознательно оформляя их таким образом, чтобы возбудить в ученике чувство соавторства, желание создать свое, уникальное произведение.

В рамках работы над «Искусством начертания» художник создает прекрасные циклы графических работ. Одна из известных серий — «Аристография» (от греч. Ἀριστεύς — «превосходство» и Grapho — «пишу, черчу, рисую») — красочные этюды графического искусства новых разрешений начертания. Рисунки серии отражают диалог художника с «левыми» художественными течениями, преимущественно супрематизмом.

В «Аристографии» художник создает цветовые композиции различных типов, используя формы основных геометрических элементов, и разрабатывает целую систему колористических задач — монохромные композиции, работа с объемами с помощью наложений полупрозрачных слоев, «утяжеление» элемента темными цветами, создание сложнейших аксонометрических изображений тоновой растяжкой и т. д. Сам Чернихов называл эту серию «композиционным построением красок». Взяв за основу главные принципы знаменитых «авангардистов», Чернихов переосмысляет их и дает новую интерпретацию, подчас удивлявшую своей гениальностью даже создателей этих направлений. Автор настаивал на ценности проявления творческой индивидуальности каждого исполнителя и предлагал варианты практического применения метода во всех областях, где необходимы навыки графического искусства: в создании рисунка для ткани, для оформления книги или в качестве основы архитектурного проекта.

Талантливый график и не менее талантливый педагог, Яков Чернихов сумел реализовать собственный метод обучения графическому искусству. Его произведения сейчас актуальны как никогда, девиз «Везде, всегда и всюду заменяйте слово графикой» олицетворяет сегодняшний день, а творческое наследие вдохновляет не только архитекторов, но и специалистов различных сфер визуальной культуры.

Что происходит на рынке? Интересен ли коллекционерам Яков Чернихов так же, как ценят его искусствоведы и современные архитекторы, среди которых, например, Заха Хадид, да и многие представители западного архитектурного сообщества, которых мы так любим приглашать для строительства новой Москвы?

В конце 1990-х на торгах в аукционном доме Christies были проданы небольшие графические композиции Чернихова в диапазоне от $10 000 до $20 000. Рынок был на подъеме и можно было ожидать развития событий, но в 2006 весь культурный мир России потрясло сообщение о том, что из коллекции РГАЛИ около 700 работ было похищено самым преступным образом — с подменой подлинников на грубые копии. Часть подлинников сотрудникам Росохранкультуры удалось выявить на внутреннем антикварном рынке, а также за рубежом. Эта история негативно сказалась на истории продаж художника, и на долгое время рынок замер. И даже если работы появлялись в продаже, то страх, поселившийся у почитателей таланта Чернихова, сбил тот пыл и азарт, который присущ истинному коллекционеру. На сегодняшних торгах AI Аукциона представлена работа, которая относится к циклу «Аристография» и имеет подтверждение Фонда Чернихова, что делает покупку абсолютно безопасной.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200210_chernikhov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200210_chernikhov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.02.2020 Художник недели: Вячеслав Пакулин Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи
  • 14.02.2020 Литература: Georgina Adam. Dark Side of the Boom Публицист Джорджина Адамс не стремится вывести на свет «темную сторону» рынка искусства. По мнению автора, единственный способ ее понять — это самому в нее погрузиться
  • 12.02.2020 Краткая история коллекционирования. От Венецианской республики до XX века Продолжение нашего материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам». Сегодня мы расскажем о том, как создавалась культура коллекционирования в Европе на протяжении веков — и в каком виде подошла к началу XX века
  • 11.02.2020 Персона недели: Александр Савко – Пост-ирония в искусстве Запретный плод сладок и всегда притягивает к себе внимание, как и картины Александра Савко, бессменного участника современной арт-сцены, урожайное полотно которого представлено на кураторском аукционе «XXI век»
  • 11.02.2020 Менеджмент коллекции. Современные требования В рубрике «Менеджмент коллекции» мы будем разбирать основные задачи управления собранием предметов искусства. Для чего он нужен, каковы современные требования к менеджеру, как избежать лишних затрат и ошибок, связанных с управлением?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх