art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Художник недели: Адольф Федер
ARTinvestment.RU   21 января 2020

Адольф (Айзик) Федер — один из художников, эмигрировавших в Европу из Российской империи и вошедших в плеяду мастеров так называемой Парижской школы. Сегодня на торгах AI выставлен его «Натюрморт»

Адольф (Айзик) Федер родился 16 июля 1886 года в вольнолюбивой Одессе в еврейской купеческой семье и получил хорошее образование. С 1896 учился в Одесской рисовальной школе, продолжил обучение в Одесском художественном училище. В 1905 году стал членом политического движения «Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз) и из-за событий 1905/1906 годов был вынужден бежать из России. Перебрался в Берлин, где изучал искусство, затем переехал в Женеву, там учился в Академии изобразительных искусств. В 1910 году переехал в Париж, около года учился в академии Р. Жюлиана, посещал студию А. Матисса. Оказавшись в стремительном водовороте парижской жизни и будучи чутким к творческим исканиям, он, как и многие молодые художники, открывал для себя альтернативные формы искусства, знакомился на Салонах с кубизмом и другими «измами».

В конце XIX — начала ХХ века евреи во Франции, и в частности в Париже, чувствовали себя достаточно свободно, и молодой человек оставил свои леворадикальные взгляды и смог целиком посвятить себя живописи…

Луначарский писал в 1913: «…Работы Федера свидетельствуют об искании благородных форм и об интересно направленной фантазии. Правда, работы Федера во многом ученические, но это еще молодой человек». Петербургская газета «Против течения» отмечала его «тусклые, но темпераментные холсты, напитанные восторгом жизненности».

Окунувшись в свободный космополитичный мир парижской богемы, Федер отчаянно впитывал все новое, что он видел. Знакомство с работами Гогена, Сезанна, Пикассо, Матисса и других художников оставляло явный отпечаток на его творчестве. Так, в натюрмортах Федер успешно развивал линию Гогена. Он живо интересовался его натюрмортами, как и Гоген, охотно вводил в свои натюрморты фигурки или африканские маски («Натюрморт со статуэткой», «Натюрморт с цветами и маской»). Но это были не просто предметы, это была еще одна большая страсть художника. В его ателье можно было найти скульптуры разного периода, предметы африканского искусства и картины, приобретенные на блошином рынке. В журнале «Удар» вышла статья А. Сальмона «Негритянское искусство», проиллюстрированная как раз предметами из коллекции Федера.

Его натюрмортам присуща некоторая графичность, декоративность и определенная приглушенность колорита. Критики трактовали этот колорит как «тихую песнь» — «очарование и тайну он заставляет почувствовать в свете, который освещает его натюрморты».

В 1920-е годы Федер сотрудничал с левыми парижскими изданиями «Clarté» и «Le Monde»; в русской литературно-художественной хронике «Удар» неоднократно публиковались статьи о его творчестве — в частности, можно отметить интересное замечание в рецензии на персональную выставку в галерее Licorne: «Быть может, Федер, как русский художник, не забыл и Венецианова и сохранил некоторое влияние русских реалистов, но как он далек от литературщины русского передвижничества и анекдотических и иллюстративных атрибутов их последователей». Сравнению с Венециановым, возможно, художник обязан некоторыми своими полотнами, среди которых «Пастораль», но как знать: наследие художника мало изучено. А его «Процессию», выставленную на Осеннем салоне, неугомонные критики сравнивали с работами Эль Греко.

В 1923 вместе с М. Ларионовым и О. Цадкиным Федер был одним из самых деятельных членов Общества русских художников, которое ставило своей целью организацию выставок во Франции и за границей. Они были активным пульсирующим организмом парижской жизни. А их наиболее заметным мероприятием были костюмированные балы, которые проводились каждый год в ресторане «Бал Бюлье».

В 1924 Федер участвовал в крупной экспедиции в Палестину, организованной русским издателем А. Э. Коганом. Андре Сальмон писал позже «Он уехал из Парижа в Палестину как раз в то время, когда критики задавали вопрос, действительно ли существует еврейская школа живописи, и когда столь многие евреи посвятили себя пластическому искусству, которое в другие века так мало привлекало эту нацию. Одно время казалось, что Федер мог стать самым признанным из еврейских художников. Дело не в том, что, глядя на любой из его портретов, можно услышать еврейскую молитву, истинно еврейскую литургию».

На него произвели большое впечатление пейзажи и колорит людей, с которыми он встречался во время поездки на Восток. Вернувшись в Париж, он привез с собой картины, изображающие жизнь и быт народа. Он не льстил своим моделям, а изображал их такими, какими он их видел. И тут язык обобщения и определенное упрощение форм звучит скорее как смирение. Он подходит к изображению людей без всякой демагогии, повествует об их жизни «не книжными приемами, не размашистыми линиями, а говорит о них на их языке, мыслит живописными образами родной и близкой им красоты».

Федер имел высокую репутацию в парижском мире искусства — например, издание Beaux-Arts в 1937 году называло его не иначе как «великолепным художником». Но вскоре все изменилось…

Во время Второй мировой войны Федер оставался в Париже, участвовал во французском Сопротивлении. В июне 1942 он и его жена Сима были арестованы и помещены в тюрьму Шерш-Миди, в сентябре того же года его перевели в транзитный лагерь в Дранси. 13 декабря 1943 года художника депортировали в Освенцим, где он был убит. Точная дата гибели Адольфа Федера неизвестна.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200121_feder.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200121_feder.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх