Художник недели. Владислав Матвеевич Измайлович. 1872–1959
ARTinvestment.RU   27 августа 2019

Прежде придворный портретист, после князей и царских министров он написал один из первых «канонических» портретов только что пришедшего к власти Ленина, а позже стал автором рискованного портретного перфоманса c образами императора и вождя большевиков

Измайлович родился в семье чиновника Министерства императорского двора. Мать была сестрой успешного архитектора. Отличные успехи в рисовании и черчении, Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, многочисленные премии за учебные работы, хорошие отзывы критиков, одобрение пенсионерской поездки в Европу, учеба в Академии Святого Луки в Риме — все предвещало успешную карьеру на живописном поприще. Так поначалу и складывалось.

В царской России Владислав Измайлович стал модным салонным портретистом. Его заказчиками были чиновники высшего ранга, члены императорской семьи, министры, известные представители купечества. Одно время он даже служил придворным живописцем Великого князя Владимира Александровича — президента Академии художеств и дяди Николая II. Известен он был и широкой публике. Правда, больше не портретами, а работами на библейские, мифологические и экзотические восточные сюжеты. Слащавые композиции, вдохновленные поездками по Италии, издатели с удовольствием печатали на почтовых открытках. Художник много выставлялся как участник объединений «Общество русских акварелистов», «Товарищество художников» и др.

Впрочем при большевиках амплуа радикально менять не пришлось. Портреты востребованы при любой власти. Бытует мнение, что именно Владислав Измайлович был первым, кому довелось писать с натуры Владимира Ленина в Смольном. Но оказывается, это не так. Известный пастельный портрет вождя пролетариата (сейчас он находится в мемориальном музее «Смольный») художник на самом деле писал не с натуры, а с фотографии Моисея Наппельбаума. В дальнейшем он похожим образом по удачным фото сделал еще несколько тиражируемых портретов главы Совнаркома. Но об одном из них стоит рассказать особо.

       Посмотреть эту публикацию в Instagram               

Парадный портрет императора Николая II из Петровского коммерческого училища после революции был спрятан художником Владиславом Измайловичем под слоем смываемой краски. А на обороте холста им был написан портрет Ленина, который повесили на самом видной месте. Опасный для художника «сюрприз» случайно обнаружили реставраторы спустя 90 лет. #художник #измайлович #русскоеискусство #аукцион Фото: http://www.pan.bg/view_article-68-360449-pod-portret-na-vladimir-lenin-otkriha-izobrazhenie-na-nikolaj-II.html https://konopellka.livejournal.com/65513.html

Публикация от artconspectus (@artconspectus)

В 2010-х годах реставраторам поступил исполинский портрет Ленина, который без малого 100 лет провисел в ленинградской школе № 206. Его автор — Владислав Измайлович — много лет работал в ней преподавателем, причем еще с дореволюционных времен, когда эта школа была Петровским коммерческим училищем, основанным купцами. Когда реставраторы изучили прорванный портрет, то увидели, что оборот замазан почему-то легко удаляемой черной водорастворимой краской. Смыли, а там — сюрприз. На обратной стороне измайловичского Ленина был обнаружен парадный портрет императора Николая II кисти художника Ильи Галкина. Тот самый, что до революции украшал холл Петровского училища. Измайлович не стал его смывать, а наоборот, хитро законсервировал. Почему — неизвестно. Может быть, не захотел портить работу своего друга (с Галкиным они вместе оформляли интерьеры в особняке купцов Елисеевых). Или по каким-то иным причинам. Но одно не вызывает сомнений: проговорись он случайно или поступи на него донос — художнику точно не поздоровилось бы. Хуже того: Измайлович еще и совместил фигуры исторических антагонистов: голова Ленина написана на том же уровне, что и голова Николая II. Вероятно, он так сделал, чтобы не выдать свой трюк, чтобы сквозь свежего Ленина не проступил предательский контур расстрелянного им врага. Не уверен, была ли тут умышленная фронда. Но в итоге вышел жуткий, прямо мистический перфоманс — инфернальный «инь-янь»: почти век император вместе со своим убийцей провели рядом, на одном холсте. И эта пытка для них по-прежнему не закончена. Отреставрированный «двойной портрет» уже стал востребованной музейной достопримечательностью. В частности, в 2017 году он был украшением выставки в Эрмитаже, посвященной 100-летию Революции.

После Революции Измайлович писал портреты Сталина, Дзержинского, Луначарского, Кирова, позже — портреты передовиков, героев Советского Союза, бригадиров и государственных деятелей. В середине 1930-х в его творчество вернулись и жанровые картины — «Сожженная татарами Москва в XV веке» (1935), «Приезд В. И. Ленина и встреча с моряками на Финляндском вокзале в Петрограде 3 апреля 1917 года» (1936), «А. И. Микоян у рыбаков-колхозников в Териберке. Баренцево море» (1939) и другие. Измайлович много лет отдал преподавательской работе, работал в школах и институтах. В 23-й школе Ленинграда его учеником (говорят, что весьма талантливым) был будущий знаменитый артист Аркадий Райкин. Позже сатирик по-доброму отзывался о своем учителе рисования: «…в своей живописи Измайлович придерживался достаточно консервативных, старомодных установок (ему как бы не хотелось расставаться с девятнадцатым веком), а вот на наших занятиях это не отражалось. Его идеалом была точность. Точность без примеси вкусовщины».

Владислав Измайлович прожил долгую жизнь. Он ушел на 87-м году жизни, в 1959-м. Последние его персональные выставки прошли в конце 1940-х. При Советской власти он выставлялся очень мало. А под конец жизни и вовсе оказался забыт. Его архив — с фотографиями, письмами и графическим работами — новые жильцы снесли в какой-то сарай за ненужностью. К счастью, главные работы художника к тому времени давно уже находились в ведущих музеях страны — в Русском, Третьяковке и пр.

       Посмотреть эту публикацию в Instagram               

ФОТО 1 - ИЗМАЙЛОВИЧ Владислав Матвеевич (1872–1959) Мефистофель (предположительно, портрет Ф. И. Шаляпина в образе Мефистофеля). 1909 Тонированный картон, масло, гуашь, акварель, смешанная техника. Ø 20,3–20,8 Продается на AI Аукционе до 30 августа 2019. ФОТО 2-4 Произведения Владислава Измайловича часто печатались на дореволюционных открытках. Источник: starina.ru, blog.trud.ru, gornitsa.ru #измайлович #аукцион #гуашь #мефистофель #шаляпин

Публикация от ARTinvestment_RU (@artinvestment_ru)

Сегодня произведения Владислава Измайловича редко можно встретить на аукционах. А выдающихся работ на торгах пока и вовсе не появлялось. Действующий аукционный рекорд был установлен на Bukowskis в далеком 2004 году. Причем не портрет, а большая пастель «Грибы» в тот раз была продана примерно за $6 000. Ценовой ориентир для самых ходовых небольших женских портретов и жанровых рисунков (обычно это цветная графика) составляет примерно $1 000–3 000. Резервная цена «Мефистофеля», который выставлен сейчас на AI Аукционе, находится вполне в рынке. При этом вещь интригующая и особенная. Качеством и энергетикой она без сомнения выгодно отличается от большинства ранее доступных на аукционах рисунков Измайловича. Присмотритесь.

Источники: artinvestment.ru, blog.trud.ru, pan.bg, books.google.de



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх