Художник недели. Василий Поленов
ARTinvestment.RU   27 июня 2019

17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее


Посмотреть альбом на facebook

У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что известный каждому советскому школьнику художник, чьи шедевры висят в Третьяковке и ГРМ, уже недоступен. Что все в музеях и фондах, а купить что-то стоящее в свое собрание сейчас уже невозможно. Как, например, нельзя купить живопись Врубеля или Малевича. К счастью, с Поленовым совершенно не так. Его работами можно наслаждаться не только в музейных залах. Наоборот – бери да покупай. На антикварном рынке России, больше в галереях и на арт-салонах, продается немало крепких законченных работ мастера в диапазоне $250 000 – 300 000 за пейзажи меньше метра. Не говоря уж про зарубежные аукционы. Дорого, но, что важнее, предложение хотя бы в принципе есть. Были бы деньги. Пусть и немалые.  

Его поворотов судьбы хватило бы на десять жизней. Дворянин, доброволец русско-турецкой войны, награжденный медалью «За храбрость» и сербским орденом Таковский крест. Золотой медалист императорской Академии художеств, получивший свою награду в соперничестве с Ильей Репиным. Преподаватель Левитана и Коровина. Уважаемый художник, вышедший из состава императорской Академии художеств в знак протеста против событий Кровавого воскресенья. Автор оперы. Создатель пронзительного гуманистического библейского цикла, главную работу которого хотел запретить гражданский цензор, но разрешил церковный. Важнейшую его картину лично переименовал русский царь вопреки воле автора. Его лучшие произведения чудом не погибли на злосчастном «Титанике». А потом все-таки добрались до Америки, где их следы затерялись на 80 лет. Вообще, подумать только: прежний любимец царя Александра III стал в итоге одним из первых народных художников РСФСР, да с охранной грамотой на свой музей от самого Луначарского.

Первое, что всплывает в памяти при упоминании Поленова – это «Московский дворик» да «Бабушкин сад» - как в школе учили. Образцовый русский лирический реализм. В советское время нам не считали нужным рассказать, что главной работой жизни передвижника Поленова были не проникновенные русские пейзажи и жанровые сцены, а евангельский цикл «Жизнь Христа» (или «Из жизни Христа»). Он писал эту серию почти 50 лет, создал более 60 картин. Поленов лично несколько раз прошел пешком весь известный по источникам путь Иисуса. Работа потребовала колоссального труда и высокого напряжения душевных сил. Кроме того, нужно учитывать, что 120 лет назад путешествия по Ближнему Востоку были не просто выматывающими, но еще и небезопасными. На паломников то и дело нападали бедуины. Так что кроме карандашей и альбомов Поленов, как говорят, держал в своем арсенале внушительную палицу.  

Внук мастера, ныне покойный Федор Поленов, директор усадьбы «Поленово», рассказывал, что картины из «Жизни Христа» не раз подвергались будто бы мистическим опасностям. Показ первой и главной картины цикла – «Христос и грешница» - пытался запретить великий князь Владимир Александрович, президент Императорской Академии художеств. Младший брат Александра III вбил себе в голову, что для народа такая картина будет вредна. Но все же, решать ее окончательную судьбу тогда было поручено трем цензорам – военному, гражданскому и духовному. Военный высказался за показ картины. Гражданский, в отличие от военного, исполнил волю князя и высказался против показа. Но исход дела решил церковный цензор – дал разрешение. После XV Передвижной выставки 1887 года картину «Христос и грешница» хотел купить Павел Третьяков, вел переговоры. А в итоге она досталась Александру III, который купил полотно для Зимнего дворца. Но вместо первоначального названия «Кто из вас без греха?» зачем-то повелел повесить на раме табличку «Блудная жена». Художник безуспешно пытался его убедить, что название неверное, он вкладывал иную идею, о грехе как несчастье, что не блудная, а согрешившая. Но император остался при своем мнении. А спустя четыре года переименованная картина могла и вовсе погибнуть. Ее, в числе других работ, готовили к отправке на выставку в Америку в 1912 году. Но с погрузкой в срок не уложились, и корабль ушел без них. Кораблем тем был непотопляемый «Титаник», отправлявшийся в первый и последний рейс. Говорят, после этого Поленов стал опасаться чего-то подобного, и больше не хотел отдавать свои работы на заморские выставки. Но эта участь их все же постигла. Через 12 лет после «Титаника» 13 картин из «Жизни Христа», отобранные Грабарем, все-таки отправили в Америку и 11 из них продали. Поленов до конца жизни пытался выяснить их дальнейшую судьбу, но так и умер в неведении. Лишь в 2010-х старая история прояснилась, часть картин была найдена и продана новым коллекционерам на аукционе Bonhams. Две из них – двухметровые «Кто из вас без греха?» и «Повинен в смерти» - установили исторические ценовые рекорды для творчества художника. В 2011-м они были проданы соответственно за $6 397 000 и $4 462 000. 

Конечно, на семизначные цифры в долларах не нужно смотреть как на ориентир. Это все же исключительные случаи – плата за редчайшие вещи, пусть не на пике цен, но на фоне все еще неплохой рыночной конъюнктуры. Из рекордов последнего времени можно отметить продажу на «Сотбисе» метрового пейзажа «Река Оять» за почти $888 000 в пересчете с фунтов. Очень крепкая по качеству вещь, которая может служить еще и индикатором объективного охлаждения рынка за 10 лет. Ведь в 2008 году на том же Sotheby’s ее купили гораздо дороже – за $1 385 000.

Но вернемся в Москву. Сегодня ориентиры для законченных пейзажей (не этюдных) размером под 60-70 см – это $200 000 – 300 000. На аукционном рынке они не встречается, а в галереях есть. Обычно их, как топовые вещи, приберегают для престижных ярмарок и антикварных салонов – там удобно сравнивать, смотреть и прицениваться. Еще на рынке есть много этюдов, эскизов, работ размером с открытку и чуть больше. За них могут просить $3 000 – 5 000, встречаются вещи вполне симпатичные. Но нужно понимать, что это работы не инвестиционного класса. Вообще, любые эскизы, этюды, наброски, «почеркушки» сегодня особенно малоликвидны - продать их в случае чего будет тяжело. На рынке встречается и графика Поленова, пейзажные акварели, иногда очень неплохие. Просят за них в районе $3000-4000.         

Одна из первых картин Поленова на евангельский сюжет была создана почти за 40 лет до «Жизни Христа». Это тоже была красивая история. В 1871 году (Поленову было 27 лет) выпускникам Императорской академии художеств дали на конкурс одну и ту же экзаменационную тему – воскрешение дочери Иаира, сюжет одного из чудес Христовых. Среди участников конкурса кроме Поленова был и молодой Репин, его ровесник. На кону была золотая медаль. И условием было – не видеть, как эту тему решают коллеги по экзамену. В сложном соперничестве выпускники отдались работе без остатка. В результате в Русском музее теперь находятся сразу два шедевра на один сюжет – один Репина, другой Поленова. Комиссия приняла решение дать большие золотые медали обоим. Позже Поленов с Репиным много лет дружили, вместе ездили в творческие путешествия в Европу, где у Поленова, в конце концов, и вызрел замысел большого евангельского цикла.        

Словно в награду за выполнение важной миссии, Господь даровал Поленову долгую жизнь. Художник скончался в 1927 году в 83 года в своей усадьбе в Тульской области (усадьба Борок, ныне Поленово), на которую сразу после революции Луначарский выдал охранную грамоту. Поленов умер, так и не узнав, что охранные грамоты не вечны. Что его детей в 1937 году репрессируют и отправят в лагеря (к счастью, вернутся живыми и будут реабилитированы), что в усадьбу заселятся пробивные тульские строители коммунизма и лишь чудом, уже после смерти Сталина, в этом деле удастся навести порядок и возобновить работу музея.

Такая вот история большого таланта и великого труженика. 

Выставка «Василий Поленов» пройдет в  Новой Третьяковке на Крымском Валу, 10  с 17 октября 2019 по 16 февраля 2020.

Источники: ros-vos.net, culture.ru, syl.ru, theartnewspaper.ru, the-biografii.ru, christianart.ru, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 30.08.2019 Итоги AI Аукциона № 293 Наивысший реальный интерес в этот раз вызвали произведения шестидесятников. Покупатели — Москвы и Питер
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх