Art Investment

Художники и цены

Художник недели: Касьян Голейзовский

Балетмейстер, танцовщик и театральный художник Касьян Ярославич Голейзовский родился 22 февраля (7 марта) 1892 в Москве в семье артистов Большого театра.

С 1900 учился в Московском театральном училище (педагоги по классическому танцу — Н. П. Домашев, позже В. Д. Тихомиров и М. М. Мордкин). В сезон 1906/1907 переведен в Петербургское театральное училище, которое окончил в 1909 (педагоги М. К. Обухов, С. К. Андрианов). В 1907 взял одиннадцать уроков у А. Дункан. Она же поставила для Голейзовского «Танец с мечом» на музыку одного из прелюдов Ф. Шопена.

На выпускном спектакле «Времена года» на муз. П. И. Чайковского, подготовленном М. М. Фокиным, Голейзовский выступил партнером фокинской ученицы Е. М. Люком.

После окончания училища был зачислен в балетную труппу Мариинского театра, однако вскоре исхлопотал себе перевод в московский Большой театр. Служил в Большом театре с 1909 по 1918. Участвовал в экспериментальных постановках А. А. Горского. Исполнял партии в спектаклях: «Спящая красавица» (балетмейстер М. Петипа); «Золотая рыбка»; «Дочь фараона» (па-де-де с Е. Гельцер); «Раймонда»; «Лебединое озеро»; «Волшебное озеро»; «Саламбо»; «Конёк-Горбунок»; «Тщетная предосторожность» и др.

По воспоминаниям Голейзовского, в юности он обучался в школе живописи художника М. В. Леблана, практиковался в студии у Г. Б. Якулова и в скульптурной мастерской В. М. Попова, занимался прикладными искусствами; изучал английский, французский, польский и персидский языки; посещал драматические и режиссерские курсы в московской филармонии; обучался игре на скрипке и рояле у профессора Д. С. Крейна; участвовал в студенческих диспутах на общественные темы, писал стихи, которые читал в концертах В. В. Максимов, и стихотворные балетные либретто (пока для других балетмейстеров) — например, «Азиадэ», «Сказка аравийской ночи», «хореографическая поэма» в одном акте с прологом, и «Цветы Гранады» для М. М. Мордкина. Стихи Голейзовского печатались в журналах «Заря», «Артистический мир», «Театр». Составил стихотворный сборник «Светогроздья».

В Большом же театре чаще всего Голейзовскому приходилось танцевать совершенно одинаковые вариации в совершенно одинаковых балетах. К 1909 относится первый самостоятельный балетмейстерский опус Голейзовского — «Танец с письмом». В 1910 он поставил «Танцы сумасшедших» в собственном исполнении. В годы Первой мировой войны выступал на благотворительных концертах и вечерах.

Балетмейстерскую деятельность начал в 1915 в московских театрах миниатюр (Интимный театр (петроградский театр Б. С. Неволина, в то время работавший в Москве), Мамоновский театр миниатюр, театр-кабаре «Летучая мышь»), переосмысляя как традиции академического балета, так и прогрессивные искания Айседоры Дункан, М. М. Фокина, А. А. Горского. В 1916 поставил балеты «Козлоногие» И. А. Саца и «Выбор невесты» М. А. Кузмина. К 1917 Голейзовский был уже весьма популярен как балетмейстер эстрадного жанра.

Первые шаги на поприще педагогики сделал в студии М. М. Мордкина в 1916. В том же году организовал собственную студию, которая в 1916–1925 много раз меняла названия, наиболее известное из них — «Московский Камерный балет». Студия присоединялась к различным организациям — то к ТеМусек (Театрально-музыкальной секции Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов), то к Детскому театру, то к цирку, но основной оставалась работа, направленная на создание своего театра танца. Это была профессиональная балетная студия, в которую входили многие танцовщики Большого театра, составившие ядро коллектива: А. И. Абрамова, Л. М. Банк, С. М. Бем, Е. Д. Вигилёв, В. Д. Голубин, В. А. Ефимов, Е. М. Ильющенко, В. В. Кудрявцева, Е. Д. Ленская, В. Лихачёв, О. М. Мартынова, Л. А. Мацкевич, А. М. Мессерер, Т. А. Мирославская, Б. В. Плетнёв, Н. Б. Подгорецкая, Н. И. Тарасов, В. И. Цаплин. В студии К. Голейзовский осуществил большинство своих новаций: им были поставлены «Соната смерти и движения» на музыку А. Н. Скрябина (1918); балеты для детей «Песочные старички» на сборную музыку (преимущественно пьесы из «Детского альбома» Р. Шумана, 1918) и «Макс и Мориц» на музыку этюдов Л. Шитте (1919), «Арлекинада» на музыку С. Шаминад, (1919), «Саломея» на музыку Р. Штрауса (1922), «Фавн» на музыку К. Дебюсси (1922), «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева (1922), «Эксцентрические танцы» на сборную музыку, (1923), «Этюды чистой классики» на музыку Ф. Шопена (1924), испанские танцы (1918–1924), хореографические этюды, концертные номера. Программной балетмейстерской работой Голейзовского стал поставленный в 1919 для Большого театра балет Н. Н. Черепнина «Маска Красной смерти» (балет не увидел света рампы).

В поисках собственного почерка пробовал себя в разных стилевых направлениях: возрождал культуру античной пластики, создавал импрессионистические зарисовки музыкальных произведений К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, И. Альбениса, Э. Гранадоса, Н. К. Метнера, обращался к приемам эксцентрики и буффонады комедии дель арте. Приобщая балетный театр к творчеству Скрябина и тем самым открывая для балета новый пласт музыки, Голейзовский искал и новые средства выражения, во многом непривычные для тех, кто был воспитан на принципах академического балета. Балетмейстер значительно пополнил словарь танцевальной лексики оригинальными движениями, поддержками, элементами акробатики, разработал новые композиционные приемы и принципы использования сценического пространства. Осуществляя постановки на разных площадках, он сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом и А. Я. Таировым.

В 1925 поставил в Экспериментальном театре (филиал Большого театра, Москва) балет С. Н. Василенко «Иосиф Прекрасный», который вобрал в себя все лучшее, что было подготовлено предшествующим этапом его деятельности. Все слагаемые балета — хореография, музыка, изобразительное решение (художник Б. Эрдман), исполнительское мастерство — достигли здесь гармонии. Вместе с «Иосифом Прекрасным» шел балет «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, также поставленный Голейзовским.

В 1925, после прекращения деятельности Московского Камерного балета, оказавшись без собственной труппы, Голейзовский продолжал сотрудничество с мастерами Большого театра: поставил для них балет «Лола» С. Н. Василенко (1926, не осуществлен); «Кармен» на музыку Б. Бера (1926, не осуществлен); «Вечер постановок Касьяна Голейзовского» (1927), «Смерч» на музыку Б. Бера (1927). Работал он и с новыми балетными коллективами Москвы, в частности поставил балет «Шалуны» на музыку Ф. Шуберта для студии «Драмбалет» (1928) и др. Создавал хореографические миниатюры и концертные программы для артистов балета и эстрады. В 1928–1929 работал в московском и ленинградском мюзик-холлах.

Был постановщиком танцев в фильмах «Аэлита» (1924) и «Марионетки» (1934) Я. А. Протазанова, «Цирк» (1936) и «Весна» (1947) Г. В. Александрова.

Был одаренным художником, в ранние годы часто сам создавал эскизы костюмов и декораций к своим постановкам. В 1918 экспонировал свои работы на VII выставке Общества «Свободное творчество» в Москве, в которой принимали участие известные художники и скульпторы А. В. Шевченко, С. Д. Эрьзя, И. В. Алексеев, Б. М. Боголюбов, Д. Д. Бурлюк, В. В. Евреинов, В. В. Хвостенко, А. В. Грищенко и др. Был одним из организаторов (наряду с И. В. Алексеевым) выставки «Балет и танец», проходившей в мае 1921 в Москве. На этой выставке были представлены 35 эскизов балетных костюмов Голейзовского, а также плакаты. В выставке участвовали А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, И. В. Алексеев, С. И. Юткевич, П. Мак, С. В. Чехонин, Н. В. Синезубов и др. Главную часть экспонатов составляли литографии, гравюры и фотографии; кроме того, на выставке были показаны старинные литографии и гравюры из частных коллекций, в основном И. В. Алексеева, Ю. А. Бахрушина и К. Я. Голейзовского. В 1926 принял участие во второй выставке «Искусство движения» в Москве, организованной Хореологической лабораторией ГАХН, Ассоциацией ритмистов и Русским фотографическим обществом, экспонировал «Этюды движения» (кат. № 361–370), терракотовые фигурки балерин (кат. № 372–380) и фотоснимки постановок.

В разные годы сотрудничал с художниками Г. А. Пожидаевым, Б. Р. Эрдманом, Н. А. Мусатовым, А. Г. Петрицким, С. И. Юткевичем и др. Впервые в балете использовал конструктивные установки, которые дают хореографу возможность показать человеческие фигуры объемно, в различных, часто неожиданных ракурсах, использовать непривычные сочетания тел. Нередко декораций как таковых не было, сценическое оформление рассматривалось как часть танцевальных композиций.

В 1930-х отдал дань традициям большого спектакля классического балета («Спящая красавица»  П. И. Чайковского, 1935, Харьков), принципам балета-пьесы («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева по А. С. Пушкину, 1939, Минск). В эти же годы обратился к изучению и переосмыслению танцевального фольклора, в первую очередь русского и народов Востока («Танцы народностей», 1932; «Картина плясок народов СССР», 1935).

Сотрудничал с балетными школами, в частности ставил концертные номера для ЛХУ (1934, 1936) и балеты для МХУ — «Елка Деда Мороза» на музыку К. А. Потапова (1942, Васильсурск), «Сон-Дрёмович» на музыку Н. К. Чемберджи (1943). Был постановщиком масштабных физкультурных парадов (1938, 1939, 1940), концертных номеров в различных ансамблях песни и пляски. В 1940 стал главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски НКВД.

Принимал участие в организации декад национального искусства советских республик в Москве (узбекского и белорусского, 1937; таджикского, 1940; литовского, 1941). Создал первый национальный балет на современную тему, построенный на таджикской танцевальной этнографии, — «Ду Гуль» («Две розы») на музыку А. С. Ленского (Таджикский театр, Душанбе, 1941). Одновременно начал сценическую обработку фольклора, отличающуюся от стилизаторских поисков прошлых лет, обратившись к подлинникам народной танцевальной культуры. Это нашло отражение, в частности, в постановках балета «Бахчисарайский фонтан», отдельных танцев и сцен в «Дон Кихоте» (ред. М. М. Габовича, Большой театр, 1942), хореографической картины «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (Большой театр, 1934).

В поздние годы Голейзовский остался верен ассоциативности хореографического языка, его метафоричности, лексическим открытиям прежних лет («Вечера хореографических миниатюр», МХУ, 1959; концертные программы 1960–1962 с участием молодых артистов Большого театра; «Скрябиниана», Большой театр, 1962; «Мимолетности» на муз. С. Прокофьева, ансамбль «Молодой балет», 1968).

В последнем балете Голейзовского на сцене Большого театра — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964) — классика органично соединялась со свободной пластикой и фольклорными мотивами.

Заслуженный артист Белорусской ССР (1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954).

Хореографические миниатюры Голейзовского экранизированы в телефильмах-концертах («Хореографическая симфония», 1971; «Мимолетности», 1985), фильме-балете «Скрябиниана» (1971). Творчеству Голейзовского посвящены документальный фильм «Размышления о балете» (1965), видеофильм «Хореографические образы Касьяна Голейзовского» (1990).

Автор книги «Образы русской народной хореографии» (Москва, 1964).

Скончался в Москве 4 мая 1970.

Увидеть театральную графику К. Я. Голейзовского до 27 декабря 2012 можно будет на выставке «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932» в галерее «Элизиум».

Источник: по материалам галереи «Элизиум»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20121207_goleyzovsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20121207_goleyzovsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».