Художник недели: Леонид Соков
О ярком представителе направления соц-арт Леониде Сокове, чья ретроспектива проходит сейчас в ММСИ
В Московском музее современного искусства с 24 мая по 1 июля проходит первая в России полномасштабная ретроспектива работ художника неофициального искусства Леонида Сокова. На выставке представлено более 120 работ, охватывающих все периоды его творчества с 1970-х и до настоящего времени.
Имя Леонида Сокова привычно связывают прежде всего с таким направлением постмодернистского искусства, как соц-арт (сам Соков использует более широкую формулу «фольклорный поп-арт»). Напомню, что в соц-арте образы и символы официального советского искусства используют в отрыве от их привычного пропагандистского предназначения, превращая их в пародию на самих себя. В произведениях представителей соц-арта избитые идеологические клише, будь то серп и молот, Ленин или Сталин, превращаются в фетиши массовой культуры — такие, какими были для американцев воспетые представителями поп-арта банки супа «Кэмпбелл», Мэрилин Монро или Микки-Маус. В одной из самых знаменитых серий работ Леонида Сокова эти два мира знаков вступают в диалог. В получившемся «соковском» знаковом мире Микки-Маус держит в лапах серп и молот, Сталин и Мэрилин Монро составляют прекрасную пару, а Ленин идет навстречу «шагающему человеку» Джакометти или держит на своем указующем персте мобиль Александра Колдера. Эти нелепые и абсурдные сочетания противоположных друг другу систем символов помогают зрителю освободиться от их шаблонного, идеологизированного восприятия.
Но творчество Сокова отнюдь не ограничивается лишь современной ему советской и капиталистической символикой. С легкостью он сажает на соцартовскую почву героев русского фольклора или шедевры мирового искусства. Двуглавый имперский орел, русский медведь или Венера становятся такими же персонажами соковских художественных анекдотов, как Ленин, Монро и прочие. В работах Сокова очевидны параллели с исконно русским творчеством — традициями резной деревянной игрушки и деревенского лубка с его народными остротами на полях.
Леонид Соков родился в 1941 году в селе Михалёво Калининской области. Учился в 1964–1969 на скульптурном отделении Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановское). Официально работал как скульптор-анималист при МОСХе и мог бы многого добиться на этом поприще, если бы не выбрал для себя путь художника-нонконформиста. С 1966 по 1970 работал в одной студии с Александром Косолаповым и Борисом Орловым. В 1976 начал экспонировать свои работы на закрытых выставках у себя в мастерской. С 1977-го участвует в выставках за рубежом. В 1979-м покинул СССР. Живет и работает в Нью-Йорке.
Как и у большинства шестидесятников, самые успешные продажи работ Сокова относятся к временам арт-бума 2007–2008 годов. Формальными рекордсменами являются две скульптуры: «Медведь, бьющий молотом по серпу» (Sotheby's, 12.03.2008, результат 48,5 тысячи фунтов) и «Замок» (Sotheby's, 15.04.2008, результат 79 тысяч долларов), а также одна из версий знаменитого коллажа «Монро и Сталин» (Sotheby's, 27.11.2007, результат 20,9 тысячи фунтов).
Источник: artinvestment.ru
Комментарий редактора: В десятых годах аукционный ассортимент Сокова был не слишком репрезентативен. На торги поступало работ немного и не тех серий, что ждали коллекционеры. В частности, коллажи и сеты тиражной графики в диапазоне 10–12 тысяч долларов часто оказывались непроданными. А вот настоящие хиты Сокова, самые узнаваемые вещи класса «Встречи двух скульптур» (в простонародье «Ленин — Джакометти») на торгах последние пять лет просто не появлялись. Сразу попадали к коллекционерам. А ведь именно такие вещи способны брать планку в 30–50 тысяч долларов. И именно такие вещи, пусть и тиражные, но которые уже вошли во все книжки, можно рекомендовать коллекционерам с точки зрения инвестиционного потенциала и ликвидности. Соков, как и многие шестидесятники, является недооцененным классиком. Более того, в целом, как ни парадоксально, для творчества Сокова сегодня все только начинается. Шикарная выставка, второе открытие для публики — это, конечно, важно. Но и сам момент для второй встречи с публикой сегодня оказался особенно хорош: соц-арт в десятых оказался скорее жив, чем мертв.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20120609_hudojnik_nedeli_sokov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20120609_hudojnik_nedeli_sokov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.