Художник недели: Николай Фешин
Сегодня в ГРМ открывается большая выставка Николая Фешина. AI рассказывает о жизни, творчестве замечательного русско-американского художника, а также об аукционных успехах его работ
Всемирно известного художника Николая Фешина (1881–1955) у нас знают не так хорошо, как Константина Коровина, например, однако внимания этот русский импрессионист, заслуживает, безусловно, не меньшего. Американцы в такой же мере, как и мы, считают Фешина своим художником и имеют на это полное право: в 1923 году он навсегда покинул Россию ради Нового Света, и добрая половина его творческого наследия относится к заокеанскому периоду. Но взрастили этот талант у нас, сначала на татарской, а потом на петербургской почве.
Первым художественное чутье у Николая заметил и начал воспитывать его отец — резчик деревянных иконостасов в Казани. Потом была местная казанская художественная школа, в которой мальчик проучился пять лет, до 1900-го, и петербургская Академия художеств, где талантливый юноша был зачислен в класс Ильи Репина. В годы учебы в академии Фешин занимался поисками собственного живописного стиля, и мудрый учитель всегда поддерживал в нем эту тягу к оригинальности. Постепенно художественная манера Фешина начала обретать более-менее ясные черты: широкий свободный мазок, характерный для импрессионизма, и реалистичное изображение отдельных элементов — особенно лиц на портретах.
Николая Фешина можно считать истинным патриотом родного казанского края. После окончания Академии художеств в 1909 году он предпочел карьере московского или петербургского художника скромное место преподавателя в Казанской художественной школе. Фешин был единственным действительным членом Академии художеств, проживавшим не в столице. Ни строгая красота Петербурга, ни южный колорит Италии (куда он ездил в пенсионерскую поездку) не вдохновляли его так, как природа и жители деревень по среднему течению Волги. К их жизни и быту он испытывал не только художественный, но и этнографический интерес. Еще во время учебы в Академии Фешин неоднократно совершал поездки в марийские деревни, где с натуры делал зарисовки местных обычаев.
В 1908 он создал одну из самых своих знаменитых картин — «Черемисская свадьба». На полотне изображен черемисский (марийский) обряд увоза невесты женихом из родительского дома. Интересно, что эта картина отчасти предопределила дальнейшую судьбу художника. Работу очень хорошо приняли не только в России, но и за рубежом. Именно ей Фешин обязан знакомством с несколькими американцами, которые впоследствии помогли ему эмигрировать в США. Саму «Черемисскую свадьбу» в 1911 году на выставке в Питтсбурге купил американский коллекционер Джордж Арнольд Хёрн. В 1975 году картина «осела» в Национальном музее ковбоев, который осенью прошлого года добровольно решил с ней расстаться и выставил ее на торги Sotheby’s, откуда она ушла с результатом 3,33 миллиона долларов. Это одна из самых высоких цен для работ Фешина на открытых торгах, однако не абсолютный рекорд — о котором стоит сказать отдельно и чуть ниже.
Итак, в 1923 году при посредничестве Американской Армии Спасения и коллекционера У. С. Стиммела Фешин с женой Александрой (которая, кстати, была дочерью директора Казанской художественной школы) эмигрировал в Америку. Нельзя сказать, что художник не принял советскую власть. Напротив, поначалу он ее даже приветствовал. Но наступивший голод и разруха Гражданской войны сделали свое дело — он захотел уехать. От тифа умер отец, вслед за ним ушла мать, в школе, где работал художник, не было отопления и нормальных условий, Фешин писал в письме в Америку, что постепенно и бесполезно теряет свою творческую энергию, поскольку все искусство использовалось тогда только для пропаганды. После отъезда имя Фешина в Союзе не вспоминали вплоть до хрущевской оттепели. А у самого художника началась совсем другая жизнь — американская.
Поначалу семья Фешиных жила в Нью-Йорке, в богемном районе недалеко от Центрального парка. Там художник писал свои первые портреты негритянок, участвовал в выставках, завоевывал авторитет у местного арт-сообщества. Но слабое здоровье (у Фешина развился туберкулез) вынудило его покинуть шумный Нью-Йорк и переселиться в маленький городок Таос в штате Нью-Мексико, где климат был суше.
В Таосе Фешин обрел свою вторую родину, его вдохновляла окружающая природа и простота жизненного уклада местного населения. Он писал портреты индейцев, ковбоев, негритянок. Через несколько лет после переезда художник выстроил замечательный дом, в который вложил всю душу и все свободные средства — около двадцати тысяч долларов. Фешин был не только прекрасным живописцем, но и талантливым декоратором: дом он украсил резьбой собственного «неофольклорного» дизайна (сказались отцовские уроки).
Однако стоило только наладить быт на новом месте, как свитое гнездо пришлось покинуть. В 1933 году жена попросила развода. В письме брату Фешин упомянул, что Александра увлеклась каким-то писателем и сама захотела стать писательницей. Двадцать лет совместной жизни, оказалось, прошли впустую, жизнь нужно было строить заново. Роскошный дом в Таосе Фешин оставил жене, а сам переехал сначала в Нью-Йорк, а потом в Санта-Монику в Калифорнии. Дочь Ия последовала за ним и во всем принимала его сторону. Но когда у нее появилась своя семья, Фешин остался один. Грусть одиночества он пытался развеять напряженной работой, которой было предостаточно: его портреты были в моде, позировать ему хотели многие известные американцы. Тогда же художник начал путешествовать: он побывал в Мексике, на Яве и Бали. И везде он продолжал писать то, что было ему интересней всего, — человеческие лица.
Фешин подумывал о поездке на родину, однако до своей смерти в 1955 году так и не успел осуществить намеченного. Исполняя последнюю волю отца, дочь Ия впоследствии перевезла и перезахоронила его прах в Казани.
Так сложилась судьба художника двух континентов Николая Фешина. В Америке его считают классиком, в его доме в Таосе в 1981-м был открыт институт с музеем и образовательным центром. А в России заслуженная известность к Фешину начала приходить только сейчас. Верный признак этого — открывшаяся сегодня масштабная ретроспектива художника в Русском музее. В экспозицию вошло сто картин и рисунков не только из русских и татарских, но и из американских и швейцарских коллекций.
За последние три года аукционные цены на работы Фешина уверенно растут.
Результатов свыше миллиона долларов в копилке Фешина пока четыре: их показали работы «Индейская девочка с подсолнухами» (2005), Тонита» (2007), уже упомянутая «Черемисская свадьба» (1 ноября 2011, Sotheby’s, 3,33 миллиона долларов) и полотно «Маленький ковбой» (1 декабря 2010, Macdougall’s, Лондон, 6,9 миллиона фунтов (10,8 миллиона долларов)). Последний результат даже для такого хорошего Фешина многим показался удивительно высоким. Кстати, «Маленького ковбоя» москвичи могут увидеть хоть сегодня: портрет висит в галерее Ильдара Галеева на ежегодной выставке Клуба Коллекционеров изобразительного искусства. Только надо поспешить: выставка продлится до 10 марта 2012.
Так что, пока питерцы наслаждаются работами Фешина на выставке в Русском музее (которую, кстати, в 2012 году обещают привезти и в Третьяковку), москвичам предоставляется уникальная возможность увидеть одну его работу — зато какую!
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20120301_fechin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20120301_fechin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.