Художник недели. Борис Орлов
Инвестиции в творчество выдающегося представителя соц-арта
До 24 мая в московском Центре современной культуры «Гараж» можно увидеть две крупные выставки — «Футурология» и «Русские утопии». На суд зрителей представлены проекты, переосмысливающие идеи русского авангарда ХХ столетия. Среди участников «Русских утопий» — замечательный художник Борис Орлов (р. 1941).
Исследователи относят творчество Орлова к направлению под названием соц-арт, возникшему в Москве в 1970-х годах. В число его представителей также входят Виталий Комар и Александр Меламид, Александр Косолапов, Леонид Соков, Ростислав Лебедев, Эрик Булатов и другие. Соц-арт — это чаще ироничный, нежели саркастичный советский вариант поп-арта, где вместо узнаваемых образов общества потребления используется эстетика советской пропаганды. Острый общественно-политический комментарий и визуальный напор произведений «соц-артистов» помогли этому направлению в какой-то момент стать чуть ли не самым узнаваемым в нашем современном искусстве. Кто не помнит, например, картину Косолапова, где он соединил главные бренды социалистической и капиталистической систем — профиль Ленина и логотип «Кока-Колы»? В постмодернистском искусстве концепция куда как важнее визуальности, но в соц-арте обе эти составляющие оказались на высоте. Одним из лучших примеров их удачного взаимодействия являются творческие решения «имперского» художника Бориса Орлова — героя нашей статьи.
Орлов прославился благодаря своим скульптурам — гротескным нагромождениям различных элементов, отсылающих зрителя к разным историческим эпохам: то к недавнему «развитому социализму», то во времена Древнего Рима или русского авангарда... Художник исследует феномен империи, причем в самом широком смысле этого слова: он критикует не просто любые формы тирании, но основанную на власти и подчинении патриархальную систему, агенты которой видят смысл своего существования в доминировании. Соединяя символы разных экспансивных идеологий, он указывает на то, что все они имеют единую природу. Орлов часто использует милитаристские аксессуары — «потому что у империи лицо, как правило, военное. И даже невоенное обряжается в мундир». Произведения его при этом не агрессивны: взяв на вооружение «холодную» эстетику поп-арта, художник позволяет своим образам говорить самим за себя; он не морализирует, а предоставляет зрителю пространство для свободной интерпретации. Работы Орлова выглядят очень стильно: одним из вдохновителей его творчества является конструктивизм. Только взгляните на его ордена, покрывающие грудь безликих генералов и чиновников (выставка «Воинство земное, воинство небесное», ММСИ, 2008) — настоящие геометрические абстракции. В последние годы Орлов добавляет в свои композиции «органический» элемент: теперь конструкции из символов «разъедает» скульптурная красная плесень. Тот же самый узор, который многие сравнивают с хохломской росписью, можно увидеть на апроприированных им старых советских фотографиях. Возможно, художник так отобразил процесс забывания истории и связанного с ней насилия; процесс превращения истории в миф.
По сравнению с произведениями многих других художников соц-арта, на аукционах работы Бориса Орлова пока появляются не часто. И покупателей находят не всегда: велик процент not sold — свидетельство того, что массовый рынок пока еще «не распробовал» его творчество. Рекордной для него является сумма 24 тысячи долларов, которую принесла на аукционе Gene Shapiro алюминиевая скульптура «Маленький трехголовый тотем» (17 апреля 2008 года). Эстимейт произведения в тот раз составлял 20-25 тысяч.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100324_orlov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100324_orlov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.