Художник недели. Леонид Тишков
ARTinvestment.RU   17 февраля 2010

ARTinvestment.RU рассказывает о создателе «Даблоидов» и «Частной луны»

Недавно в ММСИ открылась крупная ретроспектива Леонида Тишкова (р. 1953) под названием «В поисках чудесного». Вкратце — авторский рассказ о самом восхитительном в трех мирах, каждому из которых в музее посвящено отдельное выставочное пространство. Свои фантастические истории художник рассказывает с помощью разных медиа: в экспозицию включены картины, скульптуры, рисунки, фотографии, инсталляции, объекты и видео.

«Нижний мир» населяют чудные существа — персонажи личной мифологии Тишкова, рожденные в фантазиях, эстетику которых определил мир человеческого тела. Самые знаменитые из этих органических конструкций — даблоиды, ярко-красные (цвет жизненной силы!) закорюки с одной огромной, крепко стоящей на земле ступней, и маленькой головой, которая где-то наверху «витает в облаках». По мнению художника, свой даблоид есть у каждого человека. Среди других сказочных существ — стомаки («автономно существующие желудочно-кишечные тракты»), водолазы, связанные с миром шлангом-пуповиной, и люди, живущие в хоботе слона, который выступает как эдакая утроба, где всегда тепло, тесно и покойно.

В мире срединном живут произведения, объединенные темой памяти. Для создания этих объектов Тишков использовал материалы, «близкие к телу», а именно одежду, ранее принадлежавшую его родным. По воле художника в папин плащ «вросло» игрушечное сердце, а прорехи в дедовском ватнике открыли взору лица членов семьи. Юбки и платья матери пошли на объект в виде матки, ее пуговицы — на образ Богоматери-Оранты. Особенно красноречив «Вязаник», «костюм памяти», изготовленный матерью художника из лент, на которые была порвана старая одежда.

«Верхний мир» представляет собой пространство для общения с небом. Тут и неоновая «Частная луна», которую художник возит по городам и весям, и обувные коробки со звездами внутри, и утопические авангардные объекты, сделанные из хлеба и макарон. Во всей этой романтике нет ничего, что не было бы связано с телом невидимой пуповиной: работы человеческого масштаба, из доступных, можно даже сказать, «повседневных» материалов, готовые к тактильной коммуникации. Чудо, по Тишкову, — оно всегда рядом, оно внутри нас и в нашем самом близком.

Тишков учился на врача-гастроэнтеролога (вот откуда интерес к человеческому телу). В начале своего творческого пути он входил в круг московских концептуалистов. Его искусство далеко от социальной критики, но он не осуждает художников, отказавшихся от визуальности в пользу высказывания на общественно-политические темы, — у каждого свой путь. Впрочем, как и у московских концептуалистов, в творчестве Тишкова огромную роль играет текст. Персонажи художника живут не только в произведениях искусства, но и в книгах, которые он выпускает весьма регулярно. Некоторые истории («Даблоиды», «Стомаки», «Чурки») рассказаны в форме комиксов. Художника связывает с «книжным миром» также и то, что у него за плечами солидный опыт работы иллюстратором — в частности, он оформлял «Охоту на Снарка» Льюиса Кэрролла и «Войну с саламандрами» Карела Чапека.

Рынок работ Тишкова сегодня преимущественно первичный, то есть публичные перепродажи еще редкость. На аукционах произведения Леонида Тишкова появлялись пока всего три раза. 26 ноября 2008 года его сюрреалистическая картина «Про-исхождение» (1988) выставлялась на Macdougall’s с эстимейтом 8–12 тысяч фунтов, но покупателя не нашла. Две работы Тишкова были проданы на «Совкоме»: в марте 2008-го фотография из серии «Частная луна» (2004) ушла за сумму, эквивалентную 4,4 тысячи евро, а в сентябре того же года полотно «Сердце мое, не оставляй меня» (2008) было приобретено за эквивалент 3,9 тысячи евро.

Коллекционерам и инвесторам стоит внимательнее присмотреться к творчеству Тишкова. В последний год интерес к нему со стороны кураторов и публики заметно вырос, а работы вошли в состав нескольких знаковых экспозиций современного искусства — в частности, были представлены на выставках «Мастера книжной графики из коллекции Б. М. Фридмана» и Summa Summarum в ГЦСИ.

Источники: leonidtishkov.blogspot.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20100217_leonid_tishkov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20100217_leonid_tishkov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх