СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Красношлыков
  • Мунц
  • Жерновская
  • Дронов
  • Максютин





Современные художники в кризис: Уго Рондиноне
ARTinvestment.RU   25 февраля 2021

История художника, собравшего почти все британские награды — кроме самой главной для арт-рынка

AI продолжает рассказывать о признанных и молодых художниках рынка современного искусства. Сегодняшний автор неоднократно пытался заявить о себе — черно-белой фотографией, разноцветной палитрой на круглых холстах, инсталляциями в виде безликих монохромных деревьев, клоунскими масками на антропоморфных скульптурах. Наконец был найден очень простой и выразительный пластический образ — разноцветные камни, поставленные друг на друга.

Встречайте: Уго Рондиноне (1964) — швейцарский художник, искусство которого не только не исчерпывается привычным для современного зрителя разнообразием техник — живописью, скульптурой, инсталляцией, фотографией и видео, но и во многом основано на их взаимодействии. Получивший известность в середине 1990-х годов благодаря своим мультимедийным инсталляциям, Рондиноне добивается эмоционального отклика зрителя через обращение к повсеместно узнаваемым визуальным константам. Художник заведомо избегает сложностей дешифровки и говорит, что его работы основаны на «очень простых первичных символах, на чем-то, к чему кто и что угодно может иметь отношение: ребенок и старик, Восток и Запад». Творческая практика Рондиноне уподобляется социальной антропологии: в поисках первичного, понятного каждому языка художник останавливается на диалектических взаимоотношениях противоположных понятий. Исследуя границы между искусственным и природным, подлинным и ложным, вечным и преходящим, в искусстве Рондиноне полагается на изначальную двойственность, неоднозначность человеческих эмоций, располагающихся в диапазоне от эйфории до глубокой меланхолии.

С 1998 года художник живет и работает в Нью-Йорке.

Карьерные вехи Уго Рондиноне

Уго Рондиноне родился в Бруннене, Швейцария, куда его родители-итальянцы эмигрировали из старинного города Матера в Италии. В 1983 году он переехал в Цюрих, чтобы стать ассистентом Германа Нича, одного из лидеров венского акционизма. Выставочная история Рондиноне началась еще в Цюрихе, персональным проектом в небольшой галерее Galerie Marlene Frei (1985).

В следующем году художник переехал в Вену и поступил в Венский университет прикладного искусства. В годы учебы (1986–1990) он познакомился с Евой Презенхубер, будущим арт-дилером и основателем Galerie Eva Presenhuber, а тогда еще студенткой. Персональные проекты молодого художника экспонировались в галереях Вены и Цюриха и пользовались большим успехом. Когда Презенхубер была назначена директором некоммерческой Galerie Walcheturm (2001), Рондиноне стал постоянным экспонентом галереи и куратором групповых выставок, на которые активно приглашал к сотрудничеству других молодых художников. Совместная работа художника и арт-дилера не прекращалась во время союза Презенхубер с Hauser & Wirth (Galerie Hauser & Wirth & Presenhuber, с 1998-го), и продолжилась с новой силой в Galerie Eva Presenhuber, открывшейся в 2003-м.

Первая экспозиция Рондиноне в Galerie Walcheturm (1991) открыла собой тему взаимодействия природного и рукотворного, которую художник разрабатывает с конца 1980-х годов. Идеализированные классические пейзажи Рондиноне перенес со страниц альбома в монументальный масштаб, проецируя негатив рисунка на большеформатный лист бумаги и копируя его тушью. Игра на контрасте между реальным и искусственным подчеркивается тщательно выстроенным искусственным освещением. В начале 1990-х Рондиноне начал создавать абстрактные работы — концентрические круги-мишени спектральных цветов, напоминающие о живописи цветового поля и диаметрально противоположные фигуративным пейзажам.

Однако известность Рондиноне принесли именно инсталляции, соединяющие фотографию, видео, живопись, графику, скульптуру и звук. Стремлением к синтезу различных видов искусства в рамках единого художественного объекта (своего рода Gesamtkunstwerk) Рондиноне близок своему наставнику Герману Ничу и его Orgien Mysterien Theater. Но при всем желании эмоционально вовлечь зрителя в созданное его фантазией художественное пространство художник не прибегает к перформансу, к непосредственному взаимодействию с наблюдателем. Один из наиболее знаменитых первых музейных проектов художника, dog days are over в Музее современного искусства Мигрос (1996) включал в себя театральное действо с участием актеров, звуковые эффекты, живописные произведения и видео-арт. На открытии проекта гостей встречали расположившиеся на полу в зале клоуны (затем их заменили мониторами с видеозаписью, установленными строго на тех же местах), зрелище сопровождал доносящийся из колонок истерический смех. Стены были расписаны разноцветными «мишенями», сочетающимися с деталями костюмов персонажей. В 1997-м проект был повторен с большим размахом в музее Le Consortium в Дижоне.

Клоун — одна из центральных тем в работах Рондиноне. В относительно недавних проектах спящие клоуны-актеры сначала заполнили пространство Rockbund Art Museum в Шанхае (2014), а затем перекочевали в Музей Басса в Майами (2017). Заложенная в образе бинарность трагического и комического как нельзя лучше отвечает идеям творчества Рондиноне, основанного на двусмысленности общепонятного.

Во второй половине 1990-х дисперсия света, использованная Рондиноне в его «круглых работах», логично привела художника к вовлечению в образный ряд своего искусства мотива радуги. Рондиноне использует весь диапазон значений этого емкого символа: визуального ориентира счастья, отсылающего к хрупкому и эфемерному миру грез, и в то же время эмблематичного для ЛГБТ+ сообщества. С 1997 года повседневные возгласы, фразы из популярных песен Рондиноне воплощает в виде «радужных» неоновых скульптур — например, Cry Me a River (1997), Where Do We Go From Here? (1999) или знаменитой Hell Yes (2001), украшающей фасад Нового музея современного искусства в Нью-Йорке в 2007–2010 годах.

Яркие фосфоресцирующие цвета переносятся и в объекты Рондиноне иного характера — своего рода столпообразные «первобытные» скульптуры из натуральных камней, поставленных друг на друга. Впервые они появились в проекте Рондиноне для Рокфеллер-центра, Human Nature (2013), где объект был призван контрастировать с урбанистической средой. Настоящий бум в соцсетях вызвало появление Seven Magic Mountains (2016), установленных художником при поддержке Nevada Museum of Art и Art Production Fund, в пустыне Невада недалеко от Лас-Вегаса: семь радужных столпов быстро приобрели славу «местного Стоунхенджа». По заказу Музея Басса еще одна каменная «гора», Miami Mountain (2016), обрела постоянное место в Коллинз-парке, в плоском ландшафте Майям-Бич. В 2018-м Liverpool Mountain была установлена во дворе ливерпульского Тейт.

В области скульптуры Рондиноне не ограничивает себя лишь амбициозными, тяготеющими к идеям энвайронмента объектами вроде каменных скульптур и деревьев из вторсырья. Он говорит о столкновении природного и искусственного, смертного и нетленного и в камерных произведениях — от бронзовых скульптур животных и исполненных в разнообразных техниках масок туземцев Аляски до гипсовых цветов и увековеченных в материале предметов повседневного обихода.

Студия Рондиноне располагается в здании заброшенной церкви в нью-йоркском Гарлеме, которое художник приобрел в 2011 году и полностью перестроил, превратив храм в цельную художественную среду, которая работает и как арт-резиденция. Одни из двухэтажных апартаментов снимает давний друг и коллега художника Ева Презенхубер.

Наиболее значимые музейные выставки художника прошли в MoMA PS1 в Нью-Йорке (2000), Кунстхалле в Вене (2002), Центре Помпиду и Музее современного искусства Австралии в Сиднее (2003), Галерее Уайтчепел в Лондоне (2006), Музее современного искусства Кастилии и Леона (2009), Музее истории искусств в Вене (2012), Rockbund Art Museum в Шанхае (2014), Институте современного искусства в Бостоне (2016), Музее Басса в Майами (2016–2017). В 2007 году художник представил Швейцарию на Венецианской биеннале. В 2017 году в Музее современного искусства «Гараж» (Москва) прошла персональная выставка художника «твой возраст и мой возраст и возраст радуги». Над крышей музея возвышалась неоновая скульптура Our Magic Hour, а перед зданием была построена стена, составленная из 1500 панелей на основе детских рисунков радуги. К участию в проекте по просьбе художника были приглашены дети со всей России, в том числе глухие, слабослышащие и с особенностями интеллектуального развития.

Основные галереи, представляющие творчество художника, — Galerie Eva Presenhuber (Цюрих, Нью-Йорк) и Gladstone Gallery (Нью-Йорк).

Работы Уго Рондиноне находятся в коллекциях Центра Помпиду в Париже, Музея современного искусства в Лионе, Музея Le Consortium в Дижоне, Музея современного искусства Тиссен-Борнемиса в Мадриде, Музея современного искусства Барселоны (MACBA), Музея современного искусства Мигрос в Цюрихе, Palais Populaire в Берлине, Vanhaerents Art Collection в Брюсселе, De La Cruz Collection в Майами, Burger Collection в Гонконге и др.

Уго Рондиноне в цифрах

Аукционная история художника началась в 2000 году с участия трех работ в европейских континентальных аукционах: на венском Dorotheum графика и живопись покупателей не нашли, на парижском Briest рисунок карандашом на бумаге был продан за $819 по среднему эстимейту. 2001-й год начался с торгов Phillips de Pury в Нью-Йорке, где круглая живописная работа No.104 (1998)была продана за $70 тыс. по молотку при эстимейте $25–35 тыс. Обновления рекорда пришлось ждать два года, в течение которых живопись Рондиноне (в отличие от графики) на торгах просто не появлялась, а в 2003-м $85 тыс. по молотку за работу из «круглой» серии показал нью-йоркский Sotheby’s.

В период расцвета рынка современного искусства 2004–2008 годов Уго Рондиноне не стал рыночной сенсацией (отчасти потому, что пропустил вперед, на место главного европейского скульптора Урса Фишера), однако средние цены на его работы существенно выросли. Не заставили себя ждать и аукционные рекорды: живопись No.147 Achtezehnterjulin Eunzehnhundertheunundneunzig (1999) была продана в 2008-м за $490,6 тыс. на лондонском Christie’s. Кризис, начавшийся в середине того же года, на рынок художника практически не повлиял: с началом роста экономической активности, в 2011-м, аукционный рекорд Рондиноне за одну работу поднялся до $718 тыс. В следующие пять лет рынок художника стал плавно снижаться в объемах — и воспрянул духом лишь в 2018-м, через пару лет после появления нового проекта Уго в пустыне Невада и вызванного этим событием резонанса. В том же году состоялась и рекордная на сегодняшний день продажа: скульптура из более ранней серии A Day Like This. Made of Nothing and Nothing Else (2009) ушла за $930,0 тыс. по молотку (либо $1,13 млн с учетом комиссии покупателя, что более приятно художнику, преодолевшему «миллионную» отметку).

Капитализация художника в 2020 году составила $1,39 млн — более чем средний результат в его карьере, сравнимый с объемами продаж в годы затишья между громкими проектами. Всего к настоящему моменту на счету Уго Рондиноне 497 проданных лотов, 34 % из которых составляет живопись, 29 % — скульптура, по 14 % — графика и фотография, и 9 % — тиражная продукция. Средний показатель непроданных лотов превышает 30 %, что для художника на этапе активного рыночного роста не очень хорошо: такое отношение коллекционеров могут себе позволить либо молодые, либо признанные гении. Тем не менее, согласно Artprice, с 2002 по 2020 год индекс средних цен Рондиноне вырос на 233 % — а в «пиковый» сезон 2014 года повышался на 567 %.

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Уго Рондиноне, 2000–2020

Название работы  (год создания) Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ тыс. Превышение среднего эстимейта, %
1 A Day Like This. Made of Nothing and Nothing Else (2009) Sotheby's, Нью-Йорк 2018 930,0 –7,0
2 Get up girl a sun is running the world (2006) Phillips de Pury & Company, Лондон 2011 718,4 80,0
3 If there were anywhere but desert. Thursday (2000) Christie's, Лондон 2011 662,7 40,0
4 If There were Anywhere but Desert. Friday (2002) Phillips, Лондон 2013 522,9 –20,0
5 No.147 Achtezehnterjulin Eunzehnhundertheunundneunzig (1999) Christie's, Лондон 2008 490,6 400,0
6 Air-gets-into-everything-even-nothing (2006) Phillips de Pury & Company, Лондон 2010 452,2 20,0
7 No. 299 (2003) Sotheby's, Лондон 2008 418,7 162,5
8 Dritteraprilzweitausendundsieben (2007) Phillips de Pury & Company, Лондон 2012 384,5 –20,0
9 Dritteraprilzweitausendundsieben (2007) Phillips de Pury & Company, Лондон 2010 359,5 31,4
10 Moorise, west january to december (2004) Phillips de Pury & Company, Лондон 2008 329,0 –24,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Уго Рондиноне, проданных на аукционных торгах, 2000–2020

Ценовой диапазон <$10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс. $0,5–1 млн $1–5 млн
Объем продаж $ тыс. 123 231 2668 4184 18703 2834
% 0,43 0,8 9,3 14,6 65,1 9,9
шт. 75 32 95 56 96 4

Таблица 3. Динамика продаж Уго Рондиноне на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем продаж $ тыс. 2756 1123 2352 1568 1345 2817 1584 1385
шт. 22 25 34 15 30 38 27 26

Уго Рондиноне и индикатор доверия

К сожалению, Уго Рондиноне ни разу не попадал в рейтинги доверия современным художникам, формируемые ArtTactic по результатам опросов трехсот ведущих коллекционеров и продавцов искусства. О причинах поговорим ниже.

Комментарий AI: на арт-рынке давно известно, что художнику, который мечется от одного направления искусства к другому, жонглируя ими в ущерб собственной узнаваемости, успешная карьера не светит. Не зная «лица художника», коллекционер предпочтет приобрести менее именитого и одаренного автора — но с ярко выраженной индивидуальностью, различимой за километры. Последнее, применительно к Уго Рондиноне, имеет буквальный смысл: его сегодняшнее «лицо» стало узнаваемым именно благодаря заметному скульптурному проекту в пустыне. Все, что он пробовал до этого, — либо было вторично, либо умело заимствовалось другими: яркие круги (очевидные внучатые племянники работ польского гения Войцеха Фангора) взял себе Дэмиен Херст, лежащие бездыханные скульптуры понравились Маурицио Каттелану, а искусственные деревья в материале стал возводить после освобождения Ай Вейвей. Даже титул «ведущего швейцарского современного скульптора», остававшийся незанятым после Альберто Джакометти, Уго примерить было не суждено: его земляк и коллега по 52-й Венецианской биеннале (2007) Урс Фишер стал клиентом Gagosian Gallery и автоматически забрал титул себе.

Рондиноне пошел другим путем — вступил, а позже стал членом правления Public Art Fund, некоммерческой организации в США, занимающейся распределением частных пожертвований среди скульпторов для создания и установки публичного искусства (читатели AI должны помнить, что пожертвования на Западе — часть легального механизма оптимизации налогообложения). Одну за другой Уго пролоббировал и установил несколько своих скульптур, пока не подошел к главному проекту, вернувшему его на рынок в статусе звезды, — Seven Magic Mountains (2016) в пустыне штата Невада. Место установки было выбрано не случайно: для большинства Невада — это Лас-Вегас, но для арт-сообщества — это фестиваль Burning Man, ставший полноценным биеннале искусства (разве что, в отличие от Венеции, в американской пустыне искусство сжигают, а не увозят через Альпы в Базель). Простота (материал и техника) и запоминаемость (цвет) сделали свое дело: с 2017 года яркие сочетания камней стали спутниками крупных ярмарок. Почему крупных? Потому, что помимо долгосрочного сотрудничества с дилером Евой Презенхубер, за Рондиноне взялась Gladstone Gallery — постоянный участник арт-событий уровня Art Basel и Frieze. Кстати, обе галереи постарались и сделали Уго «главным художником» Art Basel в Майами-Бич: в 2016 году совместно с Музеем искусств Басса они установили на площади перед музеем 15-метровую раскрашенную скульптуру из новой серии. А как известно, кто занимает Коллинс-парк в Майами-Бич — того и покупают в ярмарочных павильонах.

В последние несколько лет небольшие (предусмотрительно сделанные автором для первичного рынка) скульптуры «каменной» серии Уго Рондиноне стали появляться на аукционах, и стоимость работ до метра уже превысила $100 тыс.

Почему швейцарец оказался за бортом рейтинга современного искусства ArtTactic? Ответ напрашивается сам собой: потому, что Урс Фишер из 35 авторов занимает лишь 29-е место. А там, где есть Гагосян, никто из респондентов опроса не посмеет поставить рядом с его скульптором Рондиноне. Что ждет карьеру Уго, который лишь недавно обрел свое «рыночное» лицо, зафиксированное в камне в Коллинс-парке? Практика арт-рынка показывает, что для развития у него есть два пути: следующие серии будут творчески эксплуатировать либо материал (от камня — к земле, вулканической лаве и пр.), либо цвет (объемные композиции других сюжетов, но с узнаваемыми «каменными» цветами). Как иначе художнику сохранить добытое с боем творческое лицо, арт-рынок пока не придумал.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210225_rondinone.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210225_rondinone.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх