На «сотбисы» хоть чучелом, хоть тушкой
ARTinvestment.RU   14 сентября 2016

Примерно в то же время, как у полковника департамента противодействия коррупции изымали более 130 000 000 долларов, читатели фейсбука обсуждали, можно ли «починить» вывоз культурных ценностей новыми хорошими законами и неподкупными чиновниками

Эмигрант из СССР проходит таможенный досмотр. Сотрудник видит клетку с попугаем.

— Ваша птица? Чем можете подтвердить?

— Моя, больше 100 лет живет в нашей семье.

— Раз больше 100 лет, значит, представляет историческую ценность, вывозу не подлежит, и вообще живых птиц вывозить нельзя, только в виде чучел или тушек.

— Но как же так? Я без него никуда не поеду!

— Сказано же: только в виде чучела!

— Тогда ехать отказываюсь.

Попугай смотрит испуганно на это дело и говорит хозяину: «Слушай, Хаим, хоть чучелом, хоть тушкой, но валить из Союза надо!»

Старый советский анекдот

Две главные новостные темы прошлой недели пришли с разных фронтов, но зазвучали в унисон. Первая — про рынок искусства — резонансная статья «Хищение в особо крупных размерах: из России массово вывозят раритеты». Вторая — общеполитическая — об изъятии у полковника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Дмитрия Захарченко валюты на 9 000 000 000 рублей. Дальше так и хочется голосом молодого Доренко добавить: «Казалось бы, причем здесь Лужков?». Но парадоксальным образом это будет не так уж далеко от истины.

Начнем с массового вывоза раритетов по версии МК. Местами напрямую, а местами между строк основной посыл статьи читается так: система насквозь прогнила, национальные культурные богатства вывозят жулики при бездействии Минкульта, нынешние руководители ведомства не справляются, принятие хорошего закона о вывозе и ввозе блокируется, но есть некие здоровые силы с патриотическим государственным мышлением, готовые при необходимости возглавить процесс. В материале собраны примеры, когда с разрешения Минкульта (то есть получается, что формально законно) из нашей страны были вывезены культурные ценности, которые, по совести, вывозить было, конечно, нельзя. Интересанты использовали различные лазейки, чтобы не платить пошлины и обманом вывезти не подлежащие вывозу раритеты. А Минкульт то ли в облаках летал, то ли по другим причинам закрывал глаза на отдельные проделки. И потом демонстративно «бил по хвостам», когда уже поздно было что-то делать. Несмотря на отдельные неточности, местами перепутанный ввоз и вывоз, с большинством приведенных в статье случаев сложно поспорить. Способы вывоза были разные. Одни занижали стоимость работ, незаконно оформляли чужие вещи для вывоза доверенным частным лицом, ради куша в несколько миллионов долларов. Другие оформляли временный вывоз, а потом «включали дурочку», уклоняясь от возврата в Россию ранее вывезенных культурных ценностей. Третьи страховали, вывозили по временной схеме, а потом сообщали о страховом случае — таинственной краже вывезенных вещей за рубежом. Ситуации разные, но объединяет их одно: люди пускаются во все тяжкие, чтобы вывезти отдельные работы, потому что за рубежом за них можно получить в несколько раз больше, чем в России. Причем получить от наших же русских коллекционеров, так как остальным наше локальное искусство не шибко нужно.

Тут бы самое время перестать искать виноватых и задать себе правильные вопросы. Не почему Минкульт не ставит надежный заслон жуликам, а совсем другие. Например, такие:

  1. Почему русские коллекционеры дорогие покупки русского искусства предпочитают делать за рубежом? Зачем они покупают дороже, чем в России, и платят аукционным домам безумного размера комиссионные?
  2. Почему ни Sotheby’s, ни любой другой зарубежный аукцион не проводит и не собирается проводить торги в нашей стране? Хотя в том же Китае проводят.
  3. Что мешает сделать так, чтобы в России покупать русское искусство было удобнее и безопаснее?
  4. Почему цветы обычно в тех домах вянут, где атмосфера очень строгая?

Ответы скучные: отсутствие гарантий конфиденциальности для продавцов и покупателей, много лишних глаз и длинных носов, невысокий фактический уровень защиты собственности, низкое доверие к судебной системе, плохая предсказуемость и избыточная зарегулированность. Под давлением этих факторов прочие — суть налоги и пошлины — отходят на второй план.

Тем не менее даже такую ситуацию можно переломить, если дать бизнесу и коллекционерам больше воздуха. И период действия санкций — самое подходящее время это попробовать.

Вместо этого борцы за государственные интересы снова призывают еще сильнее «затянуть гайки» и удержать на штыках заведомо невыгодную для бизнеса ситуацию. Возможно, они искренне считают, что проблема лишь в твердости штыков, а не в создаваемой с их помощью коррупционной ловушке. Считают, что прежние «штыки» были недостаточно стойкие к воздействию зеленой бумаги, но новые будут лучше и неподкупнее.

Откуда возьмутся новые — даже не станем спрашивать. Точно, что не из семинарий и общин староверов. Обсуждать это неинтересно. 

Вместе с тем у всякий раз дискредитировавшей себя технологии «Разорю! Не потерплю!» есть вполне мирная и неиспробованная альтернатива — пресловутое улучшение бизнес-климата и создание комфортной деловой среды. Если однажды соберутся создать жизнеспособную систему, то перечитывать нужно будет не Уголовный кодекс, а басню про Солнце и Ветер. Помните, как поспорили Солнце и Ветер, кто сильнее? Ветер решил показать силу, сдувая с путника халат. Но чем сильнее он дул, чем холоднее становилось путнику, тем сильнее он кутался и тем крепче затягивал пояс. У Ветра в итоге ничего не вышло. И тут выглянуло Солнце, путнику стало тепло и хорошо, и он сам снял халат.

Так и тут. Любые попытки вдарить по коррупции одного контролирующего органа при помощи другого контролирующего органа — это в лучшем случае бессмысленная попытка усилить ветер, вместо того чтобы очистить небо от туч и дать доступ солнечным лучам. А скорее очередная кормушка для очередного условного «захарченко». Да, после начала кампании по наведению порядка нам для приличия продемонстрируют показательные тактические «победы», но в конечном счете это приведет к очередным обувным коробками, а точнее, уже грузовикам с миллионами долларов наличными и репликации очередных «полковников захарченко» в рамках естественного отбора в борьбе за незаконное обогащение.

Можно, конечно, и дальше продолжать сеять ветер. Но кроме солнца в таких делах точно ничего не поможет.

 

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160914_export_rules.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160914_export_rules.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх