На «сотбисы» хоть чучелом, хоть тушкой
Эмигрант из СССР проходит таможенный досмотр. Сотрудник видит клетку с попугаем.
— Ваша птица? Чем можете подтвердить?
— Моя, больше 100 лет живет в нашей семье.
— Раз больше 100 лет, значит, представляет историческую ценность, вывозу не подлежит, и вообще живых птиц вывозить нельзя, только в виде чучел или тушек.
— Но как же так? Я без него никуда не поеду!
— Сказано же: только в виде чучела!
— Тогда ехать отказываюсь.
Попугай смотрит испуганно на это дело и говорит хозяину: «Слушай, Хаим, хоть чучелом, хоть тушкой, но валить из Союза надо!»
Старый советский анекдот
Две главные новостные темы прошлой недели пришли с разных фронтов, но зазвучали в унисон. Первая — про рынок искусства — резонансная статья «Хищение в особо крупных размерах: из России массово вывозят раритеты». Вторая — общеполитическая — об изъятии у полковника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Дмитрия Захарченко валюты на 9 000 000 000 рублей. Дальше так и хочется голосом молодого Доренко добавить: «Казалось бы, причем здесь Лужков?». Но парадоксальным образом это будет не так уж далеко от истины.
Начнем с массового вывоза раритетов по версии МК. Местами напрямую, а местами между строк основной посыл статьи читается так: система насквозь прогнила, национальные культурные богатства вывозят жулики при бездействии Минкульта, нынешние руководители ведомства не справляются, принятие хорошего закона о вывозе и ввозе блокируется, но есть некие здоровые силы с патриотическим государственным мышлением, готовые при необходимости возглавить процесс. В материале собраны примеры, когда с разрешения Минкульта (то есть получается, что формально законно) из нашей страны были вывезены культурные ценности, которые, по совести, вывозить было, конечно, нельзя. Интересанты использовали различные лазейки, чтобы не платить пошлины и обманом вывезти не подлежащие вывозу раритеты. А Минкульт то ли в облаках летал, то ли по другим причинам закрывал глаза на отдельные проделки. И потом демонстративно «бил по хвостам», когда уже поздно было что-то делать. Несмотря на отдельные неточности, местами перепутанный ввоз и вывоз, с большинством приведенных в статье случаев сложно поспорить. Способы вывоза были разные. Одни занижали стоимость работ, незаконно оформляли чужие вещи для вывоза доверенным частным лицом, ради куша в несколько миллионов долларов. Другие оформляли временный вывоз, а потом «включали дурочку», уклоняясь от возврата в Россию ранее вывезенных культурных ценностей. Третьи страховали, вывозили по временной схеме, а потом сообщали о страховом случае — таинственной краже вывезенных вещей за рубежом. Ситуации разные, но объединяет их одно: люди пускаются во все тяжкие, чтобы вывезти отдельные работы, потому что за рубежом за них можно получить в несколько раз больше, чем в России. Причем получить от наших же русских коллекционеров, так как остальным наше локальное искусство не шибко нужно.
Тут бы самое время перестать искать виноватых и задать себе правильные вопросы. Не почему Минкульт не ставит надежный заслон жуликам, а совсем другие. Например, такие:
- Почему русские коллекционеры дорогие покупки русского искусства предпочитают делать за рубежом? Зачем они покупают дороже, чем в России, и платят аукционным домам безумного размера комиссионные?
- Почему ни Sotheby’s, ни любой другой зарубежный аукцион не проводит и не собирается проводить торги в нашей стране? Хотя в том же Китае проводят.
- Что мешает сделать так, чтобы в России покупать русское искусство было удобнее и безопаснее?
- Почему цветы обычно в тех домах вянут, где атмосфера очень строгая?
Ответы скучные: отсутствие гарантий конфиденциальности для продавцов и покупателей, много лишних глаз и длинных носов, невысокий фактический уровень защиты собственности, низкое доверие к судебной системе, плохая предсказуемость и избыточная зарегулированность. Под давлением этих факторов прочие — суть налоги и пошлины — отходят на второй план.
Тем не менее даже такую ситуацию можно переломить, если дать бизнесу и коллекционерам больше воздуха. И период действия санкций — самое подходящее время это попробовать.
Вместо этого борцы за государственные интересы снова призывают еще сильнее «затянуть гайки» и удержать на штыках заведомо невыгодную для бизнеса ситуацию. Возможно, они искренне считают, что проблема лишь в твердости штыков, а не в создаваемой с их помощью коррупционной ловушке. Считают, что прежние «штыки» были недостаточно стойкие к воздействию зеленой бумаги, но новые будут лучше и неподкупнее.
Откуда возьмутся новые — даже не станем спрашивать. Точно, что не из семинарий и общин староверов. Обсуждать это неинтересно.
Вместе с тем у всякий раз дискредитировавшей себя технологии «Разорю! Не потерплю!» есть вполне мирная и неиспробованная альтернатива — пресловутое улучшение бизнес-климата и создание комфортной деловой среды. Если однажды соберутся создать жизнеспособную систему, то перечитывать нужно будет не Уголовный кодекс, а басню про Солнце и Ветер. Помните, как поспорили Солнце и Ветер, кто сильнее? Ветер решил показать силу, сдувая с путника халат. Но чем сильнее он дул, чем холоднее становилось путнику, тем сильнее он кутался и тем крепче затягивал пояс. У Ветра в итоге ничего не вышло. И тут выглянуло Солнце, путнику стало тепло и хорошо, и он сам снял халат.
Так и тут. Любые попытки вдарить по коррупции одного контролирующего органа при помощи другого контролирующего органа — это в лучшем случае бессмысленная попытка усилить ветер, вместо того чтобы очистить небо от туч и дать доступ солнечным лучам. А скорее очередная кормушка для очередного условного «захарченко». Да, после начала кампании по наведению порядка нам для приличия продемонстрируют показательные тактические «победы», но в конечном счете это приведет к очередным обувным коробками, а точнее, уже грузовикам с миллионами долларов наличными и репликации очередных «полковников захарченко» в рамках естественного отбора в борьбе за незаконное обогащение.
Можно, конечно, и дальше продолжать сеять ветер. Но кроме солнца в таких делах точно ничего не поможет.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160914_export_rules.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160914_export_rules.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.