Ольга Голодец: «Это удивительно, но в сфере культуры санкции повлияли на нас меньше всего»
ARTinvestment.RU   21 июня 2016

«Я чувствую усиление связей на профессиональном уровне. Продолжают работать наши музеи, творческие объединения. У нас много выставок, гастролей и совместных проектов», — приводит цитату заместительницы Дмитрия Медведева информационная группа «Интерфакс»

На фоне всего остального культура держится еще молодцом — так можно понять слова вице-премьера, курирующей социальный блок, куда кроме культуры входит здравоохранение, занятость, пенсионное обеспечение и другие проблемные сферы.

Повлияли ли санкции на сферу культуры? Влияет ли рост курса доллара на доходы русских домохозяйств? Влияют ли билеты по 400 рублей на посещаемость музеев? Всё это странные вопросы, заданные словно с целью убедить нас в обратном. Что не просто.

Санкции мало повлияли в том смысле, что музеи наши сплошь не позакрывались, не поувольняли персонал, не перешли на сокращенную рабочую неделю и неоплачиваемые отпуска? Тогда с этим трудно не согласиться. Жизнь действительно не остановилась. Люди не перестали ходить на выставки. Но намекать на незначительное влияние санкций на сферу культуры сегодня тоже по меньшей мере странно.

Мы же помним, как вдруг отменили важные выставки зарубежных художников в Москве. Как была отменена намеченная на осень 2014 года ретроспектива Бэнкси в Манеже из-за подозрительно навалившихся «организационных сложностей». Как примерно в то же время была отменена выставка Молодых британских художников (YBA) — в Москву не приехали работы Демиена Хёрста, Трейси Эмин, Рейчел Уайтрид и других звезд. Помним, как два года назад Sotheby’s и Christie’s на время перестали привозить в Москву предаукционные выставки. И помним, как в 2015 году по экономическим причинам не состоялась книжная ярмарка «Книги России». А откуда ж они взялись, эти экономические причины?

Совместные проекты, о которых говорит Голодец, тоже пострадали. Выставки русского искусства вывозить за рубеж давно приходится с большой опаской. Сохраняется риск ареста картин по иску акционеров ЮКОСа. Поэтому музеям запрещают их вывозить без гарантий. Пусть это не те санкции, но все равно звенья одной цепи. Например, в прошлом году Русский музей собирался отправить работы на выставку «Марк Шагал и его русские современники» в Стокгольм — Шагала, Гончарову, Ларионова. Но проект был сорван из-за отсутствия гарантий возвращения картин.

Точное количество не рожденных по экономическим и политическим причинам культурных проектов, конечно, не подлежит никаким подсчетам. Да, у нас есть внутренний «запас прочности», пока в нашей гавани стоят такие культурные дредноуты, как русский авангард или коллекция импрессионистов. Для санкций они мало уязвимы. Но не стоит недооценивать противника.

Экономическое давление вкупе с антирусской пропагандой сильно бьют по другой болевой точке — по международным позициям современного русского искусства. Прикрывают ему калитку для международной репрезентации на выставках, ярмарках, форумах. Нагнетаемый образ «страны-агрессора» (тоже форма санкций) вольно или невольно распространяется и на искусство страны. Мы ведь не верим, что искусство — вне политики, правда? Так что людям, которые представляют наше искусство за рубежом (например, Александру Шарову, который участвует в зарубежных ярмарках), сегодня приходится особенно непросто.

Тут бы, казалось, государству мобилизоваться, применить «военную хитрость» и придумать, как снизить негативные эффекты санкций: простимулировать экспортный потенциал культурных бизнесов, помочь художникам, открыть пару ярмарок современного искусства в Москве (их тоже позакрывал Обама), провести радикальное упрощение режима ввоза-вывоза.

Но не тут-то было.

Недавний резонансный случай — как русская галерея «Эритаж» решила показать советский дизайн на мировой ярмарке Design Miami/Basel в Швейцарии. Эритаж, кстати, единственная российская галерея, которая была на той ярмарке. А знаете, чем кончилось? Вместо мебели на стенде развесили фотографии предметов, а сами экспонаты не выпустили из России, как обычно (и как правильно), в режиме временного вывоза. Минкульт сказал, что нет гарантий возврата, поэтому платите 10 % от стоимости и оформляйте на постоянный вывоз. Дескать, если что-то не продали, то это ваши проблемы. Галеристка, естественно, отказалась. Ей-то нужно рентабельность держать, а не патриотизму нас учить в телевизоре.

Воистину, с такими друзьями враги не нужны. Организаторы санкций лишний раз ухмыльнутся. А наши частники, которые хотели бы выставлять русское искусство на международных площадках, на такое дело посмотрят и решат лучше не связываться.

Потому, что интересы культурных бизнесов, поддержка культурного экспорта — это все пока только на словах.

Источник: interfax.ru, colta.ru, tass.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160621_golodets.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160621_golodets.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх