Самые дорогие современные художники за год. Обороты и персональные рекорды
ARTinvestment.RU   08 ноября 2012

Французские коллеги из artprice.com решили не дожидаться окончания календарного года, а подвести итоги по аукционному сегменту contemporary с июля 2011 по июнь 2012

Французские коллеги из artprice.com решили не тянуть до окончания календарного года, а подвести итоги по аукционному сегменту contemporary с июля 2011-го по июнь 2012-го. В конце концов, тенденции важнее формальностей. А тренды уже установились. С конца 2011 года аукционный сегмент «молодых художников» (к ним относят родившихся после 1945 года) стал более прибыльным, чем сегмент старых мастеров. И актуальное искусство сейчас дает 11 % глобальной прибыли аукционов.

Но тут есть важная оговорка: эти цифры достигнуты с учетом китайского фактора. Тенденция эта стала проявляться, пожалуй, с 2005 года. И сегодня от китайских имен во всех рейтингах просто рябит в глазах. Кто бы мог подумать, что в 2012 году список топ-10 художников по обороту в евро наполовину будет китайским? 5 из 10 художников! В списке персональных рекордов года — и того круче: 6 из 10 рекордов принадлежат произведениям китайских художников.

В кратком пересказе итогов года предлагаю в этот раз не акцентироваться на художниках Великого соседа. Пусть никто не обижается: тема эта хотя и интригующая, но для меня неподъемная. Тут нужен совершенно особый уровень компетенции с опорой на инсайдерское знание ситуации. Времени же для объективного понимания этого процесса прошло слишком мало.

Итак, топ-10 современных художников по аукционному обороту возглавляет Жан-Мишель Баския (1960–1988). За период с 01 июля 2011 по 30 июня 2012 было продано его произведений почти на 80 миллионов евро. Для сравнения: это примерно в 6 раз больше, чем весь внутренний аукционный рынок России. На 3-м месте (китайцев пропускаем) — Кристофер Вул (1964) с оборотом в 22 миллиона евро. За ним идет Дэмиан Хёрст (1965) — 21 миллион евро, 4-е место. А дальше — Ричард Принс (1946, 7-е место, оборот 16 миллионов евро) и Джефф Кунс (1955, 9-е место, 15 миллионов евро). Все первые имена налицо. Присутствие в топ-10 по обороту — яркий критерий «рыночности» художника. Это значит, у коллекционеров есть на руках достаточно материала, а текущие ценовые уровни подтверждаются регулярными повторными продажами. Наличие подобного крепкого рынка — важный сигнал для инвесторов, снижающий их риски.

В рейтинге топ-10 персональных рекордов года главная звезда опять же Жан-Мишель Баския. Мода на этого в прошлом «уличного художника» растет из года в год, а цены перешли на галоп. Лет пять назад покупки за 2,5 миллиона евро вызывали сенсацию. А сегодня рекордная цена выше 14 миллионов евро. Художника неофициально уже ставят в один ряд с его другом и соавтором Уорхоллом, но при этом работы темнокожего граффити-райтера остаются намного доступнее. Вообще, случай Баскии относится к числу феноменальных. Художник умер от передозировки 24 года назад, молодежь может знать о нем только из легенд. Вместо того чтобы стать художником для избранного круга ценителей-коллекционеров, он каким-то чудом стал кумиром нынешнего молодого поколения. Недавно Reebok выпустила кроссовки Basquiat — c граффити и фирменной короной, подписью художника. Для кого? Вряд ли же для Бруно Бишофбергера, открывшего первую галерейную выставку Баскии в далеком 1981 году.

  • Reebok Pump Omni Lite Basquiat

На второй строчке в списке рекордов — британец Гленн Браун (Glenn Brown, 1966) с «молотком» в 5,7 миллиона евро. Художник участвовал в легендарной выставке Чарльза Саатчи «Сенсация. Молодое британское искусство» в 1997 году. Впоследствии его карьере способствовало сотрудничество с Ларри Гагосяном. Спустя год после «Сенсации» работы Брауна стали появляться на аукционах. Постепенно за десять лет с примерно 20 тысяч евро они выросли в 15 раз. В 2010 году Браун вступил в «клуб аукционных миллионеров». А теперь вот взята планка и в 5 миллионов евро — на Sotheby’s 26 июня 2012 года.

Третий в списке рекордсменов — самобытный абстракционист Кристофер Вул (1955). На огромном, почти трехметровом, алюминиевом листе написаны четыре черные буквы — FOOL — «дурак». Каждая буква обошлась новому покупателю в 1,3 миллиона евро, плюс комиссионные и налоги. Для Вула это не первый трафаретный «дурак», проданный дороже 5 миллионов долларов. Точно такой же трафарет, но синий, Blue Fool, был продан в 2010 году в Нью-Йорке за 5,1 миллиона долларов.

Имя последнего некитайского художника в списке не принадлежит к числу широко известных. И тем не менее. Встречайте: Марк Гротьян (Mark Grotjahn, 1968). Его двухметровая абстрактная «Желтая бабочка», которая была на выставке в Галерее Гагосяна, ушла в Нью-Йорке за 1,38 миллиона евро без учета комиссий и сборов. Странно? Отнюдь. Геометрические «бабочки» — одна из ключевых тем в творчестве художника. Правильная вещь с правильным провенансом в правильном месте — и вот результат.

На этом предлагаю пока прерваться, хотя интересной информации в отчете коллег есть еще много — и о рекордах в современной фотографии, и о буме в скульптуре. К сожалению, русских имен в топ-500 актуальных художников нет. Наш арт-рынок смирно стоит в стороне, констатируя другие «рекорды». Так, 7 ноября наш Центробанк повысил прогноз по оттоку капитала из России в 2012 году с 65 миллиардов до 67 миллиардов долларов. Чем не рекорд? Словом, какая жизнь — такие песни.

Источники: artprice.com, rbc.ru, sothebys.com, christies.com, artobserved.com, nyogalleristny.files.wordpress.com, aqnb.com, brand.reebok.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20121108_10_top.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20121108_10_top.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх