ЗОРВЕД
1919–1932, Петроград — Ленинград
Участники: И. В. Вальтер, О. П. Ваулина, С. С. Власюк, Н. И. Гринберг, В. Э. Делакроа, Н. И. Костров, Е. М. Магарил, М. В. Матюшин, Т. И. Сысоева, Е. С. Хмелевская, Б. В. Эндер, Г. В. Эндер, К. В. Эндер.
Выставки: картин петроградских художников всех направлений (1923, Петроград); «Зорвед» (1930, Ленинград).
Группа художников, которую сформировали ученики М. В. Матюшина по «Мастерской пространственного реализма» в Петроградских свободных художественных мастерских и его сотрудники по Отделу органической культуры Гинхука (Государственного института художественной культуры). Название происходило от корней «зор» (зрение) и «вед» (знание).
Группа занималась изучением теории восприятия цвета, ориентируясь на «опыт расширенного видения», который нашел отражение в декларации «Не искусство, а жизнь», позже был развит М. В. Матюшиным в работе «Опыт художника новой меры». Собрания часто проходили в доме М. В. Матюшина на Песочной улице в Петрограде (ныне — ул. профессора Попова, 10; Музей петербургского авангарда, филиал Музея истории Санкт-Петербурга).
«Программные» положения группы были опубликованы М. В. Матюшиным в журнале «Жизнь искусства» (1923, № 20): «“Зорвед” знаменует собой физиологическую перемену прошлого способа наблюдения и влечет за собой совершенно иной способ отображения видимого. “Зорвед” впервые сводит наблюдение и опыт доселе закрытого “заднего плана”, все то пространство, оставшееся “вне” человеческой сферы, по недостатку опыта. Новые данные обнаружили влияние пространства, света, цвета и формы на мозговые центры через затылок. Ряд опытов и наблюдений, произведенных “Зорведом”, ясно устанавливает чувствительность к пространству зрительных центров, находящихся в затылочной части мозга. Этим самым неожиданно раскрывается для человека большая сила пространственных восприятий, а так как самый ценный дар для человека и художника познание пространства, то отсюда новый шаг и ритм жизни, ни вливающийся ни в какую форму и знак — “правого” и “левого”…»
В 1923 группа участвовала в выставке картин петроградских художников всех направлений в залах Академии художеств: экспонировался триптих «Три стадии расширенного смотрения» М. В. Матюшина, «пространственные этюды» Г. В. Эндера, цветовые схемы и таблица К. В. Эндер и другие работы. В 1924 часть из них были представлены на XIV Международной выставке искусств в Венеции.
Выставка 1923 года в Петрограде и статья М. В. Матюшина имели резонанс. Художественный критик (впоследствии известный советский режиссер) С. И. Юткевич в статье «Сухарная столица» (ЛЕФ, 1923, № 3) определил программы художественных объединений («Уновис», «Зорвед») как «метафизические спекуляции», заметив: «Метафизическая спекуляция = неясное и подозрительное, по Брику. Между выставкой петроградских художников за 5 лет и только что названными терминами можем поставить знак равенства…» и, приводя цитаты из деклараций представленных на выставке групп, заключал: «Сеанс пора кончать. Дальнейших цитат словесный целлулойд моей фильмы не выдержит…»
В 1930 в залах Центрального дома союзов работников искусств прошла большая выставка «Зорведа» (не упомянута в справочнике «Выставки советского изобразительного искусства». М., 1965, т. 1) с отделами: а) Исследовательская работа по цвету и форме б) Живописные работы в) Исследовательская работа по цвету и форме для практического применения на производстве.
Самой значительной работой группы стал коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» с предисловием М. В. Эндер (М., 1932), в котором цветовая теория М. В. Матюшина получила дальнейшее развитие.
После выхода постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) группа прекратила свое существование.