1900–1970
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, художник театра и кино
В 1913–1923 учился в Строгановском художественно-промышленном училище — Вхутемасе в Москве (сначала на ювелирном отделении; в 1913–1918 в декоративной мастерской Ф. Ф. Федоровского; в 1917–1923 в мастерских Г. Б. Якулова, А. В. Лентулова, В. Е. Татлина, Д. П. Штеренберга). В качестве дипломной работы выполнил макет декорации для инсценировки «Граф Монте-Кристо» в театре «Романеск» (1922).
Первые навыки сценографа получил в мастерской при Народном театре В. Д. Поленова (1913–1916), где встречался с самим Поленовым, А. М. Васнецовым, К. А. Коровиным. В 1916 был принят статистом в труппу частной оперы Зимина, где помогал декораторам, малярам, выступал в спектаклях и балетах.
В 1920-х началась самостоятельная деятельность в кино и театре в качестве художника-оформителя, заведующего постановочной частью, помощника режиссера. В 1922–1923 работал на студии Госкино (оформил фильмы «Сегодня», 1923; «История одного разочарования», 1924; «Борис Савинков», 1924), принимал участие в создании первых советских мультипликационных фильмов. Оформил спектакли: «Город ветров» (1929, Театр им. МГСПС), «Мятеж» (1927, Театр им. МГСПС), «Рельсы гудят» (1928, Театр им. МГСПС).
В 1923 году участвовал в выставке театрально-декорационного искусства Москвы с декорациями к «Графу Монте-Кристо». В 1924 вместе с П. В. Вильямсом, К. А. Вяловым, В. И. Люшиным и Ю. А. Меркуловым организовал группу «Конкретивисты», в составе которой в том же году участвовал в 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства. Член Общества станковистов (1925 — 1931). На 2-й выставке ОСТа (1926) экспонировал проекты театральных установок к спектаклям театра им. МГСПС «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1925), «1881 год» Н. Шаповаленко (1924), «Чернь» Н. Шаповаленко (1926). После раскола ОСТа в 1931 году вошел в состав Изобригады (1931–1932).
В период членства в ОСТе участвовал в выставке «Театрально-декорационное искусство Москвы 1918–1923 гг.» (1923, Москва), 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924, Москва), выставках «Московские театры октябрьского десятилетия 1917–1927» (1928, Москва), «Итоги театрального сезона Москвы 1928–1929» (1929, Москва).
Занимался оформлением книг: «Московский драматический театр им. МОСПС. Гастрольная поездка» (М., 1930) и др.
В 1924–1940 был главным художником Театра им. МГСПС (с 1930 — театр им. МОСПС, с 1938 — Театр им. Моссовета), в 1936–1949 работал в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1941–1949 — главный художник). В 1951–1970 — главный художник Малого театра. Сотрудничал с ГАБТом и МХАТом.
Вел большую работу в постановочной секции Всероссийского театрального общества.
Лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951, 1952), Заслуженный деятель искусства РСФСР (1947), Народный художник РСФСР (1958) и СССР (1965).
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе