1783–1844
Живописец, график.
Родился в семье придворного актера. В 1790–1798 учился в гимназии Академии наук, которую окончил с золотой медалью. В 1801 определен на государственную службу в Экспедицию государственных доходов. В те же годы начал самостоятельно заниматься живописью. В 1804 избран членом Общества любителей словесности, наук и художеств. Создал аллегорические росписи с изображением наук и художеств в зале собраний Общества. В 1806–1812 учился в Дрезденской Академии художеств. В 1812–1814 посещал Париж, где работал по заказам частных лиц, а также Наполеона I. В 1813 создал серию гравюр «Бедствие и спасение Дрездена». С 1814 по 1817 жил в Англии, где работал для двора короля Георга IV.
Весной 1817 по приглашению великого князя Николая Павловича приехал в Россию. В 1819 назначен на должность художника Военно-топографического депо Главного штаба, с 1825 — первый живописец Военно-топографического депо. В 1824 получил чин полковника. Создал серии рисунков для изданий Военного министерства «Собрание мундиров гвардии», «Собрание мундиров армии», «Собрание мундиров I кадетского корпуса».
Являлся придворным художником Николая I, в его обязанности входило обучение рисованию и гравированию членов императорской семьи. В 1827 избран почетным вольным общником ИАХ. С 1831 преподавал в ИАХ, сначала в должности профессора «по классу живописи животных для баталий и других родов», затем как руководитель батального класса. Среди его учеников — Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу, В. Ф. Тимм, П. А. Федотов и другие.
В 1836 за картину «Штурм крепости Варна 29 сентября 1829 года» был удостоен звания профессора 3-й степени. Летом 1838 отправился за границу для осмотра мест Кульмского сражения и Лейпцигской битвы, изображение которых были заказаны художнику для украшения Александровского зала Зимнего дворца. В 1842 исполнил альбом «Анатомия лошади в литографированных листах», который был принял Советом ИАХ в качестве учебного пособия. В том же году получил звание профессора 2-й степени.
Собрал обширную коллекцию обмундирования и оружия, которая использовалась в учебных целях. Сын художника — Николай Александрович Зауервейд (1836–1866) — известный живописец-баталист.
Зауервейд — основоположник направления в русской батальной академической живописи первой половины XIX века, представители которого стремились к документальной точности создания общей картины боя и жанровых деталей. Был блестящим офортистом и рисовальщиком, оставившим после себя значительное количество акварелей и перовых рисунков. Однако композиционное мастерство художника неоднократно подвергалось критике. Историк искусства А. И. Сомов дал следующую характеристику картинам мастера: «композиция несколько натянута, письмо суховато, воздушная перспектива слаба, но задуманы они вообще не худо, а по рисунку весьма исправны, особенно Зауервейд хорош в фигуре лошадей».
Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе