Обер Артемий Лаврентьевич
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Артур 1843–1917

ОБЕР Артемий (Артур) Лаврентьевич

10 марта 1843 (Москва) — 4 октября 1917 (Петроград)

Скульптор, художник декоративно-прикладного искусства.

Родился в семье служащего театрального ведомства (с 1872 — управляющего конторой московских императорских театров). Окончил 4-ю московскую гимназию. С 1862 в течение двух лет учился на медицинском факультете Московского университета. Не окончив курса, в 1864 переехал в Петербург, где в качестве вольноприходящего ученика поступил в скульптурный класс ИАХ. В апреле 1865 оставил Академию и уехал в Париж, где занимался у анималиста А.-Л. Бари, изучал музейные коллекции, рисовал с античных статуй в Лувре и работал над натурными этюдами в зоологическом саду. Осваивал технику керамики в керамической мастерской «Биго».

В 1870 возвратился в Россию, возобновил учебу в ИАХ как вольнослушатель. В 1872 за статуэтки «Собака», «Лошадь башкира» и группу «Лев, пожирающий газель», представленные на академической выставке, награжден большой серебряной медалью.

У 1883 принял участие в выставке ТПХВ. В 1886 организовал совместную с Е. А. Лансере выставку в залах Общества поощрения художников. В середине 1880-х в качестве помощника М. О. Микешина работал над памятником Богдану Хмельницкому в Киеве. В 1888 создал бюст Екатерины II для Обуховской больницы в Петербурге. В 1898 за произведения «Огрызающийся волк», «Собака» удостоен звания академика.

Неоднократно выезжал за границу. На Всемирной выставке в Париже в 1900 был награжден серебряной медалью по отделу скульптуры. В 1900-х обратился к керамике и майолике, создавал блюда, вазы, модели изделий для Императорского фарфорового завода в Петербурге. Работал для керамической мастерской «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. В 1903 совместно с А. Т. Матвеевым выполнил скульптурное оформление камина в столовой дома объединения «Современное искусство» в Петербурге.

В 1900–1902 участвовал в выставках объединения «Мир искусства». В 1909 вступил в Союз русских художников. В 1910 стал одним из инициаторов возобновления «Мира искусства».

Создал ряд работ монументального характера. В 1903 участвовал в конкурсе на памятник М. И. Глинке для Петербурга, в 1900-х выполнил рельеф «Броненосец “Александр III” в Цусимском бою в 1905» (открыт в 1908), изображения амуров на фасаде здания Императорской певческой капеллы в Петербурге, в 1912 — скульптурные украшения и арматуру для Бородинского моста в Москве.

Обер — один из крупнейших скульпторов последней трети XIX — начала ХХ столетия в России. Он работал в различных видах и жанрах, но известность приобрел прежде всего как анималист, автор произведений небольшого формата, предназначенных для украшения интерьеров (так называемой «кабинетской» скульптурой). По выражению А. Н. Бенуа, изображая «животных от души», Обер умел передавать в их облике то, чем «мы больше всего любуемся в Крылове». Для индивидуальной манеры мастера характерны фактурность лепки, стремление к правдивой передаче натуры, динамизм композиций, построенных на активном движении.

Сам скульптор часто создавал лишь восковую либо гипсовую модель. Отливки делались другими мастерами на многочисленных бронзолитейных фабриках Петербурга или Каслинском чугунном заводе, о чем свидетельствуют соответствующие клейма на изделиях. Известны также поздние отливки с форм Обера, относящиеся к середине ХХ века.

Творчество мастера представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх