1901–1977
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Микола
Живописец, график
Детство и юность провел в Юзовке (ныне — Донецк); учился в коммерческой школе. Самостоятельно начал занимался рисованием; копировал картины, участвовал в оформлении спектаклей для рабочих клубов. Участник Гражданской войны на стороне Добровольческой армии А. И. Деникина. Вместе с остатками белогвардейских частей оказался на территории Польши и попал в лагерь для интернированных лиц; совершил побег в Германию и после долгих мытарств добрался до Берлина.
Учился в частной школе Г. Балушека в Берлине (1919) и Высшей школе изобразительных искусств Шарлоттенбурга (1920–1924) у Э. Вольфсфельда. Прошел через увлечение искусством Возрождения, творчеством импрессионистов и постимпрессионистов. В 1924 участвовал в выставке объединения «Новая вещественность» в Манхайме, Эрфурте и Гамбурге.
В 1925 переехал в Париж. Писал пейзажи южной Франции, портреты, жанровые сцены. Исполнил графические серии на темы литературных произведений: «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1930–1931), «Фата Моргана» М. М. Коцюбинского, «Песни» П.-Ж. Беранже (1933) и другие. В 1932 вступил в Ассоциацию революционных писателей и художников Франции, возглавляемую Р. Ролланом и П. Вайяном-Кутюрье. Публиковал свои рисунки в левых французских журналах «Монд» и «Юманите». По инициативе посла СССР во Франции В. П. Потёмкина написал серию портретов «Друзья Советского Союза» для Харьковского литературного музея: Р. Роллан (1932), А. Барбюс, П. Синьяк (оба — 1933), М. Кашен (1934) и другие. В 1936 побывал в Испании по приглашению Республиканского правительства.
Экспонировался в салонах: Осеннем, Независимых (1925–1935), Тюильри (1927–1934); участвовал в выставках украинской живописи и графики в Брюсселе, Варшаве, Львове, Берлине, Праге, Вене. Провел персональные выставки в парижских галереях «Фабр» (1925), «Андре» (1926), «Лесник» (1928), «Мануэль Фрер» (1929), «Зак» (1932, 1934), а также в Стокгольме (1931), Милане, Остенде (обе — 1927), Бухаресте (1930, 1932), Риме (1933), Марселе (1934), Львове (1934, 1935).
За границей сохранял тесные связи с родиной. В начале 1920-х познакомился с секретарем консульства УССР А. П. Довженко и получил советское гражданство (1923); в 1920–30-х сотрудничал с советской разведкой. С 1930 — главный художник советских торгово-промышленных выставок за рубежом (1930); участвовал в оформлении советских отделов Лионской ярмарки, выставок в Брюсселе, Милане, Париже, Марселе. Опубликовал ряд статей о советском искусстве, читал лекции в клубе Торгпредства СССР, сопровождал экскурсии советских делегаций по Парижу.
С 1927 — член Ассоциации революционных художников Украины. Участвовал в юбилейной выставке народов СССР в Москве, 1-й Всеукраинской выставке «10 лет Октября» в Харькове (обе — 1927), выставке советского искусства в парижской галерее «Виньон» (1932).
В конце 1936 вернулся на родину. В 1936–1944 жил в Москве, с 1944 — в Киеве. Писал тематические картины в духе социалистического реализма: «Смерть героя Гражданской войны Боженко» (1938), «Выборы в Народное собрание Западной Украины» (1939), «Освобождение Клина от немцев» (1942), «Элеватор на Днепре» (1946), «Богатый урожай» (1948). Много работал в жанре пейзажа, занимался монотипией. С 1960-х работал над серией «По ленинским местам за границей» (Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко 1972). Получил звания заслуженного деятеля искусств (1946), народного художника УССР (1963), народного художника СССР (1977). В конце 1960-х вернулся к свободной живописной манере, прибегая к предельной степени условности и используя исключительно яркую цветовую гамму.
Принимал участие во многих групповых выставках: «Индустрия социализма» (1939), «Пейзаж нашей родины» (1942), «Великая Отечественная война» (1943), «Героический фронт и тыл» (1945) в Москве, Выставки изобразительного искусства УССР (1953, 1954, 1957, 1968) и другие. Провел персональные выставки в Киеве (1938, 1949, 1955, 1956, 1958, 1964, 1967, 1968, 1971), Москве (1943, 1959, 1966), Львове (1957), Ужгороде (1960, 1964, 1966, 1970), Ленинграде (1968).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Национальном художественном музее Украины, Одесском художественном музее и других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе