1899–1988
Cкульптор, график, художник декоративно-прикладного искусства
Окончил реальное училище в Богородске. В 1919 приехал в Москву. Учился во Вхутемасе в Москве (1921–1923). В период учебы работал ассистентом у художника-анималиста В. А. Ватагина, а также затем, вместе Д. С. Моором, как график.
Жил в Москве, с 1949 — преимущественно в дачном поселке Соколова пустынь близ Тарусы. В 1920–30-е рисовал для журналов «Юный товарищ», «Дружные ребята», «Пионер», «Мурзилка», «Юный следопыт». Иллюстрировал детские книги для издательств «Синяя птица», ГИЗ, «Молодая гвардия», Изогиз, Детгиз (Детиздат), «Труд и знание»: «Лобо, король Куррумпо» С. Томпсона (1923), «Живет, растет, движется» (1929 и 1931), «Звери хищные — шкуры пышные» (1928 и 1930) и «Фырка и Гишка» (1942) С. З. Федорченко, «Московский зоопарк» (1931, книжка-картинка), «Звери и зверюшки», «Мишкины соседи» З. Н. Александровой (обе — 1936), «Огород» С. В. Михалкова (1936), «По следам» В. В. Бианки (1946 и 1958), «Сказка про храброго зайца» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1952), «Про птиц и зверей» В. В. Чаплиной и Г. А. Скребицкого (1952), «Кто как о детях заботится» Г. А. Скребицкого (1955), «Теремок» М. А. Булатова (1957), сказки «Нежеланный гость», «Мышонок заблудился» (обе — 1965) и другие.
Работал в монументально-декоративной, станковой скульптуре, скульптуре малых форм. В 1930–1938 исполнял образцы игрушек из папье-маше, резины, фанеры, дерева: «Красный конь», «Слон», «Зоопарк», «Птичий двор», «Три медведя», «Теремок».
Создал фонтан «Пеликан» (1935) и барельефный фриз «Наши заповедники» (1957) для Московского зоопарка; группу «Волчица с волчатами» для Нескучного сада (1938), барельефы для павильонов «Кролиководство», «Дальневосточный» и «Оленеводство», а также фигуры животных для павильона «Животноводство» на ВСХВ (1939–1940). Автор рельефов на темы басен И. А. Крылова на стелах к памятнику баснописцу в Калинине (автор памятника — С. Д. Шапошников).
В 1943–1949 работал на Гжельском керамическом заводе; выполнил статуэтки (майолика, терракота) — «Спящие лисята», «Спящий медвежонок», «Спящий лисенок», «Гималайский медвежонок», декоративное панно «Месть (Барс и орел)» (1943); изразцы — «Петух», «Перевертыш», «Кони», «Погоня» и другие.
С 1953 — художник Дмитровского фарфорового завода; создал работы — «Рысенок» (1954), «Зубр», «Зебра», «Жираф», «Ослик» (все — 1957), «Бурый медвежонок» (1960), «Что волки жадны, всякий знает» (1964); настенные панно-рельефы: «Кормящая косуля», «Лань», «Север» (все — 1961), «Гималайский медвежонок» (1961), «Волчонок» (1962). Выполнил также ряд декоративных сосудов, подвесных вазочек. Сотрудничал с Ленинградским фарфоровым заводом (карандашница «Дикобраз», 1958).
С 1923 — участник выставок. Член МОССХ (МССХ, МОСХ). Экспонировался на выставках объединений: Московское товарищество художников (1924), «Искусство — трудящимся» (ИСТР, 1927). Участвовал в выставках: рисунков современных русских скульпторов (1925), Всесоюзной полиграфической выставке (1927), московских скульпторов (1937), 1-й выставке анималистов (1939), книги и книжной графики Детгиза (1951), 4-й выставке работ художников книги (1953), Всесоюзных художественных выставках (1954, 1955, 1957), декоративных искусств (1955), прикладного искусства к 1-му Всесоюзному съезду советских художников (1957), «Народно-прикладное и декоративное искусство РСФСР» (1958), Республиканская художественная выставка «Советская Россия» (1960), новых образцов изделий художественной промышленности (1961), работ московских художников-анималистов (1962), «Искусство и быт» (1962; почетный диплом за панно-рельефы «Кормящая косуля», «Лань», «Север»), «Художники Москвы — 50-летию Октября» (1967), «50 лет советской художественной керамики и стекла» (1970) в Москве; скульптуры МОССХ (1940), Республиканской выставке декоративно-прикладного искусства (1964) в Москве и Ленинграде. Участник многих зарубежных выставок: Международной передвижной выставки «Звери в искусстве» (1930, Лейпциг, Винтертур, Цюрих, Санкт-Галлен, Базель), Международной выставки шедевров современной керамики и фарфора в Каннах (1955), советской графики и скульптуры в Улан-Баторе и Пхеньяне (1956), Всемирной выставки в Брюсселе (1957; большая золотая медаль за фигуры «Зубр», «Зебра», «Жираф»), Советского искусства в Веллингтоне (Новая Зеландия, 1957), Международной выставки керамики в Праге (1961; почетный диплом за бисквитную композицию «Гималайский медвежонок»).
Заслуженный художник РСФСР (с 1971).
Похоронен в Тарусе.
Выставка произведений прошла в Москве (2009 — «Художник из Соколовой пустыни»; приурочена к 110-летию со дня рождения), Горловке (2012).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный музей керамики и усадьба «Кусково» XVIII века, Горловский художественный музей.
В Соколовой пустыни открыт частный дом-музей Горлова.
Источники:
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе