1904–1979
Живописец, график, скульптор, сценограф
Третий из шести детей и старший сын Ф. И. Шаляпина и его второй жены — балерины И. И. Шаляпиной-Торнаги; брат актера Ф. Ф. Шаляпина. Детство провел в Москве. Учился в мастерской В. И. Шухаева в Петрограде (1919), затем в Москве: в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (1920–1923) у Д. Н. Кардовского, А. Е. Архипова, Ф. И. Захарова; на скульптурном отделении Вхутемаса (1923–1925). Посещал мастерскую С. Т. Конёнкова. Летние месяцы 1923 провел в Париже. Летом 1925 окончательно переехал в Париж, где отец приобрел для него мастерскую на Монмартре. Продолжил обучение в Академии Ф. Коларосси у Ш. Герена. Также работал в мастерских К. А. Коровина и Д. К. Степанова.
Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции на русские темы, этюды обнаженной натуры. В 1927, во время гастролей Ф. И. Шаляпина в лондонском Ковент-Гарден открыл в фойе театре первую персональную выставку (из 10 работ). Создал портреты С. В. Рахманинова (1929), К. Фаррера (1930), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), серию карандашных набросков с М. А. Чехова в различных ролях (1932). Выполнил обширную галерею живописных, графических, скульптурных портретов отца в сценических образах Владимира Галицкого, Бориса Годунова, Мельника, дона Базилио, Сальери.
В 1930-е написал декорации к опере «Демон» А. Г. Рубинштейна, в 1932 оформил кинофильм «Дон-Кихот» Г. Пабста с участием отца.
Принимал участие в выставках русского искусства в галереях «D`Alignan» (1931) и «La Renaissance» (1932). Экспонировался в Осеннем салоне (1930-е); в 1934 получил золотую медаль салона за деревянную скульптуру «Обнаженная».
В 1935 вместе с отцом переехал в США, где приобрел известность как портретист. Создал портреты многих заметных представителей музыкального и литературно-художественного мира — артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo — Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова; дирижеров С. А. Кусевицкого и А. Тосканини; скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера; композиторов С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского; пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна, Б. Джаниса; балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой; писателей Т. Драйзера, А. Труайя; авиаконструктора И. И. Сикорского; поэта Е. А. Евтушенко.
В 1942–1970 рисовал портреты для обложек журнала «Time»; выполнил более 550 обложек, из которых 414 были опубликованы. Среди них — обложки с портретами Джаварахлала Неру (24 августа 1942), Андрея Жданова (9 декабря 1946), принцессы Маргарет (13 июня 1949), Гарри Трумэна (23 апреля 1951), Марлона Брандо в роли Наполеона (11 октября 1954), Николая Булганина (25 июля 1955), Мерилин Монро (14 мая), Ричарда Никсона (5 ноября 1956), Мартина Лютера Кинга (18 февраля 1957), Александра Несмеянова (12 июня 1958), римского папы Иоанна XXIII (10 ноября 1958), Бориса Пастернака (15 декабря 1958), Никиты Хрущёва (28 сентября 1959), Юрия Гагарина (21 апреля 1961), Телониуса Монка (29 февраля 1964), Ареты Франклин (28 июня 1968), Голды Меир (1969) и многих других. В работе пользовался в основном фотографиями; лишь несколько портретов были созданы с натуры.
Помимо этого занимался промышленной графикой — оформлял рекламу пишущих машинок «Ремингтон», сберегательных облигаций США.
Работал в области станковой живописи и графики; выполнял пейзажи, картины религиозного содержания, натюрморты, карикатуры. Создавал скульптуры из дерева.
Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1935, 1937, 1938, 1958, 1959), Филадельфии (1937), Лос-Анджелесе (1941), Палос-Вердесе и Палм-Спрингсе (1942), Сан-Франциско (1944), Уэстпорте (1957), Аллентауне (1958), Эль-Пасо (1971), Палм-Бич (1957), а также Лондоне (1959), Москве (1968), Швейцарии (1973).
В 1960-е неоднократно приезжал в СССР, был принят министром культуры Е. А. Фурцевой. В 1962–1966 посещал Израиль; создал портреты видных политических деятелей — Бен-Гуриона, Голды Меир, Мошэ Даяна.
Мемориальные выставки прошли в Москве (1983, посольство США) и Нью-Йорке (1985/1986). В 2009 в Гринвиче (Коннектикут) прошла выставка неизданных обложек художника к журналу «Time» под названием «Лица истории».
Творчество представлено во многих музейных собраниях: Национальной портретной галерее Смитсоновского института в Вашингтоне; Музее музыкальной культуры им М. И. Глинки, Доме-музее Ф. И. Шаляпина в Москве; архив — в Национальном архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе