Кондратьев Павел Михайлович
1902–1985

КОНДРАТЬЕВ Павел Михайлович

14 (27) ноября 1902 (Саратов) — 26 апреля 1985 (Ленинград)

Живописец, график

Учился в студии пролеткульта в Рыбинске (1919–1921) у М. М. Щеглова, затем занимался во Вхутемасе — Вхутеине в Ленинграде (1922–1927) у А. И. Савинова, А. Е. Карева, М. В. Матюшина.

Работал хранителем в Рыбинском историко-художественном музее (1920). С 1922 жил в Петрограде — Ленинграде. В 1925–1932 — член коллектива «Мастера аналитического искусства» П. Н. Филонова; один из первых учеников его мастерской во Вхутеине. В «филоновской манере» создал графические серии «Композиции» (1928–1932), «Динамит» (1928). Вместе с Т. Н. Глебоовой участвовал в постановке оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» для Малого государственного оперного театра в Ленинграде (1932). После распада группы до 1935 продолжал работу под руководством П. Н. Филонова.

В 1932–1935 работал также в мастерской К. С. Малевича; после его смерти изучал систему Малевича при помощи К. И. Рождественского, Л. А. Юдина, Н. М. Суетина.

Участвовал в оформлении массовых празднеств. С 1930-х работал преимущественно в книжной графике; сотрудничал в Госиздате, издательстве «Детская литература» и других. Был близок к ОБЭРИУтам; находился в дружеских отношениях с Д. Хармсом (именем художника назван ряд персонажей Хармса). Выполнил иллюстрации к книгам: «Стася во дворце» О. Ф. Берггольц (1930), «Один… два… два» В. Цауме (1932), «Бибармейцы» А. В. Разумовского (1933), «Морж раздора» Ю. С. Рытхэу (1957), «Северная повесть» Ю. Полозова (1957), «Змеиное яблоко» Н. А. Заболоцкого (1972, в соавторстве с другими художниками).

Автор станковых циклов (живопись и графика): «Северный Кавказ», «Валдай», «Украина» (1938–1941), «Ремесленники» (1949), «Воспоминание о Чукотке» (1953–1972), «Псковская земля» (1956–1972), ««Снопы», «Катастрофы», «Чайники», «Свечи», «Самосожжение» (все — 1960–70-е), «Сестры милосердия» (1980-е).

В 1941–1945 — начальник маскировочной службы в составе ВВС Балтийского флота; создал цикл фронтовых рисунков. В 1950–60-е работал в промышленной графике (товарные знаки завода «Турбосталь», артели «Таицкий швейник»). Рисовал для журналов «Костер», «Нева». В 1960-х сблизился с кругом В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой; разрабатывал собственный живописно-пластический метод, близкий к системе В. В. Стерлигова и основанный на творческих и духовных поисках мастеров «классического авангарда». Оказал значительное влияние на художников следующего поколения — В. Ф. Матюх, П. Волкова, В. П. Поварову.

С 1927 — участник выставок (выставка мастеров аналитического искусства, Ленинград). Член ЛОССХ — ЛОСХ. Экспонировался на выставках: «Современные ленинградские художественные группировки» (1928–1929), произведений ленинградских художников (1939, 1951, 1952, 1953, 1958, 1960, 1961, 1964, 1975, 1978), «Книжная станковая графика ленинградских художников» (1955), весенние выставки произведений ленинградских художников (1955, 1956, 1965, 1970), осенние выставки произведений ленинградских художников (1956, 1958, 1978) в Ленинграде, ленинградских художников промышленности и декоративно-прикладного искусства (1950) в Москве и Ленинграде, ленинградских художников в Киеве (1938), 3-й Всесоюзной выставке акварели (1972) в Москве и других. Провел персональную выставку в Доме писателей в Ленинграде (1980).

Мемориальная выставка произведений состоялась в Санкт-Петербурге (2009); в 1995 в Санкт-Петербурге (ГВЗ «Манеж») прошла выставка «П. М. Кондратьев и художники его круга».

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

  • 18.01.2019 Итоги AI Аукциона № 261 Продано 50 % лотов. Покупали Москва, Санкт-Петербург, Люберцы, Владивосток
  • 18.01.2019 Букинистические шедевры на 137-м аукционе «Литфонда» 24 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых выставлены редкие книги, рукописи и автографы, фотографии и плакаты, эстампы и увражи, открытки и исторические документы: всего 400 лотов на общую сумму свыше 30 000 000 рублей
  • 17.01.2019 Редкие и ценные издания на 136-м аукционе «Литфонда» 19 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых представлены антикварные и букинистические книги, автографы, фотографии и открытки
  • 15.01.2019 Открыты 261-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это четыре живописные работы, восемь листов оригинальной и три — печатной графики, две работы в смешанной технике, два изделия из фарфора и одна авторская фотография
  • 11.01.2019 Итоги AI Аукциона № 260 Покупатели — Москва, Сочи, Краснодар
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх