1810–1885
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Трофимович
Живописец, график
Родился в семье греко-униатского священника Ф. И. Хруцкого.
Учился в Полоцком лицеуме на факультете свободных художеств. Около 1827, после его окончания, переехал в Петербург. До 1829 брал частные уроки у английского живописца Дж. Доу. Одновременно в качестве «постороннего» ученика посещал ИАХ, занимался под руководством А. Г. Варнека и М. Н. Воробьева. Копировал произведения из коллекции Эрмитажа. В 1836 за картину «Цветы и плоды» был награжден большой серебряной медалью и получил звание неклассного (свободного) художника. В 1838 удостоен малой золотой медали за картины «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок». В 1839 «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» избран академиком.
Жил в Петербурге. В 1844 купил имение Захарничи под Полоцком, и в следующем году поселился в нем. Неоднократно совершал поездки в Литву. Много работал по заказам литовского митрополита Иосифа Семашко: создал иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трех Мучеников в Вильно (1851). Выполнил цикл из тридцати двух портретов лиц духовного звания для архиерейского дома в Вильно, писал виды Вильно и его окрестностей для городской и загородной резиденций митрополита. Копировал картины западноевропейских мастеров.
Хруцкий принадлежит к числу крупнейших русских живописцев середины XIX века. Его творчество в целом сформировалось в русле салонно-академического направления. В 1830-х центральное место в нем занимал натюрморт. Эффектные композиции, написанные чрезвычайно красочно и декоративно, отличающиеся иллюзионистической точностью, пользовались высоким спросом и породили волну подражаний. По желанию заказчиков Хруцкий неоднократно повторял и варьировал мотивы натюрмортов.
С начала 1840-х работал преимущественно по церковным заказам, как пейзажист и портретист. Развивал так называемый жанр «в комнатах», представляющий собой синтез портрета, бытового жанра, порой пейзажа и натюрморта. Поздние произведения обнаруживают близость работам мастеров венециановской школы, в частности А. В. Тыранова, легкой сентиментальностью, созерцательностью, гармонией образов с окружающей их средой. Несколько изменилась и живописная манера, для которой стали характерны сухость письма, сдержанность, приглушенность колористического решения.
Произведения Хруцкого находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Национальном музее республики Беларусь в Минске.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Открыты 558-е торги аукциона ARTinvestment.RU
25.11.2024Открыт 239-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
25.11.2024Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе