Заха Хадид в Эрмитаже
В Николаевском зале Зимнего дворца проходит первая ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид в России. Представлено около 300 макетов, чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна
В Государственном Эрмитаже проходит первая ретроспективная выставка архитектора Захи Хадид в России. Проект подготовлен специально для Николаевского зала Зимнего дворца — одного из главных парадных исторических интерьеров музея. Выставка, подготовленная Государственным Эрмитажем и Студией Захи Хадид (Лондон, Великобритания), представляет около 300 макетов, чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна. В составе экспозиции — экспериментальные эскизы 1980-х годов, первые реализованные проекты, принесшие успех архитектору, и, конечно, работы последних лет, среди которых — опера в Гуанчжоу, Китай; центр Гейдара Алиева, Баку; музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский центр водных видов спорта; башни Signature и многие другие.
Заха Хадид — первая женщина-архитектор, ставшая одним из главных героев современной мировой архитектуры. Она сумела превратить сложное и рафинированное направление архитектурного «деконструктивизма» в общепризнанное актуальное течение мировой архитектуры. Ранние «бумажные» проекты Хадид не уступают в экспрессии и виртуозности рисунка эскизам последних лет. Сегодня Заха Хадид равно успешна в проектировании и стадионов, и центров современного искусства, и онкологических центров, и жилых районов, в экспериментах с дизайном и сценографией. Любовь к русскому супрематизму, изучению которого она посвятила многие годы, дает зрителям дополнительную возможность сформировать свой особый взгляд на творчество Хадид.
Заха Хадид не только прославленный зодчий, но также всемирно признанный теоретик и педагог. Ее проекты — результат скрупулезных исследований в области градостроительства, архитектуры, дизайна, которые Заха Хадид ведет уже более 30 лет, на протяжении своей архитектурной карьеры.
Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, Ирак. Изучала математику в Американском университете в Бейруте, а в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию — знаменитую сегодня Лондонскую архитектурную школу. В 1979 году, спустя два года после того, как она с отличием защитила свой выпускной проект в Ассоциации, Хадид основала собственную архитектурную мастерскую. Ее первый реализованный проект — Пожарная станция Витра — был завершен в 1993 году. До 1987 года Заха Хадид оставалась преподавателем Архитектурной Ассоциации, а позже была приглашенным профессором многих важнейших учебных заведений, включая Колумбийский университет, Гарвард и Йель. В настоящее время архитектор является профессором Венского университета прикладных искусств. В 2004 году в стенах Государственного Эрмитажа, в Эрмитажном театре, Захе Хадид была вручена Притцкеровская премия — высшая награда, которую часто именуют «Нобелевской» в области архитектуры.
Специфика исследований Хадид и ее старшего партнера Патрика Шумахера связана с зоной сопряжения архитектуры, градостроительства, геологии и ландшафтных исследований. Проекты Хадид объединяют и рукотворные системы, и созданную природой топографию, призывают на помощь одновременно новейшие инновационные технологии и фундаментальные принципы естественнонаучных процессов (что в первую очередь дает новый импульс и указывает альтернативный путь цифровому проектированию и современным производственным методам).
На ранние работы Захи Хадид большое влияние оказал русский авангард, в особенности творчество Казимира Малевича. Супрематические поиски нового понимания пространства нашли свое продолжение в таких нереализованных проектах, как «Пик», «Площадь Лестер», «Берлин 2000», «Томигайя», «Тектоник Малевича». В них уже присутствует ключевая идея экспериментов Захи Хадид — попытка открыть путь новому зодчеству, в котором предсказывается вся сложность, противоречивость и изменчивость архитектуры будущего.
Манифестами подобного трудного и подвижного пространства стали музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский олимпийский центр водных видов спорта, центр Гейдара Алиева в Баку. Но и в более ранних программных произведениях Хадид — Центре современного искусства Розенталя в Цинциннати, США; Опере в Гуанчжоу, Китай, — в архитектуре претворяются идеи новых пространственных законов, уникальной динамики, выразительных образов будущего.
Студия Захи Хадид также остается пионером в области предметного дизайна. Как правило, произведения появляются в сотрудничестве с компаниями, для которых особую роль играют передовой дизайн, революционные технологии и инженерные решения. Так появляются на свет бесшовные поверхности и знаменитые текучие формы «космических цветов» Захи Хадид.
В настоящее время студия Захи Хадид ведет работу над множеством проектов по всему миру, в том числе над Новым национальным стадионом для Олимпийских игр 2020 года в Токио; Институтом Слейк Рит в Пномпене, Камбоджа; жилым комплексом на 28-й Западной улице в Нью-Йорке; Центральным банком Ирака и Большим театром в Рабате, Марокко.
Выставка подготовлена в рамках архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, изучать и экспонировать произведения XX — XXI веков. Куратор выставки — Ксения Малич, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. В разработке концепции проекта принимали участие Заха Хадид и Патрик Шумахер, Великобритания.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150721_hermitage_zaha_hadid.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150721_hermitage_zaha_hadid.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.