«Японская ксилография XVIII — XIX веков» в Пушкинском музее
В ГМИИ открылась мини-выставка из цикла «Техники гравюры XV — XX веков: от гравюры на дереве до шелкографии», которая продлится до 15 марта
В Главном здании ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась мини-выставка «Японская ксилография XVIII — XIX веков» из цикла «Техники гравюры XV — XX веков: от гравюры на дереве до шелкографии».
Техника ксилографии или печати с деревянных досок появилась в Японии около VII в. н. э. вместе с распространением буддизма из Китая. Печать с деревянных досок использовалась при изготовлении черно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текстов сутр, но художественного расцвета ксилография достигла лишь в XVIII — XIX столетиях.
В процессе создания японской цветной гравюры на дереве участвовали художник, резчик и печатник. Важная роль принадлежала также издателю, изучавшему спрос и определявшему тираж. Зачастую именно он задавал тему гравюры и влиял на характер издания, приглашал художника, резчиков и печатников для выполнения работы.
Техника была основана на точности и жестком линеарном исполнении рисунка и не допускала никаких живописных размывов кисти. Традиционность художественного языка; условия, которые накладывала техника ксилографии; студийный процесс, когда работа разделялась на несколько этапов. Все это вместе взятое обеспечивало определенную изобразительную логику элементов линии, пятна и орнамента.
На мини-выставке представлены работы ведущих мастеров японской гравюры XVIII — XIX вв., таких как Судузуки Харунобу, Китагава Утамаро, Утагава Хиросигэ, Коцусика Хокусай, иллюстрирующие основные этапы развития искусства укиё-э.
Подробнее о цикле выставок «Техники гравюры XV — XX веков: от гравюры на дереве до шелкографии»
Процесс создания гравюры нередко представляется делом таинственным и непонятным, в чем-то сродни занятиям алхимией и магией. Как деревянная доска, поверхность которой была прорезана металлическим штихелем-резцом, дает в оттиске на бумаге «Четырех всадников Апокалипсиса» Дюрера? Как медная доска, обработанная офортными иглами и азотной кислотой, превращается в известнейший офорт Рембрандта «Три креста»? Конечно, без магии искусства тут не обойтись, но есть и реальные физические процессы, которые стоят за созданием любой гравюры.
Цель этой серии небольших графических выставок, организованной ГМИИ имени А.С. Пушкина, — познакомить зрителей с особенностями каждой из техник гравюры на примере лучших листов из собрания Музея. В экспозиции можно увидеть гравюры на дереве, офорты, гравюры резцом, гравюры карандашной манерой, литографии и пр. На регулярных встречах с кураторами — хранителями коллекций, которые будут проходить по пятницам, зрители смогут узнать, в чем заключается специфика гравюры как одного из видов изобразительного искусства, как создается оттиск на бумаге. Музейные специалисты расскажут об истории создания тех или иных гравюр на примере работ крупнейших мастеров XV — XX веков.
Довольно часто можно услышать мнение, что гравюра лишь воспроизведение оригинальной композиции, рисунка или живописного полотна, созданного художником. В том, что это не так, посетители выставок из серии «Техники гравюры» смогут убедиться, познакомившись с виртуозными работами мастеров минувших столетий.
Цикл мини-выставок «Техники гравюры» рассчитан на три года. В прошлом, 2014 году, вниманию зрителей были представлены четыре экспозиции, посвященные XV—XVI векам — самой ранней эпохе в истории европейской гравюры. В ходе этих выставок были показаны гравюры Альбрехта Дюрера, его предшественников и современников. Во время встреч со зрителями, проводившихся по пятницам, хранитель фонда немецкой графики Г. С. Кислых рассказала о технике гравюры на дереве и о гравюре резцом.
Начиная с февраля 2015 года Музей продолжает показ мини-выставок о техниках гравюры. Ее открывают выставки, посвященные техникам гравюры на дереве, — кьяроскуро (куратор Ю. А. Меренкова, хранитель фонда итальянской гравюры) и японской ксилографии (куратор А. И. Юсупова, заведующая Отделом графики, хранитель фонда японской гравюры). Раз в квартал цикл выставок «Техники гравюры» будет прерываться мини-выставками, посвященными техникам рисунка и приуроченными к проведению акций «Рисуем вместе». Они представят зрителям работы известных художников, выполненные сангиной, графитным карандашом, бистром, сепией и т.д. (куратор М. И. Майская, хранитель фонда итальянского рисунка).
Цикл мини-выставок «Техники гравюры»
Японская ксилография XVIII–XIX веков. 03.03–15.03.2015
Встречи с куратором в рамках цикла «Пятницы в Пушкинском» (06.03.2015 и 13.03.2015)
Гравюра резцом. 31.03–12.04.2015
Встреча с куратором в рамках цикла «Пятницы в Пушкинском» (03.04.2015)
Офорт. 14.04–26.04.2015
Встреча с куратором в рамках цикла «Пятницы в Пушкинском» (17.04.2015)
Цикл мини-выставок «Техники рисунка»
Черный мел и сангина. 17.03.–29.03.2015
Выставка приурочена к акции «Рисуем вместе» (29.03.2015)
Встреча с куратором в рамках цикла «Пятницы в Пушкинском» (20.03.2015)
Источник: artsmuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150305_yaponskaya_ksilographiya.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150305_yaponskaya_ksilographiya.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.