«Саломея» Вадима Сидура в «Манеже»
В Центральном выставочном зале «Манеж» с сегодняшнего дня представлен ассамбляж Вадима Сидура «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1977), подаренный музею сыном художника, а также 12 линогравюр
В Центральном выставочном зале «Манеж» с сегодняшнего дня представлен ассамбляж Вадима Сидура «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1977). Это одна из трёх скульптур, полученных Музейно-выставочным объединением «Манеж» в дар от сына художника, Дмитрия Вадимовича Сидура, и прибывших из Берлина в конце 2014 года. На выставке также показаны 12 линогравюр Сидура из цикла «101» (1971).
Вадим Сидур (1924–1986) — выдающийся российский скульптор, получивший мировое признание. Вернувшись с фронта, закончил факультет монументальной скульптуры Строгановского училища, в дальнейшем жил и работал в Москве. От реалистической пластики середины 1950‑х годов творческие поиски художника привели его к разрыву с соцреалистическим каноном, а позже — к авангардным скульптурам циклов «Гроб-Арт» и «Железные пророки», для которых Сидур использовал канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы человеческой цивилизации.
В Советском Союзе работы Вадима Сидура не выставлялись, но в конце 1960‑х годов появились первые публикации о нём на Западе, а затем и многочисленные персональные выставки. Скульптуры по его моделям были установлены в Германии и США. Всё это принесло художнику прижизненную мировую известность.
Музей Вадима Сидура в Москве возник в 1987 году как общественная инициатива на основе персональной выставки скульптора в Выставочном зале Перовского района г. Москвы (с 1995 — Московский государственный музей Вадима Сидура). Сейчас музей входит в Музейно-выставочное объединение «Манеж». Основная экспозиция показывает скульптурное и графическое наследие художника во всем его многообразии.
Легенда о Саломее — распространенный сюжет западноевропейской и русской живописи. Художников во все времена привлекали его яркий драматизм и внутренняя динамика. У Сидура представлен трагический финал — Саломея с головой Иоанна Крестителя на блюде. Этот вариант — самый статичный, но и самый эмоционально напряжённый. Пытаясь передать внутренние переживания героини, разные художники варьируют их от холодного безразличия и насмешки до сожаления и ужаса. «Саломея» Сидура — при всей гротескной условности её образа и необычности пластического решения — воплощение бездушной красоты, надменности и жестокосердия.
Интересно, что Сидур предпочитал называть эту скульптуру «Дочь Ирода» (в Евангелии Саломея не названа по имени, имя дочери Иродиады известно из других источников). Возможно, этим художник хотел подчеркнуть, что имел в виду именно библейскую Саломею, а не персонаж одноименной пьесы Оскара Уайльда с её акцентом на эротизм и порочность, который оказал преобладающее влияние на изобразительную традицию ХХ века.
Источник: пресс-релиз ЦВЗ «Манеж»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150305_sidur.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150305_sidur.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.