А. П. Чехову от Ю. Ващенко. Трансформация времени
В экспозиции выставки, организованной галереей ГРОСart и «Театром “Школа драматического искусства”» представлена серия из 34 литографий. Выставка открывается завтра и приурочена к премьерному показу пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» в постановке Игоря Яцко
Завтра, 14 января в помещении «Театра “Школа драматического искусства”» открывается выставка «А. П. Чехову от Ю. Ващенко. Трансформация времени», организованная галереей ГРОСart совместно с Театром и приуроченная к премьерному показу пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» в постановке Игоря Яцко.
Предыстория выставки такова. В 1989 году норвежский коллекционер и меценат Эйвин Юхансен пригласил московских художников Юрия Ващенко и Игоря Макаревича в Париж для изучения современных технических основ литографии и создания графической серии, посвященной А. П. Чехову. Ващенко сосредоточил свое внимание на пьесе «Вишнёвый сад», Макаревич выбрал «Чайку», а вскоре присоединившийся к ним Олег Васильев облюбовал «Дом с мезонином». В 1990 году готовые литографированные серии были изданы Юхансеном в виде двухтомного каталога с комментариями, а в 1992-м показаны в Центре современного искусства в Черниговском переулке в Москве на выставке «Чехов — три взгляда».
Тематическая выставка «А. П. Чехову от Ю. Ващенко. Трансформация времени» напоминает об этом неординарном интеллектуально-художественном проекте и вместе с тем вносит новый акцент в отражение сегодняшним художественным языком образно неиссякаемой чеховской темы. Рядом с созданными ранее печатными листами в экспозиции представлены оригинальные листы, исполненные специально для выставки.
Юрий Ващенко о работе над чеховской темой и экспозицией будущей выставки
В одном из своих московских интервью в 1989 году П. Штайн сказал: «Чехов — всегда провокация, вызов, а совсем не масштаб, для определения реализма». Одной из особенностей чеховской драматургии является почти полное отсутствие действия. Действие уступает место слову. Характерные для персонажей Чехова состояния — сомнение, инертность, инфантилизм — подменяют реальное действие словесным наименованием, желанием такого действия.
Именно это и подтолкнуло меня к использованию фотографий — документального, статистического материала, так или иначе связанного с именем Чехова, его средой, его временем. Эти фотографии создают первый слой литографий.
Парадоксализм писателя ставит под сомнение и героическую риторику, и эстетические каноны, заменяя экстремальную героику будничной закономерностью, а эстетическую утончённость — эклектической случайностью. Настаивание на простом, обыкновенном, повседневном (что проявляется уже в самих названиях его пьес: «Иванов», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Комедия» и пр.) переводится мной в незамысловатый жест — по-детски начирканный на сложной поверхности фотографии и самой своей элементарностью вступающий в конфликт с изяществом этой поверхности.
С другой стороны, фотографии близких, друзей, известных актёров начала века, разрушаясь, трансформируются в образы персонажей пьесы, переходят в другое время. Статика и эстетизм этих фотографий смешиваются с небрежностью антиэстетического вычёркивания слов, якобы произнесённых и якобы зовущих к действию. Псевдодинамизм такого вымарывания является для меня визуальным, наглядным символом чеховской драматургии.
Формально серия, состоящая из тридцати литографий, разделена на четыре части, подобно четырём актам пьесы, в каждой из частей фотография определяет как бы «тему» последующих «вариаций».
Первые семь листов формируются из фотографии Комиссаржевской, подаренной Чехову где-то в 1900 году, в период зарождения «Вишнёвого сада». Эта фотография, постоянно находясь в поле зрения писателя, могла стать поводом для создания любого из женских образов.
Фотографии семьи Чехова формируют вторую часть альбома, где образы отца, матери, дяди и т.д. трансформируются, уступая место персонажам чеховских пьес.
В третьей части использован аналогичный ход с фотографией одного из участников премьеры «Вишнёвого сада». Фотография датирована 17.01.1904 года, днём этой премьеры.
Четвёртая часть построена на материале фотографии, не имеющей прямого отношения к Чехову, но являющейся типичной бытовой, семейной фотографией того времени (фотография датирована 1903 годом). Кажется, что персонажи, изображённые на ней, объединены каким-то немым вопросом, напряжённым ожиданием, прислушиванием к «звуку лопнувшей струны», проходящей жизни, не оправдавшихся надежд.
Альбом заканчивается страницей из записной книжки Чехова, символизирующей и заброшенный дом, и вырубленный сад, и забытый мир… нерешительный отказ от написанного, задуманного, сделанного.
***
Юрий Ващенко родился в 1941 году в Москве. В 1963 окончил Московский государственный полиграфический институт. С 1974 член Союза художников СССР. С 1972 постоянно участвует в выставках в России и за рубежом.
Выставка открыта в помещении «Театра “Школа драматического искусства”» с 14 января по 9 февраля 2015 ежедневно с 12.00 до 17:30 (перерыв с 15:00 до 16:00). Вход свободный, просьба обращаться в кассовый зал театра.
Театр “Школа драматического искусства”
Москва, ул. Сретенка, 19
Ст. метро «Сухаревская»
Тел.: +7 495 632 93 44; +7 495 632 9232
www.sdart.ru
Галерея ГРОСart
Москва, ул. Пречистенка, 30/2
Ст. метро «Кропоткинская», «Парк культуры»
Тел.: +7 495 933 51 70 (доб. 118)
www.grosartgallery.com
Источник: пресс-релиз галереи ГРОСart
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150113_vaschenko_gros_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150113_vaschenko_gros_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.